«ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка (младшая группа)

Толстова Ирина Евгениевна

 «ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Авторское дидактическое пособие «Занимательный куб»

Из опыта работы воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1 «Звёздочка» Толстовой Ирины Евгениевны                                                                                           

Содержание

  1. Теоретическая часть
  1. Актуальность темы.
  2. Цель и задачи дидактического пособия «Занимательный куб».
  3. Рекомендации по работе с развивающим кубом.
  1. Практическая часть
  1. Этапы изготовления дидактического куба своим руками.
  2. Использование «Занимательного куба» в образовательных областях по ФГОС ДО.
  3. Игры, задания и упражнения  с  развивающим пособием.
  1. Заключительная часть
  1. Итоги реализации проекта «Методическое пособие своими руками «Занимательный куб».
  2. Литература.

  "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".                                                      

В. А. Сухомлинский.

Актуальность темы

Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития. Сенсорное развитие включает в себя формирование восприятия цвета, формы, величины, пространственных отношений между предметами.  Очень важным является развитие мелкой моторики рук.

Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств.  У него есть глаза, уши, кожа, которая обладает чувствительностью, позволяющей осязать предмет, игрушку. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира.

Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.

Что же такое сенсорное развитие?

Сенсорное развитие – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.д.

Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры созданной человечеством.

В младшем дошкольном возрасте  дети должны научиться выделять цвет, форму и величину, как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Начиная с 4 года жизни, у детей формируются сенсорные эталоны.

Вы знаете что такое «сенсорные эталоны»?

Сенсорные эталоны – это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует их знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и соотношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнение все более сложных глазомерных действий.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсомоторная культура – это  умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения. 

Цель и задачи дидактического пособия «Занимательный куб»

Основным видом деятельности дошкольников является игра, а применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса. Поэтому я решила реализовать все эти задачи через создание развивающих и дидактических игр в виде, разработанного мною,  методического пособия «Занимательный  куб» своими руками.

Главной целью сенсорных дидактических и развивающих игр для малышей является накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях  по изобразительной деятельности, конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а так же использовать их в разнообразных ситуациях, повседневной жизни.

Указанная цель достигается через решение следующих взаимосвязанных задач:

  1. Обогащение предметно-развивающей среды группы.
  2. Разработка дидактических игр и упражнений с данным пособием по основным направлениям развития ребёнка.
  3. Обеспечение использования игрового пособия детьми разного уровня развития:

∙  развивать сенсорное восприятие (цвет, форма, величина);

  развивать мелкую моторику рук;

∙  развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;

∙  развивать речь, память, внимание, воображение;

∙  развивать тактильные ощущения;

 развивать слуховое восприятие;

 развивать зрительное восприятие;

 восприятие пространства и времени;

  воспитывать познавательный интерес;

  развивать у детей коммуникативные способности.

Характерной особенностью организации образовательной деятельности по формированию у детей сенсомоторной культурной практики является систематизирование представлений о свойствах и  качествах, которые являются основой — эталонами обследования любого предмета, доступность и практичность использования.

Рекомендации по работе с развивающим кубом

На начальном этапе знакомства с развивающим пособием «Занимательный куб», хотелось бы дать следующие рекомендации  по работе с ним:

Сопровождайте действия словесным объяснением, опираясь на влечения ребенка его желания и потребности.

Анализируйте работы детей по степени самостоятельности выполнения  заданий.

Результатом усвоения заданий будет самостоятельная работа с пособием без вашей помощи.

Проверяйте последовательность выполнения задания.

Наблюдайте также за темпом работы ребенка. Оказывайте помощь медленно работающим детям.

Сравнивайте результаты работы ребенка только с его же собственными достижениями.

Постоянно поощряйте все усилия ребенка и само его стремление узнавать новое, научиться новому.

Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о дидактическом и развивающем  пособии, которое я использую в работе с детьми и советую играть с ним дома, для развития у детей сенсорных способностей.

Этапы изготовления дидактического куба своим руками

         Я очень люблю вязать, поэтому моё авторское пособие представляет собой куб (20*20см) из 6 разноцветных граней, связанных крючком  и соединенных между собой. На каждой стороне куба закреплены многофункциональные детали.  Разнообразные пуговицы, карабин-застёжка, замок-молния, шнуры, пряжка, верёвочки, колечки, деревянные бусы, резинки, липучки, прищепки – все эти безопасные предметы крепко держатся на пособии.  А так же элементы, связанные мною крючком и вырезанные из фетра. Из разноцветных граней с закреплёнными деталями формируем куб. Внутри куба расположены поролоновые пластины. Особое внимание уделено подбору сенсомоторных объектов для пособия в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.   

  1. Необходимо связать крючком шесть одинаковых разноцветных квадратов (20*20см) – граней для куба.                                                                                   
  2. Изготовить из поролоновых пластин куб (20*20*20см), эстетично обтянуть его прочной тканью. 
  3. На каждой грани по отдельности прочно и аккуратно закрепить детали будущих развивающих игр, заданий и упражнений. Необходимо использовать безопасные предметы и крепления.
  4. Затем соединить готовые детали между собой в куб.

 

 «Занимательный куб» — это удобная форма подачи игрового и познавательного материала в различных видах деятельности. Различные задания с использованием этих предметов, носят игровой характер.

Использование «Занимательного куба» в образовательных областях

Разработанное мною дидактическое пособие «Занимательный куб» – это  мобильное устройство, дающее возможность для самовыражения детей, их эмоционального благополучия.

Игры и упражнения по сенсомоторике с использованием «Занимательного куба», помогают детям дошкольного возраста во всех образовательных областях (в соответствии с ФГОС ДО):

Физическое развитие: кисти  и пальцы рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, движения становятся координированными, уверенными, что значительно расширяет круг практической деятельности детей.

Познавательное развитие: занимательный куб играет существенную роль в развитии восприятия, памяти, внимания, мышления; происходит формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Речевое развитие: обогащается активный и пассивный словарь детей; совершенствуется диалогическая речь.

Социально-коммуникативное развитие: дети растут активными, самостоятельными, любознательными, приобретают опыт. Происходит саморегуляция собственных действий. Им приятно осознавать, что они уже многое могут делать сами, что у них многое получается и это осознание живет у них внутри. 

Художественно-эстетическое развитие: у детей развиваются творческая активность и воображение. Происходит становление эстетического отношения к окружающему миру.

 

Занимательный куб – это игрушка, дающая огромный простор для манипулирования; тренирующая тактильное и зрительное восприятие, развивающая ориентацию в пространстве; развития внимания, памяти, мышления, моторики рук и речи.

Занимаясь с кубом, ребенок осваивает навыки взаимодействия со сверстниками, умения выполнять игровые задачи. В работе с пособием можно использовать стихотворения, потешки, песенки, музыкальные произведения, придумывать разнообразные истории, чтобы ещё больше заинтересовать ребенка, вызывая у него положительные эмоциональные чувства.  Его можно использовать как при ознакомлении детей с новым материалом, так и при закреплении материала.     В современной системе сенсомоторного воспитания определённое место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и двигательные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребёнка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе интересных игровых действий.

Игры, задания и упражнения с  развивающим пособием

1. Зелёная сторона. Здесь пришиты разноцветные пуговицы и съёмные, вязанные крючком, цветы, которые пристёгиваются.  Пришиты фетровые листочки, на которых прикреплены насекомые и пластиковые камни. «Цветочная полянка», «Покажи листочки», «Найди по цвету», «Найди божью коровку», «Капельки росы», «Собери цветочки», «Покажи цветок  жёлтого цвета, зелёного, красного…»

2. Синяя сторона. Пирамида из фетра состоит из шести цветов.  Каждая деталь прикрепляется на липучку. «Собери пирамидку», «Назови цвета», «Приклей деталь», «Найди полоску жёлтого цвета, зелёного…»

3. Розовая сторона.  На этой стороне пришиты геометрические фигуры разного цвета, изготовленные из фетра. На них крепятся на липучках такие же, но объёмные геометрические фигуры, которые легко снимаются.  «Найди геометрические фигуры», «Найди похожую фигуру», «Разноцветные фигуры» «Цвет и форма» « Это круг, квадрат и т. д.»  «Покажи квадрат, круг. Какого он цвета?» «Потрогай фигуры», «Какая фигура спряталась?», «Чего не хватает?»

4. Фиолетовая сторона.  На этой стороне находятся молния, шнуровка, пуговицы различной величины, пластиковые камни, деревянные бусы, застежки, резиночки, декоративные прищепки. «Мамины бусы», «Завяжи шнурок», «Застегни молнию»,  «Весёлые прищепки», «Натяни резиночку», «Шнуровка», «Что блестит?», «Пуговицы встретились», «Поиграем с прищепками».

5. Голубая сторона  Здесь по всей диагонали расположилась радуга из разноцветного фетра.  Фетровое облако с разрезом, в которое можно спрятать свисающие верёвочки. Весёлое солнышко из фетра, в лучики вшиты бусины. «Солнышко и дождик», «Весёлая радуга», «Ленточки дождя», «Лучики солнышка», «Дождик идёт», «Дождик кончился», «Потрогай лучик», «Спрячь тесёмочки».

6. Жёлтая сторона  На этой стороне закреплён пластиковый карабин-застёжка, движущая пряжка, пуговицы разной величины и формы, шнуры, верёвочки, колечки. «Найди котёнка», «Завяжи узелок», «Покажи бабочку», «Колечки», «Где спряталась лягушка?», «Открой замок», «Вправо-влево».

Первые игры должны быть легкими для восприятия. На каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый признак:  цвет, форму или величину. Не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры. Обучение должно проходить в игровой форме. Постепенно усложнять задания.

Сенсомоторную культуру ребенка раннего возраста целесообразно  рассматривать как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения детей.  Формирование сенсомоторной культурной практики осуществляется в ходе специальных игр-занятий, в процессе дидактических игр и упражнений,    в продуктивных видах деятельности (аппликация, рисование, лепка, конструирование, моделирование), в процессе труда в природе, в повседневной жизни детей: игре, на прогулке, в быту, в процессе практических действий с предметами и наблюдений. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания.

«Сенсо» – чувство,  «моторика» – движение. Именно в дошкольном детстве у детей формируется образ «телесного Я», они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Пусть ребенок знакомится с окружающим миром: щупает, смотрит.

Поэтому надо помнить: все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе. Чем больше дети познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и всё это позволит легче учиться. Чтобы взять одной рукой предмет, ребенок должен быть уже моторно-готовым к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет и ощутить его. Значит, научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, и он сможет ими познать многое и разное.

Итоги реализации проекта «Методическое пособие своими руками «Занимательный куб»

Сенсомоторное насыщение развивающей предметно – пространственной среды в группе обогащается за счет наглядно-игрового пособия.

Авторское наглядно – игровое пособие обладает целым рядом несомненных достоинств, позволяющих широко применять данный материал,  как в практике педагога, так и в семье:

  • доступность дидактического пособия позволяет  поддерживать положительный эмоциональный фон на занятиях;
  • вариативность использования позволяет индивидуально подойти к особенностям восприятия разных детей, осуществить ненавязчивое повторение и закрепление нужных учебных навыков;
  • высокий уровень оформления наглядно-игрового пособия стимулирует процесс освоения материала, способствует развитию эстетического вкуса и творческого мышления.

Многофункциональность данного дидактического пособия предполагает возможность его использования во время образовательной деятельности, а так же воспитателями групп в режимных моментах и в самостоятельной игре детей. Использование данного пособия в процессе обучения позволяет удовлетворить познавательные, игровые и личностные потребности ребенка.

Мы все хотим, чтобы лицо малыша радостно сияло, музыка радовала его слух, произведения искусства радовало глаз, тело было пластичным, а руки ловкими и умелыми. Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть. До самореализации – долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство.

Список литературы

1. Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. с нем. под редакцией В.В. Юршайкина. - М.: Просвещение, 1994 - 64 с.

2. Бейлина, А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. - №3. - С. 16 - 19.

3. Богусловская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богусловская, Е.О. Смирнова - М.: Просвещение, 1991. - 207 с

4. Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду / А.К. Бондаренко - М.: Просвещение, 1991. - 197с.

5. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г Пилюгина, Н.Б. Венгер - М.: Просвещение, 1998.- 143с.

6. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей

7. Панова, Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006.-394с.

8 .Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. поп. пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 237 с.

9. Раннее детство: познавательное развитие: методическое пособие/ Е.Б. Волосова, Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина М.: Мозайка-Синтез, Творческий центр «Сфера», 2003. - 150 с.

10. Сенсорное воспитание в детском саду / / Под ред. Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьяковой, Метод. Указание - М.: Просвещение, 2001. - 176 с.

11 .Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). - М.: 2002. - 310

12. Сенсорное воспитание дошкольников /. Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой - М., 1993. - 226 с.

13. Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир. Кн. для воспитателя дет. сада/ Е.В. Субботский - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование сенсомоторных функций у детей – сирот дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

Проблемы интеллектуального развития воспитанников дошкольного возраста выражаются, прежде всего,  в нарушении познавательной деятельности. У детей-сирот снижена ориентировочная деятельность...

Развитие сенсомоторных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством лепки.

Статья рассказывает об опыте работы воспитателя по сенсомоторному развитию детей....

Информационный буклет для педагогов и родителей "Формирование познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста через игры с песком "

Кинетический песок — это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса, это уникальный материал для детского творчества. Перенос традиционных педагоги...

презентация "Формирование конструктивных способностей у детей младшего дошкольного возраста"

презентация "Формирование конструктивных способностей у детей младшего дошкольного возраста...

Формирование творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста (на примере рисования). Ранний возраст

Цели и задачи :   -  Развитие  творческих  способностей ребенка является      необходимым условием для развития личности в целом- ...

Формирование творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста

С детства, закладываются основные этапы  развития личности и формирования творческих способностей. С психологической точки зрения, дошкольное детство, является благоприятным периодом для развития...