Инновационная деятельность. Исследовательский проект по теме "Богатыри земли Русской"
проект (старшая группа)

Шундикова Екатерина Александровна

Цель проекта: Формирование патриотических чувств старших дошкольников, уважительного отношения ко взрослым, к защитникам Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bogatyri.doc354 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное учреждение

Выровский детский сад «Колосок»

Исследовательский проект

«Богатыри земли русской»

в старшей разновозрастной  группе

Описание: https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-05/1622027084_15-phonoteka_org-p-tri-bogatirya-art-krasivo-18.jpg

Автор:

Воспитатель Шундикова Е.А.


Проект «Богатыри земли русской»

Разделы: Работа с дошкольниками

Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный (2 недели), познавательный.

Участники проекта: Воспитанники  старшей разновозрастной группы, родители детей, воспитатель.

Возраст детей: 5-7 лет.

Актуальность: патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с    самого юного возраста. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Наша задача дать детям основные представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это обогатит их любовь к Отчизне, вызовет стремление быть похожими на наших великих предков. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Проблема:  наши дети уже не мечтают стать доблестными воинами и не считают защиту своей Родины - священным долгом. Реализация данного проекта расширит познания детей об истории родной страны, позволит воспитать желание защищать свою Родину, своих близких.

Цель: развивать патриотические чувства детей на основе знакомства с героическими образами былинных богатырей.

Задачи:

формировать представление детей о героическом прошлом русского народа; 

истории Руси, какими были первые защитники русской земли и земли родного края;

расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, рассказов об исторических событиях на Руси и в родном крае, музыкальных произведений, иллюстраций картин художников;

развивать чувства патриотизма с использованием былин и легенд русского народа;

развивать свободное общение с взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

обогатить словарный запас;

познакомить с литературными произведениями и устным народным творчеством, связанными с темой проекта; 

приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус;

развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество; знакомить с произведениями живописи, связанными с темой проекта;

формировать у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

воспитывать интерес к национальной культуре, чувство гордости за своих предков;

рассказать детям о профессии: «современных богатырей»: военные, полицейские, МЧС, пожарные и сравнить их с богатырями.

Содержание

1. Выбор темы проекта - удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей.

2. Планирование «Модель трёх вопросов».

Составление «Системной паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта).

Планирование конечного продукта. В данном случае изготовление книжки сделанной детьми вместе с родителями.

3. Реализация проекта организация деятельности детей в центрах активности, оснащение центров оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта:

Создание развивающей среды (оснащение центров активности);

4. Книжка - малышка (дети вместе с родителями)

Образовательная область.

Непосредственно-образовательная деятельность.

1.Социально-коммуникативное развитие

Беседы на темы: «Россия родина моя»«Откуда пошла русская земля…»

Составление рассказов по картине Васнецова «Три богатыря»

Составление творческих рассказов на тему«Если бы я был богатырь»

Режиссерская игра:

«Три богатыря», «Алеша Попович и Тугарин змей»

Настольно – печатные игры:

«Разрезные картинки», кубики «Русские богатыри»

Дидактические игры:

«Что лишние?»«Что нужно богатырю»«Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию»«Славянская семья и ремёсла»

Деятельность педагога, детей и родителей. Деятельность педагога - подбор методической литературы, художественной литературы, пополнение книжного уголка, подбор наглядного материала для бесед, НОД, дидактических игр, подбор музыкального репертуара, подготовка консультаций для родителей.

Совместная деятельность педагога с детьми. Проблемные ситуации

модель трех вопросов

Что мы знаем о богатырях? Что хотим узнать? Где мы можем узнать?

А сейчас есть богатыри?

Почему у них такие интересные имена?

Какие еще были богатыри?

Чем они занимались?

Кто был родителями таких богатырей?

В интернете, спросить у родителей, спросить у воспитателей, по телевизору есть передачи и мультфильмы.

2. Художественно-эстетическое развитие.

Рисование: «Богатыри земли русской», «Змей Горыныч»

Аппликация: «Доспехи и оружие богатырей»,

Пластилинография«Богатырский конь»

Рассматривание картин:

«Богатыри» В. Васнецова

«Три богатыря» В. Васнецов

«Витязь на распутье» В. Васнецов

«Битва на Калиновом мосту» В. Васнецов

«Настасья Микулишна» Васильев (женщина богатырь)

«Илья Муромец» Рерих.

3. Речевое развитие

Составление описательного рассказа по картине «Три Богатыря» В. Васнецова.

Пересказ сказки А. Н. Афанасьева «Никита Кожемяка»

Разучивание пословиц о доблести и любви к Родине;

Чтение сказок:

А. С. Пушкин  «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

А. Н. Афанасьев: «Илья Муромец и Соловей разбойник»«Илья Муромец и змей»«Алеша попович»«Фома Беренников»«Буря богатырь»«Семь Семионов».

Белорусская сказка «Федор Набилкин и настоящие богатыри»

былины «Русские богатыри»

картотека стихов

картотека пословиц, загадки

Е. А. Николаева «Чудо - богатыри земли Русской»

Словарная  работа: Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжение, славяне, русичи, былины, топкие, болота, меч, булава, палица, кистень,копье, секира, чекан, топор, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.

Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине.

4. Познавательное развитие

Рассматривание книг о богатырях;

Просматривание мультфильмов о богатырях- «Два богатыря», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник»

5.Физическое развитие

Подвижные игры по теме «Богатыри»:

«Поймай хвост» (ловушки с ленточками, «Змейка» 

Игры эстафеты«Перетягивание каната»«Бой подушками»

Спортивная эстафета «сильные, смелые, ловкие»

Физкультминутки«Богатыри»«Мы теперь богатыри»

Пальчиковые игры«Русь идем мы защищать»

Русская история для детей. Богатыри

Говоря о князе Владимире, мы выяснили, что Добрыня Никитич – русский богатырь, герой былин, сказок, фильмов и мультфильмов, по мнению историков, на самом деле существовал и приходился родным дядей по матери князю Владимиру, а также, предположительно, сыном древлянина Мала, который убил князя Игоря и которому мстила Ольга. Добрыня опекал князя Владимира с детства, а потом был его помощником и управлял Новгородом, вслед за Владимиром принял христианство и принимал участие в крещении Руси. Так, становится понятно, почему в былинах и летописях подчеркивается близость Добрыни к «ласковому князю Владимиру, а в Новгородской летописи образ наместника Добрыни даже заслоняет собой на первых порах юного князя Владимира Святославовича.

Однако древнерусский эпос не был записан вовремя и дошел до наших дней лишь в пересказах, сохраненных устной народной традицией. После нашествия монголо-татар погибло очень много людей, в первую очередь воинов и дружинников, которые и были носителями традиций, в результате в какие-то моменты русской истории передавать легенды «из уста в уста» и «от отца к сыну» было очень сложно. Лучше всего сохранилась эпическая традиция в Новгороде, поскольку он находился далеко и не был завоеван монголо-татарами. Однако здесь сохранялись в первую очередь свои легенды и сказания, а не общерусские.

Былины неизменно говорят о Добрыне как о знатном человеке, боярском сыне (в отличие от Ильи Муромца, крестьянского сына, и Алеши Поповича, сына священника). Иногда в былинах Добрыню называют даже князем и племянником Владимира, но это уже народная молва изменила историческую реальность. Былинный герой был образован, умен, вежлив, лучше всех играл в шахматы и музицировал на гуслях. Он «второй по силе» после Ильи Муромца богатырь, а из лука стрелял точнее всех. Основной мотив былинных сказаний о Добрыне – это борьба со змеем – большинство ученых возводит эту тему к крещению Руси и борьбе с язычеством, которое олицетворяется со змеем. Сватовству князя Владимира (например, в мультфильме про Шамаханскую царицу) посвящено тоже много сказов о Добрыне – этот факт имел место в действительности, так как дядя участвовал в организации браков князя Владимира.

Историки давно уже признали существование «второго русского богатыря», подтвердили его происхождение от сына древлянского князя Мала и значимость при дворе Владимира Святого. Но устная традиция очень грешит анахронизмами. А это значит, что в сказаниях могут появляться сюжеты, которые не были характерны для описываемого времени, а появились позднее. Какие-то события благодаря народной молве переносятся во времени или на другое место. Вот и с былинным Добрыней получилась интересная история: в некоторых легендах Добрыня сражается вместе с Алешей Поповичем против Тугарина-змея. Многие историки считают, что Тугарин – не просто собирательный образ кочевников вообще или половцев, в частности, но конкретное историческое лицо – половецкий князь Тугоркан, Только случилась победа над ним совсем не при Владимире Святом, а почти на 200 лет позже, при участии Святополка и Владимира Мономаха. Вот и пришли мы к первой знаменательной ошибке народной молвы: под князем Владимиром Красно Солнышко, в основном, подразумевают Владимира Святославовича, внука Ольги, крестившего Русь. Но во многих народных сказках и былинах под этим же именем фигурируют деяния его правнука – Владимира Мономаха, получается, что образ сказочного, былинного и мультипликационного князя Красно Солнышко – собирательный. Поэтому и храмы кругом в Киеве, а не языческие идолы стоят. Согласно летописи, в битве с Тугорканом принимал участие некто Добрыня Золотой Пояс. Народная фантазия со временем объединила двоих персонажей под именем Добрыня в один образ и приписала одному богатырю деяния времен княжения Владимира Святого и Владимира Мономаха, объединив их в сказаниях под именем доброго и ласкового Владимира Красно Солнышко.

Ну а как же остальные богатыри? Существовали ли они на самом деле? И если с Добрыней, знатного происхождения, все не совсем однозначно, что же можно говорить об Илье Муромце (крестьянском сыне) и Алеше Поповиче (сыне священника).

Илья Муромец – простолюдин - вообще не упоминается в русских летописях, но согласно русским былинам и германским эпическим поэмам, он был первым богатырем на Руси. Этот персонаж дошел до нас благодаря устной народной традиции. В письменных источниках он появляется впервые более чем через 500 лет после своего фактического существования. Исследователями он отождествляется с Илией Печерским по прозвищу Чеботок – историческим силачом родом из Мурома, который отбился по легенде чеботком, то есть сапогом, от врагов. До наших дней дошли мощи легендарного Ильи, они хранятся в Киево-Печерской лавре и были исследованы учеными в 20 веке. Удивительно, но легенда о том, что Илья Муромец в юности был калекой и не мог ходить, долгое время сидел на печи, мечтая о том, чтобы родину защищать, нашла отражения в исследование его останков и подтвердилась. Человек, мощи которого хранятся в лавре, имел проблемы с позвоночником и перенес в юности паралич ног, то есть действительно не мог ходить. Однако данные экспертизы совместно с анализом исторических источников говорят о том, что настоящий, существовавших в реальности Илья, причисленный позднее к лику православных святых, жил позднее обоих князей Владимиров, и обоих Добрыней. Если Илья Муромец по прозвищу Чеботок и есть тот самый былинный герой, то по данным историков он родился на 20 лет позже смерти Владимира Мономаха и более чем через 200 лет после княжения Владимира Святого. С учетом того, что он 33 года просидел на печи, его ратные подвиги пришлись на конце 12 века, то есть служить князю Владимиру он никак не мог.

Самой популярной из былин об Илье Муромце является тема победы над Соловьем-Разбойником. Этому персонажу также посвящены исследования, согласно которым исторический прототип и у него был – некий русский разбойник, упоминаемый в летописи под именем Могута, который был пойман и приведен к князю Владимиру и покаялся. Существуют былины о ссоре Ильи Муромца с князем Владимиром, о борьбе богатыря с Идолищем – тоже происходившей во времена того же князя. Таким образом, мы пришли к очередной загадке и путанице, связанной с неточностями устной народной традиции.

Ну а как же третий богатырь, Алеша Попович? Говоря о сыне священника, мы сразу же понимаем, что, если Добрыня, дядя Владимира Святого, участвовал в крещении Руси, то русские православные священники появились позднее, а сын служителя церкви никак не мог участвовать в ратных подвигах одновременно с Добрыней Малковичем, сыном древлянского князя. Таким образом, если и виделся Алеша когда-либо с кем-то из богатырей в реальности, то это мог быть только второй прототип Добрыни Никитича – Добрыня Золотой Пояс времен князя Владимира Мономаха.

Историческим прототипом Алеши Поповича считается ростовский боярин Александр Попович, который никогда не служил князю Владимиру (даже более позднему Мономаху), упоминания о его службе относятся к событиям начала 13 века. Интересно, что этот человек мог в реальности встречаться со вторым прототипом Добрыни Никитича, Добрыней Золотой Пояс. Согласно летописи они оба участвовали в битве на реке Калке. Тогда становится непонятным, как эти же герои участвовали в разгроме половецкого князя Тугоркана под предводительством князя Владимира Мономаха, ведь произошло оно почти на сто лет раньше?

Вот и получается, что, несмотря на то, что исторические личности, которые послужили образом для легендарных богатырей, существовали, но, вероятнее всего, этих людей было не трое, а больше, и эти люди вряд ли встречались, как на картине Васнецова или в мультфильмах, поскольку жили они в разное время и в разных местах. С течением времени народ приписывал деяния разных людей богатырям, наделяя их такими фактами биографии, которые никак не могли быть реальностью. Таким образом, былина – это не совсем вымысел, но историческая правда в ней искажена. Не являются исключением и русские былины о богатырях.

Богатыри. Былинные сказания

Герои русских былинных сказаний и богатырских эпосов других народов - это не супермены, не великаны и не волшебники, использующие всевозможные магические способности. Каждый из них – это обычный человек с оружием, собирательный образ воина. Но человек сильный духом и телом, уверенный в себе и своём правом деле. Деле защиты Родины.

Богатырские образы из старинных сказаний – олицетворение могучей, несокрушимой силы добра, патриотизма и справедливости. Они словно созданы специально для того, чтобы использовать их в деле воспитания подрастающего поколения. В материалах данного раздела содержится опыт знакомства детей с богатырями, древними и вечными нашими героями. Вам в помощь – множество оригинальных идей использования ярких образов из былин и сказаний в педагогической деятельности.

Откуда к нам пришло слово «богатырь».

Сейчас слово «богатырь» можно услышать часто: «богатырское здоровье», «богатырская сила», «богатырский сон» говорим мы, «богатырем» называем каждого сильного и здорового человека, спортсмена, полководца, ветерана войны.

Но еще лет 150-200 назад всякий русский, говоря «богатырь», сравнивал кого то с былинными заступниками родной земли.

Что же означает это слово «богатырь» и откуда оно появилось в нашем языке? Сначала мнения ученых были трех видов:

1. Одни считали, что слово «богатырь» заимствовано от татарского и тюркских языков, где является в различных формах: багадур, батур, батыр, батор. Предполагается, что слово имеет значение исторического характера, что его первоначальная форма слова была «богатырь» и что оно первоначально употреблялось в значении «татарский воевода» и титула, как теперешнего «господин».

2. Другие ученые, Щепкин и Буслаев,  выводили "богатырь" из слова "Бог" через "богатый".

3. О. Миллер и другие считали, что слово «богатырь» - русское и восходит к древнеславянской истории. Мнение исходило из того положения, что и «багадур» слово не татарское, а заимствовано с санскритского (обладающий счастьем, удачный).

В настоящее время после новых археологических открытий, открытий скрытых исторических фактов и исторических исследований, кажется, что намечается переворот в истории, так как информация очень противоречива той, что в учебниках и принятой истории России. И обсуждения по происхождению слова «богатырь» возобновились.

Против заимствования из татарского языка в пользу славянского происхождения выступают филолог В. Кожинов и историк Л. Прозоров. Они утверждают, что слово «богатырь» гораздо более близкой к былинной форме, появилось в надписях болгар — «боготур» (некоторые из этих боготуров носят вполне славянские имена — Славна, например).

Наше мнение о слове «богатырь» тоже в поддержку славянского происхождения. Оно не откуда не пришло, а было всегда исконно русским. Такое мнение основано на древнеславянской культуре нашего народа в период до Крещения Руси. Это подтверждают и многие ученые, историки, что у России великое прошлое и гораздо древнее, чем описывалось раньше.

Былинные богатыри.

Тема богатырей все больше уносит нас в древнюю культуру и историю нашего народа. Очень интересно было читать о миропонимании наших предков. Оказывается, они не были дикарями, как их описывают, например, в нашей книге «История России для детей и взрослых». Мы узнали, что наши предки были мудрыми с великой культурой и заботились о духовном будущем народа с самого детства. Это отражено в поговорках, пословицах, небылицах, сказах, былинах.

Былины – это тоже древняя мудрость нашего народа только для более старшего поколения. Былина произошла от слова «быль», а оно от древнеславянского глагола – «быти», то есть то, что было и происходило. Слагались былины сказителями - хранителями русской старины, носителями исторической памяти народа. Они ходили от селения к селению и рассказывали нараспев (похоже на песню) о великих событиях нашей родины, о героях-богатырях, их подвигах, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

В нашем исследовании мы попытались включить древнее образное мышление и познакомиться с былинными богатырями поближе.

Мы узнали, что по преданиям и древнейшим былинам сначала существовали богатыри-великаны. Познакомимся с некоторыми из них.

Былинный богатырь-человек также соответствуют первоначальному значению слова «богатырь». Самым невероятным былинным эпизодам исполнители былин давали очень простое объяснение: «В старину люди были вовсе не такие, как теперь,— богатыри». По былинам богатыри наделены превосходящей силой  с рождения или по достижению духовной зрелости. По преданиям такая сила давалась только духовно созревшим людям, потому что менее духовным человеком такая сила может применяться во вред окружающему. Кажется сказкой, но даже мои прадедушка и прабабушка рассказывали о таких необычных людях в их времена. А также богатыри духовно сильные. Сила в том, что они не за награды, а для торжества правды, справедливости, свободы совершают подвиги на благо всему народу; защищают Русь-матушку не щадя своей жизни при любых обстоятельствах (неравный бой и другое). Богатыри проявляют лучшие качества - любовь к родной земле, беззаветное мужество и стойкость, независимость духа, борьбу за справедливость, правду, честь и др.

Мы думаем, что объединение Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича – это призыв и стремление народа к единству. Сила народа – в единении. Объединение качеств трех богатырей говорит о том, что для защиты родины, победы важна не только сила натиска, но и находчивость и умение решения вопроса мирным путем. «Три богатыря» - это образ богатырского духа и мощи русского народа. В старину говорили: «У Славянина руки - в труде, а ум – со Всевышнем».

В. Васнецов «Богатыри»

Например, для образного воплощения любимых народом героев Виктор Васнецов сумел найти такие художественные решения, которые сделали «живыми» и Илью Муромца, и Добрыню Никитича, и Алешу Поповича. Образы всех троих жизненно-правдивы, глубоко человечны, раскрыты в своем личном своеобразии. Могучей, неколебимой заставой стоят богатыри на вечной страже родной земли, зорко вглядываясь вдаль и чутко прислушиваясь ко всему окружающему. Через такую заставу, полную величавого спокойствия, мужества, сознания мощи, отваги, правоты своего дела и готовности отдать жизнь за любимую родину, не пройдет ни человек, не пролетит и птица из-за рубежа. Непреодолимой силой веет от богатырей. Они полны народной красоты, в них неукротимый дух народа, готового в любую минуту все отдать за «честь и свободу родной земли».

В каждом из богатырей художник сумел воплотить лучшие, типические черты русского характера, русской силы и доблести. Величавое спокойствие, идущее от сознания богатырями своей правоты и силы, насыщает всю картину. Кони под могучими всадниками под стать седокам - могучие, бесстрашные, смело и зорко глядят они с полотна. На заднем плане картины - русская земля, их Родина, которую они готовы защищать.

Персонажи славянского былинного эпоса, богатыри-исполины, обладающие сверхъестественными способностями. В русских сказках это чудесные, но не приносящие пользу людям богатыри (в отличие от богатырей-созидателей, как Микула Селянинович). Их действия зачастую приводят к нарушениям природного равновесия, затрудняющим действия главного героя сказки, который вынужден противостоять бессмысленной удали исполинов. Каждый из великанов силен только в своем одном умении: Горыня управляется с горами, Дубыня — с деревьями, Усыня — с реками.


Мониторинг проекта «Богатыри земли русской»

Критерии:

  1. Умение работать в команде
  2. Интерес к познавательной деятельности
  3. Способность рать на себя ответственность
  4. Исследовательские умения и навыки
  5. Использование полученных знаний, навыков в жизненных ситуациях
  6. Умение самостоятельно работать с информацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Люблю берёзку русскую"

Проект ориентирован на детей старшего дошкольного возраста. Цель проекта:формирование первичных представлений об объектах окружающего мира (о берёзе), о малой родине, отечественных традициях и праздни...

Инновационный учебно-исследовательский проект "Моя родная Майна"

Инновационный учебно-исследовательский проект по знакомству дошкольников с родным краем...

Инновационная деятельность. Педагогический проект "Повышение компетентности родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья дошкольников по ФГОС ДО"

Проект разработан и апробирован на базе МДОУ Майнский детский сад №5 "Теремок". В проекте говорится о повышение уровня информационной, технологической и коммуникативной компетентности родите...

Познавательно - исследовательский проект "Люблю березку русскую"

Почему был выбран именно этот проект? Возникла проблема:1.Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России  –  березе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом зн...