Консультация для педагогов "Умение слушать при взаимодействии педагога с родителями", О.Н.Садлий, МБДОУ № 22
консультация

Психологическое сообщество «СТАРТ»

В консультации представлены средства общения с родителями - вербальные, невербальные, паралингвистические. Даны рекомендации, как овладеть техниками слушания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umenie_slushat.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

 Умение слушать при взаимодействии педагога с родителями

        Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей все-таки принадлежит педагогу, так как именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями. Традиционно все средства общения делят на вербальные, невербальные и паралингвистические.

       К вербальным средствам относят слова, которые мы произносим в процессе общения; к невербальным – жесты, мимику, дистанции, позиции общения, позы и др.; к паралингвистическим - тембр, темп голоса, интонацию, паузы и т. д. В некоторых случаях, в том числе и в ситуациях педагогического общения, одна из сторон испытывает трудности при вступлении в контакт с партнером. Иногда педагоги, не имеющие достаточного опыта взаимодействия с родителями и обладающие к тому же определенными личностными чертами (стеснительность, неуверенность в себе и др.), со страхом думают о предстоящей беседе с какой-либо мамой или бабушкой, а тем более о выступлении на родительском собрании.

         Одна из проблем, с которой встречаются педагоги в своей работе, – это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. С одной стороны, в некоторых ситуациях бывает очень трудно дать какие-либо конкретные советы родителям.

         С другой стороны, когда педагоги все же дают рекомендации, многие родители не воспринимают их должным образом, не всегда реагируют на них, не всегда понимают их правильно. Человек, которому мы оказываем помощь, нуждается в том, чтобы почувствовать свою значимость и уважение к себе. Только тогда он может в полной мере раскрыть нам свои проблемы и готов выслушать наши рекомендации. «Лучший способ помочь человеку почувствовать его значимость – это активное слушание, сфокусированное на его проблеме».

      Внимательное слушание также поможет нам получить важную информацию о воспитаннике детского сада, которая в дальнейшем даст возможность грамотно и целенаправленно строить отношения с ребенком и реализовать его потенциал в образовательном процессе. Теоретически каждый осознает необходимость обучения навыкам слушания, однако на практике зачастую происходят обидные недоразумения именно из-за отсутствия этого умения. Как научиться не только эффективно слушать, но и слышать, воспринимать максимальный объем информации – вопрос достаточно сложный. Прежде всего, стоит разобраться, почему мы теряем и искажаем то, что говорит партнер по общению. Содержание передаваемого рассказа может быть значительно искажено вследствие работы так называемых фильтров слушания:

 наши установки на общение с родителями (очень часто таковой бывает установка: «Родитель – причина всех проблем ребенка, поэтому он должен…»);

 наш опыт общения (зачастую негативный: «Все равно толку не будет от «душеспасительных» бесед»);

 уровень эмоциональной включенности в ситуацию (особенно в конфликтных ситуациях);

 недостаточное развитие навыков слушания.

        Все это приводит к тому, что в процессе общения отдельные детали информации теряются или подменяются другими (удобными и значимыми для нас), а иногда искажается и смысл сказанного партнером. Для того чтобы процесс общения оказался более эффективным, педагогу желательно овладеть некоторыми техниками слушания.

       К эффективным техникам слушания относят рефлексивное (активное) слушание, которое включает в себя следующие приемы: дословное повторение, перефразирование, резюмирование.

       Дословное повторение подразумевает воспроизведение вслух части сказанного в неизменном виде. Это может быть целая фраза или несколько слов, которые дают собеседнику понять, что его внимательно слушают.

       Перефразирование подразумевает повторение основного содержания, сказанного в более сжатой форме или своими словами. Этот прием позволяет проверить, насколько правильно мы поняли партнера по общению.

       Резюмирование представляет собой подытоживание, выделение основных идей говорящего. Данный прием позволяет правильно расставить акценты, определить главное в речи собеседника, а при необходимости – подвести беседу к заключительному этапу.

       Все три техники являются действенными в процессе общения. Так, дословное повторение можно использовать в беседе с не слишком разговорчивыми родителями. Эта техника будет возвращать их к сказанному и побуждать к тому, чтобы добавить дополнительные детали. Перефразирование особенно полезно в тех случаях, когда мы не уверены в том, что правильно понимаем говорящего. Резюмирование желательно использовать с многословными родителями, что позволит продвигаться в переговорах вперед более быстрыми темпами.

         Таким образом, активное слушание, подразумевающее умение слышать информацию и воспринимать чувства говорящего, способствует улучшению общения. Помимо эффективного стиля слушания существует и нейтральный стиль (нерефлексивный), который на определенных стадиях беседы также может помочь достичь желаемых результатов.

        Нерефлексивное (пассивное) слушание – это внимательное слушание, при котором обратная связь с говорящим сводится лишь к коротким репликам: «Да, да…», «Угу…», «Понимаю…», «Приятно слышать» и т. д. Этот стиль слушания можно использовать в тех случаях, когда родитель сообщает нам важную информацию и когда прерывать его рассказ более длинными репликами нецелесообразно. Для того чтобы процесс слушания был более действенным, можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  Не перебивать собеседника:

  Не переводить обсуждение на другую тему (если для этого нет особой причины):

 Не позволять себе отвлекаться;

 Не задавать лишних вопросов («не допрашивать»);

 Не пререкаться с собеседником (если вы не согласны, выслушайте и убедитесь, что поняли верно, после чего используйте аргументы);

 Не навязывать свои советы (давать лучше в тактичной форме, например: «Может быть, лучше попробовать…», «Мама одного из моих воспитанников в подобной ситуации поступила так…»);

 Отражать в поведении, жестикуляции, выражении лица и в словах свое отношение к чувствам говорящего. Однако на практике очень часто общение может быть затруднено как из-за личностных особенностей, так и из-за неконструктивных стратегий и позиций, выбранных в процессе слушания участниками общения.

Выделяют следующие негативные роли слушателей:

1. Симулянт – делает вид, что слушает, но думает о своем.

2. Зависимый слушатель – старается произвести впечатление внимательного слушателя; поглощен своими ощущениями от слушания, теряя при этом нить повествования.

3. Перебивала – перебивает, так как думает, что забудет то, что хотел сказать.

4. Слушатель, погружённый в себя, – теряет нить разговора, не обращая внимания, интересно ли собеседнику, насколько хорошо идёт обсуждение.

5. Слушатель-интеллектуал, или слушатель-логик, – слушает только то, что хочет, не обращая вникания на эмоциональную сторону. Наряду с данной классификацией существуют и другие.

Так, например, Н.В. Казаринова (2001) предлагает иную типологию «плохих» слушателей:

 «Псевдослушатель» – делает вид, что слушает, кивает головой, говорит «Угу…», но думает о своём.

 «Самовлюблённый» слушатель – хочет, чтобы слушали только его.

 Слушатель – «сочинитель» – не дослушивает до конца, а составляет свою версию окончания рассказа.

 Слушатель – «пчела» – слушает только то, что интересно, всё остальное пропускает.

 Слушатель – «жало» – ждёт, когда собеседник допустит ошибку, чтобы затем говорить только об этом.

     Владея информацией о ролях слушателей, педагог, общаясь с родителями, может, определив ту или иную роль, которой придерживается мама или папа, подстроиться под его манеру и выбрать для себя более успешную стратегию. Так, имея дело со «слушателем-интеллектуалом», желательно оперировать цифрами, фактами, попытаться отстраниться от эмоциональной стороны случившегося. Общаясь с «псевдослушателями», придётся время от времени задавать ему открытые (требующие развёрнутого совета) вопросы. С «самовлюблённым» слушателем поможет техника резюмирования, показывающая партнёру, что его слышат, и позволяющая перейти на следующий этап переговоров. Зная, что перед ним – слушатель-«сочинитель», воспитателю лучше уже в самом начале встречи регламентировать ситуацию. Например, для этого можно предупредить, что сначала родители услышат информацию воспитателя, и лишь после этого предстоит обсуждение. Если при этом воспитатель добавит, что впереди их ждёт напряжённая работа, большинство родителей будет останавливать «сочинителя» даже без просьбы воспитателя. Если же в аудитории появится слушатель-«жало», педагогу в случае, если он действительно оказался не прав, лучше признать свою ошибку. Если же он не согласен с претензиями собеседника, желательно не вступать с ним в спор тут же (сбивая план мероприятия или беседы), а пригласить его для продолжения дискуссии в другой день или час. Таким образом, в общении с родителями, какой бы роли они ни придерживались, необходимо показать ваше уважение к ним, при возможности – подстроиться, но продолжать основную линию поведения, выбранную для проведения конкретного мероприятия.

Успехов вам, уважаемые коллеги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Тема: «Организация взаимодействия педагогов с родителями старших дошкольников с ОНР»

В работах А.В. Запорожца, М.И. Лисиной и многих других указывается на тот факт, что общения ребенка со взрослым является основой его психического развития. Еще Л.С. Выготский говорил о том, что наибол...

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по укреплению здоровья детей»

В консультации говорится о взаимодествии педагогов и родителей по сохранению здоровья детей....

Консультация для педагогов "Особенности взаимодействия педагога и родителей"

Особенности взаимодействия педагога и родителей    В соответствии с Законом "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским сад...

Консультация для родителей «Построение эффективного взаимодействия педагога с родителями. Переход к эффективному взаимодействию д/с и семьи.»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями....

Консультация на тему: «Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов с родителями в ДОУ»

       Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Основным структурным элементом в детском с...

«Взаимодействие педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников в предшкольный период в МБДОУ «ЦРР – детский сад № 56 «Ромашка»

Выступление на "Круглом столе" в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования на тему: «Взаимодействие педагогов с родителями (законными представителями) воспитан...