Статья «Развитие метроритмических навыков дошкольников»
статья

Тельнова Вера Анатольевна

напечатана в сборнике статей VI Международной очно-заочной научно-практической конференции» ШГПУ в разделе

«Психолого-педагогические аспекты художественно-эстетического развития в системе образования»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл telnova_v.a._statya.docx1014.39 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Развитие метроритмических навыков дошкольников» напечатана в сборнике статей VI Международной очно-заочной научно-практической конференции» ШГПУ в разделе

«Психолого-педагогические аспекты художественно-эстетического развития в системе образования»

D:\! Мои документы\!ВЕРА-РАБОТА\АТТЕСТАЦИЯ\Грамоты, сертификаты\Старые с 2011 года\2015,12 Конференция.jpg

РАЗВИТИЕ МЕТРОРИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

В.А. Тельнова

г. Шадринск

Выявление и всестороннее развитие таких музыкальных способностей, как чувство ритма, музыкально-ритмическая память – является одной из основных задач музыкального воспитания в детском саду. При этом некоторыми учёными (Д.К.Кирнарская и др.) высказывалось мнение о том, что метро-ритмические способности у детей развиваются несколько сложнее, чем другие, например, в сравнении с интонированием.

Изучая развитие метро-ритмических способностей у дошкольников в МКДОУ «Детский сад №6 «Рябинка» по программам «Гармония» и «Ладушки», мы основывались на том, что ребенок должен встречаться с музыкой в обстановке, которая способствует активной работе всех органов чувств. Особую важность играет создание положительного эмоционального настроя, уверенности в своих силах, связь музыкальных впечатлений с физической активностью ребенка. Увеличение двигательной активности оказывает влияние на повышение умственной активности, на физическое развитие, состояние нервной системы.

На занятиях по развитию чувства ритма, метро-ритмических навыков решаются свои специфические задачи: а) воспитание метро-ритмического чувства через ощущение пульсации; б) использование разных частей тела, голоса как самых простых музыкальных инструментов в целях самовыражения; в) развитие координации в пространстве в сочетании различных типов движений; г) участие в ритмо-моторной деятельности: повторение, запоминание, исполнение с помощью различных движений тела или с помощью детских музыкальных инструментов определенных ритмических рисунков; д) ритмическая импровизация в играх; е) приобретение и развитие навыков игры на детских музыкальных инструментах; ж) усвоение понятий о ритме, темпе, динамике; з) знакомство с музыкальными понятиями, способствующими формообразованию: повтор, чередование, контраст.

Работу по развитию чувства ритма мы строили по принципу параллельного освоения тем в течение всего года на комплексных занятиях. Часто разные темы прорабатывались на одном и том же музыкальном материале. В основу цикла занятий было положено ознакомление детей с элементарными музыкально-звуковыми понятиями, а также с окружающим миром, т. к. многие музыкальные понятия (например, долгие, длинные и короткие, быстрые звуки) для дошкольников весьма абстрактны. В подаче нового материала мы опирались на то, что известно ребёнку: на образы внешнего мира, на зрительные впечатления. Для этого прибегали к различным сравнениям, например: звуки как капли дождя, как иголки у ежа (острые, колючие); собака лает - звуки краткие, кошка мяукает - звуки долгие и т. д.

Известно, что основным видом деятельности дошкольников является игра (Л.С.Выготский и др.). Именно в игре детское воображение формируется и проявляется ярче всего. Запоминание также лучше всего происходит в процессе игры. Поэтому в построении занятия мы чередовали одни игровые задания с другими. При этом мы руководствовались основополагающим принципом в подходе к воспитанию и обучению, разработанным  Л.С.Выготским, Н.А.Ветлугиной, А.Г.Гогоберидзе и др., согласно которому важна опора на ту образную сферу, которая является естественной средой развития детей-дошкольников - сказку, мир фантазии, природу, животных. Детский репертуар подбирался по тому же принципу: в основе – игра, движение, театрализация, неповторимая образная сфера. Опираясь на яркое эмоционально–чувственное восприятие, мы стремились к обобщённой характеристике музыкального образа, не привязывая его к конкретной предметности.

Работа по освоению метроритма строилась на основных движениях: ходьбе, беге, различного рода шагах, поскоках, прыжках, с соблюдением правильного положения корпуса при движении, построениях и перестроениях. Репертуар музыкально-ритмических движений составлялся из разнообразных игр, плясок и упражнений, которые способствуют усвоению программных навыков и умений, дают возможность детям осваивать их постепенно и последовательно. Использовались гимнастические, танцевальные элементы, образные движения.

На первом этапе дети интуитивно воспринимали и передавали в движении характер, темп, динамику, метроритмические особенности музыкального произведения в различных игровых и творческих упражнениях. Например, ощущая сильную долю, дети отмечали её хлопками, наклоном корпуса, передачей мяча и т.д. (что в дальнейшем помогает им в определении размера); выполняя простейшие ритмические рисунки, они не имели ещё понятия о длительностях.

После ряда заданий, выполненных интуитивно, мы постепенно знакомили детей с элементами музыкальной речи, подводя их к более сознательному освоению музыкальной грамоты. При этом мы учитывали рекомендации Л.Баренбойма, Н.А.Ветлугиной, А.Г.Гогоберидзе, Т.Э.Тютюнниковой и других - постоянно стимулировать проявления самостоятельности детей в передаче характера музыки и своего отношения к музыкальному произведению через движение. Все методы работы были основаны на педагогических принципах: систематичности, регулярности занятий, последовательности обучения, доступности на каждом этапе обучения, гибкости в обеспечении индивидуального подхода. Были учтены и другие рекомендации специалистов - обращать особое внимание на подбор музыкального репертуара для занятий, как способ программирования учебной деятельности и развития эмоциональной сферы ребенка, расширение круга его музыкальных впечатлений, включение в диалог с композитором, формирование ответной реакции.

На занятиях по развитию чувства ритма и метро-ритмических навыков преобладали основные формы работы, которые мы далее кратко охарактеризуем: 1) Движения под музыку. Ритмические пластические импровизации и игры. 2) Артикуляционные, дикционные упражнения. Чтение скороговорок и стихов различными длительностями. Театрализованная ритмодекламация. 3) «Ритмическое эхо», сочинение ритмического сопровождения, оркестровка. 4) Игра на детских шумовых и ударных инструментах. Исполнение ритмоформул на инструментах шумового оркестра.

1. Движения под музыку. Ритмические пластические импровизации и игры. Задача занятий по развитию чувства ритма в движении - научить ребенка сознательно распоряжаться своим телом, координировать простые и сложные движения, согласовывать свои движения с музыкой. Для достижения этой задачи считается целесообразным использовать в работе упражнения: а) на воспитание метро-ритмического чувства через ощущение пульсации; б) на развитие координации, музыкальной памяти, внимания; в) на освоение основных движений: ходьбы, бега, прыжков, различных типов шагов; г) на освобождение корпуса и рук; д) на увеличение подвижности суставов и укрепление мышечного корсета. Последовательность разработки основных групп суставов и мышц: пальцы, кисти, предплечья, вся рука, шея, плечи, корпус, бедро, голень, стопа.

Все упражнения сопровождаются музыкой, поэтому уже с первых занятий дети должны стараться выразить движениями характер музыки, каждое упражнение должно иметь образную и эмоциональную окраску.

Упражнения на пульсацию определены характером музыки. Их необходимо совмещать с упражнениями на развитие координации, ритмической памяти и внимания.

В известной системе развития чувства ритма К.Орфа для освоения движений применялось несколько ярких приёмов:

Движение: а) просто движение, б) танец, в) пантомима и т.д.

Построение. Построение описывает сразу два явления – 1)геометрическую фигуру, очертания которой принимает группа человеческих тел; и 2) характерные способы перемещения, которые эта фигура задает (свободное перемещение, круг, змейки, пары, линейки, колонны, квадраты, ромбы). Каждый вид построения имеет много модификаций и вариаций, задает определенный тип взаимодействия участников друг с другом и, в большой степени, определяет вид организации.

Взаимодействие: вместе действуем, например, вместе танцуем. Обмен жестами (танцевальными, пантомимическими, звучащими), ритмическими формулами и т.д. происходит в паре / группе. Используется техника имитации: 1) одновременная («зеркало» или «тень»); 2) последовательная (в движении пары либо в отношениях «лидер – группа»).

Другой вариант взаимодействия – передача по кругу или свободная (различных предметов: шариков, мячей, кубиков и т.д.). Два главных типа во времени – 1) одновременная передача, когда передаются столько же предметов или действий, сколько детей в кругу; 2) последовательная передача – передается только один предмет или действие (например, по очереди называют свои имена). Между этими типами есть промежуточные варианты, когда объектов передачи больше чем один, но меньше, чем число участников.

2. Артикуляционные, дикционные упражнения. Чтение скороговорок и стихов различными длительностями. Театрализованная ритмодекламация

Речевые упражнения важны, прежде всего, потому что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым, который является основой слуха музыкального. Одним из важных и доступных факторов музыкального развития называют ритмодекламацию – выразительное чтение, произнесение слов, имен, стихов, сопровождаемое воспроизведением ритмического рисунка. После освоения ритмодекламации дошкольникам становятся доступными почти все средства музыкальной выразительности для практического использования в речевых упражнениях. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой различных ostinato. Базой для речевых упражнений, ритмодекламации служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички и т.д. Также успешно используются стихи А.Барто, Е.Благининой, О.Григорьева, Б.Заходера, С.Маршака, Э.Мошковской, С.Чёрного, К.Чуковского и др.

Театрализованная ритмодекламация - наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать. Самая первая импровизация - это словесно-фантазийная игра, запускающая сам механизм спонтанной изобретательности, находчивости, тесно связанной с быстротой реакции, активностью восприятия. Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций. Главенствующая роль здесь по праву принадлежит «звучащим жестам». Но не менее интересны они в сопровождении шумовых и звуковысотных ударных.

Технология развития чувства ритма средствами ритмодекламации включает ряд этапов: 1) Прослушивание музыкальных произведений для развития способности слышать и ощущать метрическую пульсацию музыки различного характера и темпа; 2) Чтение четверостиший, прибауток с выделением ударных слогов для тренировки осознанного выделения на слух сильной и слабой доли; 3) Проговаривание и исполнение простейших ритмов со слоговой поддержкой, с аккомпанементом из звучащих жестов, шумовых инструментов.

3. «Ритмическое эхо», сочинение ритмического сопровождения, оркестровка

Игра «ритмическое эхо» - это воспроизведение ритмического рисунка мелодии «звучащими жестами» (хлопками, шлепками, щелчками и т.д.), а в дальнейшем - игрой на ударных инструментах: ксилофонах и металлофонах, колокольчиках, барабанчиках, кастаньетах, маракасах и прочих.

Освоение игры происходит в следующем порядке: 1) прослушивание пьесы, определение настроения, характера музыки, жанровых особенностей; 2)после повторного прослушивания – определение размера, исполнение ритмического рисунка хлопками, осознание ритмического рисунка мелодии, ритмической структуры пьесы; 3) ритмический рисунок пьесы осваивается в движении: в ходьбе, беге, шагах, поскоках, прыжках, притопах и т.д.

Музыкальный материал для ритмических игр должен быть образным, содержащим занимательные элементы. Форма игры создает условия для раскрытия эмоционального мира каждого ребенка и усвоения им необходимых знаний, понятий, формирования метроритмических навыков в обстановке эмоционального комфорта. Усложнение заданий в игре «Ритмическое эхо» рекомендуется по мере усвоения более простых.

4. Игра на детских шумовых и ударных инструментах. Исполнение ритмоформул на инструментах шумового оркестра

Коллективное музицирование - одна из форм работы, развивающая не только метроритмические навыки, но и образное и логическое мышление, слуховой контроль, гармонический слух. Игра в оркестре очень нравится детям, они с удовольствием осваивают инструменты детского оркестра. Важно подобрать пьесы яркие, оригинальные, доступные детскому восприятию и, в то же время, ставящие определенные исполнительские задачи. На начальном этапе рекомендуется использовать народные песни (хороводные, плясовые, походные и др.), детские пьесы Б. Бартока, К. Орфа и другие.

В процессе работы мы выяснили, что для достижения более явных, эффективных результатов необходимо использовать дополнительный музыкальный материал, и это допускается программными требованиями в качестве вариативной части. Детям нравятся произведения Г.Васильева, Е.Гомоновой, М.Дунаевского, А.Ермолова, Е.Попляновой, С.Соснина, Т.Тютюнниковой и др., обладающие яркой образностью, метафоричностью, рельефным ритмическим рисунком, современной стилистикой.

Подводя итоги, мы констатировали, что при постоянном внимании к вопросу развития метроритмических навыков, их качественная сформированность была зафиксирована у абсолютного большинства выпускников 2011-2015 гг. нашего дошкольного учреждения. При этом в разных видах и формах метроритмической деятельности наблюдались индивидуальные различия, связанные с большей или меньшей выраженностью стремления детей импровизировать, изменять аранжировку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника»

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдруг заме...

Статья «Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника»

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдруг заме...

Научная статья "Использование логоритмики с элементами нейрогимнастики в развитии коммуникативных навыков дошкольников"

С самого раннего возраста ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных формах и объединениях  и с помощью коммуникативных с...

Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков. 2022 год

Консультация для воспитателей.Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков. 2022...

Статья "Развитие коммуникативных навыков дошкольников средствами игры"

Статья "Развитие коммуникативных навыков дошкольников средствами игры"...

Статья "Развитие «мягких навыков» у старших дошкольников через экологическую деятельность"

В настоящее время в современном обществе все чаще говорят о  развитии «твердых» и «мягких» навыков у дошкольников. Как известно «soft skills» - мягкие на...

Статья Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе социально трудовой деятельности

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста....