Статья "Развитие «мягких навыков» у старших дошкольников через экологическую деятельность"
статья (старшая группа)

Косинова Татьяна Павловна

 В настоящее время в современном обществе все чаще говорят о  развитии «твердых» и «мягких» навыков у дошкольников. Как известно «soft skills» - мягкие навыки  - это универсальные социально – психологические качества, которые не зависят от знаний человека. Это та база, на которой строится будущее ребенка и его эффективность во всем: от учебы и работы до личных отношений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мария Анатольевна Байсалова

Татьяна Павловна Косинова

АНО ДО «Планета детства «Лада», ДС № 149 «Ёлочка»

г. Тольятти, Самарская область.

Развитие «мягких навыков» у старших дошкольников через экологическую деятельность.

 В настоящее время в современном обществе все чаще говорят о  развитии «твердых» и «мягких» навыков у дошкольников.

Как известно «soft skills» - мягкие навыки  - это универсальные социально – психологические качества, которые не зависят от знаний человека. Это та база, на которой строится будущее ребенка и его эффективность во всем: от учебы и работы до личных отношений. К ним относится: умение искать информацию и мыслить нестандартно- критическое мышление, навыки коммуникации и работы в команде, умение грамотно распределять время, любопытство, креативность, умение мотивировать себя и других. В исследовании, проведенном  Гарвардским университетом, отмечается, что успешность человека  в жизни на 85% зависит от хорошо развитых «soft skills».

   Детский сад  АНО «Планета детства «Лада» № 149 «Ёлочка» г. Тольятти с приоритетным познавательным направлении в эколого - краеведческом аспекте, на протяжении долгих лет работает над задачами по формированию экологической воспитанности детей и взрослых. В процессе данной работы возникла необходимость формирования у дошкольников «мягких навыков» в экологической деятельности, так как на сегодняшний день очень актуален вопрос воспитания дошкольника не просто познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний, преобразовывающего окружающий мир.

Основные задачи, которые  реализует педагог, развивая «мягкие навыки» дошкольников через экологоориентированную деятельность:

- формирование  интереса дошкольников к природе, мотивации к исследовательской деятельности;

- расширение  и углубление представлений детей о природе родного края;

- развитие экологических навыков, природоохранной деятельности формирование активной гражданской позиции дошкольника;

- мотивация к общественно значимой и социально полезной деятельности.

         В процессе экологической деятельности мы способствовали развитию таких «мягких навыков», как умение самостоятельно искать и фиксировать информацию об экологических объектах родного края. Для этого мы побуждали дошкольников к самостоятельной работе в календаре природы группы – фиксация погодных явлений и объектов наблюдения в повседневной жизни, к поиску информации в энциклопедиях, и других литературных источниках для дошкольников, ведению  личных экологических дневников наблюдения. Данная деятельность велась так же в тесном сотрудничестве с родителями, которая заключалась в виде домашних заданий по заполнению экологических дневников, поиску информации  об экологических объектах.

         Развивая такие «мягкие навыки», как: умение работать в команде, паре, грамотно распределять роли, развитие критического мышления, лидерских качеств и креативности, мы с дошкольниками во взаимодействии с музыкальными руководителями детского сада, записывали экологические радио – передачи. Данные передачи  транслировались по селекторной связи детского сада, осуществляя тем самым мотивацию для детей младшего и среднего возраста, которые так же принимают  активное участие в природоохранной деятельности. Экологические радио - передачи направлены на развитие познавательного интереса к природе родного края, развитию коммуникативных  навыков и мыслительной деятельности. В данную работу так же вовлекаются родители, которые помогают заучивают тексты для передач.

Креативность и развитие творчества в экологической деятельности развивается  нами в процессе художестенно – творческих конкурсах, например, в рамках Дня защиты от экологической опасности проходил конкурс «Детское творчество городу Тольятти», где  наши воспитанники заняли первое место. Так же дошкольники участвовали во Всероссийском конкурсе «Эколята – молодые защитники природы», конкурсе рисунков на асфальте «По сказкам и легендам Самарской Луки, Всероссийском конкурсе «Разноцветные капельки».

Привлекая родителей к совместной работе над развитиями «мягких навыков» через экологическую деятельность, мы проводим систематические экологические акции, такие как: «Сделаем детский сад чистым и красивым», «Вторая жизнь ненужных вещей», «Берегите лес от пожара», «Сдай макулатуру - спаси дерево!» и др. Данные акции способствуют формированию активной гражданской позиции дошкольников, мотивируют к общественно значимой деятельности, способствуют развитию таких «мягких навыков», как: работа в паре, команде, лидерские качества, творческая активность, критическое мышление.

 Результативность работы по формированию «мягких навыков» у старших дошкольников в процессе экологической деятельности  заключается в: устойчивом интересе воспитанников к природе, природным явлениям и  объектам окружающей природы; формировании экологических природоохранных навыков, сформированной активной гражданской позиции, развитых у 80% детей «мягких навыков», что способствует более успешной адаптации к школе.

Развивать «мягкие навыки» можно в любом возрасте, однако дети, чьё воспитание с дошкольного детства правильно ориентировано, будут иметь преимущество перед остальными. Именно поэтому, мы обращаем внимание на развитие «мягких навыков» с детства, чтобы создавать прочный фундамент для будущего успеха дошкольников.         

Список литературы:
1
. Гайдученко, Е. Марушев, А Эмоциональный интеллект. – Интернет-ресурс. Режим доступа: http://l-a-b-a.com/lecture/show/99 (29.09.2019)
2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. – М.: АСТ, 2009. – 480 с.
[6] Давидова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. – Интер-нет-ресурс. Режим доступа: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (29.09.2019)
3. Сосницкая О. SOFT SKILLS: мягкие навыки твердого характера. – Интернет-ресурс. Режим доступа: http://be-st.ru/ru/blog/13 (29.09.2019)
4. Татаурщикова Д. Soft skills. – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://4brain.ru/blog/soft-skills/(29.09. 2019)
5. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития. – Интернет-ресурс. Режим доступа:
http://www.cfin.ru/management/people/dev_val/softskills.shtml (29.09.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В статье рассматриваются основные аспекты использования игры как средства экологического воспитания дошкольника. Приводятся примеры наиболее эффективных на современном этапе игр с целью формиров...

Программа дополнительного образования по развитию познавательных и исследовательских навыков у старших дошкольников через экспериментальную деятельность

Программа дополнительного образования по развитию познавательных и исследовательских навыков у старших дошкольников через экспериментальную деятельность “Хочу все знать”   Направление п...

Программа дополнительного образования по развитию познавательных и исследовательских навыков у старших дошкольников через экспериментальную деятельность

Программа дополнительного образования по развитию познавательных и исследовательских навыков у старших дошкольников через экспериментальную деятельность “Хочу все знать”   Направление п...

«Опыт работы по формированию начальных основ экологической культуры у старших дошкольников через экспериментальную деятельность».

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и  проблемы,  которые являются актуальными на сегодняшний день и с...

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников через проектную деятельность

Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности....

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Планомерная систематическая работа, проводимая нами с детьми поднимает уровень, как моральных представлений детей, так и их реального культурного поведения; у дошкольников развивается умение многое де...

Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников через организацию режиссёрской игры "Зоопарк" старшая группа

Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольниковчерез организацию режиссёрской игры «ЗоопаркВид проекта: информационно-творческий, игровой, познавательныйСроки реализации проекта: долгоср...