" Развитие мелкой моторики через художественное творчество".
консультация

Мирошкина Ирина Владимировна

Развитие мелкой моторики влияет на развитие речи и мышления (учёные пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Развитие мелкой моторики через художественное творчество.

Развитие мелкой моторики влияет на развитие речи и мышления (учёные пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы).

Художественное творчество - познание мира разными материалами. Давайте сначала познакомимся с этими материалами.

Что нужно знать о рисовании?

Итак, рисовать можно: красками, мелками и карандашами. И рисовать не только в альбомах и школьных тетрадях.

Краски

Для начинающих художников современный канцелярский рынок предлагает пальчиковые краски. Рисовать ими лучше большими кистями и на крупном листе бумаги.

Можно сделать краски самим! Съедобной краской для пальцев ребенка будет смесь из молока и пищевого красителя.

Можно смешать краску (порошок) с разведенным в воде крахмалом, чтобы добиться удобной для работы консистенции краски.

Или сделайте краску мгновенного приготовления, добавив несколько капель пищевого красителя к крахмалу.Смешайте яичный желток, сухое средство для мытья посуды и пищевой краситель, чтобы сделать краску, которая будет хорошо ложиться на блестящие поверхности, такие как стекло, фольга, керамическая плитка или вощеная бумага.

Карандаши

Для детей до трех лет лучше выбирать карандаши с трехгранным корпусом. Пользуясь ими, малышу легко будет научиться, правильно располагать пальцы, держать карандаш «Щепоткой», как это делают взрослые, а не в кулаке. Еще один плюс этих карандашей – они не скатываются со стола. Не плохой вариант и утолщенные шестигранные карандаши. А вот карандаши круглого сечения для малышей не желательны. Диаметр карандаша должен быть около 1 см., так как маленькие дети не могут контролировать нажим и грифель от этого постоянно ломается, если же диаметр больше – его трудно удержать в маленькой ручке. Еще карандаши должны быть достаточно мягкими, тогда рисовать ими крохе будет легко и линии будут получаться яркими. На российских карандашах мягкость обозначена буквой М, а на импортных буквой В.

Восковые карандаши тоже отличный подарок маленькому художнику, так как они изготовлены из натурального воска с применением пищевых красителей. Они не пачкают рук, пишут любым концом и даже боком – это ли не радость для ребенка? Точить их очень даже легко с чем может справиться и двухлетний малыш. Раскрашивать раскраски ими удобнее, чем грифельными карандашами. Для малышей до трех лет лучше потолще и с треугольной формой корпуса.

Фломастеры

Существуют водорастворимые фломастеры – для маленьких любителей боди-арта самый подходящий вариант. Они смываются с детской кожи под струей воды даже без применения мыла. Их легко «оживить», если ребенок вдруг забудет закрыть их колпачком и они немного подсохнут. Для этого достаточно лишь опустить их на некоторое время стержнем вниз в емкость с водой. Рисовать ими малыши должны в присутствии взрослых, чтобы избежать несчастного случая. Гигиенисты считают, что маленьким детям полезнее рисовать стоя (и даже лежа), чем сидя. Для этого есть мольберты и специальные доски.

Что нужно знать о лепке?

Во-первых, важно помнить, что во время занятий лепкой вам нужно быть рядом со своим ребёнком. Попробуйте полепить сами и почувствуйте, что это приятно и интересно, и вы сможете вместе с малышом создать удивительные шедевры.

Во-вторых, вам понадобятся дощечки, а также влажные тряпочки или салфетки – вытирать руки. А лепить с детьми можно из пластилина, солёного и съедобного (дрожжевого или песочного) теста, из глины, воска или вощины. Наконец, самое главное – помнить, что слепить нечто осмысленное (в понимании взрослого) дети могут не раньше двух лет, а до этого они знакомятся с материалом и с основными приёмами лепки. А возраст приучения к чистоте, которая не во вред, а на пользу, наступит между 2 и 3 годами. Тогда ребенок легко усвоит многие социальные нормы.

Что же нужно знать о материалах для лепки? Рассмотрим их поближе.

Пластилин в «ячейках» второй по твердости. Или по мягкости, как угодно. Он может быть расфасован в пластмассовые ячейки или баночки. Отечественный или импортный. Из такого пластилина лучше делать не отдельно стоящие фигурки, а «картины наоборот» или рисовать пластилином. Зато для малышей, которые мнут, размазывают и вдавливают он очень хорош.

Плавающий пластилин. На вид он ничем от обычного не отличается. Но материал, из которого он сделан, настолько легкий, что не тонет. Представляете, сколько новых игр в тазике с водой или в ванной можно изобрести с этим пластилином, сколько провести опытов и получить новых ощущений от почти невесомого материала? Маленьким детям ни в коем случае нельзя давать пластилин с фруктовым запахом. Если желтый пластилин пахнет лимоном, оранжевый – апельсином, а красный – клубникой, то малыш будет не лепить, а облизывать его, а это совсем не то, чему мы хотим его научить.

Соленое тесто - лучший материал для начала лепки с малышом. Этот материал абсолютно экологичен, его спокойно можно брать в рот. Кроме того тесто – самый мягкий и пластичный материал. Рецепт – 2 стакана муки + 1 стакан соли и чуть больше полстакана воды. Для цветного теста в воду добавить порошок пищевого красителя. Некоторые дети ухитряются это тесто тащить в рот, несмотря на то, что оно очень сильно соленое. С такими малышами лучше лепить из сладкого песочного теста.

Глина для детского творчества бывает коричневая и голубая. По мягкости и ковкости глина не уступает соленому тесту, но она не цветная. Хранить глину можно в холодильнике, завернув во влажную ткань и положив в пакет. Чтобы лепка доставляла малышу удовольствие, глины должно быть много (не менее 2-3 кг). Занятия с глиной хорошо сочетаются с добавлением природных материалов: веточек, шишек, листочков.

Условия занятия

Выбирая место для занятий, думайте о том, где вам проще всего устранять побочные последствия его творчества. Лучше всего подходит кухня.

Все то, что вам может понадобиться во время занятий, должно лежать под рукой. Особенно всякие тряпки и влажные салфетки.

Очень важно аккуратно встраивать все занятия и мероприятия в режим дня крохи. Правильно подобранный момент – половина успеха. Малыш должен быть сыт и не утомлен. А мама не должна никуда спешить.

Не сердитесь на кроху, если он делает что-то не то! Ребенок лучше всего воспринимает даже не содержание занятий, а ваше настроение. И если он запомнит, что когда мы лепим и рисуем мама сердится, он не будет любить ни лепку, ни рисование.

Игры с красками для малышей

Рисовать уже можно с 8 месяцев, т.е. как только ребенок сел, взял ложку и стучит по столу – пришло время.

Поместите немного водоpаствоpимой кpаски на лист бумаги и покажете малышу, как pазмазать ее по всей бумаге с помощью кисточки. Пpевосходными кисточками могут быть палочки для чистки ушей, листья и пеpья птиц.

Можно взять для закрашивания раскраски с крупным изображением животных, фруктов, овощей, птиц, игрушек или нарисовать самим контур любого образа или предмета восковыми мелками.

До полутора лет лучше фломастером на водной основе с толстым стержнем; или шариковой ручкой или восковым мелком.

Учимся вместе с ребенком замечать след на бумаге, действовать при этом разными материалами.

С 1,5 лет учимся вместе с ребенком «читать» его рисунок. Образ, увиденный мамой, удивит и обрадует малыша. Очень полезно рисовать вместе с ребенком и для него, т.е. показывать, как это делают взрослые. Папа рисует машину, мама с ребенком «рука в руке» колеса и сам ребенок дорогу.

  • Пальчики вместо кисти.
  • Обмакнув пальчик в краску можно ставить точки, изображая пятнышки на бабочках, божьих коровках, мухоморах, силуэтах одежды или посуды, снежинки, дождь, шарики на елке. Рисовать линии – дорожки, волны, травка, ветки деревьев.
  • Примакивание кисточкой.

Берем кисточку, набираем на неё краску (лучше гуашь) и плашмя прикладываем к бумаге. Получается ровный красивый отпечаток. Что можно изобразить таким способом? Деревья. Нарисуйте ствол и ветки и предложите ребенку сделать листочки. Дождь. Наклейте из цветной бумаги или нарисуйте тучки, а ребенку предложите нарисовать капельки дождя, приговаривая при этом «кап-кап-кап».

  • Волшебный рисунок.

Для этого нам понадобится лист бумаги, свеча, белый восковой мелок или кусочек мыла в зависимости от возраста и умений (эффект одинаковый) и краски. Самые маленькие могут просто почеркать свечой, постарше нарисовать шарики, солнышко, елочку, цветок и т.д. Можно рисовать вместе с мамой используя прием «рука в руке». Теперь набираем на широкую кисть побольше краски и покрываем лист с изображением. Как по волшебству, рисунок проявляется на фоне краски.

Отпечатки. Для этой игры вам понадобится гуашь, бумажная салфетка, плотная бумага, предметы, которые могут оставить след какой-нибудь геометрической формы ( квадратный кубик, катушка от ниток, коробочки от духов, овальная щётка) или штампики вырезанные из овощей (картошки или морковки) с изображением (цветок, грибок, листок и др.) Разведите гуашь на палитре. Готовая краска по густоте должна быть похожа на сметану. Или пропитайте краской тонкий поролон, лежащий в подложке. Затем прижимайте различные предметы сначала к поролону с краской, а затем к бумаге. Правда, здорово? А теперь попробуйте изобразить что-нибудь по принципу конструирования из разных деталей. Например, машину (катушка - колёса, кубики разной формы - кузов и кабина); башню, неваляшку, елку, бусы и т.д.

Используя штампики из овощей можно изобразить цветочную или грибную полянку, листопад; украсить ими силуэты посуды или одежды.

Прижимая детскую ладошку к поролону с краской а затем на бумагу, приговаривая «шлеп-шлеп-шлеп» изобразить лучики у солнышка, рыбок в аквариуме, листочки на дереве, тюльпаны или колокольчики и т.д.

Прижимая ступни ног – следы на дорожке (гуляем по листу обоев).

Рисуем на кухне. Насыпьте в поднос слой манки. Ребенок обязательно захочет нарисовать что-то пальчиком или написать буквы. Если поднос или поддон слегка встряхнуть, то снова будет чистый «лист».

Съедобные шедевры. Рисовать на сытый желудок можно кусочком или соком свеклы, моркови, ягодкой. Если манную кашу разделить на порции и добавить пищевой краситель. Нам важен не результат! А интерес к деятельности и тренировка для пальчиков.

Рисунки на кафеле. Позвольте малышу пофантазировать и порисовать в ванной, например, вареньем, оставшейся после завтрака кашей или съедобной краской (на желтке).

Рисуем пальчиком или палочкой на мокром песке летом на улице, а зимой дома в поддоне.

Рисуем мелками на асфальте летом, а зимой на доске или мольберте.

Рвем бумагу. Не для кого, не секрет, что все дети очень любят это делать, но не каждый знает, что это очень полезно для их пальчиков. Для этого лучше давать детям белую писчую бумагу или бумажные салфетки. Это полезное безобразие можно использовать для создания шедевров: если взять синий картон, клеевой карандаш и показать ребенку, как наклеить мелкие кусочки бумаги (на дорожку, на лужок – тихо падает снежок). Если научить малыша кусочки сминать в комочки тогда можно украсить в аппликации елочку игрушками.

Игры с пластилином и тестом для малышей

Игра – знакомство с тестом. Комок теста достаточно большой, не умещается в детских ладошках. Сильно хлопаем ладошкой, приговаривая «хлоп-хлоп-хлоп»; стучим кулачком, приговаривая «шлеп-шлеп-шлеп»; отщипываем от большого куска маленькие, приговаривая «щип-щип-щип»; тыкаем в большой кусок пальчиками, оставляя отверстия и при этом, приговаривая «тык-тык-тык»; в получившиеся отверстия вставляем фасоль, макароны или пуговицы, приговаривая при этом «тык-тык-тык»; отрываем небольшие кусочки и сплющиваем их ладошками, приговаривая «плющим-плющим-плющим»; если на глазах у ребенка мама спрячет в тесто мелкую игрушку и будет, приговаривая «ищем, ищем, ищем» искать ее, ребенок обязательно захочет сам найти; размазываем по твердой основе, приговаривая «мажем-мажем-мажем». В дальнейшем аналогично с пластилином.

Игры на освоение приемовОтщипываем кусочки и раскатываем их между ладонями – колбаски для щенков, бревнышки для домика, заборчик для цыплят. Свертываем столбик в кольцо и соединяем концы – баранки для матрешки, колечки для пирамидки. Закручиваем столбики – улитки, булочки.

Отщипываем кусочки и скатываем их между ладонями – шарики для пирамидки, мячики для котят, орешки для бельчат, яблоки для ежа и ягоды для мишки, бусы для куклы. Сплющиваем шарики между ладонями – печенье для кукол, прянички для мамочки, оладушки для бабушки, колечки для пирамидки.

Составление предмета из частей одной формы но разной величины – снеговик, неваляшка, самолет.

Составление предметов из частей разной формы – грибок, куколка, погремушка.

Прищипывание – мишка-неваляшка (ушки), зайка-неваляшка, птичка (клюв и хвост).

Рисуем тестом или пластилином. Для этого нам понадобятся листы картона с контурным изображением предмета или образа. Или силуэты разных предметов из картона.

Отщипываем от большого кусочка маленькие и прижимаем к листу – падают снежинки, осеннее дерево.

Отщипываем от большого кусочка маленькие прижимаем к изображению и размазываем – закрасим колобка, мячик и т.д.

Скатываем небольшие шарики и прижимаем к силуэту – компот из ягод, игрушки на елку.

Игры с тестом на кухне (с соленым или сладким песочным или дрожжевым).

Вырезаем специальными формочками – печенье для себя украшаем орешками или изюмом, а для кукол фасолью, горохом, бусинами и т.д.

Из шариков и жгутиков дрожжевого теста – булочки, калачи.

Игры с песком на улице и дома. С помощью специальных формочек лепим куличики и украшаем их камешками, веточками, травинками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики через сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры для мальчиков, которые повышают познавательный интерес мальчишек, но и служат для развития мелкой моторики руки...

Развитие мелкой моторики через игру с мелкими предметами

Как занять досуг ребёнка интересным полезным и делом и при этом развивать его познавательное способности?...

Творческий отчет "Развитие мелкой моторики через образовательную область «Художественное творчество»

Отчет о том, как работала над разитием мелкой моторики с использованием лепки....

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук и творчества детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста - это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение прост...

Логопедический кружок по развитию мелкой моторики через художественно-эстетическое развитие "Пальчиками играем - речь развиваем"

   Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования Акту...

Консультация для педагогов, родителей «Развитие мелкой моторики через художественное творчество»

  В каждой семье, доме, детском саду есть восковой мягкий пластилин «Луч»  , так полюбившийся нашим детишкам. Я хочу предложить вам развивающие игры, в которые вы можете п...