Новосибирские мосты. Досуг с применением ИКТ для детей 6 –7 лет
методическая разработка (подготовительная группа)

Назаренко Ирина Николаевна

Вариативная часть парциальной программы краеведческого образования НСО  

детей дошкольного возраста «Новая Сибирь -  мой край родной» 

Блок по краеведению  «Мосты Новосибирска»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новосибирские мосты

Досуг с применением ИКТ для детей 6 –7 лет

Цель. Патриотическое воспитание детей на основе приобщения к историческим и культурным ценностям своей малой родины.

Задачи. Объяснить детям историческую важность такого инженерного сооружения как мост. (Напомнить названия  рек Сибири Обь, Иня). Познакомить с происхождением мостов, а также с некоторыми известными мостами  Новосибирска. Познакомить с классификацией мостов (пешеходные, автомобильные, железнодорожные и др.). Развивать познавательные способности, внимание, память, восприятие, воображение, речь и мышление, творческие способности, вокально – хореографические и конструктивные навыки, коммуникативность. Воспитывать патриотические чувства, интерес и уважение к истории и культуре своей малой родины, а также такие качества как терпение, трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.

Предварительная работа. Чтение художественной литературы о Новосибирске и её достопримечательностях. Посещение новосибирских достопримечательностей (семейные мероприятия). Оформление фотовыставки «Мой  Новосибирск » с использованием фотографий, сделанных на семейных прогулках. Прослушивание песен о Новосибирске. Знакомство с рассказами о Новосибирске. Обучение танцевальным движениям и пению на музыкальных занятиях. Проведение тематических занятий, посвящённых Новосибирску. Развивающие игры с различными конструкторами.

Материалы и оборудование. Фотографии с изображением новосибирских  достопримечательностей. Мультимедийное оборудование.

Презентация «Мосты  Новосибирска».

Ход досуга

Ведущий. Сегодня мы  совершим виртуальное путешествие по нашему родному городу, название которого… (Новосибирск.)

Да – да, Новосибирск! Сколько же мы с вами про Новосибирск читали,  а ещё слушали песни о Новосибирск, фотографий посмотрели, побывали и на правом берегу нашего города и на родном, левом! А Новосибирск – всё не кончается! Каждый находит  здесь что – то новое или, наоборот, что – то очень старое и забытое. Интересно, почему?

Ответы детей.

Ведущий. Новосибирск – большой город. Здесь много улиц, а на улицах много домов. И много  историй. Новосибирск – это город со своей историей.

Напомните мне, с чем вы уже познакомились в нашем городе, о чём вы уже знаете.

(Дети перечисляют достопримечательности.)

Ведущий.  Дети, давайте послушаем детский гимн о Новосибирске.

Восприятие музыки. Детский гимн о Новосибирске

Ведущий. А теперь, дети,  приготовьтесь, к виртуальной прогулке по Новосибирску. Мы посетим с вами все мосты  г. Новосибирска.

Дети исполняют песню «Мы по городу идём»,  идут змейкой по залу, затем садятся перед экраном.

Ведущий.

Посмотрите на экран.

Слайд № 1

(слайд с изображением новосибирского театра НОВАТ).

Что за город виден там?

Дети: Новосибирск.

Послушайте фрагмент песни.

Дети, о какой реке поётся в песне?

Дети. Об Оби!

Слайд № 2

Ведущий. На этой реке  есть очень интересные инженерные сооружения. Что же это за сооружения?

Дети. (Мосты.)

Ведущий. О мостах и пойдёт сегодня речь. Для чего они нужны?

Дети. (Для того, чтобы перейти или переехать через реку.)

Ведущий. А знаете, как появился первый мост? Рассказать?

(Ответы детей.)  

Слайд 3. Бревно, перекинутое через ручей.

Посмотрите на экран. Что это?

Дети. (Брёвнышко. Мостик.)

Ведущий. Первый мост был обычным упавшим от сильного ветра деревом. Дерево очень старое и высокое. Оно росло на берегу реки и, когда падало, дотянулось кроной до другого берега. Конечно же, люди этим мостиком воспользовались, а потом усовершенствовали и даже названия мостам стали давать – чтобы не перепутать.

Мосты появились в Новосибирске  не сразу. Кто из вас знает какие – нибудь мосты по именам?

(Ответы детей.)

Ведущий. Конечно, запомнить названий мостов трудновато, но мы попробуем сегодня с некоторыми познакомиться.

Новосибирск, сравнительно молодой город, так как  менее чем за 100 лет вырос из небольшого поселка в город с полуторамиллионным населением. Его развитие было тесно связано со строительством мостов, каждый из которых неповторим. Сооружение каждого нового моста  – яркая страница в истории Новосибирска.

  1. Первый железнодорожный мост через Обь

 Слайд № 4 .

Возведенный в рамках строительства Транссибирской магистрали железнодорожный мост через Обь считается родоначальником Новосибирска. Именно от момента принятия в 1893 году решения о постройке моста город ведет свою историю.  Первоначально мост должен был быть построен в другом месте, но железнодорожный инженер Николай Гарин – Михайловский выбрал для сооружения более узкий участок реки на месте современного Новосибирска. Старый железнодорожный мост в дальнейшем использовался для пропуска пассажирских поездов, следующих через Новосибирск.

К концу XX века мост исчерпал свой ресурс, в начале 90-х годов движение по нему прекратилось, а спустя 10 лет его демонтировали. На его месте оперативно установили новое сооружение, а часть старых конструкций переплавили на почетные знаки, которыми награждали выдающихся горожан в честь 110 – летия Новосибирска.

Один из пролетов старого моста, впрочем, сохранился  – он в качестве памятника установлен в парке «Городское начало» на берегу Оби.

Слайд № 5.

  1. Комсомольский мост

Слады № 6, 7.

Второй железнодорожный мост через Обь был возведен в рамках строительства обхода Новосибирска – железнодорожной ветки Обь –  Инская. (Иня – это река, впадающая в Обь.) Она должна была служить прежде всего для транспортировки грузов, в особенности кузбасского угля.

Построили железнодорожный мост в рекордные сроки — всего за год. Мост имеет семь пролетов, а его общая длина составляет 880 метров.

Построенный комсомольцами и названный в их честь, мост успешно эксплуатируется и сейчас. Основной его функцией, как и задумывалось, является пропуск грузовых поездов.

Это первые железнодорожные мосты.

Новосибирск до середины 50 – х годов не имел постоянного автомобильного моста через Обь: летом два берега связывал временный понтонный мост, зимой  –  ледовая переправа.

Однако для растущего города этого было недостаточно, и еще в 30-е годы власти задумались о строительстве моста. Был даже подготовлен первоначальный проект, но начавшаяся Великая Отечественная война не позволила его реализовать.

В 1951 году к проекту вернулись. Было  принято решение о строительстве моста через Обь в створе улицы Восход.

  1. Октябрьский (Коммунальный) мост

 Слайд ы № 1 – 2 (1_Продолжение )

Новосибирск до середины 50 – х годов не имел постоянного автомобильного моста через Обь: летом два берега связывал временный понтонный мост, зимой — ледовая переправа.

Однако для растущего города этого было недостаточно, и еще в 30-е годы власти задумались о строительстве моста. Был даже подготовлен первоначальный проект, но начавшаяся Великая Отечественная война не позволила его реализовать.

В 1951 году к проекту вернулись, Совет министров СССР принял решение о строительстве моста через Обь в створе улицы Восход в Новосибирске. В целях экономии проект скорректировали, убрав украшения в виде 45 – метровых обелисков на въезде со стороны правого берега и фонарей с лампами в виде звезд. 

Для движения мост открылся в 1955 году. Он был назван Октябрьским, но, поскольку деньги на строительство собирали всем миром, в народе прижилось другое название  –  Коммунальный. Оно и сейчас популярнее официального. 

Общая длина конструкции составляет 2,3 километра, а длина пролетов над водой  –  840 метров. Первоначально Коммунальный мост имел четыре полосы для движения транспорта  –  по две с каждой стороны, а по центру проходили трамвайные пути. Их убрали в 90 – е годы, когда количество автомобилей начало расти.

Сегодня даже без трамвайных путей мост не справляется с растущим количеством автомобилей. К тому же мост нуждается в капитальном ремонте. И в скором времени будет закрыт.

IV.        Плотина ГЭС

Слайд № 2

Плотина Новосибирской ГЭС  – тоже своеобразный мост. По ней проложена двухполосная автомобильная дорога, соединяющая два микрорайона  –  Шлюз и Обь ГЭС.

V.        Димитровский мост

Слайды № 1 – 2  (2_Продолжение)

К 1970 – м годам население Новосибирска превысило миллион человек, и необходимость второго автомобильного моста стала очевидна. Строить мост начали в 1971 году, но из – за финансовых затруднений  движения мост открылся в 1978 году.

Димитровский мост имеет несколько интересных конструктивных особенностей. Он сделан без единого болта  –  все металлические конструкции держатся на сварных швах. Такая технология, по задумке инженеров, лучше подходит для холодных сибирских зим. На тот момент цельносварными мостами в СССР могли похвастаться только Москва и Киев.

Всего строители «наложили» почти 25 километров швов, хотя сам мост, по новосибирским меркам, довольно короткий — его длина около 700 метров против 840 метров у Октябрьского.

VI.        Метромост

Слайды № 3.

Метромост   –  один из самых известных символов Новосибирска и, как самый длинный крытый метромост в мире, является настоящим предметом гордости. Этот рекорд держится уже почти 30 лет  – с 1986 года, когда мост, соединяющий станции метро «Речной вокзал» и «Студенческая» сдали в эксплуатацию.

Общая длина моста более 2 км. Из них около 900 метров проходят над рекой.

Испытывали мост, одновременно загнав в него четыре груженых мешками с песком состава общим весом 1300 тонн. Мост испытание успешно выдержал.

Сегодня мост успешно функционирует, его лишь приходится периодически перекрашивать. В последний раз эту процедуру проделывали в 2011 году.

VII.        Северный мост

Слайд № 4.

Строительство моста заняло почти 10 лет. Работа над ним началась в 1999 году, а завершилась только в 2008 году.

Мост длиной 930 метров имеет две полосы для движения и является самым узким на Оби.

У Северного моста есть интересная технологическая особенность — рядом с опорами, на которых держатся девять его пролетов, имеется еще один ряд таких же опор. Их возвели на случай необходимости увеличения пропускной способности моста. По расчетам проектировщиков, используя эти опоры, его можно расширить до шести полос.

         VIII.        Бугринский мост

Слайд № 5.

Работы над самым крупным новосибирским Бугринским мостом — начались в 2009 году.

Был одобрен проект моста  инженеров  Санкт – Петербурга. Очень интересная конструкция моста: нет  стоящих на дне реки опор, зато есть снабженная внушительной аркой и сложной системой вант. Вант – это стальные тросы, которые держат мост.

Строительные работы начались в 2010 году.  

Был объявлен  конкурс  на лучшее название моста.

Новосибирцы прислали массу вариантов названия, в финал конкурса вышли пять: «Бугринский», «Никольский», «Кривощековский», «Солнечный» и «Радужный».

В итоге было принято решение назвать мост Бугринским.

Третий мост должен ощутимо разгрузить существующие автомобильные переправы, предел пропускной способности которых давно исчерпан.

IX.        Четвертый мост через Обь

Слайд № 6.

С 2012 года новосибирские власти начали подготовку к строительству четвертого автомобильного моста через Обь. Рабочее название у него уже есть — Центральный.

Мост пройдет от развязки на Южной площади на правом берегу Оби до улицы Станционная на левом.

Омские инженеры разработали два варианта конструкции моста — вантовый и балочный, по типу Димитровского. Остановились на балочном, поскольку натягивание вант предполагает возведение высоких сооружений, которые могут помешать садящимся в аэропорту Толмачево самолетам.

Звучит песня « мосты»

Ведущий. По  – моему, вы уже готовы сами построить мост. Попробуем? Вот

и строительный материал для вас. Но построить мостик надо довольно быстро – пока звучит задорная песня «?».

Звучит в записи песня «?»

(Дети коллективно строят мост из напольного конструктора, стараясь успеть до завершения песни.)

Вот это мост! А как дружно вы его строили! Надо дать вашему мосту название.

(Дети предлагают варианты названий: «Дружный», «Дружба», «Мост друзей».)

Ведущий. Наверное, самое подходящее название – Мост друзей. Я предлагаю вам, ребята, завести дружный хоровод.

Хоровод  друзей

Ведущий. А давайте оставим на мосту какой  – то знак, который будет символом вашей дружбы.

(Дети предлагают повесить на мост замок.)

Ведущий. Точно! У меня как раз есть вот такой симпатичный замочек! И ключик! (Показывает бутафорские атрибуты.) Только кто же его повесит? Пусть игра решит!

Проводится игра «Замочек». Дети под музыку

передают по кругу замочек и произносят:

«Ну, ребята, не зевайте и замок  передавайте!

Раз – два – три! У кого замок, смотри!»

Тот, у кого в руках с окончанием мелодии оказался замок, выбывает из игры. Ритм может постепенно нарастать. Выигрывает ребёнок, который остался последним без передаваемого предмета.

Ведущий. Победителю мы и доверим повесить замочек на наш мост. (Ребёнок вешает замок на мост, остальные дети помогают.)

Вот и закончилось наше путешествие.

Под музыку дети выходят из зала.

ЭР (электронные ресурсы), использованные для написания досуга.

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Первый_железнодорожный_мост_через_Обь 
  2. https://tass.ru/sibir-news/1315822 
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Октябрьский_мост_(Новосибирск) 
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мост_через_шлюз_Новосибирской_ГЭС 
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Димитровский_мост 
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Новосибирский_метромост
  7. https://yandex.ru/images/search?text=метромост%20новосибирск&stype=image&lr=65&parent-reqid=1627879068088082-8390834100704331908-sas3-0893-4f3-sas-l7-balancer-8080-BAL-4444&source=wiz 
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Северный_мост_(Новосибирская_область) 
  9. https://yandex.ru/images/search?text=северный%20мост%20новосибирск&stype=image&lr=65&parent-reqid=1627880169285009-9784775690338598463-sas3-0974-986-sas-l7-balancer-8080-BAL-4959&source=wiz 
  10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Бугринский_мост 
  11. https://yandex.ru/images/search?text=бугринский%20мост%20новосибирск&stype=image&lr=65&parent-reqid=1627882132115902-4684554409015230151-sas3-0712-43f-sas-l7-balancer-8080-BAL-1806&source=wiz 
  12. https://yandex.ru/images/search?text=4%20мост%20новосибирск&stype=image&lr=65&parent-reqid=1628138901182041-7172287334956097505-vla1-3291-vla-l7-balancer-prod-8080-BAL-9961&source=wiz 
  13. https://www.nsk.kp.ru/online/news/4308301/ 
  14. https://fishki.net/3583009-kak-stroili-chetvertyj-most-cherez-oby-v-novosibirske-krasochnaja-panorama.html 

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

НОВОСИБИРСКИЕ МОСТЫ

Слайд 5

Один из пролетов старого моста был сохранен. О н установлен в качестве памятника в парке «Городское начало» на берегу Оби.

Слайд 6

Строительство второго железнодорожный мост через Обь началось в 1930году, в 1931 году мост уже был построен. В рекордно сжатые сроки. Это была первая в Новосибирске ударная комсомольская стройка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новосибирск до середины 50-х годов не имел постоянного автомобильного моста через Обь: летом два берега связывал временный понтонный мост, зимой — ледовая переправа.

Слайд 2

Октябрьский (Коммунальный) мост


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Строительство Димитровского моста началось в 1971 го ду.

Слайд 2

Для движения мост открылся в 1978 году.

Слайд 3

Новосибирский метромост — семипролётный крытый метромост через Обь, соединяющий станции «Студенческая» и «Речной вокзал»

Слайд 4

Северный мост — автомобильный мост через реку Обь.

Слайд 5

БУГРИНСКИЙ МОСТ – САМАЯ СТИЛЬНАЯ ПЕРЕПРАВА В НОВОСИБИРСКЕ ЧЕРЕЗ РЕКУ ОБЬ

Слайд 6

С 2012 года новосибирские власти начали подготовку к строительству четвертого автомобильного моста через Обь. Рабочее название у него уже есть — Центральный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация детского досуга с применением Адвент-календаря в предновогодний период в детском саду.

Вариант созданияя адвент-календаря, для организации мотивации у воспитанников во время проведения непосредственной образовательной деятельности....

Методическая разработка. Проект «Цветные мосты» по теме «Мой город» для детей младшей группы

Проект «Цветные мосты» по теме «Мой город» для детей младшей группы...

Проект «Создание мини – музея о городе Новосибирске в условиях группы детского сада для детей с нарушением зрения»

Целью данного проекта является создание модели взаимодействия детей, педагогов и родителей в рамках создания мини-музея о родном городе.В группе мы создадим мини-музей. Он будет пополняться различными...

ВВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ – ПРАКТИКУМЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОСТ» Тема: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Так как  огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности, то логично повышать экологическую культуру детей через игровую деятельность. Она является э...

Сценарий физкультурного досуга в детском саду для детей старшей группы «Осенний марафон» (С применением фитнес – технологий) «Наступают холода – физкультура нам нужна!»

Цель: Формировать у дошкольников стойкий интерес к занятиям физической культурой, развивать умения творчески использовать свой двигательный опыт в условиях  эмоционального общения со сверстниками...

Оздоровительный досуг с применением фитнес-технологий "Потерянный рюкзак"

Спортивное мероприятие с применением Фитнес-технологий...