Организации развивающей предметно-пространственной среды с использованием технологии ТРИЗ
методическая разработка (старшая группа)

Микрюкова Наталия Дмитриевна

Организации развивающей предметно-пространственной среды с использованием технологии ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_vystuplenie.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Организации развивающей предметно-пространственной среды с использованием технологии ТРИЗ

Введение ФГОС дошкольного образования, перестройка жизненного уклада, переоценка ценностей, происходящие в обществе, заставляют по-новому подходить к вопросу познавательного развития и воспитания детей дошкольного возраста. Общеизвестно, что в период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира, который продолжает формироваться в процессе дальнейшего развития ребенка. Современный педагог не должен давать детям готовые знания, он должен научить их пользоваться способами нахождения информации т.е. создать предпосылки для формирования универсальных учебных действий. Инновационная технология ТРИЗ является одним из средств достижения успешности в обучении ребёнка во всех видах детской деятельности.

Основная мысль технологии ТРИЗ – самостоятельное получение детьми знаний, с незначительной помощью взрослого. Ребёнок свободно выбирает объект исследования, открыто рассуждает о признаках этого объекта; трогает, нюхает, рассматривает, пробует на вкус, обсуждает свои открытия со сверстниками и взрослыми и получает ещё большее желание узнавать глубже, детальнее окружающий его мир. Результатом познания  станет не только  изучение признаков выбранного объекта, но и создание существенно нового объекта.

Благодаря развивающей среде в нашей группе с применением технологии ТРИЗ происходит развитие творческого стиля мышления детей. Увидеть невидимое, объединить разное, упростить сложное – все это и многое другое происходит с помощью этой технологии. Одним словом, дети приучаются к творческой активности, к творческому труду, к творческому поиску и решению.

Примером для моей будущей работы по технологии ТРИЗ стали игровые пособия из методического комплекса «Я познаю мир». Он направлен на освоение детьми способов познания и обеспечивает ребенка дошкольника моделями мыслительной деятельности для организации собственного познавательного процесса.

Совместно с коллегой в своей группе мы создали такое тризовское игровое пособие, назвав его «Познавайкина полянка».

Пособие включает 6 зон.

• Зона анализаторов и эмоций.

Человек познает мир различными средствами и способами, но первые шаги знакомства с окружающим миром позволяют нам сделать органы чувств (анализаторы – тактильный, зрительный, обоняние, слуховой, вкусовой), наши «помощники умной головы». Именно они дают возможность воспринимать многообразие мира, а настроение дает окраску процессу познания.

На игровом пособии зона анализаторов и эмоции представлена неким образом (человечек, сказочный персонаж), с ярко выраженными «помощниками умной головы» и сердцем, открытым для познания.

Нами был выбран герой советского мультфильма Большой Ух. Дети его полюбили, так как он любознательный, позитивный и неунывающий. Процесс познания органами чувств у человека сводится к выявлению признаков объекта.

Начав работать с детьми младшего дошкольного возраста, узнали, что у каждого человека есть «умная голова» и у каждой «умной головы» есть помощники. Выяснили вместе с детьми, какой «помощник» за что отвечает: уши слушают звуки вокруг нас, глаза смотрят вокруг нас, нос нюхает и улавливает запахи вокруг нас, рот: язык и губы помогают нам пробовать вкус, руки могут ощущать. По ходу рассказа о «помощниках умной головы», я выставляла перед детьми карточки с изображением. Далее вместе с детьми ищем различные признаки с «помощником умной головы». По мере нахождения, на «Познавайкиной полянке» появляется ромашка со схематичным изображением имени признака.

Чтобы закрепить тот или иной признак, используем дидактические игры.

Игра «Помощники умной головы»

Детям предлагается карточка с изображением какого-либо предмета. Каждый ребенок кидает кубик и описывает предмет с использованием выпавшего «помощника умной головы», используя те имена признаков, значения которых воспринимаются этим анализатором. Вариантом этой игры могут быть игры «Волшебный мешочек» (при помощи тактильного ощущения ребенок пытается узнать что за предмет), «Узнай по звуку», где используется по одному «помощнику умной головы»

Игры: «Какой по вкусу», «Что из чего сделано», «Какой ты температуры».

Тем самым упражняем детей в выделении свойств предметов окружающего мира.

Детям предлагаются карточки с изображением различных предметов. Задавая соответствующий вопрос к предмету, например, «Какой ты по вкусу (материалу, температуре)?» дети отвечают на него и раскладывают карточки.

Таким образом у нас на «Познавайкиной полянке» формируется следующая зона.

• Зона признаков.

У каждого объекта есть какие – либо качества, признаки.

Для формирования у ребенка осознанного отношения к процессу познания необходимо разделить понятие «имя признака» и «значение имени признака».

Имя признака – обобщающее слово, его название. Например,  «влажность», «форма», «цвет», «размер» и др. Эти обобщающие слова мы не воспринимаем органами чувств, а их значение познаем с помощью помощников «умной головы».

Всего в пособии 17 имен признаков (влажность, температура, рельеф, звук, вкус, запах, форма, размер, цвет, часть, место, действие, вес, количество, материал, изменения во времени, ориентация в пространстве); – 17 ромашек, содержащих значок, соответствующий тому или иному признаку.

Игра «Четвертый лишний»

Игра вводится со среднего дошкольного возраста

Благодаря этой игре учим детей видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение.

Перед игрой необходимо объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно. На карточках – изображение четырех предметов, дети выбирают карточку и называют объект, который считают лишним. Затем объясняют свой выбор (по каким признакам они отличаются).

Игра «Что умеет делать?»

Такую игру проводим с целью научить выделять функцию объекта, закреплять употребление в речи слов – действий.

Ведущий называет объект. Дети определяют, что умеет делать он или что делают с его помощью. Можно усложнить игру, предложив детям назвать объект с такой же функцией. Например, зонт – защищает от дождя, предмет, обладающий такой же функцией – крыша, капюшон и др.

Игра «Угадай, какой объект»

Закрепляем названия признаков, развивавам воображение, активизируем речь детей.

Одному ребёнку на голову (можно под ободок, резинку и т.д.) помещается картинка с объектом, которую он не видел. Остальные дети выбирают знаки с именами признаков и по ним проводят описание объекта на картинке. Задача игрока угадать объект по описанию. Не угадавший, выбывает из игры.

Игра «Теремок»

Игра тренирует аналитическое мышление, умение   выделять общие признаки путем сравнения.

Вариантов игры несколько: перед началом игры вспоминаем сказку. В сказке присутствует герой – хозяин теремка, и герои, которые просятся к нему в теремок.

  1. Каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованного героя. Выбирается хозяин теремка, а остальные подходят к нему. Но пустит в теремок он только того, кто на него похож. Ребенок должен сказать, что общего у его героя и хозяина теремка. (например, у животных одинаковое строение тела, дикие животные живут в лесу и т.д.)
  2. В этом варианте хозяин постоянно меняется – вошедший гость становится хозяином.

На слайде представлены сюжеты игры «Теремок», которую создали мы с коллегой для интерактивной панели. Видно, что герои могут быть самые разнообразные, не обязательно придерживаться сюжета сказки. Вариантов ответа тоже может быть несколько.

  1. Если усложнить игру, то хозяином и гостями теремка являются окружающие нас предметы, а не животные.

• Зона вопросов.

Чтобы исследовать объект необходимо задавать ему вопросы. Умение задавать вопросы позволяет обогатить речь, формирует любознательность и учит детей искать на них ответы. Существуют разные типы вопросов и ответы на них расширяют информацию об объекте (типы вопросов – восполняющий, описательный, каузальный, оценочный, воображаемый, уточняющий) В этом нам помогает радуга вопросов.

Игра " Круг вопросов"

 Цель: упражнять в умении задавать вопросы различной направленности. Учить использовать в вопросе имя признака.

На рабочем поле дети выкладывают карточки: знак вопросного слова – картинка с объектом – знак имя признака. Уточнить с детьми тип вопроса. («Знак какого вопроса?», «Какой вопрос дарит нам знак?»). Например: «Что хорошего, что у пилы такой рельеф?», «Какой лимон по вкусу?» Объяснить детям, что со сменой мест карточек будет меняться стиль вопросов. «Какой по вкусу лимон?», «Лимон по вкусу какой?», «По вкусу лимон какой?»

• Зона преобразователей – волшебников.

Процесс познания – это активная деятельность, связанная не только с использованием признаков объектов и установлением причинно-следственных связей, но и их преобразование с какой-либо целью. Для развития этих способностей необходимо понимание приемов преобразования, которые на пособии представлены в виде волшебников.

Волшебники-преобразователи помогают нам проследить за различными изменениями объектов, пофантазировать.

Схемы преобразователей на нашем пособии представлены в виде капелек с изображением волшебников.

Нами была создана картотека развивающих игр с волшебниками –преобразователями.

Игры разработаны с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, основаны на изучении признаков объекта и преобразовании объектов окружающего мира, создании новых объектов с новыми признаками. Некоторые из них я представлю вашему вниманию.

«Волшебник увеличения и уменьшения»

С его помощью мы можем изменить величину объекта, его частей. Увеличить их или наоборот уменьшить целый объект или его часть. Суть приема увеличения – уменьшения заключается в изменении по убывающей или возрастающей любого признака объекта.

Волшебник коснулся предмета, например, стула. Стул стал маленьким – это хорошо или плохо? Стул стал большим – это хорошо или плохо? И т.д.

 «Волшебник наоборот»

Этот волшебник умеет делать все, только с точностью наоборот. Любую функцию или свойства объекта заменяет на противоположные.

Суть приема заключается в выявлении определенного признака или значения признака объекта и замене их на противоположные.

Игра «Парные картинки»

Игра учит детей выявлять функцию объекта и заменять ее на противоположную.

Воспитатель подбирает картинки с изображением предметов, выполняющих противоположные функции. Каждой паре детей дается задание: выбрать пару предметов, выполняющих противоположную функцию, и назвать ее.

«Волшебник оживления и окаменения»

Волшебник Оживления превращает все неживое в живое. Волшебник Окаменения – наоборот: делает все живое – неподвижным.

Использование приемов оживления-окаменения позволяет изменять объект, его часть или место обитания по признаку динамичности или статичности.

Волшебник Оживления часто появляется в сказках. Таким образом, у нас родилась идея сочинения сказок, используя при этом случайные предметы. За главного героя было решено выбрать Медвежонка Тедди. Как и все сказки мы начали со слов «жил-был медвежонок Тедди…», а затем дети берут случайные картинки и сочиняют сказку. В результате у нас родилась целая книга сказок.

«Волшебники дробления и объединения»

Это два волшебника: Волшебник Дробления и Волшебник Объединения. Они часто ходят друг за другом. Первый делит на части все и перепутывает их. Второй – объединяет все части, которые попадаются под руку.

Этот метод предназначен для фантастического преобразования с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов или их частей.

За действиями Волшебника Деления всегда следуют фантастические преобразования, произведенные с помощью Волшебника Объединения, и наоборот. Ребята сами должны догадаться и объяснить волшебные преобразования с точки зрения практического применения.

Игра «Подарки Волшебника Дробления – Объединения».

Учим детей создавать новые объекты с помощью добавления какого - либо свойства

Воспитатель предлагает детям картинки с изображением разных объектов. Дети называют свойство своих объектов и приглашают Волшебника Дробления – Объединения. Происходит обмен свойствами. Дети выясняют, каким теперь стал объект, и что в этом стало хорошего и плохого. Например: мыло подарило свойство запаха телевизору, а телевизор подарил мылу свойство показывать.

Игра «Назови части предмета»

Воспитатель предлагает детям определенный объект, например, дом, а дети должны назвать как можно больше составляющих его частей. Можно устроить соревнование «Кто больше назовет?» или «Аукцион слов»

И противоположный вариант:

Игра «Найди предмет по его части» Детям предлагается часть предмета, а они должны назвать предметы, в которых такая часть есть. Например, кнопка (пульт телевизора, одежда, зонт, ракета и т.д.)

«Волшебник всемогу и могутолько»

Прием представлен двумя волшебниками: Волшебник Всемогу (универсализация) и Волшебник Могутолько (специализация).

Прием Универсализации дает возможность объекту выполнять множество функций, даже ему не свойственных. Примером могут выступать волшебная палочка, золотая рыбка.

Прием Специализации позволяет ограничить возможности объекта в рамках типичной для него функции. Сапоги – скороходы, скатерть – самобранка.

 «Волшебник времени»

Этот волшебник может творить со временем все, что захочет.

Например:

Убыстрить время (Волшебник Быстрых Минут), с таким же успехом замедлить его (Волшебник замедления)

Поменять местами временные отрезки, в которых протекали определенные события (Волшебник перепутывания времени)

Может процессы и события заставить протекать наоборот (Волшебник Обратного Времени)

Переместить события на дальние временные отрезки (машина времени), на ближние – относительно жизни человека (зеркало времени)

Может остановить время (Волшебник остановивший время).

Игра «Что сначала, что потом»

Продолжаем учить определять линию развития объектов рукотворного и природного мира, формировать представление об однонаправленности времени

Ведущий предлагает картинки, на которых изображен объект в различные моменты жизни (младенец, девочка, подросток, девушка, молодая женщина, пожилая женщина, бабушка; семечка, росток, побег, бутон, цветок, коробочка с семенами, высохший стебель и др.). Детям дается задание: разложить по порядку карточки, чтобы они соответствовали жизненному циклу выбранного объекта или последовательности событий с данным объектом.

Игра «Путешествие в прошлое предмета»

Игра формирует способность рассматривать объект в его временном развитии, помочь понять причину постоянных совершенствований, изобретений.

Детям предлагаются карточки с изображением предмета в разные временные периоды. Задача ребенка выложить на «реке времени» соответствующие картинки.

Целесообразно играть с волшебниками-преобразователями в любые свободные минуты по ситуациям: во время приема пищи (волшебник Увеличения коснулся каши – это хорошо или плохо?), при чтении литературных произведений (обращаем внимание детей на фантастические преобразования, обсуждаем с детьми какой волшебник приходил в данный сюжет)

• Зона причинно – следственных связей.

Познавательный процесс человека невозможен без способностей, которые позволяют устанавливать причинно-следственные связи при взаимодействии объектов. Каждая причина имеет свое следствие.

На «Познавайкиной полянке» причинно-следственные связи изображены в виде дорожки между двумя кустиками (с цветочками и ягодками), которые имеют кармашки.

Для установления причинно-следственных связей мы используем игры:

«С какой ветки детки?», «Лучики причин и следствий» (детям предлагается сюжетная картинка, а они предлагают варианты причин происходящего на ней), игра «Восстанови цепочку» (детям предлагается первая и последняя картинка цепочки, а они должны заполнить цепь событий)

Наше игровое пособие «Познавайкина полянка» мы дополнили еще одной зоной. Это зона «Познания мира», она представлена феями, которые олицетворяют объекты живой и неживой природы, а также рукотворного мира.

Игра «Подарки для феи»

Цель: учить детей делить объекты окружающего мира на природные и рукотворные группы и объяснять основания такого деления;

Перед началом игры проводится беседа с детьми о том, что все объекты в мире разные. Есть предметы, сделанные руками человека, они относятся к рукотворному миру. Есть объекты, созданные природой - это объекты природного мира. Далее вспоминаем фей из мультфильма, ведь каждая из них покровительствовала различным объектам: фея Динь-Динь (рукодельница) – рукотворный мир, фея Розетта – мир живой природы, фея Серебрянка – мир неживой природы. Задача детей разложить подарки для фей, обосновывая свой выбор.

С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерности происходящих процессов.

И мы, взрослые должны им в этом помочь – сформировать у детей такое качество мышления, как системность – способность ребенка воспринимать любой предмет, который он познает всесторонне, во всем многообразии связей.

Такому всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает метод системного анализа. В ТРИЗе он называется «Системный оператор». Он позволяет заглянуть в историю создания, например, игрушки, разложить ее по деталям и даже «сконструировать» игрушку будущего.

Работа по использованию метода ТРИЗ «Системный оператор» осуществляется с помощью таблицы, которая носит название «системный оператор». А поскольку в ТРИЗе все волшебно и загадочно, то у нас это «Волшебный экран», который состоит из девяти окошек.

В каждом окошке находится какая – то загадка или тайна:

В окошке №1 находится то, что нас окружает. Это что – то нужно узнать и ответить   на вопрос: «Кто (что) это? Что делает?

В окошке № 2 – это что-то нужно внимательно рассмотреть, чтобы   рассказать: какое оно, из чего состоит?

В окошке № 3 мы должны подумать и сказать, где живет или находится объект?

В окошке № 4 познакомимся с прошлым объекта.

В окошке № 5 мы узнаем, каким он был раньше, из чего состоял.

В окошке № 6 – где он жил в прошлом.

В окошке № 7 представим, каким он может быть в будущем.

В окошке № 8 – из чего он будет состоять в будущем.

В окошке № 9 – где он может жить или находиться в будущем.

Составляя «Волшебный экран», мы с детьми играем. Но выполняя игровые действия, мы обязательно соблюдаем алгоритм деятельности – «мыслительные шаги»:

- выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и признаки.

- определяется подсистема природного объекта (дети определяют, из каких частей он состоит);

- определяется надсистема объекта (его видовая принадлежность по месту обитания; по классу или группе, к которым он относится);

- рассматривается процесс развития объекта в прошлом (выясняем историю возникновения данного объекта);

- рассматривается развитие объекта в будущем (детям предоставляется возможность представить себе, каким объект станет: его функции, внешний вид, как он будет называться и т. п.)

Я продемонстрировала вам заранее подготовленные системные операторы. На практике мы их используем при первом знакомстве с «Волшебным экраном». Позже – это просто белый лист, разделенный на девять окошек. Совместно с детьми выбираем объект исследования. Затем все окошки заполняются схематическими рисунками по ходу рассуждений.

Вообще в данной технологии довольно часто используются схематические изображения. Это мнемотаблицы, составленные совместно с детьми, по которым ребенок может восстановить последовательность событий рассказа, сказки; это и составление загадок

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх, и в режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Технология ТРИЗ помогает так организовать предметно-пространственную среду, что все ее элементы обладают развивающим потенциалом, способствуют максимальному раскрытию способностей и возможностей ребенка дошкольника, развитию познавательной мотивации. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

Дети свободно определяют объекты рукотворного мира, живой и неживой природы. Самостоятельно исследуют объекты окружающего мира по именам признаков, не зависимо от их набора. Находят причинно-следственные связи, с помощью взрослого. Любят фантазировать, используя волшебников – преобразователей и задавать интересные вопросы героям литературных произведений.

В результате работы по использованию технологии ТРИЗ и создание определенной РППС в познавательном развитии дошкольников у детей:

- развивается познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;

- формируется системное представление об окружающем мире;

- растет словарный запас, развиваются творческие способности.

ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, поддерживает их интерес к познанию мира природы.

Таким образом, создав развивающую предметно - пространственную среду с элементами ТРИЗ-технологии, мы тем самым обеспечили полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО, способствующую развитию познавательных качеств детей с учетом их потребностей и интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОНО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ  СРЕДЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОНО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ....

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....