«Мастер-класс для родителей» « Детское экспериментирование, как способ занять своего ребенка, и как способ познать окружающий мир».
материал

Куржумова Алёна Валерьевна

Дети любят играть, слушать интересные истории. Мы решили показывать в виде игры, считаем это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать новую информацию в близкой для них форе игры. И сегодня в форме игры (можно использовать любимую игрушку ребенка) мы покажем вам, как легко и доступно и безопастно можно  познакомить дошколят  со свойством воздуха и магнита.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_roditeley_gotov.docx200.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Мастер-класс для родителей»

« Детское экспериментирование, как способ занять своего  ребенка,

и как способ познать окружающий мир».

D:\Рабочий стол\гуман пед\IMG_20210421_203008.jpg

Автор: Куржумова Алёна Валерьевна воспитатель

           

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица

     Актуальность выбранной темы обусловлена потребностью во взаимодействии родителей и педагогов ДОУ для создания условий для всестороннего развития дошкольников. Совместная продуктивная  деятельность является  действенным способом установления партнерских отношений между всеми участниками встреч. А это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию ребёнка в условиях системы «ребенок-родитель-педагог».

Цель мастер – класса – вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию познавательной активности детей  дошкольного возраста.

Задачи: Научить создавать условия для детского экспериментирования. Провести демонстрацию, опытов, которые можно использовать дома с ребенком. Формировать у родителей познавательную компетенцию: видеть проблемы, делать выводы и умозаключения.  Поддерживать в детях навыки и умения экспериментирования. Воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

Участники: родители (законные представители), педагог

Форма проведения: мастер-класс

План проведения:

1этап: Актуальность. « Детское экспериментирование, как способ занять своего  ребенка, и как способ познать окружающий мир».

2этап: Демонстрация и объяснение проведения экспериментирования

3этап: Самостоятельное проведение экспериментирования.

4этап: Результат

5этап: Рефлексия

Материалы и оборудование: Стаканчики, перчатки, коктейльные трубочки, резинки, магниты, крупа, картон, цветную бумагу, ножницы, маркер (черный и красный), небольшие предметы из разных материалов, в том числе из железа, подносы, игрушка Дракоша  (или другие сказочные герои),

1 этап

 Во время пандемии воспитатели нашего детского сада продолжали общаться с родителями и воспитанниками через группы в социальных сетях. От многих родителей мы часто слышим, что дети не могут найти себе занятие, когда находятся дома. Педагоги предложили  родителям мастер-класс « Детское экспериментирование, как способ занять своего  ребенка, и как способ познать окружающий мир». Самое главное правило родителей не оставлять вопросы и инициативу детей без ответа.

Что и как? Почему и зачем?

 Как ответить успеть детям всем?

 И родителям знания дать -

 Что смешать? Как смешать? С чем смешать?

 И в солнце, и в дождь,

 И в любую погоду

 Изучаем мы все.......  неживую природу.

Экспериментирование же проходит практически через все виды деятельности.
На зарядке ребенок экспериментирует со своим телом, выполняя упражнения. На рисовании, знакомится со свойствами материалов (растворяемость красок и т.д.). Во время  приема пищи задействуются малыш познает вкус приготовленных блюд.

Экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Ребенок по своей природе - исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. Ребенок охвачен жаждой познания и освоения огромного мира. Исследовательская деятельность для ребенка может стать одним из условий развития любознательности, а в итоге интересов ребенка.

В процессе игр – экспериментов у детей развивается:

• мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);

• воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко, если на него подуть)

• внимание и память (запомню –расскажу);

• речь (в процессе рассуждений, анализирования, выводов);

• мышление 

Конечно же нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи .

Дети учатся анализировать произошедшее не только во время игры, но и позже. Они гордятся своими успехами, делятся, обмениваются опытом, знаниями, переживаниями с родителями и сверстниками, и это очень ценное приобретение для обеих сторон.

Во время игр – экспериментов дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы. От своих открытий они испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.

В свою очередь взрослый должен этот интерес поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности.

В домашних условиях легко превратить экспериментирование в игру. Существует целый перечень домашних игр – экспериментов:
Игры-эксперименты в ванной – это игры с водой и мыльными пузырями, «Тонет – не тонет», «Сухое и мокрое», «Холодная и горячая вода».
Игры-эксперименты в комнате: «Из чего сделано?», «Устройство пылесоса», «Как увидеть электричество?» (с расческой, с воздушным шаром, наэлектризованная одежда), «Почему завял цветок?», «Как вырастить зеленый лук?».
Детское экспериментирование не требует больших материальных затрат. Здесь можно использовать любые подручные или бросовые материалы:
•губки,
•одноразовую посуду,
• соломинки,
• трубочки для коктейлей,
• пластиковые бутылки и др.
Ведь в умелых руках даже обычная пластиковая бутылка может превратиться в фильтр, в который можно наливать воду или насыпать песок, а обычный пакет для мусора может стать ловушкой для воздуха, ну а если его разрезать на ленточки и прикрепить с помощью скотча к палочке, то можно будет увидеть направление ветра на прогулке или сделать ветер самим.
  2 этап:

Так как же всё-таки организовать эксперимент? Что служит толчком к тому, чтобы его начать?

Нужна мотивация. Дети любят играть, слушать интересные истории. Мы решили показывать в виде игры, считаем это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать новую информацию в близкой для них форе игры. И сегодня в форме игры (можно использовать любимую игрушку ребенка) мы покажем вам, как легко и доступно и безопастно можно  познакомить дошколят  со свойством воздуха и магнита.

Первое экспериментирование с воздухом.

«Полет бабочки».

 «Ребята, сегодня я Вам расскажу об одном любопытном малыше. Жил был на свете маленький динозаврик. Его звали Тоша. Дом его был в волшебной стране с множеством сказочных красивых и необычных мест. Ярко светило солнышко. И вот однажды отправился наш герой на прогулку, поиграв со своими друзьями, решил отдохнуть и присел на полянку. И тут он увидел красивую бабочку, которая перелетала с одного цветка на другой.

Опыт

Для  опыта нам понадобится, предварительно вырезаны из бумаги цветочки разного цвета и бабочка. Цветы с помощью клея приклеиваем по углам зелёного картона, к бабочке прикрепляем скрепку и садим ее на лист картона, и водя с оборотной стороны магнитом, «пересаживайте» бабочку с одной стороны картона на другой (с одного цветка на другой). 

Выводмагнит может примагничивать железо через бумагу разной плотности.

Понаблюдав за бабочками, Тошу позвал его друг, дракончик по имени Тим. Ребята обрадовались друг другу. Тим рассказал  Тоше, что идет искать клад и позвал друга собой. Друзья отправились на поиски клада.

Опыт

 «На поиски клада» «Металлические предметы можно легко собрать с помощью магнита»

Положите в контейнер скрепки или другие железные мелкие предметы, засыпьте их мукой или манкой. На листе бумаги нарисуйте какие предметы спрятаны, когда ребенок найдет предмет он должен зачеркнуть его на листе и так пока он не найдёт все предметы.  Предложите ребенку, подумать, как можно достать клад не касаясь руками. Просеять? А может с магнитом удобнее?

Вывод:Этот эксперимент поможет детям понять, что магнетизм действует на железные предметы и через другие материалы.

Второе экспериментирование с магнитом.

Поймай воздух-невидимку.

В один прекрасный солнечный день Тоша гулял со своим другим дракончиком Тимом. Они шли мимо голубого озера, вдоль опушки леса. «Ах, какой здесь прекрасный воздух!» - воскликнул Тоша и сделал глубокий вдох. «Какой такой воздух? Где? - спросил Тим. – Я вижу здесь только озеро и деревья». «Но воздух есть везде – и его очень много! - сказал Тоша. - На самом деле он повсюду - и вокруг нас, и внутри нас!». «Не понимаю - сказал Тим. - А его можно как-нибудь увидеть? «Конечно! Давай я тебе его покажу!» - сказал Тоша и достал из кармана воздушный шарик на трубочке.

Опыт

Нам понадобится воздушный шарик, трубочки для коктейля, скотч, емкость с водой.

Вывод: воздух выходит через трубочку из шарика в воду. Воздух легче воды, поэтому он поднимается над водой, образуя пузырьки.

 «Да теперь, я вижу, что воздух действительно есть» - сказал Тим. Тим спросил у   Тоши: а можно воздух  поймать и поиграть с ним?  Конечно, ответил Тоша! Пойдём скорей ко мне домой, и я тебе покажу.  

Опыт

Нам понадобится резиновая перчатка, бумажный стаканчик, трубочка для коктейля, резиночка, два маркера (черный и красный), или наклейки смайлики. На каждый пальчик перчатки наклейте смайлики или нарисуйте.

В стаканчике проделайте небольшое отверстие и вставьте в него трубочку. Натяните на стаканчик перчатку и закрепите её резинкой, заправьте ее вовнутрь стаканчика. Через трубочку мы надуваем нашу перчатку.

- Что внутри перчатки? (воздух)

- Как он туда попал?

- Воздух занял все место в перчатке. Теперь выпустим из нее воздух (заправив ее обратно внутрь стаканчика).

-  вывод:  воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать.

Тим : как здорово теперь я смогу ловить воздух и с ним играть.

3 этап:

А  теперь мы вам предлагаем выполнить самостоятельно предложенные нами опыты.

4 этап:

Домашнее экспериментирование отличается свободой действий, как для взрослых, так и для детей, помогает получить новые знания, закрепить ранее полученные.

В результате проводимой работы родители:

- научились проводить элементарные опыты и эксперименты

- повысили уровень педагогических знаний по данной теме.

Дети с интересом продолжают экспериментирование дома, родители принимают в этом активное участие. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

5 этап:

Рефлексия:

Уважаемые родители. Мы с Вами увидели и узнали только самую малую часть из того, чем можно заинтересовать ребенка, играя с ним дома и развивая его. И с помощью простых опытов желаем вам воспитать творческих и любознательных детей.

Мы вам предлагаем поделиться своим мнением о проведенном мастере- классе.

Если Вас заинтересовал этот вид деятельности, была полезна информация мастер - класса  поднимите синий цветочек.

Сохранится ли у вас желание принять активное участие в следующей встрече- поднимите жёлтый цветочек 

Если не произвело впечатление - поднимите красный цветочек.

D:\Рабочий стол\гуман пед\20210413_211833.jpg

Используемая литература:

  1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005.-192 с.
  2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.

 /Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. - М. : АРКТИ, 64 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Детское экспериментирование основа поисково-исследовательской деятельности"

Цель: продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с различными материалами.Задачи: 1.Познакомить  со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-эксперимен...

Консультация для родителей «Детское экспериментирование, как способ познания окружающего мира»

laquo;Умей открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще,...

« Экспериментирование, в младшем дошкольном возрасте, как способ развития любознательности, и как способ познать окружающий мир».

Совместная продуктивная  деятельность является  действенным способом установления партнерских отношений между всеми участниками встреч. А это, в свою очередь, способствует гармоничному разви...

Консультация для родителей «Детское экспериментирование, как способ познания окружающего мира»

Живут на свете дети – мальчики и девочки. Все они разные – голубоглазые и черноглазые, с косичками и кудряшками, одни живут в городе, другие – в деревне, одни – на севере, друг...

Мастер-класс для воспитателей «Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей дошкольников»

Тема: «Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Цель мастер- класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по исполь...

Мастер - класс для воспитателей «Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Цель мастер- класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:Повысить профессиональное мастерс...