« Экспериментирование, в младшем дошкольном возрасте, как способ развития любознательности, и как способ познать окружающий мир».
материал

Руденко Надежда Геннадьевна

Совместная продуктивная  деятельность является  действенным способом установления партнерских отношений между всеми участниками встреч. А это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию ребёнка в условиях системы «ребенок-родитель-педагог».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов.

«  Экспериментирование,  в младшем дошкольном возрасте как способ развития любознательности, и как способ  познать окружающий мир».

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица

     Актуальность выбранной темы обусловлена потребностью во взаимодействии  педагогов ДОУ для создания условий для всестороннего развития дошкольников. Совместная продуктивная  деятельность является  действенным способом установления партнерских отношений между всеми участниками встреч. А это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию ребёнка в условиях системы «ребенок-родитель-педагог».

Цель мастер – класса –представление опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста,  по развитию любознательности и познание окружающего мира, через опытно экспериментальную  деятельность.

Задачи:  

Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса.

Представить педагогам одну из форм проведения опытно экспериментальной

деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

Сформировать у участников мастер –класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей  развитию любознательности и познанию окружающего мира у  дошкольников

Участники: педагоги

Форма проведения: мастер-класс

План проведения:

1этап: Актуальность. «Экспериментирование, в младшем дошкольном возрасте как способ  развития любознательности , и как способ познать окружающий мир».

2этап: Демонстрация и объяснение проведения экспериментирования

3этап: Самостоятельное проведение экспериментирования.

4этап: Результат

5этап: Рефлексия

Материалы и оборудование: Магниты, крупа, картон,  цветную бумагу, ножницы, маркер (черный и красный), небольшие предметы из разных материалов, в том числе из железа, подносы, игрушка Дракоша  (или другие сказочные герои).

1 этап

Экспериментирование же проходит практически через все виды деятельности.
На зарядке ребенок экспериментирует со своим телом, выполняя упражнения. На рисовании, знакомится со свойствами материалов (растворяемость красок и т.д.). Во время  приема пищи задействуются малыш познает вкус приготовленных блюд.

Экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Ребенок по своей природе - исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. Ребенок охвачен жаждой познания и освоения огромного мира. Исследовательская деятельность для ребенка может стать одним из условий развития любознательности, а в итоге интересов ребенка.

В процессе игр – экспериментов у детей развивается:

• мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);

• воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко, если на него подуть)

• внимание и память (запомню –расскажу);

• речь (в процессе рассуждений, анализирования, выводов);

• мышление 

Конечно же нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи .

Дети учатся анализировать произошедшее не только во время игры, но и позже. Они гордятся своими успехами, делятся, обмениваются опытом, знаниями, переживаниями с родителями и сверстниками, и это очень ценное приобретение для обеих сторон.

Во время игр – экспериментов дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы. От своих открытий они испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.

В свою очередь взрослый должен этот интерес поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности.

Детское экспериментирование не требует больших материальных затрат. Здесь можно использовать любые подручные или бросовые материалы:
•губки,
•одноразовую посуду,
• соломинки,
• трубочки для коктейлей,
• пластиковые бутылки и др.
Ведь в умелых руках даже обычная пластиковая бутылка может превратиться в фильтр, в который можно наливать воду или насыпать песок, а обычный пакет для мусора может стать ловушкой для воздуха, ну а если его разрезать на ленточки и прикрепить с помощью скотча к палочке, то можно будет увидеть направление ветра на прогулке или сделать ветер самим.
  2 этап:

Так как же всё-таки организовать эксперимент? Что служит толчком к тому, чтобы его начать?

Нужна мотивация. И сегодня в форме игры (можно использовать любимую игрушку ребенка) мы покажем как легко и доступно можно  познакомить дошколят  со свойством  магнита.

Первое экспериментирование с магнитом.

Дети очень любят искать клад и его прятать.

«На поиски клада»

 «Металлические предметы можно легко собрать с помощью магнита»

Положите в контейнер скрепки или другие железные мелкие предметы, засыпьте их мукой или манкой. На листе бумаги нарисуйте какие предметы спрятаны, когда ребенок найдет предмет он должен зачеркнуть его на листе и так пока он не найдёт все предметы.  Предложите ребенку, подумать, как можно достать клад не касаясь руками. Просеять? А может с магнитом удобнее? Этот эксперимент поможет детям понять, что магнетизм действует на железные предметы и через другие материалы.

Выводмагнит может примагничивать железо через бумагу разной плотности.

Второе экспериментирование с магнитом. 

«Полет бабочки». Взять бабочку с магнитиком посадить ее на лист картона, и, водя с оборотной стороны магнитом, «пересаживайте» бабочку с одной стороны картона на другой (с одного цветка на другой).

3 этап:

А  теперь мы вам предлагаем выполнить самостоятельно предложенные нами опыты.

4 этап:

Домашнее экспериментирование отличается свободой действий, как для взрослых, так и для детей, помогает получить новые знания, закрепить ранее полученные.

В результате проводимой работы педагоги:

- научились проводить элементарные опыты и эксперименты

- повысили уровень педагогических знаний по данной теме.

 Педагоги поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

5 этап:

Рефлексия:

Уважаемые педагоги. Мы с Вами увидели и узнали только самую малую часть из того, чем можно заинтересовать ребенка, играя с ним  и развивая его.

Если Вас заинтересовал этот вид деятельности, была полезна информация мастер - класса  поднимите синий цветочек.

Сохранится ли у вас желание принять активное участие в следующей встрече- поднимите жёлтый цветочек

Если не произвело впечатление - поднимите красный цветочек.

Используемая литература:

  1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005.-192 с.
  2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.

 /Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. - М. : АРКТИ, 64 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема гиперактивности детей младшего дошкольного возраста и способы её преодоления

Важнейшим показателем благополучия государства является уровень  здоровья подрастающего поколения,поскольку  его  состояние отражает не только социально-экономическую ситуацию,духовно н...

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте, как способ приобщения детей к искусству.

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте,  как способ приобщения детей к искусству. Цель:- создание комфортного психологического микроклимата в группе, положительного эмоцио...

Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста рисование способом тычка «Утенок» с использованием нетрадиционной техники в художественно-продуктивной деятельности.

Рисование способом тычка «Утенок». Цель:·        Продолжать развивать умение детей рисовать способом тычка, жесткой полусухой кистью, расширять знания детей о д...

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте, как способ приобщения детей к искусству»

Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции.Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает дете...

Методическая разработка "Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста как способ познания окружающего мира"

Аристотель отмечал: «Занятие рисованием способствует разнообразному развитию детей».Психолог Ольга Новикова считает, что «Рисунок для ребенка является не искусством, а речь...