Уроки финансовой грамотности в произведениях детской художественной литературы
консультация

Поэтов и писателей очень привлекала и продолжает привлекать проблема отношения человека с деньгами. Литература помогает людям ответить на многие жизненно важные вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:


ГБОУ Школа №1874

 структурное подразделение «Радость»

Консультация для воспитателей «Уроки финансовой грамотности в произведениях детской художественной литературы»

Подготовила и провела воспитатель Воронова Ирина Петровна

Москва 2021г.

Финансово грамотный человек способен принимать грамотные решения, совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и в будущем.

Необходимо помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка. Поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте , на начальных ступенях образовательной системы.

В своей работе я обратилась к литературе, поскольку поэтов и писателей очень привлекала и продолжает привлекать проблема отношения человека с деньгами. Литература помогает людям ответить на многие жизненно важные вопросы. Литературные произведения обладают важным воспитательным качеством: они помогают учиться на ошибках героев. Во время чтения мы живём бедами и радостями, заботами и удачами героев, вместе с ними делаем важные жизненные открытия и выводы из них. После прочтения книги жизненный опыт героев остается внутри нас. Он помогает нам в реальной жизни.

Участие в финансовых пирамидах  

С детства необходимо прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе финансовой. Это поможет овладеть навыками финансовой грамотности, поможет принимать мудрые решения, а также распоряжаться деньгами.

«Умненький, благоразумненький Буратино, хотел бы ты, чтобы у тебя денег стало в десять раз больше?» - продолжала зазывать его Алиса. «Конечно, хочу! А как это делается?» - отвечал Буратино». Это цитата из замечательной сказки Алексея Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик».

Мошенники, Кот Базилио и Лиса Алиса, обманули Буратино. Не имея жизненного опыта, деревянный мальчишка многого не понимал и хотел заработать легких и быстрых денег. Но, как известно, деньги не растут на деревьях, они зарабатываются трудом. К сожалению, в финансовые ловушки попадали и продолжают попадать даже те люди, которые совершенно не верят в сказки. Примерами такого вида мошенничества могут быть финансовые пирамиды.

 Суть предложения руководителей финансовых пирамид предельно проста: приносите сегодня свои деньги, а завтра заберите их с прибылью. И, действительно, на первых порах так и происходит. Люди вкладывают свои средства и свободно забирают их назад с прибылью, которая образуется за счет новых вкладчиков.

Урок первый: глупость, жадность и финансовая необразованность людей, поддавшихся соблазну получить быстрые и лёгкие деньги, не прикладывая никаких усилий, приводит к обогащению аферистов и мошенников

Невыплата заработной платы сотрудникам

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»,- сказал А.С.Пушкин.В «Сказке о попе и работнике его Балде» речь идет о попе, который мечтал найти себе работника, который бы работал усердно и прилежно, а брал за это не слишком много. В данном произведении автор высмеивает такие качества человека, как жадность и погоня за дешевизной.

Сказка учит нас тому, как нельзя поступать с людьми. Нужно всегда платить по их заслугам. Мораль этой сказки заключается в том, что жадность, мошенничество и обман работодателя всегда будут наказаны.

Сказке Пушкина А.С. более 180 лет. Однако,проблема, поднятая в произведении, повторяется и в наше время. К сожалению, в условиях кризиса, невыплата заработной платы становится одним из способов «выживания» кампании. В сказке «О попе и работнике его Балде» справедливость восстановил Балда сам. В наше время право работников на оплату труда охраняется государством на законодательном уровне, а мошенничество со стороны работодателей наказывается органами судебной власти.

Урок второй: вступая в трудовые отношения, вы имеете право на заработную плату. В случае невыплаты вам заработной платы, вы должны отстаивать свои права, обратившись в суд. Работодатель, не выплативший заработную плату или задержавший её, будет наказан по закону.

О долгах и должниках

В сказке Валентины Осеевой «Долг» говорится о мальчике Пете, который взял у своего друга Вани марки в долг. Долг мальчик возвращать не хотел, стал избегать встреч со своим другом. Прошло некоторое время, и Ваня сам подошел к Пете, который набросился на друга с обвинениями в том, что друг слишком нетерпеливый. В итоге Петя вернул долг Ване, но друга потерял навсегда.

Урок третий: Во-первых, деньги давать проверенным людям. Во-вторых, заемщик всегда должен быть уверен в том, что сможет вовремя вернуть занятые средства. В-третьих, занимать средства необходимо исключительно в случаях крайней необходимости.

За все нужно платить

С детства мы наблюдаем за товарно-денежными отношениями. В младшем возрасте родители объясняют , что для того, чтобы получить любимую шоколадку в магазине, нам необходимо отдать за нее деньги.  Товарно-денежные отношения удачно показаны в русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко».

«Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, да торопился, а курочка знай себе да приговаривает:

- Петя, не торопись. Петя, не торопись.

Клевал как-то петушок бобовые зернышки, да второпях и подавился».

Бегала Курочка, чтобы спасти своего Петушка, да за все товары каждый что-то взамен требовал.Это наглядный пример того, что для получения какой-либо вещи необходимо заплатить какую-либо другую вещь. Очень актуальная сказка для сегодняшнего времени, поскольку все мы знаем, что для получения желаемых товаров необходимо отдать ДЕНЬГИ.

Урок четвёртый: для получения желаемого товара необходимо заплатить денежные средства.

Экономия

Многие произведения учат нас обращаться с финансами, управлять ими. А вот в  книге Э.Успенского «Трое из Простоквашино» говорится, что к деньгам нужно относиться бережливо и расчетливо, то есть необходимо экономить. Так, главный герой Кот Матроскин отказывается выписывать газету с целью экономии бюджета.

- А я ничего не буду. Я экономить буду».

Урок шестой: бережливое и расчетливое отношение к деньгам – залог финансового благополучия.

Заключение

Как ни крути, книга является верным наставником и другом человека. Она дает ответы на многие вопросы, учит преодолевать сложные проблемы и ситуации. Произведения, рассмотренные сегодня ,оказались актуальны в современном обществе, так как проблемы, обозначенные в них, существуют по сей день. Поэтому обучение финансовой грамотности является неотъемлемым элементом воспитания. Необходимо помнить, сильная нация – это образованная нация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Произведения детской художественной литературы, способствующие формированию нравственных качеств дошкольников/

Консультация для родителей.«Произведения детской художественной литературы, способствующие формированию нравственных качеств дошкольников»....

Творческое задание Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью. Склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях

Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения? Экспериментирования слишком фантастичны, поэтому не очень вписываются в нормы поведения.Люб...

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  (1 слайд) Сущность опыта заключается в формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста через произведения детской художественной литературы.    (2 с...

Методическая разработка квест -игра для детей дошкольного возраста по произведениям детской художественной литературы " Как хорошо ты знаешь сказки К. И. Чуковского"

Квест - игра поможет уточнить,  систематизировать знания детей о литературно- художественных произведениях К. И. Чуковского...

Семинар-практикум для родителей младшей группы «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста». «Формирование финансовой грамотности дошкольников через чтение художественной литературы»

Семинар-практикум для родителей младшей группы «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста». «Формирование финансовой грамотности дош...