Деловая игра для педагогов "В мире профессий..."
учебно-методический материал

Каверзина Эля Викторовна

Деловая игра для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra_dlya_pedagogov_wecompress.com_.doc654.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая  игра для педагогов «В мире профессий…»

Уважаемые коллеги, попрошу вас разбиться на пары и присесть за столы.

Цель: Организация работы по повышению уровня профессиональной компетенции педагогов посредством организации работы по ознакомлению детей с миром профессий.

Задачи:

  1. Совершенствование воспитательно-образовательного процесса по расширению и уточнению представлений детей о разных видах труда, трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы.
  2. Поиск педагогических идей по пробуждению любознательности детей, интереса к деятельности взрослых.
  3. Построение модели организации непосредственно образовательной деятельности при ознакомлении дошкольников с трудом взрослых.
  4. Активизация деятельности педагогов по ознакомлению дошкольников с профессиями.

                              Ход игры

     Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Как же знакомить детей с профессиями взрослых?

     Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

     Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они и получают более точные и полные представлении я о труде взрослых, начинают им подражать. Всё это имеет решающее значение для воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребёнком мира взрослых.

     Но проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях. Воспитание уважения к людям, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребёнку предстоит жить – вот возможность формирования сознательного отношения к труду, стремление к созидательной деятельности.

     Сегодня мы с вами уточним свои знания о разных видах труда, трудовых действий, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы; поговорим о том, какими способами можно пробудить у детей любознательность, интерес к деятельности взрослых.

Чтобы вести работу с детьми, педагогам необходимо самим пополнить свои знания о профессиях.

     Этап № 1 Как появились профессии?

Воспитатель. Термин «профессия» происходит от латинского слова professio, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово «профессор». Но происхождение слова «профессия» скорее запутывает, чем объясняет наше понимание его смысла. Обратимся к истории. (Педагогам предлагается высказаться, как они представляют себе процесс возникновения профессий.)

     В эпоху первобытных людей, когда ещё не существовало разделения труда, не было и профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, некоторое разделения труда все-таки было – между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилища, изготовляли оружие, орудия труда, лодки. Женщины собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.

     По мере развития общества между людьми стали возникать рыночные отношения и появилась специализация по видам труда. Люди становились охотниками, рыбаками, земледельцами, строителями, ткачами, гончарами, кузнецами, а также знахарями, колдунами, шаманами, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

     Давайте соберём из пиктограмм «Раннее разделение труда»

(Воспитатели выполняют.)

Этап № 2 Классификация профессий.

Воспитатель. Успешность человека определяется его состоятельностью в личной жизни и профессиональной деятельности.

     Чем на ваш взгляд определяется успешность в профессиональной деятельности?

  • Уровнем образования.
  • Уровнем профессиональной компетентности.
  • Карьерным ростом.

(Ответы воспитателей.)

Воспитатель. Чтобы состояться в профессии очень важно правильно выбрать её. А чтобы правильно выбрать, необходимо знать о будущей профессии как можно больше. Какие профессии вы знаете и можете назвать? (Ответы воспитателей.)

     Мир профессий очень широк и многообразен. Попробуем сориентироваться в нём и распределить профессии в группы по различным признакам.

      Однако прежде, чем классифицировать, необходимо определиться с понятием «профессия». Как вы его понимаете? (Ответы воспитателей.)

     Одна профессия может объединять несколько специальностей. Специальность – это род деятельности человека в рамках одной профессии.

Приведем примеры:

Профессия – врач, специальность – хирург, окулист, отоларинголог, стоматолог, уролог и т. д. ;

Профессия – учитель, специальности – учитель математики, русского языка, истории, физкультуры и т. д. ;

Профессия – инженер, специальности – инженер-конструктор, инженер-строитель, инженер по технике безопасности и т. д.

    Кроме этого, существует такое понятие как «занимаемая должность». Как вы его понимаете? (Ответы воспитателей). Должность – круг обязанностей, которые исполняет человек независимо от специальности.

Например:

Должности: директор, заведующий отделом, старший инженер, старший воспитатель, главный инженер, начальник отдела, заместитель директора, помощник воспитателя и т. п.

Классы профессий «Человек - человек»; «Человек - техника»; «Человек – знаковая система»; «Человек – художественный образ»; «Человек - природа».

     Уважаемые коллеги, а сейчас вам надо будет собрать «Букет профессий». Выбираем тип профессий и получаем папку, которая содержит необходимую информацию по данному заданию. (Предлагаю выбрать из веера типа профессий одну.)

     Познавательный материал для педагогов.

     К типу «Человек - человек» относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой.

     Тип «Человек - техника» включает профессии, связанные с созданием конструкций, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники.

     Тип «Человек – знаковая система» объединяет профессии связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами.

     К типу «Человек – художественный образ» можно отнести профессии, связанные с созданием художественных произведений, проектированием, моделированием, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу.

     К типу «Человек - природа» можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных.

     Обратите внимание на цветик – семицветик, необходимо на его лепестки наклеить профессии которые относятся к данному типу. Они находятся в конверте «Профессии»

Этап № 3. Профессионально-важные качества и противопоказания.

Воспитатель. Профессии одного типа имеют сходные профессионально-важные качества (ПВК) и противопоказания.

     Профессионально-важные качества – требования профессии к индивидуально психологическим особенностям человека.

     Противопоказания – ограничения профессиональной пригодности.

     Противопоказания бывают психологические и медицинские.

    Продолжим работу над нашим букетом. Соберём второй и третий наш цветок (ромашку). В папке вы найдёте 2 конверта с лепестками (ПВК) и противопоказания; требования, которые предъявляются к типу вашей профессии и помогут вам определить ПВК. (Готовые букеты прикрепляются на стенд и каждая группа рассказывает о своём букете).

Этап № 4. Расскажи о профессии.

На данном этапе мы расскажем о профессиях по цепочке. Я называю профессии – 1 группа – место работы – 2 группа – условия труда – 3 группа – инструменты для работы – 4 группа – выполняемые трудовые операции – 5 группа – результат труда. Профессии: воспитатель, каменщик, бухгалтер, ювелир, ветеринар.

Этап № 5. Моделирование

     Воспитателям надо разработать модель организации непосредственно образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с профессией с учётом интеграции различных видов деятельности и оформить в виде схемы. Профессию воспитатели выбирают из своего цветика – семицветика. Затем педагоги обсуждают. Какие формы и методы ознакомления с профессиями целесообразно использовать в работе с детьми дошкольного возраста, какие из них являются наиболее эффективными.

Этап № 6. Эмпатия

Воспитатель. Представьте, что вы наблюдаете за работой специалиста (выбирается профессия). Постарайтесь представить себя на его месте.

      * Что вы будете видеть, слышать, чувствовать?

      * О чём вы будете думать?

      * Что вам будет мешать работать?

      * От чего в работе вы сможете получать удовлетворение?

Этап № 7. Рефлексия

Воспитатель. Уважаемые педагоги! Прошу вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого выберите тот смайлик, который характеризует ваше эмоциональное состояние в данный момент, оставьте свои комментарии на обратной стороне смайлика и вложите его в конверт.

     Благодарю за сотрудничество! Творческих все успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра путешествие "В мире профессий".

Во время игры-путешествия дети узнают и уточняют знания о различных профессиях, так же совершенствуют умение составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему....

Конспект деловой игры "В мире профессий"

Конспект деловой игры направлен на совершенствование профессиональной компетенции педагогов по ознакомлению воспитанников с профессиями....

ДЕЛОВАЯ ИГРА "В МИРЕ ПРОФЕССИЙ"

Автором представлен материал для родителей и педагогов по ознакомлению с миром профессий....

Деловая игра Очень интересные разные профессии

Вашему вниманию предлагается деловая игра, как одна из форм работы с педагогами. Задания в данном материале разработаны с целью того, чтобы расширить представления о мире профессий и и...

Дидактические игры "Знакомимся с миром профессий"

Вашему вниманию представленна картотека дидактических игр по ознакомлению детей 5-7 лет с профессиями....

Игра-путешествие «В мире профессий»

Ребята, мы с вами знаем много разных профессий, и я предлагаю посмотреть и рассказать, люди каких профессий изображены на картинках и чем они занимаются....