Концепция музея
методическая разработка

Павлова Ольга Николаевна

Концепция музея

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_muzeya.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ начальная школа – детский сад п. Красная Горка Рыбинского района Ярославской области

Музей «Путешествие в мир кукол»

Концепция создания и развития

музея «Путешествие в мир кукол»

Общая информация:

Учредитель музея: МОУ начальная школа – детский сад п. Красная Горка Рыбинского района Ярославской области

Адрес музея: пос. Красная Горка Рыбинского района Ярославской области, ул. Центральная дом 1

Профиль музея: познавательный, тип музея – комплексный.

Идейный замысел

Музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков. Расширение кругозора ребенка, развитие эстетического вкуса – одна из сложных задач, стоящих перед педагогами. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Важная особенность музея — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею. Они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, пополняют их своими работами. Наш музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Главное в музее - не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельности деятельности ребенка.

Музей «Путешествие в мир кукол» представляет собой:

 - площадку для знакомства воспитанников детского сада, учеников начальной школы с куклой в различном ее проявлении как промышленной, так и авторской.

  -  исследовательский центр, направленный на поиск, изучение и сохранение знаний о народных куклах России;

  -   один из инструментов социализации воспитанников детского сада и учеников начальной школы;

 -  площадку для совместной познавательной, поисковой и творческой деятельности детей и взрослых;

 -  мастерскую для создания народной куклы и использования лучших из них как музейных экспонатов.

Основные направления деятельности работы музея «Путешествие в мир кукол»:

-   экспозиционное (постоянная экспозиция, где представлены разные виды кукол – традиционные народные тряпичные куклы, современные куклы, сувенирные куклы, фарфоровые куклы и др.)

 - экскурсионно-массовое  (организация на базе музея экскурсий, тематических занятий, викторин, конкурсов и праздников);

 -   психолого-педагогическое (психолого-педагогическая составляющая занятий по ручному труду, развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью, игровой и театрализованной деятельности; содержания тематических экскурсий);

- проектно-исследовательское:

(разработка тематики проектных работ, связанных с музейной деятельностью, для разных  возрастных групп дошкольников и  учащихся);

Экспозиционно-выставочное пространство музея                      «Путешествие в мир кукол»

Пространство стены учебного класса на первом этаже размером 17,1 кв. м с высотой потолка 3 м. На стене находится 4 полки размером 85см*25 см, 2 полки размером 51см*24 см, 3 полки размером 105см*25см, 1 полка размером 130см*25см. На полу стоит стол - тумба размером 128см*27см, а также две полки размером 120см*29см, 60см*29см.

Цели создания музея «Путешествие в мир кукол»:

- знакомство детей и родителей с основными видами кукол прошлого и настоящего времени;

-знакомство детей с историей куклы, откуда она появилась, из чего изготавливалась, и как кукла трансформировалась в течении многих десятилетий;

 - знакомство детей и других участников образовательного процесса с народными традициями и бытом Россиян на примере народной куклы; формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности;

- выявление, собирание, хранение кукол и кукольных атрибутов;

- создание музейных коллекций «Народная кукла», «Самодельная кукла», «Современная кукла» и т.д.; 

-   формирование чувства прекрасного, высоконравственных чувств и трудолюбия у воспитанников;

 -  создание условий для совместной деятельности и семейного досуга.

Предполагаемая аудитория музея: воспитанники и учащиеся МОУ  начальная школа - детский сад п. Красная Горка Рыбинского района Ярославской области и их родители, педагоги, гости из других образовательных учреждений.

 

Содержание экспозиции и направления экскурсионной деятельности

Экспозиционно-выставочная деятельность музея будет реализована посредством создания постоянно действующей основной экспозиции музея, а также за счет разработки выставок внутри музея и создания передвижных выставок.

Тематика и направление деятельности музея неразрывно связаны с изучением декоративно-прикладного искусства народов России и историей народного быта. Существует множество типов народной куклы, и возникновение каждого из них было обусловлено определенной системой верований и традиций. Следовательно, изучая народную куклу мы полнее знакомимся с мировоззрением наших предков, с теми традициями, которые определяли их жизненный уклад, а значит мы обогащаемся новыми, глубокими знаниями о своем Отечестве.

Таким образом, посетители музея «Путешествие в мир кукол» не только узнают о том, какими были куклы в прошлом, но и получат возможность больше узнать об истории родной страны, почувствовать себя сопричастными этой истории.

Цели экспозиции:

·  познакомить посетителей с различными типами народных кукол: технологией их производства;

·  показать место куклы в жизни наших соотечественников;

·  показать, каким образом развивались и изменялись народные куклы;

·  познакомить посетителей с традициями и верованиями народов России.

   Основной фонд музея кукол составляют: куклы-сувениры, куклы в народных костюмах России, коллекционные куклы, тряпичные куклы, народные куклы-обереги, авторские куклы, современные куклы, деревянные куклы, глиняные куклы, бумажные куклы и театральные.

Содержание тематических разделов экспозиции

1.Обереговые куклы.

Отличительная особенность обереговой куклы – отсутствие лица и изготовление без помощи иглы. Ткань при изготовлении таких кукол не резали, а рвали. Такими куклами не играли, их хранили в укромном месте и не показывали. Предки верили, что кукла защитит дом от напастей, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли оберег. Это особые куклы-помощницы, задача которых  оберегать мир людей от тех злых духов, что могут в него проникнуть и навредить.

2. Обрядовые куклы и куклы календарных праздников.

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. При изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Жизнь наших предков была неразрывно связана с природой, она также во многом и зависела от нее. Чтобы быть ближе к природе, люди совершали таинства. Кукла являлась посредником между природой и человеком, участвовала в том или ином ритуале.

3. Игровые куклы.

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была куколка, сделанная из тряпок. В одной крестьянской семье могло быть около сотни таких кукол. 

 Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок познавал мир и себя, учился вести хозяйство, обретал образ семьи.

4. Куклы материнства и детства

Согласно верованиям древних славян, в каждом доме, где родился малыш, должна быть кукла- ведучка. Мощный оберег, созданный руками матери, помогал вырасти здорового и счастливого ребенка. Кукла помогала обрести знания в воспитании и передавала опыт предков. 

5. Куклы для здоровья

Кукла оберег на здоровье помогала выманить хворь из человека. После выздоровления сжигалась с благодарностью, отправляя злой дух в тот мир, откуда он пришел. Куклами лечили, как взрослых, так и детей.  Делалась куколка из льна или льняных ниток. Считалось что лен способен забрать болезнь на себя.

6. Куклы из дерева

- Матрёшка - русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого на Руси. 

- Городецкая барыня

Фигурка из дерева в виде нарядной городской дамы, расписанная в стиле городецкой росписи.

7. Куклы из глины

Дымковская барыня — традиционная русская керамическая кукла, создаваемая в слободе Дымково, изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера.

Дымковские игрушки лепят из ярко-красной глины, затем обжигают и впоследствии разукрашивают.

8. Коллекция кукол в костюмах народов Мира представляет собой коллекцию фарфоровых кукол ручной работы в традиционных костюмах разных стран.

9. Куклы бумажные плоскостные с одеждой

Бумажная кукла – это очень интересная игрушка, ведь ей можно менять одежду буквально за несколько секунд. Для бумажных кукол можно создавать бесчисленное множество нарядов. Это не потребует много времени, а с точки зрения денег – и вовсе доступное, не требующее финансовых вложений хобби.

10.Подарочные сувенирные куклы-статуэтки (интерьерные), выполнены из полимерной глины или фарфора. Такие куклы прекрасно подходят для сюжетно ролевых игр. Ребенок может придумывать разные истории и разыгрывать сценки вместе с куклами. Однако, из-за хрупкости игрушки, куклы обычно используются в декоративных целях. Прекрасные куклы могут украшать детскую комнату или занимать почетное место в гостиной.

11.Современные куклы и пупсы

12. Комплект плакатов «Куклы в национальных костюмах народов России»

13.Театральные куклы (бибабо) – простейшая кукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы. Би-ба-бо часто используются в передвижных кукольных театрах.

      Предполагаемые направления исследовательской деятельности:

·  изучение технологий создания кукол и изготовление их реконструкций;

·  изучение верований и традиций, связанных с народной куклой;

·  изучение истории мира детства;

·  изучение русского фольклора.

Комплектование музейных фондов музея «Путешествие в мир кукол» будет осуществляться посредством создания реконструкций народных кукол, организации проектной деятельности воспитанников детского сада и учащихся начальной школы, дарения.

         Формы музейных коммуникаций:

Посетители смогут познакомиться с музеем посредством проведения тематических экскурсий, викторин, различных акций и мероприятий, мастер-классов, конкурсов, выставок.

Для воспитанников детского сада  и учащихся начальных классов будут организованы регулярные занятия, в ходе которых они смогут познакомиться с историей народного быта, обычаев и верований через куклу, а также получат начальные трудовые навыки при самостоятельном изготовлении подобных кукол.

К деятельности музея будут привлекаться и родители. Это будет осуществляться через приглашение их на тематические мероприятия и мастер-классы, предполагающие совместную деятельность ребенка и его родителей.

Музеем будет вестись налаживание связей с музеями других образовательных учреждений.

Материально техническое обеспечение музея «Народная кукла России» представлено в виде оборудования для хранения музейных предметов, основного и вспомогательного фонда в экспозиции, технических средств, необходимых для работы музея. В процессе работы музея планируется обогащение фонда музея видеофильмами, иллюстративным материалом, книгами.

      Документация музея «Путешествие в мир кукол» будет вестись в соответствии с Приказом   и Положением о музее «Путешествие в мир кукол».

                  Перспективы развития музея:

1. Максимальное использование возможности музея в воспитательном пространстве.

2. Пополнение экспонатами, сделанными руками детей в процессе деятельности музея

3. Включение в  Совет музея учащихся, создание условий для лидерского потенциала личности, навыков коллективной деятельности, предоставление возможности детям самим выступать в качестве экскурсоводов.

4. Заполнение свободного времени учащихся начальной школы интересными, социально значимыми делами.

5. Оказание повседневной помощи каждому ребенку в его саморазвитии, раскрытии способностей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование гражданских качеств личности», содействие реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Приоритетных Национальных Пр

Проведен ряд бесед, занятия по психодраме: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «О заботливом отношении к людям», «Вежливость и тактичность», «Этика взаимоотношений между юношами и девушками», цикл ...

Социальное партнерство с МБУ «Нижневартовским краеведческим музеем им. Т.Д. Шуваева» и «Музеем русского быта» 

Социальное партнерство в МАДОУ ДС №23 "Гуси-лебеди" осуществляется при помощи проведения различных экскурсий, познавательных занятий, посвящённых теме социального партнерства, а также посред...

Социальное партнерство с МБУ «Нижневартовским краеведческим музеем им. Т.Д. Шуваева» и «Музеем русского быта»

Социальное партнерство с МБУ "Нижневартовский краеведческий музей им. Т.Д.Шуваева"  и "Музеем истории русского быта", с целью формирования представлений о музее, расширения и ...

Консультация для педагогов «Концепция создания мини-музеев в ДОУ»

  Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, ист...

«Организация мини-музея в ДОУ. Особенности местоположения мини – музеев в ДОУ.»

Создание мини-музеев в детском саду  на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество ...