Конспект занятия «Дети радуги: вестники радости
план-конспект занятия

Цель. Расширять представления о мире птиц. Развивать речь, активизировать словарь.

Материал. Коллаж «Птицы». Аудиозапись пения птиц. Художественная и познавательная литература по теме. Архангельская щепная птица счастья. Фотографии с изображением старинных домов Ульяновска, построенных по проекту архитектора Ф. О. Ливчака. Экспонаты выставки «Птицы в декоративно-прикладном искусстве». Мнемотаблицы.

Предварительная работа. Выполнение домашнего задания иллюстрирование одного из фразеологических оборотов: желторотый птенец, считать ворон, короче воробьиного носа, белая ворона, первая ласточка, важная птица, как курица лапой. Разгадывание загадок о птицах. Оформление в групповом помещении выставки «Птицы в декоративно-прикладном искусстве».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti-radugi.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №87»

Конспект занятия

«Дети радуги: вестники радости»

Воспитатель: Иванкина Н.П.

Высшая квалификационная категория

Комплексное занятие

Цель. Расширять представления о мире птиц. Развивать речь, активизировать словарь.

Материал. Коллаж «Птицы». Аудиозапись пения птиц. Художественная и познавательная литература по теме. Архангельская щепная птица счастья. Фотографии с изображением старинных домов Ульяновска, построенных по проекту архитектора Ф. О. Ливчака. Экспонаты выставки «Птицы в декоративно-прикладном искусстве». Мнемотаблицы.

Предварительная работа. Выполнение домашнего задания иллюстрирование одного из фразеологических оборотов: желторотый птенец, считать ворон, короче воробьиного носа, белая ворона, первая ласточка, важная птица, как курица лапой. Разгадывание загадок о птицах. Оформление в групповом помещении выставки «Птицы в декоративно-прикладном искусстве».

Воспитатель. Сегодня мы поговорим о наших пернатых друзьях. Писатель Н.И. Сладков называл птиц детьми радуги и вестниками радости. Как вы думаете, почему? (Предположения детей.) Верно, оперение многих птиц переливается всеми цветами радуги. Птицы радуют нас своими звонкими песнями. И, конечно же, птицы — наши верные помощники. Как они помогают людям? (Ответы детей.) Правильно, они защищают леса, поля, сады, огороды от вредных насекомых.

Посмотрите, как красивы, как непохожи друг на друга разные виды птиц (показывает коллаж «Птицы»). И каждая из них имеет своё имя.

Проводится игра «Кто больше?» Дети поочерёдно называют известных им птиц. Побеждает тот, чей ответ стал последним.

Воспитатель. О птицах сложено много стихов, песен, сказок. Вспомните их.

Дети называют сказки, вспоминают песни. Два-три ребёнка читают

стихи.

Воспитатель. Вы знаете, что в русском языке много пословиц и поговорок. Пословицы, в которых говорится о птицах, часто используют в разных жизненных ситуациях. О трудолюбивых людях говорят: рано птица с гнезда поднялась, сытнее птенцов накормит; какая птица раньше проснулась, та и корм скорее нашла.

О людях, которые важничают, хвастаются, говорят так: высоко летишь, где-то сядешь? О непослушных и непокорных: и на вольную птицу есть укорот – силки, да тенёта.

Наблюдая за птицами, люди часто соотносят их повадки с поведением человека, употребляя в речи различные образные выражения. Когда и о ком можно сказать «расчирикались» («идут гуськом», «распетушились»)?

Дети пытаются объяснить смысл образных выражений, вспоминая повадки птиц. Воспитатель помогает.

Воспитатель. А теперь давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием.

Дети демонстрируют свои рисунки и объясняют смысл фразеологических оборотов, например, «Белая ворона — это когда человек не похож на других людей», «важная птица — это важный человек, генерал какой-нибудь или президент».

Воспитатель. Вы правильно поняли смысл фразеологических оборотов и нарисовали замечательные рисунки.

Знаете ли вы, что некоторые птицы свои названия получили благодаря внешнему виду и особенностям поведения? Например, чайка-хохотунья названа так потому, что её крик напоминает звуки «ха-ха-ха».

Скажите, что необычного в этих птицах? (Показывает иллюстрации). На что похожи их клювы? (На топорик, на серп.) Это птица-топорик и серпоклюв.

Назовите птиц о которых можно сказать: длинноногий. . . (аист, журавль), длинноногая... (цапля), быстрокрылая... (ласточка), длинноклювый... (дятел, аист), чёрный. . . (ворон, грач), белый... (лебедь).

Вы легко узнали этих пернатых по особенностям внешнего вида. А теперь послушайте, как поют птицы, и постарайтесь догадаться, как они называются.

Звучит аудиозапись. Дети называют птиц пение которых слышат.

Воспитатель. Многие пернатые получили имена благодаря своим уникальным способностям. Например, птица-портной умеет шить. Послушайте, как об этом написано в книге Матиаса Фройде «Животные строят». (Читает и показывает иллюстрации из книги.)

«Удивительные способности в обращении с листовым строительным материалом проявляют некоторые родственные славкам птицы. Среди них поистине мастер своего дела птица-портной из Юго-Восточной Азии. В качестве основы для гнезда она использует один большой зелёный лист, свёртывая его лапками и клювом. Если листья мелкие, птица сшивает в кулёк несколько штук. Она прокалывает клювом дырочки сквозь налегающие края листа и протаскивает в них искусно скрученные ею (также клювом и лапками) волокна хлопка, гибкие стебельки трав и даже паутинки. Чтобы шов не расходился, птица закрепляет его узелками, да и пушистые кончики использованных ею «нитей» сами по себе хорошо удерживаются маленькими отверстиями. Внутри готового кулька птица-портной вьёт гнездо из растительного пуха, шерсти животных и другого мягкого материала. Снаружи его и не заметишь».

Проводится разминка «Пой-ка, подпевай-ка: десять птичек - стайка». Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют полёт птиц.

Пой-ка, подпевай-ка: Десять птичек — стайка.

Эта птичка — соловей,

Эта птичка — воробей.

Эта птичка — совушка, Сонная головушка.

Эта птичка — свиристель, Эта птичка — коростель.

Эта птичка — скворушка, Серенькое пёрышко.

Эта — зяблик.

Эта — стриж.

Эта — развесёлый чиж.

Ну а эта — злой орлан.

Птички, птички — по домам!

(И. Токмакова.)

А теперь узнайте птиц по описанию.

Эта птица настоящий акробат. Она умеет бегать вверх и вниз по стволу дерева. Со стороны кажется, будто она ползает. (Поползень)

У этой птицы грудка ярко-алая, как заря. (Зарянка)

Эту птицу нелегко заметить в листве деревьев, потому что её перья зелёного цвета. (Зеленушка)

Воспитатель. Какие птицы здесь спрятались?

Проводится работа с мнемотаблицами «Ласточка» и «Дятел».

Воспитатель. С давних времён люди поклонялись птицам, считали, что они оберегают дом от несчастий. Поэтому, строя дома, мастера часто украшали их изображением птиц. (Показывает фотографии старинных домов Ульяновска, построенных по проекту архитектора ФО. Ливчака.) Этот особняк (Дом актёра) построен по проекту архитектора Фёдора Осиповича Ливчака. Фасад дома украшает изображение жар-птицы, которая олицетворяет солнечный свет, пламя утренней зари. В старину считали, что даже одно пёрышко жар-птицы приносит счастье.

На фасаде здания Ульяновского государственного университета, который также построен по проекту архитектора Ф.О. Ливчака, мы видим изображение совы – символа мудрости. Недаром в народе говорят: совушка — разумная головушка.

Не только фасады зданий украшали изображением птиц. С давних времён на вышивках, предметах мебели, посуде люди изображали разных птиц. (Дети подходят к столам, на которых выставлены экспонаты.) Посмотрите на маслёнку и ковш. В виде какой птицы их вырезал мастер? (В виде утки.) По древнему преданию, утица, или гоголёк, достала из мирового океана комочек земли, из которого был сотворён весь мир.

Это солонка «Курочка», кувшин «Петух». Изображение петуха наиболее часто встречается на деревенских домах. Как вы думаете, почему? (Петух приветствует солнце. Будит всех по утрам.) Правильно, про петуха люди так говорили:

Не княжеской породы, а ходит с короной.

Не ратный ездок, а с ремнём сапожок.

Не сторожем стоит, а всех будит.

Изображением петуха на рушниках (так в старину называли расшитые полотенца) пожелании красоты, здоровья, благополучия в доме. Такие рушники невесты вышивали для свадьбы. Их даже дарили гостям и вешали в красном углу.

И для детей народные мастера делали игрушки в виде птиц. Из какого материала эти игрушки выполнены? (Из соломы, глины, дерева.) Какие народные промыслы они представляют? (Дымку, гжель, городец, полховмайдан.)

На какую птицу похожа эта игрушка? (Указывает на архангельскую птицу счастья, висящую на нитке) (На жар-птицу.) Недаром такую поделку из деревянной щепы в народе называют птицей счастья.

Говорят, однажды в бедной семье, живущей в таёжной избушке, тяжело заболел ребёнок. Знахари, которые в старину лечили людей, ничем не могли ему помочь, и мальчик угасал. Была зима, отец малыша сидел рядом с ним и делал ранку для ремонта крыши. Вдруг ребёнок спросил: «Тятя, а скоро лето?» «Скоро, сынок», - утешил отец.

Наступила ночь, но отец не спал, он что-то мастерил из дранки. А утром под потолком в струях горячего воздуха закружилась деревянная птица. Отец хотел, чтобы сын подумал, что птицы уже прилетели и скоро наступит лето.

Ребёнок, проснувшись, увидел чудо-птицу, заулыбался и попросил поесть. С того момента он стал поправляться. Узнав о случившемся, соседи попросили вырезать и для них чудодейственных птиц.

Давайте и мы с вами сделаем птиц счастья.

Дети садятся на места и складывают из бумаги поделки в технике оригами.

Воспитатель. У нас получилась целая стая птиц счастья. В старину, глядя на пролетающую стаю, люди просили: «Сколько перьев у птиц народилось, столько пусть станет добра, здоровья у меня и всех добрых людей».

Дети повторяют слова воспитателя, затем развешивают поДелки в групповой комнате.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия детей старшей группы «Миләш» по образовательной области “Познание”(Формирование целостной картины мира.)

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.Тема: «Страна моя родная. Природа России.»Форма проведения: игра-путешествие.Виды детской деятельности: ...

Конспект занятия детей старшей группы по чтению художественной литературы.

Темой занятия является чтение произведения С. Аксакова "Аленький цветочек". Цель занятия: воспитывать любовь к русскому народному устному творчеству....

Конспект занятия "Дети планеты земля"

Конспект занятия в старшей группе "Дети планеты земля"...

Конспект занятия "Детям о деньгах"

Конспект занятий по ознакомлению детей с социально-предметным миром. Тема занятия: «Детям о деньгах»Цели:·        Продемонстрировать детям современные деньги, д...

Конспект занятия "Детям о деньгах"

Конспект занятий по ознакомлению детей с социально-предметным миром. Тема занятия: «Детям о деньгах»Цели:·        Продемонстрировать детям современные деньги, д...

Конспект занятия Детям о Великой Отечественной Войне

Знакомство детей с историей ВОВ, о подвигах на поле боя, о  ратном труде в тылу....

Конспект занятия "Дети леса"

Закрепить знания детей,  особенностей внешнего облика даров леса растущих в лесах средней полосы России; об основных мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать при их сборе; воспитывать...