Методы и приемы конструктивного общения педагогов с детьми дошкольного возраста
консультация

Братчина Алина Алексеевна

Данная тема является очень важной, т.к. общение с детьми является сутью  профессии педагога. И от того, насколько эффективно нам удается это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но и наша удовлетворенность собой как профессионалом, наша самооценка и наше самочувствие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методы и приемы конструктивного общения педагогов  с детьми дошкольного возраста».

Тема моего выступления  «Методы и приемы конструктивного общения педагогов  с детьми дошкольного возраста».

Если мы заглянем в психологический словарь, то мы узнаем, что понятие «общение» довольно сложное, а если оно еще и «конструктивное», то можно найти много значений этого термина.

Конструктивное общение - это такое взаимодействие людей, при котором собеседники способны услышать и понять мнение друг друга, получая для себя что-то полезное, возможно даже ценное.

Конструктивное общение - это способность донести до собеседника свои мысли объективно, без каких-либо оценочных суждений, с уважением к чужой точке зрения. Проще говоря, это умение говорить, слушать, а главное - слышать своего оппонента. При этом важно управлять своими эмоциями, не проявляя бурной реакции на сказанное собеседником.

При конструктивном общении мы строим свое общение с ребенком как домик, при этом важно хорошо установить детали конструктора, т. е. выбрать такие способы общения, при которых полученный дом будет крепким, устойчивым и нам вместе с нашим ребенком в нем будет уютно и комфортно.

Неконструктивное общение:

это общение, в котором используется негативная лексика, авторитарный тон, задевается чувство достоинства партнеров, указываются какие-то личностные качества, результат общения не устраивает обе стороны, партнеры чувствуют себя неудовлетворенными процессом общения, т. е. «строящийся дом» неустойчив, и в нем нам и нашему ребенку находиться неуютно.

Выделяют несколько функций общения:

  • Установление общности между людьми, которому способствует знакообмен, который позволяет выделять «своих» среди всех прочих. Человек, который отмалчивается и отворачивается от людей, тем самым подает им (хочет или не хочет) знак, который читается следующим образом: «Я вам не свой, вы мне не свои».
  • Регуляция совместной деятельности. Участие в совместной деятельности требует от каждого из нас определенных знаний. Дети получают их с самого рождения за счет общения со старшими.
  • Изначальный инструмент познания всего на свете.
  • Осознание своего «Я». Ребенок в процессе общения постоянно переходит к «опредмечиванию» самого себя, к выделению «Я» среди других людей, среди разнообразных «не Я».
  • Самоопределение личности в ее мыслях и поступках. Происходит во время удовлетворения потребностей физиологических и психологических (потребность в положительных эмоциях).

На протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько уровней форм общения детей и взрослых.

  1. Непосредственно-эмоциональное общение с близкими взрослыми. В его основе лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательном отношении к себе со стороны окружающих. Общение младенца со взрослыми протекает вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребенка данного возраста. Эта форма общения имеет большое значение в психическом развитии ребенка. Основными средствами общения на этом этапе являются мимические движения.
  2. Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев – 3 года). Главной особенностью этого вида общения детей со взрослыми следует считать практическое взаимодействие ребенка и взрослого. Помимо внимания и доброжелательности ребенок раннего возраста начинает испытывать нужду еще и в сотрудничестве взрослого (просьба о помощи, приглашение к совместным действиям, обращение за разрешением). Это помогает детям узнавать предметы, осваивать способы действия с ними. В этот период очень важна положительная оценка, поскольку она оказывает влияние на усвоение действий с предметами.
  3. Внеситуативно-познавательная форма общения (3-6 лет). Признаками появления третьей формы общения может служить возникновение у ребенка вопросов о предметах, их разнообразных взаимосвязях. Важнейшим средством общения на данном этапе является речь, потому что она одна открывает возможности выйти за пределы одной частной ситуации и осуществить то «теоретическое» сотрудничество, которое составляет суть описываемой формы общения. При этом виде общения ребенок обсуждает со взрослыми предметы и явления мира вещей. Сюда относятся и сообщения новостей, познавательные вопросы, просьбы почитать, рассказы о прочитанном, виденном, фантазии.
  4. Внеситуативно-личностная форма общения (6-7 лет). Это общение служит целям познания социального, а не предметного мира. Мира людей, а не вещей. Этот вид общения существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в «чистом виде». Ведущими мотивами на этом уровне общения являются личностные мотивы. Взрослый человек как особая человеческая личность – вот то основное, что побуждает ребенка искать с ним контакты. При внеситуативно-личностном общении предметом обсуждения является человек. В основе его лежит потребность ребенка в эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию.

Только в непосредственном общении можно научить ребёнка позитивному конструктивному общению, сотрудничеству, а именно наладить контакт с собственным эмоциональным миром и чувствами других людей.

Существующие способы эффективного общения, коммуникативные техники, обеспечивающие возможность конструктивного диалога, можно условно разделить на вербальные и невербальные.

Приведем некоторые из них.

Способы эффективного общения

Вербальные

Невербальные

Активное слушание:

ситуация и слова ребенка

чувства ребенка

фраза взрослого

(повторение слов ребенка)

Отражение:

поза

жесты

мимика

Первый способ. Активное слушание

Но прежде чем мы рассмотрим особенности вербального способа  общения, предлагаю вспомнить детскую игру,  с помощью которой возможно показать участникам каков процент потери информации при  коммуникации в одну сторону, без подтверждения  понимания и уточняющих вопросов. А также, наглядно продемонстрировать, как при вышеописанных условиях искажается информация. Это игра из детства  «Испорченный телефон».

Нужны четыре участника, которых приглашают по одному и которым предлагают задание: зачитывают шуточный текст, содержащий конкретную информацию с именами, событиями, который необходимо пересказать тому, кто войдет следующий и т.д.

Текст передачи: «В марте в детском саду № 15, который находится на перекрестке улиц Крупской и Шабалина, произошло необычное событие: из раковины в помещении старшей группы вылез крокодил. Вася Сидоров, увидев крокодила, взял мольберт и начал рисовать с натуры. Федя Петров стал отбирать крокодила, пытаясь засунуть его в куртку Маши Селезневой. Папа Веры Коркиной, который  пришел в это время за своей дочкой от 2-го брака, с перепугу забыл взять ее домой и опоздал на собственный бракоразводный процесс, в результате чего его будущая 3 жена оказалась без мужа, без прописки, а 1-я жена – без алиментов. На крик прибежали сотрудники ДОУ. Кто-то успел позвонить по телефону 911. Но когда приехала спасательная команда, дети сидели за столом и пили ароматный чай».

После игры проводится обсуждение и делается вывод, что у каждого из нас информация перерабатывается по разному, каждый что-то «додумывает», дополняет, исходя из своего опыта из своих ощущений, из своего восприятия и взглядов на некоторые вещи, так как мы считаем, что будто хорошо понимаем, что именно имеет в виду, о чем думает наш собеседник, когда говорит ту или иную фразу.

Поэтому, очень важно придерживаться правил активного слушания.

Активное слушание. Когда ребенок расстроен, обижен, огорчен, потерпел неудачу, устал, нужно дать ему понять, что вы знаете о его переживании (состоянии), «слышите» его.

Пример

Ребёнок: Он отнял мою машинку!

Воспитатель: Ты очень огорчен и рассержен на него. (сравните: Пустяки, поиграет и отдаст!)

Ребёнок: Больше я не пойду в дет.сад!

Воспитатель: Ты больше не хочешь ходить в дет.сад. (сравните: Как это не пойдешь?!) 

Можно выделить следующие  важные особенности активного слушания.

Во-первых, необходимость эмоционально-визуального контакта при общении с ребенком.  Обязательно повернитесь к ребенку лицом. Очень важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Помните, что ваше положение и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его услышать. 

Чтобы наглядно убедиться в этом педагогам предлагается выполнить ПСИХОТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «УРОВЕНЬ»

Педагоги делятся на пары, встав напротив друг друга лицом к лицу. Один из пары  встает на колени, не поднимая головы, пытается понять эмоцию на лице человека напротив. Стоящий партнер без слов и жестов изображает эмоцию. Затем партнеры меняются местами.

После обсуждения педагоги делают совместный вывод о необходимости эмоционально-визуального контакта при общении с ребенком.

Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы  ваши ответы звучали в утвердительной форме. 

Например. Ребёнок: Не буду больше водиться с Петей!

Воспитатель: Ты на него обиделся. (Сравните: Что случилось? Вы поссорились?)

Дело  том, что фраза-вопрос не отражает сочувствия. Ребенок может подумать, что вас интересуют только факты. 

В-третьих, очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Пауза помогает ребенку разобраться в своих переживаниях и одновременно почувствовать, что вы рядом. 

В-четвертых, иногда полезно повторить фразу ребенка, немного изменив ее, а потом обозначить чувство. 

Например. Ребёнок: Не буду больше водиться с Петей!

Воспитатель: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного).

Ребёнок: Да, не хочу…

Воспитатель: Ты на него обиделся…(обозначение чувства). 

Положительные результаты активного слушания: 

  1. Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребенка: разделенное горе, как известно, вдвое меньше.
  2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе больше: иногда разматывается целый клубок проблем и огорчений ребенка.
  3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
  4. Дети сами довольно быстро начинают активно слушать взрослых.
  5. Взрослые замечают, что со временем начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться на ребенка, т.е. изменяются сами.

Схема активного слушания такова: ситуация и слова ребенка; чувства ребенка; ответ взрослого.

Например: ребенок – А, Коля меня сильно ударил! (ситуация, слова ребенка). Обида, боль, гнев (чувства ребенка). – Коля тебя ударил и тебе очень больно (ответ взрослого).

Как вы думаете, что почувствовал ребенок после того, как его выслушали?

------ Да он понял, что взрослому небезразличны его чувства

Далее можно выполнить практическое упражнение, в котором участники разыгрывают несколько ситуаций из педагогического опыта (4 ситуации) по схеме активного слушания.

Вывод. Использование педагогом способа активного слушания способствует:

- снижению тревоги и ослаблению переживаний ребенка;

- повышению у ребенка доверия к педагогу и желание общаться с ним

Рассмотрим второй способ эффективного общения. Отражение

Если взрослый взглядом, позой проявляет интерес к детскому обращению, использует «язык эмоций», внимательно слушает, то ребенок поверит и доверится, а если наоборот, то взрослый не получит шанса установить контакт с ребенком.

Упражнение «Мимика и жесты».

Педагогам предлагается передать какое-либо сообщение  используя только невербальные средства общения.

а) только при помощи рук

б) только при помощи мимики (жестов)

в) только при помощи мимики и жестов

 Обсуждение:

  • Как часто вы используете мимику и жесты в общении с детьми?
  • Оказывает ли влияние ваша мимика и жесты на установление доброжелательных отношений с детьми?
  • Можете ли вы  определить состояние детей  по их мимике и жестам?

Как обучить ребенка конструктивному общению 

Общение с ребенком - это прежде всего воспитательный процесс. Безусловно, в детском саду или школе ребенка научат правильно и грамотно говорить, четко выражать свои мысли.  Этот процесс включает в себя несколько существенных составляющих:

Обратите внимание на свою собственную речь. Ребенку свойственно повторять за окружающими. Именно поэтому у него перед глазами постоянно должен быть пример конструктивного общения.

Выстраивайте свое общение с ребенком так, как делали бы это со взрослым собеседником. Конечно, не стоит оперировать сложными категориями, но и сюсюкать тоже запрещено. В ходе общения ребенок должен научиться строить аргументы, отстаивать свою точку зрения, чтобы потом успешно применять эти навыки в обществе.

Позволяйте ребенку брать инициативу в свои руки. Даже если он говорит глупости, дайте ему высказаться, после чего вежливо и обстоятельно объясните, в чем он неправ. Не отнимайте у него возможность спорить и отстаивать свою точку зрения.

Правила конструктивного общения с детьми 

По мере того как вчерашние малыши начинают взрослеть, они начинают бунтовать, а потому с ними становится все сложнее найти общий язык. Конструктивное общение детей и взрослых должно базироваться на следующих основных правилах:

Четко установите границы дозволенного. Об этом нужно постоянно напоминать. Несмотря на то что это можно рассматривать как принуждение и авторитаризм, дети не должны иметь возможности обсуждать эти правила. В противном случае они начнут манипулировать взрослыми, устанавливая собственные порядки.

Ищите причину ненадлежащего поведения не в характере ребенка, а в ваших взаимоотношениях. Как правило, непослушание, бунт и прочие негативные проявления возникают тогда, когда взаимопонимание со взрослыми дало трещину. Восстановите доверие и только после этого решайте основную проблему.

Установленные вами границы не должны противоречить интересам и возрастным потребностям ребенка. По мере взросления правила нужно менять, иначе реакция будет очень резкой.

Хвалите ребенка за малейшие достижения и успехи. Это будет вселять ему веру в себя и даст стимул к новым свершениям.

Правила общения с ребенком должны быть строго согласованы между всеми людьми, которые принимают участие в воспитательном процессе. В противном случае детям будет трудно их усвоить и привыкнуть к ним.

Наказание должно вытекать непосредственно из провинности. Также оно должно быть соразмерно проступку. В противном случае у ребенка будут формироваться мстительные намерения по отношению к родителям.

Заключение

Позвольте мне  закончить небольшой байкой.

Байка «Чем занимаются люди»

На стройке работали три человека. Занимались они одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, ответы оказались разными. Один сказал«Я кладу кирпичи». Другой«Я зарабатываю на жизнь». А третий ответил«Я строю храм»

Мораль: Каждый решает сам,  какую занять позицию, и какой выбрать способ общения с детьми. Возможно, вы сегодня просто просите убрать игрушки, подвинуть стул, взять кого-то за руку, но,  то как вы скажите свою просьбу, повлияет на стиль общения ребенка в дальнейшем.

«Когда мы строим «дом» в котором будет жить наш ребенок, важно заботиться о качестве отдельных «кирпичей» и правильности их укладки.

Но  не забудем, что одновременно мы воздвигаем Храм его жизни и судьбы.

И от нас зависит, насколько этот храм будет наполнен светом радости и человечности».

Ю.Б. Гиппенрейтер


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы и приемы конструктивного общения педагогов с детьми дошкольного возраста

Слайд 2

Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга. Конструктивное общение - это такое взаимодействие людей, при котором собеседники способны услышать и понять мнение друг друга, получая для себя что-то полезное, возможно даже ценное.

Слайд 3

Конструктивное общение Неконструктивное общение

Слайд 4

Ф ункции общения: Установление общности между людьми Регуляция совместной деятельности. Изначальный инструмент познания всего на свете. Осознание своего «Я». Самоопределение личности в ее мыслях и поступках.

Слайд 5

Уровни форм общения детей и взрослых: Непосредственно-эмоциональное общение с близкими взрослыми. Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев – 3 года). Внеситуативно-познавательная форма общения (3-6 лет). Внеситуативно-личностная форма общения (6-7 лет).

Слайд 6

Способы эффективного общения Вербальные Невербальные Активное слушание: ситуация и слова ребенка чувства ребенка фраза взрослого (повторение слов ребенка) Отражение: поза жесты мимика

Слайд 8

Активное слушание Активно слушать – значит возвратить ребенку в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначить его чувство.

Слайд 9

Особенности активного слушания Во-первых, необходимость эмоционально-визуального контакта при общении с ребенком Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. В-третьих , очень важно в беседе «держать паузу». В-четвертых , иногда полезно повторить фразу ребенка, немного изменив ее, а потом обозначить чувство. .

Слайд 10

Положительные результаты активного слушания: Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребенка: разделенное горе, как известно, вдвое меньше. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе больше: иногда разматывается целый клубок проблем и огорчений ребенка. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы. Дети сами довольно быстро начинают активно слушать взрослых. Взрослые замечают, что со временем начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться на ребенка, т.е. изменяются сами.

Слайд 11

Схема активного слушания: ситуация и слова ребенка чувства ребенка ответ взрослого

Слайд 12

Второй способ эффективного общения. Отражение присоединение к ребенку на невербальном уровне (используя позу, жесты, мимику).

Слайд 13

Правила конструктивного общения с детьми Четко установите границы дозволенного. Установленные вами границы не должны противоречить интересам и возрастным потребностям ребенка. Ищите причину ненадлежащего поведения не в характере ребенка, а в ваших взаимоотношениях. Хвалите ребенка за малейшие достижения и успехи Правила общения с ребенком должны быть строго согласованы между всеми людьми, Наказание должно вытекать непосредственно из провинности.

Слайд 14

Как обучить ребенка конструктивному общению Обратите внимание на свою собственную речь. Выстраивайте свое общение с ребенком так, как делали бы это со взрослым собеседником. Позволяйте ребенку брать инициативу в свои руки.

Слайд 16

« Когда мы строим «дом» в котором будет жить наш ребенок, важно заботиться о качестве отдельных «кирпичей» и правильности их укладки. Но не забудем, что одновременно мы воздвигаем Храм его жизни и судьбы. И от нас зависит, насколько этот храм будет наполнен светом радости и человечности». Ю.Б. Гиппенрейтер

Слайд 17

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИЁМЫ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной работе представлен материал о том, как взрослый должен взаимодействовать с ребенком, не разрушая его внутренний мир и сохраняя его собственную эмоциональную устойчивость....

Методы и приемы конструктивного общения при организации сотрудничества с воспитателями и родителями в ДОУ

Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии ребенкка, основная цель которого - всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей...

Методы и приемы конструктивного общения при организации сотрудничества с воспитателями и родителями в ДОУ

Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в гармоничном и всестороннем развитии каждого ребенка.  Проблема сотрудничества дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается очень ак...

Методы и приемы словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Методы и приемы словарной работы с детьми дошкольного возраста....

Мастер – класс «Применение нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми дошкольного возраста с различными нарушениями развития»

Увеличение уровня познаний педагогов об использовании нейропсихологических технологий, обеспечение возможности их применения в образовательном процессе, пропаганда и распространение нестандартных спос...

Консультация для воспитателей: «Педагогические методы и приемы работы воспитателя с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период в развитииребенка. Поэтому своевременное выявление и коррекция нарушения должныосуществляться как можно раньше, когда такая работа наиболее продуктив...