ПРИЁМЫ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация на тему

В данной работе представлен материал о том, как взрослый должен взаимодействовать с ребенком, не разрушая его внутренний мир и сохраняя его собственную эмоциональную устойчивость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gracheva.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЁМЫ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

Выполнила Грачева Маргарита Валентиновна

Взрослому при общении с ребёнком важно быть в контакте со своими чувствами, уметь выразить их, сказать о них, чтобы ребёнок их услышал. Так же взрослому необходимо развивать собственную способность слушать и слышать чувства ребёнка. Тем самым взрослый, общаясь с ребенком, продвигается по «кривой эмоций», не разрушая внутреннего мира ребёнка и сохраняя собственную эмоциональную целостность.

Только в непосредственном общении можно научить ребёнка позитивному конструктивному общению, сотрудничеству.

Позитивное, эффективное общение с ребёнком возможно, если взрослый обладает следующими навыками:

  • Говорит о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщении».
  • «Активно слушает» внутренний мир ребёнка, мир его чувств.
  • Не оценивает личность ребёнка, а говорит о его нежелательных действиях.

В семье происходит первичная социализация ребёнка, уяснение им правил взаимодействия с другими людьми: что можно, а что нельзя; установление социальных норм поведения, как в семье, так и вне неё. Родителям, в семье, необходимо установить единые правила, требования, предъявляемых к ребёнку.

Овладение языком «Я-высказывания», «Я-сообщения»

«Я-высказывание» – это прием и способ, с помощью которого взрослый сообщает ребёнку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нем и не о его поведении, которое это переживание вызвало (в отличие от «Ты-высказывания»). «Я-высказывание» всегда начинается с личных местоимений: «я», «мне», «меня».

«Я-высказывание» вообще не содержит местоимения «ты», лишь ссылку на определенные ситуации или отвлеченных людей. «Ты-высказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение. После «Ты-высказывания» взрослый часто использует угрозу или приказ. Это может вызвать сопротивление или протест. «Я-высказывание» – это сообщение о своих чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. После «Я-сообщения» взрослый часто использует просьбу. «Я-сообщение» имеет ещё некоторое значение. «Я-сообщение» – это способ регуляции собственного эмоционального состояния, так как энергия эмоционального-аффективного плана переводится на рациональный, вербально-коммуникативный план.

«Я-сообщение» –  это послание вашего внутреннего «Я», и оно адресовано к внутреннему «Я» ребёнка и устанавливает с ним контакт.

«Я-сообщение» сигналит о границах дозволенного в необходимой для ребёнка форме.

«Я-сообщение» – это способ передать ответственность за свои действия самому ребёнку. Ребёнок сам решает, что ему делать «в свете новой информации».

«Я-сообщение» предполагает уверенное поведение (мы раскрываем свое внутреннее «Я») вместо агрессивного поведения.

«Я-сообщение» предполагает в общении с ребёнком позицию «на равных» вместо позиции «сверху» – «Я-высказывание».

Развитие навыков активного слушания

«Активно слушать ребёнка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство» (Гиппенрейтер, 1988г.).

«Активное слушание» – это способ сообщить ребёнку, его внутреннему «Я», что вы  слышите его чувства, они вам не безразличны и глубоко  волнуют. Это способ установить контакт с ребёнком и сказать ему: «Я понимаю тебя и я принимаю то, что ты переживаешь».

        Родители, которые применяют «активное слушание» своих детей вместо поучений и наставлений отмечают, что ребёнок через какое-то время становится спокойнее, увереннее, начинает сам больше рассказывать о себе, он реже прибегает к деструктивным формам поведения, начинает посвящать в свои тайны и секреты. Подобные перемены взрослые замечают и за собой: они начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться, легче принимать «отрицательные» чувства ребёнка, лучше видеть, отчего ему бывает плохо. Родители перестают бороться со своим ребёнком, добиваясь подчинения.

        «Активное слушание» помогает родителям видеть за внешним поведением ребёнка его скрытые стремления, желания, интересы.

        Услышать чувство – это проявить сочувствие и, крайне, маловероятно, что сочувствие подтолкнет кого-либо к подчинению, мести, сопротивлению. Наоборот, в ответ на сочувствие мы переживаем благодарность, и готовность идти навстречу.

        «Активное слушание», так же как и «Я-сообщение» делает удивительную вещь для ребёнка – он сам принимает решения.

Занятия с детьми всегда несут в себе массу неожиданностей и сюрпризов, которые могут быть использованы как материал для совместной деятельности. Это зависит от профессиональных и личных качеств педагога. Педагогу необходимо знать психологические особенности детей дошкольного возраста, быть внимательным и чутким к нюансам детского поведения. Важно быть искренним, эмоционально открытым, способным к импровизации, артистичным и владеть навыками саморегуляции.

Овладение взрослым навыками «Я - высказывания», активное слушание позволяет наладить с ребенком позитивное и эффективное общение. Правила и требования являются своеобразной опорой воспитательного процесса. При установлении требований и ограничений взрослому необходимо знать и соблюдать определенные правила, т.е. как устанавливаются «границы дозволенного».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Ознакомление с приёмами конструктивного взаимодействия с агрессивными детьми»

Показателем контактности и социабельности ребёнка является атмосфера общения ребёнка с близкими людьми в семье и стиль воспитания, который присущ данной семье. Дети с агрессивным поведением – это дети...

"Секреты конструктивного общения с детьми." Собрание для родителей

Наше общение с детьми имеет большое значение. И оно не всегда бывает конструктивным. Существуют определенные особенности. Предлагаю сегодня рассмотреть основные способы, которые оказывают основное вли...

семинар практикум «Общение в системе «педагог - родитель» Разрешение конфликтов. Навыки конструктивного общения»

семинар практикум  «Общение в системе «педагог - родитель» Разрешение конфликтов. Навыки конструктивного общения»...

"Ознакомление с приёмами конструктивного взаимодействия с агрессивными детьми".

Как помочь агрессивному ребёнку?Агрессивные дети часто имеют склонность приписывать враждебные намерения другим детям, с которыми они общаются, даже если последние не собираются совершать агрессивных ...

Приёмы эмоционально-положительного общения с детьми в период адаптации к д.с в раннем возрасте.

Приёмы эмоционально-положительного общения с детьми в период адаптации к д.с в раннем возрасте....

Методы и приемы конструктивного общения педагогов с детьми дошкольного возраста

Данная тема является очень важной, т.к. общение с детьми является сутью  профессии педагога. И от того, насколько эффективно нам удается это общение организовать, зависит не только самочувствие н...

Родительское собрание в средней группе Тема: Проявления агрессивности в группе дошкольников: вербальная, физическая агрессия. Приёмы общения с детьми, склонных к агрессии

Цель: ознакомить педагогов и родителей с проявлением агрессивности в группе дошкольников.Задачи: 1. познакомить с видами агрессии,          ...