Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ
статья

Из опыта работы педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx556.37 КБ

Предварительный просмотр:

Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ

(из опыта работы)

Семья и дошкольная образовательная организация – два воспитательных института, каждый из которых по-своему влияет на приобретение социального опыта, формирование личностных качеств ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает, что одним из условий создания социальной ситуации развития является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка и непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность.

Для начала мы определили цели взаимодействия ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО:

- установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами,

- объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Предлагаемая практика является одним из вариантов организации сотрудничества и взаимодействия педагогов с родителями воспитанников, а так же предоставляет возможность любой дошкольной организации составить свой вариант сотрудничества с семьей.

Организуя взаимодействие с семьёй, мы учитываем особенности семьи, семейного воспитания.

В своей группе уже несколько лет мы, воспитатели, стараемся наиболее полно использовать весь свой педагогический потенциал традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с семьей, ищем новые, современные формы сотрудничества с родителями.

На протяжении нескольких лет мы наблюдали за поведением родителей, и пришли к выводу, что приводя своего ребенка в ДОУ, родитель полностью полагается на работников образовательного учреждения. В этой связи перед коллективом нашего ДОУ встала непростая задача по поиску и осуществлению современных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей, обеспечению взаимодействия педагогов и родителей в вопросах воспитания, развития, охраны жизни и здоровья детей.

Мы заметили, что представление о детском саде у всех родителей различное. Некоторые считают, что работа воспитателей не представляет собой ничего сложного. Другие родители удивляются, как можно справиться с таким количеством детей, организовать, научить, воспитать, развлечь. Третьи – просто возлагают всё на дошкольное учреждение, успокаивая себя мыслью, что «детский сад обязан всему научить». Интересуются только питанием, и, считают, что воспитатели осуществляют только присмотр за детьми. Вот и возникла у нас такая идея – провести день «Я сегодня воспитатель!», приурочив его ко «Дню дошкольного работника» чтобы помочь родителям увидеть и понять необходимость сотрудничества ДОУ и семьи. И инициативу в этом мероприятии проявили именно родители. С начала рабочего дня воспитатели – родители воспитанников подготовительной к школе группы, активно включились в педагогическую деятельность. Все режимные моменты – приём детей, утренняя гимнастика, непосредственно образовательная деятельность, прогулка, подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые игры соответствовали плану образовательного процесса на данный день. Но все эти режимные моменты проводили не педагоги, а родители. Родителям представилась уникальная возможность побывать на месте воспитателя и посмотреть на жизнь детского сада «изнутри». В итоге проведенное мероприятие показало нам, что у родителей расширились представления о профессиональной деятельности сотрудников ДОУ, сформировалось понимание значимости данной профессии и уважение к труду воспитателя. Повысилась педагогическая культура родителей (имеют представления об особенностях детской возрастной психологии, владеют элементарными знаниями, как организовать свободное время детей). И самое главное - произошло сближение и объединение нас, воспитателей с родителями по вопросам воспитания детей.

Одной из форм взаимодействия с родителями, которую мы используем, является вовлечение родителей в жизнь группы, их совместная деятельность с детьми. Родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, и т. д.) приходят в гости к нам в группу что бы познакомить малышей с особенностями своей профессии.

Незабываемой стала встреча, которую проводила бабушка мальчика, очень скептически настроенная в отношении нас, воспитателей. Она была недовольна всем происходящим в нашей группе. Однажды, мы предложили ей рассказать детям нашей группы о своем детстве, об игрушках с которыми она играла, когда была ребенком. Скажем сразу, положительный результат и умение справляться с недовольствами, наступили с первой встречи. Когда бабушка с нашей поддержкой провела свою первую встречу с детьми нашей группы, ее настроение изменилось, и, к нашему удивлению, она предложила провести свой мастер-класс по приготовлению пирожков и булочек из дрожжевого теста, в котором пожелали участвовать несколько родителей воспитанников нашей группы. Эти встречи планировались в рамках проекта «Быт и традиции Курского края».

Это стало началом большой дружбы, которая длится несколько лет, и, не смотря на то, что внук этой бабушки ходит третий год в школу, она является частым гостем в нашей группе.

Широко используемая в нашем ДОУ проектная деятельность позволила нам, педагогам, обеспечить активное проявление заинтересованности родителей в полноте передачи ребенку информации, опыта. Сформировать педагогическую компетенцию родителей, позволяющую понимать своего ребенка, строить правильно общение и совместную деятельность с ним.

Проект «Познаем вместе». Мы распределили на полгода проведение опытов по познавательному развитию между семьями. Родители совместно с детьми готовили мультимедийные презентации, проводили опыты и эксперименты вместе с детьми нашей группы. Особо ценно было выступление ребенка вместе с родителями. Это мероприятие очень сплотило семьи и создало особую ауру между всеми членами семьи.

В рамках проекта «Мой край родной», для каждой семьи мы подготовили задание по ознакомлению дошкольников с родным городом. Оно заключалось в том, что бы дети вместе с родителями собирали информацию об архитектурных сооружениях, названиях улиц, площадей, интересных мест нашего города, сделать фотографии. Затем каждая семья представляла свои работы на общем мероприятии. Этот метод так же способствует сближению родителей, детей и воспитателей.

В ходе реализации проекта «Огонь-друг, огонь-враг», мы предложили родителям рассказать детям о правилах пожарной безопасности. Они придумали сделать это в необычной форме: подготовили инсценировку сказки на тему пожарной безопасности. С нашей помощью все вместе мы изготовили атрибуты к сказке, подготовили костюмы и декорации, обсудили сценарий. В итоге получилась замечательная постановка. Как были счастливы дети, увидев своих родителей в главных ролях сказки! Даже злая волшебница, роль которой исполнила одна из мам воспитанников, всем очень понравилась, ведь она показала, что может произойти, если не послушал старших.

В 2019 году мы решили провести в конце учебного года не традиционные занятия, а итоговую игру-квест совместно с родителями. Ее целью стало вовлечение родителей в образовательный процесс нашей группы. Это воспитателю или специалисту понятно, что именно происходит на занятиях, а родители часто не улавливают методическую задумку педагогов. К тому же родители не всегда умеют вести себя на занятиях, когда дети затрудняются с ответом или заняты самостоятельной работой, им становится скучно. Вот и оказывается, что мало пригласить родителей на занятие. Нужно подготовить их, к восприятию происходящего, заранее объяснить, с чем предстоит знакомиться, на что нужно обращать внимание. Мы провели для родителей консультации по обучению их знаниям и умениям, способствующим побуждению детей к познавательно – исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций. Родители успешно справились с поставленной задачей.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым эмоциональным, привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Использование досуговых форм способствовало тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становились более открытыми для общения, в дальнейшем проще было налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Очень хорошо зарекомендовали себя совместные мероприятия по подготовке и проведению различных праздников, инсценировок сказок. Придумывание, изготовление костюмов, декораций и атрибутов к ним. Это сближало педагога, родителей, детей.

Одним из самых любимых видов совместной деятельности остается участие родителей в групповых праздниках. Живое общение с мамой или папой приносит детям особое удовольствие, а родители, погружаясь в мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы. Кем только не пришлось побывать нашим родителям, принимая участие в праздниках. Они как профессиональные актеры с трепетом готовят свои роли, прорабатывают костюмы, а мы с огромным удовольствием помогаю им в этом.

Такие мероприятия помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители выступают в роли непосредственных участников: участвуют в различных конкурсах, читают стихотворения, поют песни, танцуют, рассказывают интересные истории, имеют возможность проявить свои знания, эрудицию, смекалку. Мы считаем, что это эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений.

Совместные утренники. Сначала родители были настолько зажаты, что нам потребовалось применить много усилий, для того чтобы раскрепостить пап и мам и доказать им, что талантлив каждый человек и талантлив по-своему. Но зато потом, родители готовились практически самостоятельно и, поверьте, таких талантливых, креативных родителей еще надо поискать! На всех утренниках участие родителей вызывало бурю эмоций, что так же активизирует их участие в образовательном процессе. А новогодние утренники, стали по-настоящему семейными, все роли исполняют не только родители, но и остальные члены семьи.

В марте 2019 года мы предложили папам наших девочек приготовить сюрприз для мам на утреннике, посвященном празднику 8 марта. Оказалось, что папы очень даже любят и умеют танцевать. Как трогательно было смотреть на красивых, счастливых пап, танцующих со своими принцессами - дочками. Мамы были растроганы до слез. Теперь и папы являются частыми участниками, а не зрителями мероприятий, проводимых в нашей группе.

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Например, выставки «Во поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия».

Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. Это начало патриотического воспитания. Любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

Как и следовало ожидать, к выпуску детей из нашей группы у нас получилась большая и дружная семья. А в большую дружную семью всегда хочется вернуться, поэтому во время выпускного вечера, нашим родителям и детям пришла замечательная идея – они решили создать вечер встречи выпускников.

Благодаря такой эффективной и интересной форме работы с родителями мы полностью удовлетворили интересы родителей. Дети стали намного увереннее в себе, открытее и позитивнее. Психологический климат в группе, стал благоприятнее, стали крепче семьи, в некоторых семьях появились новые семейные традиции. Отношения между родителями наших воспитанников, больше напоминают родственные.

Понятие «вовлечение родителей в образовательный процесс группы» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Хотя второе является составной часть первого. Вовлечение обязательно подразумевает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь. Уже сейчас можно сказать, что работа в этом направлении ведётся в нашей группе успешно. По нашим наблюдениям родители научились более критично оценивать себя как воспитателей и смотреть на ситуацию глазами ребёнка, не стесняются обратиться за советом к воспитателю. Они стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своих детей. Совместная деятельность сблизила воспитателей и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных проектах. От участия родителей в работе группы выигрывают все: сами родители, воспитатели и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Воспитатели, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

На сегодняшний день можно сказать, что в результате планомерной работы в соответствии с принципами и подходами, определёнными федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в рамках вовлечения родителей в образовательный процесс группы, у нас сложилась система работы с родителями. Использование разнообразных современных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Сотрудничество детского сада и семьи стало двусторонним процессом: «детский сад – семье» – процесс, направленный на оптимизацию влияния семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказания ими помощи; «семья – детскому саду» – процесс, характеризующийся включением родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

В ходе проведенной работы получены следующие результаты:

- повысился уровень родительской компетентности;

-гармонизировались родительско-детские отношения.

 Как это повлияло на развитие личности детей:

-улучшился эмоциональный климат в семьях;

-изменилась в сторону большей объективности родительская оценка талантов детей,

-уровень родительских притязаний стал лучше соотноситься со способностями детей;

-повысилась эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.

Проведя анализ деятельности родителей, мы составили следующую таблицу активности:

Группа

Количество семей

Количество родителей в группе

Родители-активисты

Родители-исполнители

Родители-наблюдатели

1 младшая

25

47

6-23%

8-31%

12-46%

2 младшая

25

47

16-42%

14-37%

8-21%

средняя

26

49

18-47%

16-42%

4-11%

старшая

27

52

24-60%

14-35%

2-5%

По результатам диагностики в группе на 37% увеличилось число родителей–активистов; на 4% выросло количество родителей–исполнителей, на 41% уменьшилось количество родителей-наблюдателей.

По результатам анкетирования 98,4% семей удовлетворены нашей работой с детьми.

Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни групп и детского сада.

Мы убеждены в том, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным. Уверены, что наши воспитанники легко адаптируются в школе.

E:\DSCN8311.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным с...

Вовлечение родителей в образовательный процесс на тему «Золотая осень»

Очень важно вовлекать родителей в образовательную деятельность. Представлен конспект совместной деятельности детей подготовительной группы и их родителей. ...

Формирование интереса к физической культуре через вовлечение родителей в образовательный процесс

Я часто задавала себе вопрос: «Как добиться, чтобы занятия спортом стали потребностью?» И пришла к выводу, что в основе работы должен лежать  интерес, который стараюсь сформировать у детей. Это и...

«Межсемейные проекты как средство вовлечения родителей в образовательный процесс»

Мастер класс предозначен для педагогов работащих в рамках проектного метода...

«Вовлечение родителей в образовательный процесс с помощью образовательных совместных детско – родительских проектов ».

laquo;Вовлечение родителей в образовательный процесс с помощью образовательных совместных детско – родительских проектов »....

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...