Доклад для выступления на педсовете по теме «Целевые ориентиры по ФГОС дошкольного образования»
статья

СтарчиковаТатьяна Николаевна

Доклад для выступления на педсовете по теме «Целевые ориентиры по ФГОС дошкольного образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.84 КБ
Файл prezentatsiya_sravnitelnyy_analtz_fgt_i_fgos_do.pptx85 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад « Колокольчик» 

Доклад

для

выступления на педсовете

по теме

«Целевые ориентиры по ФГОС

дошкольного образования»

 

 

 

 

 

Выполнила:

воспитатель    Старчикова Т. Н.

 

 

 

 

 

п. Прямица

2015

Дошкольники – первая ступень в образовании. ФГОС ориентирован не только на поддержку «разнообразия детства», но и вариативности развивающих форм этой поддержки. ФГОС является стандартом качества ДО, качества полноценной творческой жизни детей в ДОУ.  Принятие  Стандарта  приведет  к росту  социального  статуса  детства. А это  значит, что возрастет  социальный  статус, прежде  всего, самих детей, их семей, дошкольного  учреждения, воспитателей. Стандарт нацелен  на  создание  комфортных  условий  для  воспитания  ребенка и  на обеспечение  у него мотивации  к обучению, познанию и творчеству.

Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

Требования Стандарта к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К ЦО ДО относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения ДО:

  1. Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
  2. Способность выбирать  себе род занятий.
  3. Уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим.
  4. Обладание чувством собственного достоинства.
  5. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
  6. Проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества.
  7. Подчинение разным правилам и социальным нормам.
  8. Проявление творческих способностей.
  9. Способность контролировать свои движения (уровень развития крупной  и мелкой  моторики).
  10. Способность к волевым усилиям.
  11. Проявление любознательности.
  12. Склонность к наблюдению, экспериментированию.
  13. Способность к принятию собственных решений.»

Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы  в детском саду были сформированы волевая  и мотивационная готовность к школе. Что ребёнок выбирает в качестве мотивации  – игру, развлечение или познание?  Это целевые ориентиры, которые позволяют понять, в каком направлении нужно двигаться. Они служат основанием для финансовых расчётов – что учредителю нужно в детский сад вложить с точки зрения финансовых, материальных ресурсов, чтобы предоставить возможность максимального достижения целевых показателей.

Но эти целевые ориентиры не могут служить основой для диагностики ребенка, оценки его уровня развития. Это принципиальный момент. 

ЦО не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

…целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей).

При реализации программы может приводиться oценка индивидуального развития детей педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

      Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

        Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

В дошкольной педагогике любят  дифференцировать  детей на  сильные и слабые группы. Если уж и давать оценку развитию ребенка, то только сравнивая его с самим собой. Это позволяет увидеть динамику развития ребёнка, скорректировать работу воспитателя. 

Как же будет оцениваться результативность освоения ООП? В Стандарте четко определено, что развитие ребенка не является объектом измерения и оценки. Согласно Стандарту, верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах.

В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие- то способности, преодолеть проблемы, найти индивидуальный подход.

Для достижения данного социального портрета выпускника в соответствии с ФГОС ДО должны выполняться требования, предъявляемые к реализации общей образовательной программы: требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Слайд 2

Предмет ФГОС ДО Отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования

Слайд 3

В стандарте учитываются Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; Возможности освоения ребенком программы на различных этапах ее реализации

Слайд 4

Основные принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; Содействие и сотрудничество детей и взрослых; Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; Сотрудничество Организации с семьей; Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; Возрастная адекватность дошкольного образования; Учет этнокультурной ситуации развития детей .

Слайд 5

Цели ФГОС ДО Повышение социального статуса дошкольного образования; Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования; Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Слайд 6

ФГОС ДО направлен на решение следующих задач: Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства; Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования; Создание благоприятных условия развития детей в соответствии их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; Объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс;

Слайд 7

Формирование общей культуры личности детей; Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования; Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Слайд 8

ФГОС ДО – основа для: Разработки программы; Разработки вариативных примерных образовательных программ до; Разработки нормативного финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере до; Объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям стандарта; Формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников; Оказания помощи родителям в воспитании детей.

Слайд 9

ФГОС ДО включает в себя требования к: Условиям реализации программы; Структуре программы по объему; Результатам освоения программы.

Слайд 10

ФГТ и ФГОС ДО

Слайд 11

НАПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ ФГТ Формирование общей культуры Развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств Формирование предпосылок учебной деятельности Коррекция недостатков в физическом(психическом) развитии ФГОС ДО Создание условий развития ребенка (для позитивной социализации) Всестороннее личностное развитие Развитие инициативы и творческих способностей на основе видов деятельности Сотрудничество со взрослыми и сверстниками

Слайд 12

2 части программы обязательная и формируемая участниками образовательного процесса ФГТ От общего объема программы Обязательная – не < 80% Формируемая – не > 20% ФГОС ДО От общего объема программы Обязательная – 60% Формируемая – не > 40%

Слайд 13

ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ ФГТ Принцип развивающего образования Принцип научной обоснованности и практической применимости Принцип интеграции образовательных областей Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса ФГОС ДО Поддержки разнообразия детства Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства Создание благоприятной социальной ситуации развития ребенка Содействие и сотрудничество детей и взрослых Приобщение детей к социокультурным нормам Формирование познавательных интересов и действий Учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей

Слайд 14

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ФГТ Физическая культура Здоровье Социализация Безопасность Труд Познание Коммуникация Чтение художественной литературы Художественное творчество Музыка ФГОС ДО Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие

Слайд 15

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГТ Игровая Коммуникативная Трудовая Познавательно – исследовательская Чтение Продуктивная Музыкально - художественная ФГОС ДО Игровая Коммуникативная Трудовая Познавательно – исследовательская Восприятие художественной литературы и фольклора Конструирование Изобразительная деятельность Музыкальная Двигательная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования - социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования"

В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного...

Эссе по теме: «Целевые ориентиры в условиях стандартизации дошкольного образования». «Каким быть дошкольному детству?».

На самом деле многие задаются этим вопросом. Но никто не может с точностью сказать, что оно должно быть именно таким, и ни каким другим.Если учитывать современные тенденции, то можно предположить, что...

Доклад на тему «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования»

Выступление с докладом на педсовете  Тема: «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного  образования»...

21.10.2020 г. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ родителей Тема: «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования».

ГБОУ Школа № 1400 8ДКСредняя группа №8 КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Выполнила- Фролова Елена ВладимировнаДата:  21.10.2020 г Тема: «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкол...

Консультация для педагогов Тема: «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования»

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного...

Презентация на тему "Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования

о целевых ориентирах ФГОС дошкольного образования...

Родительское собрание на тему "Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО»

Родительское собрание Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО» работа которая проведена по целевым ориентирам...