Проект "Промыслы России..Филимоновская игрушка"
проект (средняя группа)

Гусева Елена Анатольевна

Проект познавательно- творческий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_promysly_rossii_._filimonovskaya_igrushka.docx36.66 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Промыслы России. Филимоновская игрушка»

в средней группе

Проект «Промыслы России. Филимоновская игрушка»

Актуальность

В современном мире, где дети перегружены обилием информации и избалованы разнообразием игрушек народное творчество обладает особой нравственной, познавательной и, конечно же, эстетической ценностью.

Национальные игрушки являются особым видом народного творчества, которые пробуждают душу ребенка, воспитывают в нем чувство прекрасного, развивают познавательные способности, образное мышление и воображение. А также играют огромную роль в развитии патриотических чувств ребенка, так как хранят в себе исторический опыт многих поколений.

Знакомство детей с одним из старинных промыслов России - Филимоновской игрушкой, будет способствовать художественно – эстетическому, нравственно- патриотическому, творческому развитию младших дошкольников.

Цель: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через ознакомление с одним из видов русских народных промыслов - филимоновской игрушкой

Задачи:

Образовательные:

- приобщать детей к народной культуре;

- познакомить детей с филимоновским промыслом, его историей и традициями;

- создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки.

Развивающие:

- развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

- развивать познавательные способности, образное мышление и воображение, мелкую моторику, цветовосприятие и цветосочетание.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за талант и творческое наследие русского народа

- прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Участники проекта : воспитатель, воспитанники второй младшей группы, родители воспитанников.

Тип проекта: познавательно  – творческий, краткосрочный, групповой.

Сроки реализации проекта: январь.

Информационные ресурсы - научная и педагогическая литература по теме.

Материально - технические ресурсы: магнитофон, компьютер, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, раскраски, фотографии, образцы филимоновских  изделий, материал для продуктивной деятельности.

Методы и приемы:

- метод наглядности (рассматривание наглядных пособий - подлинных изделий, открыток, иллюстраций, альбомов и др.);

- словесный (беседа, художественное слово, указания, пояснения, объяснения);

- практический (самостоятельное создание детьми декоративных изделий);

- исследовательский (постановка проблемных вопросов);

- мотивационный (поощрение).

Этапы реализации проекта :

I этап: подготовительный (организационно-диагностический).

- обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;

- подбор необходимого материала (художественная литература, иллюстрации, дидактический материал, наглядные пособия и т. д.);4

- разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, сценариев бесед;

- составление плана реализации проекта;

- подготовка просветительского материала для работы с родителями (консультации, памятки, журнал и т. д.);

- создание развивающей среды

II этап: основной (практический).

Проведение занятий: лепка рельефная декоративная по мотивам народной пластики «Филимоновская игрушка – барашек», рисование декоративное «Укрась птичку»

Чтение художественных произведений: стихи, потешки, загадки.

Беседы: «Народные игрушки»,  «Чудо Филимоновских свистулек»»,  Рассматривание иллюстраций, фотографий, экспонатов.

Просмотр видеоматериала «Филимоновская игрушка»

Свободная продуктивная деятельность: роспись бумажных силуэтов игрушек, лепка из пластилина, глины, теста, работа с раскрасками

Дидактические игры «Продолжи узор», «Найди филимоновские игрушки», «Парные картинки», «Сложи узор»

Народные игры и забавы

Пальчиковая гимнастика «Давайте сделаем»

Работа с родителями

Консультации «Филимоновская игрушка - жемчужина народного Совместная работа по созданию выставки «Филимоновская игрушка»

III этап: заключительный (итоговый).

- обобщение результатов работы;

-оформление выставки народных мастеров по мотивам филимоновской игрушки;

- создание группового мини-музея «Филимоновская игрушка»

Ожидаемые результаты:

- у воспитанников сформируются первоначальные представления об истории возникновения народного промысла – филимоновская игрушка, его богатстве и разнообразии, особенностях орнамента, используемых цветах и формах;

- раскроются творческие способности детей, умение в самостоятельной художественной деятельности применять полученные на занятиях знания, умения, навыки;

- укрепится интерес детей к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за талант и творческое наследие русского народа;

- повысится компетентность родителей в вопросе приобщения детей к культурному наследию;

- совместная творческая работа еще более сблизит детей и родителей.

Вывод по проекту

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное художественно – эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам, максимально способствует раскрытию творческого потенциала ребёнка, а значит, воспитывает индивидуально выраженную личность.

Беседа  «Чудо Филимоновских свистулек»

Цель: познакомить детей с Филимоновской свистулькой

Расскажите нам, откуда  появилось это чудо?

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки.

С древних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Хотите узнать, почему их так называют?

 Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревью Филимоново. Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле. Покупают люди сушку, А на дивную игрушку Смотрят долго, не дыша, До чего же хороша Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы! Пёстрые, яркие, Словно подарки! Вы уже знаете как делают дымковскую игрушку. Посмотрите внимательно, похожи ли эти игрушки? Как вы думаете, делают филимоновские свистульки? Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная – белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Игрушки смешные, причудливые и в тоже время простые по выполнению. Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек. Как и у дымковской игрушки у филимоновской есть своя отличительная особенность. Какая? Может, кто из вас догадался? Верно, все они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки. Посмотрите, у барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть. Лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, сильными руками. Лепят и приговаривают: «Ух, серьезная какая получилась! Сейчас тебя повеселее сделаем. Давайка улыбнись!» вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень. Нас лепили мастера, Нас расписывать пора Кони, барышни, барашки – Все высоки и стройны Сине-красные полоски На боках у нас видны. После обжига игрушки расписывают. Расписывают не кисточкой, а перышком. Краски разводят на молоке. Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки. Давайте назовем знакомые. Чаще всего украшают игрушки «ветвистой «елочкой», «яркой ягодкой», звездочкой» лучистой или «солнышком». А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – землю, елочки и ростки – символ растительности и жизни. лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот. Краски берут не все, что используют для украшения дымковской игрушки. Посмотрите, и назовите те краски, которые используют художники для филимоновской игрушки. Верно, берут краски яркие, летние, солнечные – желтые, красные, малиновые, зеленые, иногда синие и фиолетовые. А теперь давайте рассмотрим филимоновскую барышню. У ее высокая, колоколообразная юбка с незаметным расширением к низу, верхняя часть туловища по-сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая голова заканчивается маленькой, изящной шляпкой. Забавные игрушки изображающие длинноногих и вытянутых солдат в костюмах: френч в талию и полосатые штаны. У всех животных длинные вытянутые шеи с маленькими головами и короткие ноги. Посмотрите на этого оленя, барана: Стоят все на стройных ножках, Вся краса в рожках. Вот такие игрушки мастерят в Филимонове, сохраняя вековые народные традиции. Когда смотришь на филимоновские игрушки собранные вместе, то невольно появляется радостное настроение. Свистульки – петушки, Глиняные зайчики, Кони вороные Гривы расписные. Всем по нраву Глиняные забавы! Давайте посмотрим видеофильм «Наследство деда Филимона» о филимоновской игрушке. Вопросы к детям во время беседы: Какое настроение вызывают филимоновские игрушки? Из какой глины они делаются? Почему игрушки, которые ты видишь, называются дымковскими? Из какого материала они сделаны? Что любили лепить дымковцы? Почему они лепили людей, животных? Какое настроение создают эти игрушки? Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что символизируют? Про какие игрушки хотите послушать стихотворение? Филимоновские игрушки.

Филимоновская деревушка!

Со старинной сказкой схожи,

Синий лес, холмы, косогор.

Появились предо мной:

Лепят там из глины игрушку

Их рога на ель похожи,

И расписывают до сих пор.

Цвет их – желтый, голубой,

Да, из красной обычной глины

Темно-красный и зеленый!..

Появляются вдруг на свет

Стройный козлик и олень

Зайцы, конники, павлины

абавлять меня готовы,

И солдатики – войска цвет.

Быть со мною целый день.

Есть среди них фигурка такая

На столе моем охотно

Непонятная для меня,

Отыскали уголок,

Молчаливая, не простая,

 За моей следят работой,

И глаза ее – сноп огня.

Чтобы я устать не мог.

И узор из кругов и линий

И рога у них большие!

Обегает подола край:

 Глаз нельзя от них отвесть.

Красно-черный, порою синий,

- Удивительно живые –

В руки взяв, смотри и играй.

 Не попросят лишь поесть.

Создана рукою умельца,

Говорит все еще она

О младенческих снах земледельца,

Где за солнцем спешит луна.

Нас лепили мастера,

Свистульки – петушки,

Нас расписывать пора.

Глиняные зайчики,

Кони, барышни, барашки –

Кони вороные

Все высоки и стройны.

Гривы расписные.

Сине-красные полоски

 Всем по нраву

На боках у нас видны

Глиняные забавы..

 Добро пожаловать в группу

Расскажите, нам, откуда

 Поглядите, каковы!

Появилось это чудо?

И нарядны, и новы!

Кто придумал эти краски,

Пестрые, яркие,

Словно взятые из сказки.

Словно подарки!

Сундучок тот не простой:

Покупают люди сушку,

 В нем товар расписной.

 А на дивную игрушку

десь спрятались игрушки,

Смотрят долго, не дыша,

Веселые зверюшки.

До чего же хороша!

Мои игрушки.

Со старинной сказкой схожи,

Появились предо мной:

Их рога на ель похожи,

Цвет их – желтый, голубой,

Темно-красный и зеленый!..

Стройный козлик и олень

Забавлять меня готовы,

Быть со мною целый день.

На столе моем охотно

 Отыскали уголок,

За моей следят работой,

 Чтобы я устать не мог.

И рога у них большие!

Глаз нельзя от них отвесть.

Удивительно живые –

Не попросят лишь поесть.

 Филимоновская игрушка.

 Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству

От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.

Ты – от предков далеких времен.

Эти глиняные изваянья –

Колокольной Руси перезвон.

Н. В. Денисов

Глиняная свистулька.

Птица-свиристелка,

Звонкая поделка

Добро пожаловать в группу

 Ну-ка, ну-ка говори,

 Что там у тебя внутри.

 -Верь, не верь ли , мой хороший,

А в нутрии-то – ничего,

Кроме двух сухих горошин

И дыханья твоего.

Конспект ООД

«Филимоновская игрушка – барашек»

Цель: познакомить с филимоновскими игрушками (птицами, животными).

Задачи

Образлвательные: учить выделять отличительные особенности филимоновских игрушек: Красивые плавные формы, яркие нарядные полосы. Вызвать положительные эмоции и отношение к игрушкам, изготовленными народными мастерами, желание слепить такую игрушк

Развивающие: развивать мелкую моторику рук

Воспитательные : воспитывать бережное отношение к труду филимоновских мастеров.

Материалы:

Слоеное тесто, стеки, доски, филимоновские игрушки, подставка для демонстрации, карандаш для проделывания отверстия под свисток.

Ход ООД.

Воспитатель:

-Ребята, нам почтальон принес в группу посылку. Давайте откроем ее и посмотрим, что там внутри.

Воспитатель достает из посылки филимоновские игрушки, предлагает детям их рассмотреть. Рассказывает, историю, как появились филимоновские игрушки.

История филимоновских игрушек.

В самом сердце России есть деревня Филимоново. Давным давно прибыл в те места гончар Филимон. Он обнаружил там глину и начал лепить из нее горшки,

место так и назвали Филимоново. Люди к глине этой относились совсем неприветливо. Из за неѐ, многоцветной, урожая не бывало никогда богатого. Жили из за бесполезной земли впроголодь.

Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи.

Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилось. И стал Филимон свистульки для народа делать. Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от мала до велика, всем полюбилось это занятие. С тех пор заиграла, запела цветная мягкая глина под руками мастеров. Пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла.

Гончарили мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их ― свистулечницами, потому что игрушки делались со свистками. Свистулька – еѐ еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьѐм – самая и до сих пор популярная игрушка на Руси. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен. Игрушки «забавки» стоили очень дешево, поэтому их изготавливали очень много, вот и работали они не покладая рук, днем – хозяйство, а вечером – приступали к любимому делу, лепили игрушки. Продавали игрушки на ярмарках, базарах. Весной, как только устанавливалась сухая, ясная погода, эти игрушки обжигали в печах. После обжига игрушки расписывали: барыни, крестьянки, танцующие пары, солдаты, наездники на лошадях. Из животных: коровы, бараны, лошадки, медведи. Из птиц: курицы и петухи. Расписывали эти игрушки полосками, елочками, цветочками. Цвета использовались: красный, желтый, зеленый, голубой, розовый. Все филимоновские игрушки являются свистульками, даже барыни и кавалеры. У зверей и птиц свисток всегда находится в хвосте. У всех этих игрушек длинные шеи.

Дети рассматривают игрушки, слушают рассказ об истории филимоновской игрушки.

Отвечают на вопросы:

- как называются эти игрушки?

- почему их так назвали?

- чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских?

- как расписывали филимоновские игрушки?

- какими элементами?

- какие цвета использовали?

Загадки.

Посмотрите пышный хвост

У него совсем не прост-

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок?

Красной краскою горя,

Как корона у царя. (индюк )

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. ( баран )

Бегут по дорожке

Борода да ножки. (козлик)

Отгадайте-ка ребятки,

Про кого моя загадка?

Разноцветный, голосистый,

Яркий, красочный, пятнистый,

Он как встанет поутру,

Запоет «ку-ка-ре-ку». (петух)

Воспитатель достает из посылки задание для детей для мастеров-умельцев. (Они просят слепить им барашка, потому что сами не успевают).

Выносит слоеное тесто и рассказывает стихотворение.

Стихотворение «Веселая белая глина».

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня.

Собачки, гусары и рыбы

А ну, назави-ка меня?

Дети: Филимоновская игрушка.

Физ. Минутка «Мы игрушки расписные».

Мы игрушки расписные (стоика прямо покачивания плечами)

Хохотушки вятские (улыбаются друг другу с поворотами)

Щеголихи слободские ( поворот вокруг себя)

Кумушки посадские (небольшие приседания)

У нас ручки крендельком (показ рук вперед, на пояс)

Щечки будто яблочки (легкое касание щек)

С ними издавна знаком (стойка прямо)

Весь народ на ярмарке (поклон).

Дети самостоятельно лепят филимоновского барашка.

Воспитатель:

- Вот какие молодцы помогли мастерам – умельцам. Давайте наши игрушки установим на подставку для сушки. Когда они будут готовы, мы отправим их на ярмарку.

Консультация для родителей

«Филимоновская игрушка - жемчужина народного искусства»

Филимоновская игрушка, впервые упоминается в летописи XVI века. В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева Тульской области на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Гончарили здесь всегда мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их “свистулечницами”, потому что игрушки делались со свистками (демонстрация свистульки). Свистулька – ее еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьем – древняя и до сих пор популярная игрушка на Руси.

Игрушки продавали на ярмарках и базарах в Туле и ближайших уездных городах. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Вот и работали женщины, не покладая рук, днем – хозяйство, а как только наступали сумерки, приступали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен.

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенным взором: местная глина после обжига приобретала белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки.

После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.

В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки – свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек. Создание игрушки – своего рода таинство. Ее образ больше не повторится. Это – авторский подлинник, который не может стать тиражной продукцией. В каждую мастер вкладывает часть своей души, оживляя ее своим сердцем. А выработанный веками стиль и его особенности остаются неизменными. Фигурки очень жизнерадостны, по-весеннему ярки и, как все гениальное, лаконичны. Вот почему иностранные туристы везут из России не традиционную матрешку, а оригинальную филимоновскую игрушку, мотивируя свой выбор тем, что именно с ней в Америку или Австралию уедет частичка русской души.

В старину родители, заботящиеся о моральном здоровье своих чад, покупали им, в награду за хорошее поведение, глиняные фигурки. Счастью ребят не было предела. Современные квартиры буквально завалены всевозможными игрушками, многие из которых называются умными: куклы плачут и разговаривают, солдаты-трансформеры безжалостно стреляют. Безликие «барби» и агрессивные роботы лишают ребенка ярких эмоций и настоящей радости. А простая деревенская филимоновская игрушка, в чем-то несовершенная, где-то простоватая, способна развить в маленьком человеке настоящие человеческие качества. Любовь к Родине и ближнему формируется у человека (даже маленького) с проникновением в глубины культуры того этноса, в среде которого посчастливилось родиться.

В 1,5 года, когда интерес к окружающему миру чрезвычайно велик, подарите ребенку филимоновскую игрушку. Малыш неуклюж и может ее разбить? Не страшно. Это поможет развить в нем сострадание и жалость – качества, без которых человек превращается в зверя. Разбитую фигурку можно склеить. Умелые мамины руки и нежные пальчики малыша "вылечат" игрушку. После этого он начнет ценить то, чему когда-то причинил боль. Вместе с малышом ее можно оживить: придумать сказку о том, откуда она появилась, почему выбрала именно ваш дом, о чем она мечтает. Расскажите ребенку, что она – единственная в мире. Такой больше нет нигде. Ее нужно любить и оберегать.

Знакомить детей с образцами филимоновской игрушки можно с первого года жизни. В младшем дошкольном возрасте можно закреплять названия цветов, учиться проводить горизонтальные и вертикальные линии кистью, карандашом и т. п., составлять орнамент из ритмично чередующихся цветных полос, точек (в том числе из пластилина и цветной бумаги). Для работы с малышом делайте контурные заготовки, рамки для отработки приемов росписи. Лепите вместе с ребенком, поручая ему посильную для него часть работы (отщипывать, раскатывать, загибать и скручивать)

Сколько восторга способна подарить филимоновская игрушка-свистулька даже маленькому ребенку! Свистеть можно на все лады. А это так здорово поднимает настроение! Простая интересная забава, называемая модным словом "арттерапия", снимет детскую напряженность и предотвратит развитие депрессии. Особенно хорошо подарить любимому чаду набор игрушек. Тогда ребенок будет ждать вечера, чтобы вместе с мамой и папой оживить сказку, придумать новую игру и просто весело посвистеть.

В жизни есть много удивительных вещей. Одна из наиболее поразительных – глубокие, умные и проникновенные глаза ребенка, открывающего для себя мир. То, во что вложена чья-то душа обязательно отзовется в его чистом сердце. Простая народная поделка воспитает эстетический вкус маленького человека. Ведь в ней – настоящая красота и гармония. Мир представится воображению ребенка добрым, ярким и правильным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг специалистов в старших группах «Раз игрушка, два игрушка» (Неделя игры и игрушки)

Ежегодно в ГБОУ Школа № 1460 (дошкольное отделение) в период осенних каникул проводится "Неделя игры и игрушки", в старших группах силами специалистов (учителя - дефектолога и логопеда) был проведен з...

Проект "Промыслы России.Филимоновская игрушка"

Познавательно- творческий проект....

Проект "Народные промыслы России. Филимоновская игрушка"

Знакомство детей с филимоновской игрушкой в детском коллективе помогает развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. Знакомство с историей и традициями филимоновской игрушки воспитывает э...

Конспект беседы «О народных промыслах России (филимоновская и дымковская игрушка)».

laquo;Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу»(определение из словаря С.И.Ожегова, М.Русский словарь, 1984). Очень краткое и ёмкое определение. Когда же это чувств...

Конспект беседы "О народных промыслах России"(филимоновская и дымковская игрушка)

• «Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу»(определение из словаря С.И.Ожегова, М.Русский словарь, 1984). Очень краткое и ёмкое определение. Когда же это чувство формируе...

Проект "Промыслы России.Филимоновская игрушка"

Проект "Промыслы России.Филимоновская игрушка"...