«Развитие логико-математических способностей дошкольников через использование палочек Кюизенера»
материал

Кравец Наталья Владимировна

Методика развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счёт новых технологий обучения.

Дидактический материал, предложенный математиком из Бельгии Джорджом Кюизенером, известен по всему миру, так как очень эффективен в качестве предматематической подготовки к школе.

Игры-занятия с палочками Кюизенера важны для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счётом, измерением, простейшими вычислениями, помогают в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет.

Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним еще в совсем раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала, а не видят в них скучное заучивание чисел. Помимо явной эффективности обучения методики, палочки Кюизенера задействуют еще и ряд пограничных областей: развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение, приучают к порядку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП» с применением методики Кюизенера

 в старшей группе

Тема: «Город Цветных Чисел»

Автор Кравец Наталья Владимировна,

 воспитатель

г. Югорск 2020 год

Конспект организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП» с применением методики Кюизенера в старшей группе

Тема: «Город Цветных Чисел»

Цель: Закрепить полученные  знания детей по методике Кюизенера за полугодие.

Обучающие задачи:

Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, закрепление цветов.

Закрепить умение ориентироваться в пространстве

Закрепить понятие, что у каждой  палочки  есть своя длина, цвет и  число.

Упражнять в умении работать со схемами.

Продолжать упражнять детей составлять число 5 из двух меньших чисел.

Развивающие задачи:

Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

Развивать представления о четырехугольниках        

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приёмы: 
• Игровой (использование сюрпризного момента), наглядный, практический

Ход занятия

Организационный этап

Воспитатель: Встаньте дети,

Встаньте в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Ребята, посмотрите сколько у нас гостей. Давайте мы с ними поздороваемся, и подарим свои улыбки и хорошее настроение, чтоб им тоже было радостно.

Мотивационный этап

Сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Хотите узнать,  что в нём написано? (Слайд 2)

(Слайд 3)

 Письмо:  « Здравствуйте ребята, старшей группы МОТЫЛЬКИ»! Пишет вам профессор  Математики:  «Всех любознательных, внимательных и старательных  ребят я приглашаю в свой волшебный Город Цветных Чисел. Вас ждет  увлекательное путешествие, интересные и трудные задания. Если вы справитесь со всеми заданиями, получите ключ от сундука с подарками»

Воспитатель: Ребята, хотите совершить путешествие в Город Цветных Чисел? (ответы детей)

На чем можно отправиться   в путешествие?

А вот на чем мы отправимся в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.

Он бывает пассажирским

Он бывает грузовым

Во весь дух по рельсам мчится

Мы на станции стоим (Поезд)

II Основная часть:

Воспитатель: Ну что ж, давайте приготовим свои поезда — и в путь-дорогу...
Послушайте внимательно задание:

Вам нужно построить поезд.

Поезд состоит из трех вагонов. Желтый вагончик посередине, а розовый не должен быть первым, голубой стоит слева от желтого.  

В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров в каждом вагоне? Сколько всего  пассажиров в поезде?

 Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

 (Слайд 4)

Воспитатель:

Вот  мы и приехали, но у ворот города  стоит стражник. Он говорит: «В наш город может войти только тот, кто построит волшебную лестницу»

Воспитатель:  постройте лестницу с помощью цветных палочек в порядке возрастания от самой короткой палочки, до самой длинной. 

(Слайд 5) На экране появляется лесенка.  

 Посчитайте ступеньки,  проговаривая каждое число, прямым и обратным счетом.

Сколько всего ступенек?  (10)

Какая  по счету стоит черная  ступенька? (7)

Какая по  цвету ступенька стоит пятой? (желтая)

Какая ступенька находится между бордовой  и оранжевой? (синяя)

Какое число обозначает синий цвет? (число 9)

Какого цвета ступенька стоит о справа  желтой? (фиолетовая)

Какого цвета ступенька стоит слева от  голубой? (розовая)

На сколько одна ступенька больше рядом стоящей? ( на 1)

 (Ответы детей.) 

Воспитатель: Молодцы ребята и с этим заданием справились, едем дальше.

Воспитатель: Ребята, профессор  Математики просит построить для него дом, но  построить его  точно по этой схеме. ( на схеме бесцветные  палочки, только с указанными на них цифрами)  (Слайд 6)

Приступайте  к строительству! (Дети выполняют задание). 

Воспитатель: Проверьте себя, правильно ли вы построили дом? 

Воспитатель: Молодцы! (Слайд 7)

Воспитатель: Физкультминутка

Дети стоят в кругу, воспитатель показывает палочку любого цвета и просит детей выполнить подходящее к палочке число движений: присесть; хлопнуть в ладоши; прыгнуть; моргнуть глазами; поднять руку вверх и т. д.

Воспитатель: Ребята, что бы в доме было уютно, необходимо соткать ковер,  но у профессора только одна желтая  ниточка  (слайд 8)

 Давайте мы с вами поможем профессору Математики, сделаем красивые коврики, из наших палочек.

У нас с вами уже лежит желтая  палочка, это будет основа коврика. Каждый ряд составьте из двух других палочек, ряды не должны повторяться

(слайд 9)

Прочитаем коврик (слайд 10)

Какое число обозначает желтая палочка? (5)

Из палочек какого цвета состоит второй ряд коврика, если первая палочка белого цвета? (белая и красная)

-Палочки какого цвета взяли для третьего ряда? (розовую и голубую)

-И четвертый ряд у нас состоит из палочек …(голубого цвета и розового).

-Давайте «Прочитаем» коврик числами. ( пять это один и четыре, два и  три, три и два, четыре и один).

- Чтобы коврик получился завершённым, надо его украсить бахромой, бахрома у нас будет из белых палочек, их мы положим на желтую палочку.

Воспитатель: Молодцы! Последнее задание от профессора Математики, если вы его выполните,  получите ключ от сундука с подарками. (слайд 11)

Воспитатель: Постройте четырехугольники из волшебных палочек Кюизенера, одно условие цвета палочек не должны смешиваться.

(Дети выполняют задание).

Молодцы  с последним заданием справились. Получайте ключ от сундука с подарками  (слайд 12)

Этап рефлексии:  Что вам понравилось на занятии?

-Какое задание было самым интересным?

-Всё ли вам удалось на занятии или вы в чём – то затруднялись?

Оборудование:  проектор, цветные  счетные палочки Кюизенера,  цветные  цифры, сундук.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Конспект непосредственно образовательной  деятельности

в старшей группе по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера

на тему:

«Сокровища от  Волшебника»

Подготовила воспитатель:

Кравец Н.В.

г. Югорск 2019 год

Конспект по ООД «Познавательное развитие», в старшей группе по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера на тему:

        «Сокровища от  Волшебника»        

Цель: Закрепить знания детей о числовом значении палочек Кюизенера в пределах 10

Задачи:

Обучающие:

  • упражнять в количественном и порядковом счёте;
  • закрепить знания цифр, числового ряда;
  • учить соотносить цвет и число, сравнивать количество, числа;
  • закрепить умения составлять и решать примеры при помощи палочек Кюизенера;
  • закреплять знания детей о составе числа 6 из двух меньших;

способствовать формированию мыслительных процессов; 

Развивающие: 

  • развивать пространственную ориентировку и глазомер, зрительную память, воображение, речь.

Воспитательные: 

  • воспитывать активность, воображение, самостоятельность суждений;
  • воспитывать волю сдержанность, умение выслушивать объяснения воспитателя работать в соответствии с его указаниями;
  • в совместной работе согласовывать друг с другом действия, преодолевать трудности в достижении цели.

Оборудование: 

Палочки Кюизенера; лукошко с « цифровыми мячиками»; мяч; письмо; картинка « Профессора»; цифры; геометрические фигуры разные по объёму, размеру, цвету, игра « Четвёртый лишний», карточки с числовым рядом с допущенными ошибками, « оценки» для детей.

Ход ООД:

(Дети сидят за столами, звучит музыка. Влетает шар с привязанным конвертом. В конверте части картинки,  на которой нарисован « Волшебник»)

- Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан) Странный конверт, на нём ничего не написано. Давайте откроем его и узнаем от кого он.

-Что надо сделать, чтобы узнать от кого оно?

( дети собирают картинку)

Нужно поскорее прочитать письмо Волшебника

« Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы уже многому научились. Я приготовил вам сокровища, но, чтобы их получить, вам необходимо пройти испытание. Вы готовы? Тогда – удачи! Даю вам подсказку:

« Мячики лежат в лукошке,

А лукошко - на окошке».

( Дети находят лукошко с мячиками. На каждом - числовая карточка. Цифры соответствуют другим цифрам , прикреплённым в разных местах группы. С обратной стороны этих цифр-задание и часть « ключика» )

- Ну что, начнём путешествие?

-Найдите в лукошке мячик с цифрой, которая начинает числовой ряд, но это не 0. ( 1)

1 задание « Разминка»

( воспитатель бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос)

- посчитай от 1 до 10;

- посчитай от 10 до 1;

- посчитай парами;

- назови дни недели;

- назови 1-й день недели;

- назови какой день следует за средой;

- назови соседей числа 3;

- какое число следует за числом 5;

- какое число стоит перед числом 8;

- назовите сказки, в названии которых встречаются числа .

2 задание  « Весёлый поезд»

( Работа с палочками Кюизенера . Слышится шум поезда)

- Найдите мячик с числом , которая следует за числом 1 ( 2)

-Что это за шум?

- Давайте сделаем свои поезда. Вагоны расположите так, чтобы их было 10: от самого маленького до самого большого. Машинистами будут игрушки (у каждого ребёнка  маленькая игрушечка)

Давайте посчитаем вагоны, начиная с самого маленького- белого ( считают, ставя игрушку на «вагон»- полочку)

- сколько вагонов? ( 10)

- каким по порядку стоит жёлтый вагон?

- какого цвета вагон стоит 6-м?

- какой по порядку вагон  стоит между красным и коричневым?

- какой вагон левее голубого?

- на сколько один вагон больше ( меньше) рядом стоящего? ( на 1)

-А теперь выложите числовой ряд. ( один ребёнок работает у доски)

Игра « Сколько раз ударю в бубен…»

(Показать цифру, соответствующую количеству ударов)

Игра « Сравни вагоны»

Каждый « вагон» имеет имя ( повторить: 1- белый, 2- красный  и т.д.)

- Возьмите две разные палочки.

- Обозначим палочки цифрами.

- Нужно составить неравенство.

- Какие знаки будем использовать?

- Как он называется?

- Положите знак между цифрами.

- Прочитайте запись. ( 4 меньше 7; 7 больше 4)

Игра « Сравни количество  вагонов»

- Возьмите 4 красных « вагона»

- Рядом положите 5 зелёных « вагонов»

- Давайте сравним количество красных и зелёных « вагонов» ( красных меньше, зелёных больше)

- Как узнать на сколько красных « вагонов» меньше ( зелёных больше)? ( методом приложения или методом наложения)

- Что сделать, чтобы « вагонов» стало одинаковое количество? ( добавить или убрать)

                                  3 задание « Физкультминутка»

4 задание « Составь и реши пример»

- Возьмите красный « вагон» и « коричневый». Положите их рядом.

- Обозначьте их цифрами ( 2 и 4)

- Что мы сделали с « вагонами» (соединили, положили рядом, прибавили)

- Когда прибавляют ( соединяют) какой знак используют для составления числового выражения ? (+)

 - Давайте составим числовое выражение.

                                                 2+4=

- Что обозначает знак равно ? ( дети под руководством воспитателя составляют числовое выражение)

- Какой « вагон» равен по длине этим двум « вагонам»? ( тёмно- зелёной)

- Назовите имя тёмно- зелёной палочки.(6)

- Прочитаем выражение

                                               2+4=6

5 задание « Поляна геометрических фигур»

( на ковре разложены геометрические фигуры :квадраты ,треугольники, прямоугольники, овалы, круги, объёмные фигуры- разные по цвету, размеру)

- Разложите фигуры по группам. Объясните почему вы их так объединили.

6 задание «Цифра заблудилась»

( работа в парах: на столах лежат полоски с числовым рядом с допущенными ошибками)

1 3 4 2 5 6 7             1 2 3 5 4 6 7

5 6 8 7 9 10               2 1 3 4 5 6

- Исправьте ошибку.

7 задание « Найди лишний предмет»

( презентация или дидактическая игра « Четвёртый лишний»)

Молодцы, ребята, вы выполнили все задания и получите  свои заслуженные

 «сокровища»

Рефлексия:

-Что нового узнали? Какие задания понравились?

 Какие вызвали затруднения?

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Умные игры ли как развить у ребенка  логико – математические способности»

Подготовила воспитатель:

Кравец Н.В.

г. Югорск 2020

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДТЕЛЕЙ

«Умные игры ли как развить у ребенка  логико – математические способности»

Цель:  осуществление педагогического просвещения родителей по использованию игр с палочками Кюизенера для развития логико – математических способности»

Задачи мастер-класса: - познакомить родителей с играми для развития логико-математических способностей детей;

  • обучить участников мастер-класса методам и приемам использования игр с палочками Кюизенера в домашних условиях
  • реализовать единый подход к обучению и развитию детей в семье и в детском саду
  • развивать интерес к образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике полученные знания
  • вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Ход мастер-класса:

Вводная часть.

Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада приветствовать Вас  на моем мастер – классе, название которого: «Умные игры ли как развить у ребенка  логико – математические способности»

Работать мы сегодня будем под девизом древней китайской пословици: «Я слышу - и забываю, я вижу - и я запоминаю, я делаю - и я понимаю».

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

Одной из наиболее актуальных и важных задач детского сада является подготовка детей к школе. Учителя хотели бы видеть своих будущих учеников не столько с количественным запасом знаний и умений, сколько детьми любознательными, умеющими наблюдать, последовательно и доказательно мыслить, догадываться и проявлять умственное напряжение, склонными к творчеству, экспериментированию, активной поисковой и познавательной деятельности. Одним из средств осуществления данной преемственности, обеспечивающей готовность к школьному обучению, является развитие начал логического мышления.

Для развития логического мышления  дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений эффективно используются дидактические игры. Ведь для  детей  игра – ведущая деятельность. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. На занятиях по формированию элементарных математических представлений включаются игры с логическим содержанием, в них моделируются логические конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления.

Развитие логического мышления у детей средствами дидактических игр имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.

Сегодня представляю Вам дидактический материал, предложенный математиком из Бельгии Джорджом Кюизенером, известен по всему миру, так как очень эффективен в качестве предматематической подготовки к школе. 

Цветные палочки Х. Кюизенераявляются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет “через руки” ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше»«право – лево»«между»«длиннее»«выше» и мн. др.

Набор способствует развитию воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. Состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и длины.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами.(слайд 2)

( слайд 3) Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью»; 3,6,9 "синюю семью". «Семейство» желтых составляют палочки  5 и 10.
Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в «семейство красных» входят числа кратные двум, «семейство синих» состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета «семейство белых» целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образует отдельное «семейство».В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.

Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.

Для успешной работы с цветными палочками Кюизенера необходимо выполнять некоторые рекомендации:

развивать инициативность;

поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое;

мотивировать самостоятельность ребенка при выборе решения;

избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка;

сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями.

С целью развития активности ребёнка рекомендуется организовывать разнообразные виды деятельности:

совместные с ребёнком индивидуальные игры и упражнения;

свободные игры;

развивающие мини-ситуации;

занятия.

При организации и проведения логико-математических игр с цветными палочками Х. Кюизенера придерживаются следующего алгоритма:

1. Создание предметно-игровой обстановки в соответствии с сюжетной линией предстоящей игры.

2. Создание игровой или проблемной ситуации (завязка)

3. Развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками игры

4. Подведение итогов (содержательный или эмоциональный)

При работе с дидактическим пособием «Цветные палочки Х. Кюизенера» необходимо соблюдать некоторые рекомендации:

В образовательной деятельности: прежде чем научить детей решать логические задачи необходимо проводить с ними подготовительные упражнения. Это могут быть задания на выкладывание различных геометрических фигур из счетных палочек. 

Обязательно с ребенком нужно проводить анализ построенных фигур по следующему плану:

сравните и скажите, чем отличаются и чем похожи фигуры;

докажите, что фигура составлена правильно.

С накоплением детьми опыта игровых действий с палочками возрастает роль взрослого в развитии числовых представлений. Дети осваивают умение соотносить цвет и число и наоборот. Для этого в каждой игре-упражнении у детей закрепляются названия цветов и числовое обозначение. Например, «Покажи палочку 3, какого она цвета?»«Найди розовую палочку, какое число она обозначает?». Когда дети хорошо освоят цвета палочек и числа, которые они обозначают им можно предложить построить числовую лесенку от любого числа. Следующий этап – освоение отношения чисел. Например «Между какими двумя ступеньками находится пятая ступенька?». Постепенно дети начинают понимать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу.

Показ презентации с вариантами игр с палочками Кюизенера для развития логико – математических способностей дошкольников.

(Слайд 4)Игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста

1) Игра « Группировка по цвету»

Цель: восприятие и группировка палочек по цвету.

  • Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, оранжевую, голубую, розовую палочки.
  • Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.
  • Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, дорожку и т. д.

Игры на закрепление длины (младший и средний возраст)

  • Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая)палочка? Или палочки одинаковы по длине?И.т.д

          (Слайд  5)Свойства и отношения

Игра «Помоги зайчикам добраться до домика!» и др.

Цель: Учить детей самостоятельно выкладывать изображениев соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по ширине; развивать умение анализировать, выделять главное.

(Слайд 6)

2)Игра «Придумай картинку

Цель: придумывать и составлять сюжетную картинку из  палочек, называть ее и сочинить рассказ.

Условие: Палочки нельзя перемешивать по цвету.

(Слайд 7)

3)Игра: « Какой палочки не хватает»

Цель:запомнить палочки по цвету и назвать недостающую.

Усложнение: Увеличить количество палочек вдвое.(Слайд 8)

(Слайд 9)

Образование числа

5) Игра« Заменяем палочки»

 Цель: понимать, как образовывается любое число первого десятка, запомнить числовое значение палочек.

Описание: выложить на стол любое количество белых  палочек в плотный ряд. Заменить свой ряд белых палочек  одной подходящей по длине палочкой.

(Слайд 10) 6) Игра « Сколько пассажиров в поезде»

 Цель: понимать, как образовывается любое число первого десятка, запомнить числовое значение палочек.Ход игры: Сколько пассажиров перевезет поезд?  Пассажиры – это белые палочки.

(Слайд 11)  7)Игра «Чудесный мешочек»

Цель: запомнить и назвать числовое значение палочек.

Описание: в чудесный мешочек складываются все  палочки кроме белых.

(Слайд 12)  Число – показатель количества

Цифра – показатель числа

8) Игра: «Сколько предметов»

Ход игры: Ведущий просит посчитать  количество предметов или объектов и

не называя число, показать палочку. Например: сколько пальцев на руке?

(Слайд 13)9)Игра: «Строим поезд»

Цель: соотносить цифру и число, находить палочку  соответствующего цвета.

Описание: взрослый кладет в ряд любые цифры, дети составляют поезд.

Уважаемые коллеги, постройте поезд по этим числам: 2 6 8 7

(Слайд 14) Сравните с образцов, у вас так получилось?

(Слайд 15)Моделирование числового ряда

Цель: запомнить место в числовом ряду, осваивать его  моделирование

Варианты числового ряда, лесенки вертикальные, горизонтальные, симметричные.

(Слайд 16)Варианты числового ряда

Рассматриваем горизонтальную лесенку.

С 1 до 10 и с 10 до 1

Как расположены  числа, по возрастанию или убыванию?

(Слайд 17)Числа расположены через один –  лесенки из четных и  нечетных чисел.

(Слайд 18) Лесенка.Описание: с заведенной ошибкой.

(Слайд 19)Построить вертикальную лесенку и обозначить числовое значение каждой палочки цифрой.

(Слайд 20) Состав числа 10 из меньших чисел

10) Игры: «Коврик»

Цель: Осваивать состав числа 10.

Описание:Выложить от оранжевой палочки так, чтобы получилась длинная дорожка.
Палочки могут повторяться, а полоски нет.

(Слайд 21)Игры: «Коврик»

Цель: Осваивать состав числа 3.

(Слайд 22) Варианты ковриков.

Описание: из палочек  определенного цвета; из палочек определенного класса; состав любого числа.

(Слайд 23)

11) Игры: «Составь гирлянды»

Цель: понимать пространственные характеристики, осваивать расположение

предметов в пространстве относительно друг друга

Описание: из двух палочек, красной и желтой выложить гирлянду и расположить так,  чтобы красная была справа от желтой.

(Слайд 24) Составьте гирлянду.Описание: из четырех палочек, бордовая, розовая, фиолетовая, голубая. Их  надо расположить так, чтобы бордовая была справа от фиолетовой, голубая –  слева от фиолетовой, розовая между фиолетовой и бордовой.

(Слайд 25) Сравните с образцом.

(Слайд 26)

12) Игра: «Подготовим вольер для животных»

Цель: понимать пространственные характеристики, осваивать расположение  предметов в пространстве относительно друг друга

Описание:в нашем зоопарке появились новые животные – жираф и бегемот.

Какие вольеры надо построить для жирафа и бегемота?

(Слайд 27)Использование палочки как условной меры

13)Игра: « Какой длины  карандаш?»

Цель: измерять длину  карандаша с помощью  разных мерок, понимать,  что количество мерок зависит от их размеров.

(Слайд 28) Составление геометрических фигур.

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.

Условие: используем палочки только одного цвета

(Слайд 29)Цель: решать задачи на составление треугольников разного размера

Описание: какого цвета будет самый большой треугольник,

какого цвета будет самый маленький  треугольник?

(Слайд 30) Игра: «Составляем сериационный ряд из квадратов»

(Сериационный ряд – совокупность предметов, упорядоченных по заданному признаку, могут раскладываться, как  в порядке возрастания, так и убывания).

(Слайд 31) Игра: «Составление фигур по схеме»

Усложнение: по уменьшенной схеме – 5-7 лет. В этом возрасте можно составлять предметные силуэты, цифры, буквы.

(Слайд 32)Усложнение: Использование только числового значения палочек.

Очень полезная игра для старших и подготовительных групп, дети учатся анализировать, сравнивать. Закрепляют числовое значение палочек

(Слайд 33)Игра: «Составление фигур по схеме»

(Слайд 34)Игра « Зашифрованная картинка»  
Описание: Использование числового значения палочек и  направление

(Слайд 34) Игра: «Объемное конструирование»Условие: используем палочки только определенных  цветов.

Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Палочки Кюизенера просты, понятны и воспринимаются детям в качестве игрового материала, а не как скучное заучивание чисел.

Игры с палочками Кюизенера способствуют всестороннему развитию ребёнка, а именно: развитию умственных и творческих способностей, познавательного интереса, речи, воображения, памяти, восприятия, коммуникабельности, формирует нравственно-волевые качества, является одним из эффективных средств подготовки детей к школе.

А сейчас прошу дать оценку моему мастер- классу, кому понравился покажите желтую палочку, а кто считает информацию не интересной черную палочку.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов: «Варианты использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников консультации в процессе активного педагогического общения по ознакомлению с вариантами использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста»

Задачи:

1.Сформировать у педагогов – участников мастер - класса представление об игровой технологии.

2.Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.

3.Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Здравствуйте, коллеги! Я очень рада предложить  Вам  консультацию,  название которой: «Варианты использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста».

Актуальность

Проблема обучения детей дошкольного возраста математике на современном этапе приобретает все большее значение. Это объясняется прежде всего развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний.

Формирование количественных представлений является важной частью формирования математических представлений в целом. Следовательно, одна из наиболее важных задач воспитателя – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

Актуальность проблемы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста обусловлена целым рядом причин: началом школьного обучения с шести с половиной лет, обилием информации, получаемой ребенком, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Особая роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Одним из таких средств являются цветные палочки Кюизенера. С помощью цветных палочек дети усваивают представления о числе, количественном и порядковом счёте, представление о   предыдущем и последующем числе (соседи числа) в пределах 10, учатся делить целое на части, измерять объекты условными мерками, выражая результаты измерения числом, запоминают состав числа из единиц, состав числа из двух меньших чисел,  запоминают и применяют знаки арифметических действий   +, —, =, усваивают представления о сравнении  чисел в пределах 10 и о знаках арифметических неравенств   <, >; осваивают понятия «больше-меньше», «на сколько». У детей формируется   умение составлять и решать простые арифметические задачи  на сложение и вычитание  в пределах 10. Дети знакомятся с  образованием  чисел второго десятка, усваивают представление о счете группами - парами,  пятёрками, десятками.

  Варианты использования игровых упражнений: Развитие у детей количественных представлений.

1. «Число и цвет»

Закреплять понятие: «который  по счёту».

Составить из палочек поезд от самой короткой до самой длинной. Предлагает ответить, какой по порядку стоит голубая палочка?

Палочка,  какого цвета стоит четвертой?

Какая палочка стоит слева от  желтого?

Какая палочка стоит справа от черного? И.т.д

2. «Как разговаривают числа?»

Учить оперировать числовыми значениями цветных палочек, познакомить детей со знаками  «>», «<», «=»

Учить записывать и читать записи:  

3< 4. 4 > 3

Педагог говорит, что числа умеют разговаривать не словами, а знаками. Предлагает   взять в левую руку палочку красного  цвета (какое число обозначает эта палочка - 4), а в правую – голубую (какое число обозначает эта палочка - 3),

-Какие числа у вас в руках?

-Что нужно делать, чтобы сравнивать эти числа?

Подводит детей к выводу о том, что для того, чтобы сравнивать эти числа, нужно приложить палочки друг к другу или наложить друг на друга.

Запишите свое действие с помощью цифр и знаков: 4 > 3

3. «Веселая неделя»

Продолжать  формировать творческое воображение, логику мышления и действий закрепить навыки прямого счета до 10 .

Дети называют цвет соответственно по счету дней недели

 Понедельник - белый

Вторник – розовый,

Среда - голубой,

Четверг-красный

Пятница – желтый

 Суббота - фиолетовый.

Воскресенье – черный

4.«Домик, в котором живут числа»

Дидактические  задачи

- Закрепить навыки составления числа из двух меньших в пределах 10.

- Закрепить элементарные математические представления о составе числа в пределах 10.

Игровые  задачи

- Выложить из трех палочек (цвет соответствует цифре, которую я назову) крышу домика. Собрать домик путем подбора палочек из двух меньших. Бревнышки не должны повторяться.

Игровые действия

Дети выкладывают из двух палочек соответствующего  цвета крышу. Подбирают палочки для строительства домика:

 1(белая)-5(желтая); 2(розовая)-4(красная);  3(голубая)-3(голубая); 4(красная)-2(розовая);  5(желтая)-1(белая).  

- Какое число живёт в домике?

- Из каких палочек вы составили число? (шесть это один и пять, два и четыре, три и три и т.д.)

Вывод:  для строительства домика используются палочки-бревнышки, соответствующие составу заданного числа.

5.«На прогулку ходим парой»

Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов

Осмысленно использовать математическое понятие «пара».

Педагог предлагает отсчитать десять белых палочек,  разложить их парами на некотором расстоянии. «Теперь нашей мерой будет число два» дети считают «Два, четыре, шесть, восемь, десять», показывая жестом количество квадратов.

-Сколько пар получилось?

6. «Полосатая салфетка»

Закреплять умение детей составлять узор согласно словесной инструкции, закреплять названия геометрических фигур, умение составлять число 8 из 2 меньших чисел.

Предлагается сделать из палочек бордового цвета квадрат-салфетку. Каждый ряд каймы вышить 2 «разными нитками»- палочками (белой и черной, розовой и фиолетовой )

7. «Составь коврик» для чисел 7,8,9,10.

Составлять коврики для чисел 7,8,9,10, учить составлять числа из 2 меньших чисел, выработать представления  о действиях сложения и вычитания

Сплести ковер заданного размера, (для чисел 7,8,9,10), ковер считается законченным, если учтены все варианты состава чисел 7,8,9,10.  

8. «Наши часики идут»

Цель. Развивать умение детей моделировать часы; определять время по часам.

Продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 – 12 на 1, учить называть соседей  числа, устанавливать логические связи.

Дети моделируют из палочек часы. На столе по кругу дети  выкладывают палочки соответствующие цифрам на циферблате  , длинная стрелка – желтая палочка показывает минуты, а короткая –голубая показывает часы. По инструкции воспитателя дети устанавливают время на часах самостоятельно.

9. «Найди ошибку»

Дидактические  задачи

- Закрепить представление о названиях чисел в пределах 10, их порядке (числовой ряд).

- Закрепить представление об обратном счёте  в пределах 10.

Игровые  задачи

- Выложите на столе  лесенкой палочки от 1 до 10! Пересчитайте.

Игровые действия

Дети выкладывают лесенкой палочки от 1 до 10. Затем воспитатель предлагает ребятам закрыть глаза и переставляет палочки местами. Или выводится слайд на экран доски. Дети открывают глаза и смотрят, что изменилось, исправляют ошибку.

- Сколько ступенек в нашей лесенке? Давайте посчитаем.

- Что случилось с нашей лесенкой? Ступеньки «заблудились».

- Давайте все исправим и посчитаем от 1 до 10 и обратно.

Вывод:  палочки стоят по порядку от 1 до 10.

10. Математические действия с палочками Кюизенера

1.«Палочки можно складывать или вычитать»

Закрепить название цветов и числовое обозначение, умение соотносить цвет и число, пользоваться арифметическими знаками , учить находить палочки  в сумме равные двум данным.

Педагог предлагает детям положить мальчику, который стоит лицом к детям, в левую руку белую палочку, а в правую- розовую. Что получится, если эти числа сложить? Найдите палочку равную сумме белой и розовой. Запишите свое действие с помощью цифр и знаков: 1+2=3.

2.«С помощью  палочек можно решать задачи»

На сложение

Педагог говорит,  у Маши 3 наклейки, ей подарили еще 4 марки. Сколько марок стало у Маши?

На вычитание

Педагог говорит, что на дереве сидели 10 синичек (какая палочка обозначает число 10?),  две синички улетели (какая палочка обозначает число 2?). Сколько синичек осталось на дереве? Что получится, если из большего числа вычесть меньшее? Какое число получится? Запишите свое действие с помощью цифр и знаков: 10 - 2=8.

Решение  логических задач с помощью палочек Кюизенера.

1.«На цветовую последовательность»

Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, учить понимать предложенную задачу.

1.Расставить палочки так, чтобы белая была между желтой и голубой, а рядом с голубой была красная.

2.Расставь палочки так, чтобы белая была  между  красной и розовой,  а розовая была рядом с фиолетовой.

Детям предлагаются другие аналогичные задания. Затем дети сами придумывают задачи и задают их друг другу.

Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать условие предложенной задачи и выполнять её самостоятельно.

1.Наш поезд состоит из 3 вагонов: желтого, голубого, розового, при этом: желтый стоит посередине, а розовый  не является первым, в какой последовательности стоят вагоны? (голубой, желтый, розовый).

Сколько пассажиров едет в каждом вагоне?

 В 1 вагоне едет 3 пассажира, во 2 вагоне-5 пассажиров, в 3 – 2 пассажира. Сколько всего пассажиров едет в поезде?  Подложив под вагоны палочку оранжевого цвета, дети приходят к выводу: в поезде едет 10 пассажиров.

2. Наш поезд состоит из 3 вагонов: фиолетового, желтого, голубого. При этом: фиолетовый, стоит   в середине, а голубой не является последним. В какой последовательности стоят вагоны? Вагоны стоят так: голубой, фиолетовый, жёлтый.  В 1 вагоне поезда едет 3 пассажиров, во 2 - 6, в 3 -5пассажира. Подложив под вагоны палочку оранжевого цвета,  дети приходят к выводу, что нужно доложить ещё палочку красного цвета. Значит:  в поезде едет 10 и 4 пассажира, то есть 14.

3.Более сложная задача. Наш поезд состоит из 3 вагонов: голубого, фиолетового, желтого. При этом: фиолетовый стоит в середине, а желтый не является последним. В какой последовательности стоят вагоны? Жёлтый, фиолетовый, голубой. Сколько пассажиров в 1 вагоне поезда ( 5 пассажиров), во 2 -6, в 3-3 пассажира. Подложив под вагоны палочку оранжевого цвета,  дети приходят к выводу, что нужно доложить ещё палочку красного цвета. Значит в поезде едет 10 и 4 пассажира, то есть 14.(Уберите нижнюю оранжевую и красную палочку). В середине пути из последнего вагона вышли все пассажиры. Сколько пассажиров вышло? 3 пассажира. Сколько пассажиров доехало до конечной остановки? Дети убирают голубой вагон, подложив палочку оранжевого цвета, дети  убеждаются, что необходима ещё палочка белого цвета. - 5+6=11

11.«Строим  забор»

Дидактические  задачи

- Закрепить представление о независимости результата количественного счета от направления счёта,  расположения элементов множества и их качественных признаков.

- Закрепить представление о количественном  счёте  в пределах 10.

- Закреплять понятие горизонтально, вертикально.

Игровые  задачи

Учить строить ряд в соответствии с заданным алгоритмом.

Игровые действия

Дети выкладывают заборчик:  желтая палочка по вертикали, справа розовая по горизонтали, следующая голубая по вертикали и розовая по горизонтали (повторяем еще раз).

- Сколько  всего дощечек в заборе? (считаем справа налево и слева направо)

- Сколько в заборе палочек одного цвета?

- Каких дощечек больше - голубых или розовых?

- Какие дощечки стоят по вертикали? По горизонтали?

12. Развивать  представление детей о числах второго десятка.

13. Закреплять навыки и умения детей  выкладывать  цифры из палочек Кюизенера по образцу

опираясь на заданный признак (числовой ориентир), на усложнение только по контуру.

14. Игровое упражнение «Весёлые лягушата»

Упражнять в счете через один в прямом и обратном порядке; развивать внимание.

Вариант 1. Игровые действия: педагог предлагает детям составить «лесенку» из 10 палочек и сообщает, что им придется прыгать по ступенькам, словно лягушата, т. е. «перепрыгивать» через одну «ступеньку». Дети упражняются в счете через одну «ступеньку» в прямом и обратном порядке. (1,3,5,7,9)

Вариант 2. Игровые действия: если дети справляются с данным заданием без труда, педагог предлагает «попрыгать» через две «ступеньки», упражняясь в счете через два в прямом и обратном порядке.(1,4,7,10)

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Развитие логико-математических представлений у дошкольников через использование Логических блоков Дьенеша".

В статье рассматривается вопрс эффективности использования Логических блоков Дьенеша на развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста....

Сообщение на районном семинаре на тему: «Система работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.У любого педагога особую тр...

Презентация - "Система работы по развитию логико-математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО"

Дошкольное детство важный период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте  каждый ребёнок  представляет собой маленького исследователя.     Одна из важнейших задач воспита...

«Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

Презентация "Система работы по развитию логико-математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий"

Система работы по развитию логико-математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий...

Мастер-класс «Вариативное использование логико –математических игр с блоками Дьеныша и палочками Кюизенера»

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи,это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предме...