Картотека игр-экспериментирований для детей среднего дошкольного возраста (Весна)
картотека (средняя группа)

Альховикова Ирина Анатольевна

Эксперементы для детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr-eksperimentirovaniy_vesna.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

игр-экспериментирований

для детей среднего дошкольного возраста

(Весна)

1. Водяная мельница

Задача: 

- дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Материалы: 

  • игрушечная водяная мельница;
  • таз;
  • кувшин с водой;
  • тряпка;
  • фартуки по числу детей.

Описание. 

Дед Знай проводит с детьми беседу о том, для чего человеку вода.

В ходе беседы дети вспоминают ее свойства.

Может ли вода заставить работать другие предметы?

После ответов детей дед Знай показывает им водяную мельницу.

Что это? 

Как заставить мельницу работать? 

Дети надевают фартуки и закатывают рукава; берут кувшин с водой в правую руку, а левой поддерживают его около носика и льют воду на лопасти мельницы, направляя струю воды на центр лопасти.

Что видим? 

Почему мельница движется? 

Что ее приводит в движение? 

Вода приводит в движение мельницу.

  • Дети играют с мельницей.

Отмечается, что, если маленькой струйкой лить воду, мельница работает медленно, а если лить большой струей мельница работает быстрее.

2. Звенящая вода

Задача: 

- показать детям, что количество воды влияет на издаваемый звук.

Материалы: 

  • поднос, на котором стоят различные бокалы;
  • вода в миске;
  • ковшички,
  • палочки-«удочки» с ниткой на конце которой закреплен пластмассовый шарик.

Описание. 

Перед детьми стоят два бокала, наполненные водой.

Как заставить бокалы звучать? 

Проверяются все варианты детей (постучать пальчиком, предметами, которые предложат дети).

Как сделать звук звонче?

  • Предлагается палочка с шариком на конце.

Все слушают как звенят бокалы с водой.

Одинаковые ли звуки мы слышим?

Затем дед Знай отливает и добавляет воду в бокал

Что влияет на звон?

(На звон влияет количество воды, звуки получаются разные.)

  • Дети пробуют сочинить мелодию.

3. «Угадайка»

Задача:

- показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

Материалы: 

  • предметы одинаковой формы и размера из разных материалов:

- дерева;

- металла;

- поролона;

- пластмассы

  • ёмкость с водой;
  • ёмкость с песком;
  • шарики из разного материала одинакового цвета,
  • сенсорный ящик.

Описание. 

Перед детьми находятся различные пары предметов.

Дети рассматривают их и определяют, чем они похожи и чем отличаются.

(Похожи по размеру, отличаются по весу.)

Берут предметы в руки, проверяют разницу в весе.

  • Игра «Угадайка» - из сенсорного ящика дети выбирают предметы на ощупь,

объясняя, как догадались, тяжелый он или легкий.

От чего зависит легкость или тяжесть предмета? 

(От того, из какого материала он сделан.)

Детям предлагается с закрытыми глазами по звуку упавшего на пол предмета определить, легкий он или тяжелый.

(У тяжелого предмета звук от удара громче.)

     Так же они определяют, легкий предмет или тяжелый, по звуку упавшего в воду предмета.

(От тяжелого предмета всплеск сильнее.)

Затем бросают предметы в таз с песком и определяют вес предмета по оставшемуся после падения углублению в песке.

(От тяжелого предмета углубление в песке больше.)

4. Ловись, рыбка, и мала, и велика

Задача: 

- выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Материалы: 

  • игра магнитная «Рыбалка»;
  • магниты;
  • мелкие предметы из разных материалов;
  • таз с водой;
  • рабочие листы.

Описание. 

Кот-рыболов предлагает детям игру «Рыбалка».

Чем можно ловить рыбу? 

Пробуют ловить удочкой.

Рассказывают, видел ли кто-нибудь из детей настоящие удочки, как они выглядят, на какую приманку ловится рыбка.

На что же у нас ловится рыбка? 

Почему она держится и не падает?

  • Рассматривают рыбок, удочку и обнаруживают металлические пластины, магниты.

Какие предметы притягивает магнит?

Детям предлагаются магниты, различные предметы, две коробочки.

Они раскладывают в одну коробочку предметы, которые притягивает магнит, в другую

которые не притягивает.

Магнит притягивает

Только металлические предметы.

  • В каких еще играх вы видели магниты? 

Для чего человеку нужен магнит?

Как он ему помогает?

  • Детям выдаются рабочие листы, в которых они выполняют задание

«Проведи линию к магниту от предмета, который к нему притягивается»

5. Фокусы с магнитами

Задача: 

- выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Материалы: 

  • магниты;
  • вырезанный из пенопласта гусь с вставленным в клюв металлическим стержнем;
  • миска с водой;
  • банка с вареньем;
  • банка с горчицей;
  • деревянная палочка, с одного края которой прикреплен магнит и сверху покрыт ватой, а с другой - на конце только вата;
  • фигурки животных на картонных подставках;
  • коробка из-под обуви с отрезанной стенкой с одной стороны;
  • канцелярские скрепки;
  • магнит, прикрепленный с помощью скотча к карандашу;
  • стакан с водой, небольшие металлические стержни или иголка.

Описание. 

Детей встречает фокусник и показывает фокус «Разборчивый гусь».

Фокусник. Многие считают гуся глупой птицей. Но это не так.

Даже маленький гусенок понимает, что для него хорошо, а что плохо.

Вот хотя бы этот малыш. Только что вылупился из яйца, а уже добрался до воды и поплыл.

Значит, он понимает, что ходить ему будет трудно, а плавать – легко.

И в пище разбирается…

Вот тут у меня привязаны две ватки.

Одну я макаю в горчицу и предлагаю гусенку ее отведать (подносится деревянная палочка без магнита).

А ну-ка, тега, тега! Кушай, маленький!..

Смотрите, не желает горчицы, отворачивается.

Какая горчица на вкус?

Почему гусь не хочет её есть? 

Теперь попробуем макнуть другую ватку в варенье (подносится палочка с магнитом).

Ага, потянулся к сладенькому! И уговаривать не надо. А вы говорите глупая птица.

  • Почему наш гусенок тянется клювом к варенью, а от горчицы отворачивается?

В чем его секрет? 

Дети рассматривают палочку с магнитом на конце.

Почему гусь взаимодействовал с магнитом?

(В гусе есть что-то металлическое.)

Рассматривают гуся и видят, что в клюве есть металлический стержень.

  • Фокусник показывает детям картинки животных и спрашивает:

 «Могут ли мои звери сами двигаться?» (Нет.)

Фокусник заменяет этих животных на картинки с прикрепленными к их нижнему краю скрепками.

Ставит фигурки на коробку и водит магнитом внутри коробки.

Почему стали двигаться животные?

Дети рассматривают фигурки и видят, что к подставкам прикреплены скрепки.

Дети пробуют управлять животными.

Фокусник «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой.

Как достать ее, не замочив руки? (Поднести магнит к стакану.)

  • Дети с помощью магнита самостоятельно достают из воды различные предметы.

6. Солнечные зайчики

Задачи: 

-понять причину возникновения солнечных зайчиков;

- научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Материал: 

  • зеркала.

Описание. 

Дед Знай помогает детям вспомнить стихотворение о солнечном зайчике.

Когда он получается? (При свете, предметов, отражающих свет.)

Затем он показывает, как с помощью зеркала появляется солнечный зайчик.

(Зеркало отржает луч света и само становится источником света.)

Предлагает детям пускать солнечные зайчики (для этого надо поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении), прятать их (прикрыв ладошкой).

  • Игры с солнечным зайчиком:

- догони;

- поймай;

- спрячь его.

Дети выясняют, что играть с зайчиком сложно: от небольшого движения зеркала он перемещается на большое расстояние.

Детям предлагается поиграть с зайчиком в слабоосвещенном помещении.

Почему солнечный зайчик не появляется? (Нет яркого света.)

7. Что растворяется в воде?

Задача:

- показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

Материалы: 

  • мука;
  • сахарный песок
  • речной песок
  • пищевой краситель
  • стиральный порошок
  • стаканы с чистой водой
  • ложки или палочки
  • подносы

картинки с изображением представленных веществ.

Описание. 

Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных ёмкостях.

Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства.

Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок?

Дед Знай добавляет сахар, перемешивает, и все вместе наблюдают, что изменилось.

  • Что произойдет, если мы добавим в воду речной песок?

Добавляет к воде речной песок, перемешивает.

Изменилась ли вода?

Стала ли она мутной или осталась прозрачной?

Растворился ли речной песок?

Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску?

Добавляет краску, перемешивает.

Что изменилось? (Вода изменила цвет.)

Растворилась ли краска? (Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала непрозрачной.)

Растворится ли в воде мука?

Дети добавляют в воду муку, перемешивают.

Какой стала вода?

Мутной или прозрачной?

Растворилась ли мука в воде?

Растворится ли в воде стиральный порошок? 

Добавляется стиральный порошок, перемешивается.

Растворился ли порошок в воде?

Что вы заметили необычного? 

Окуните в смесь пальцы и проверьте, осталась ли она на ощупь такой же, как чистая вода? (Вода стала мыльной.)

Какие вещества у нас растворились в воде? 

Какие вещества не растворились в воде?

(Результаты фиксируются на фланелеграфе.)

8. Что отражается в зеркале?

Задачи: 

- познакомить детей с понятием «отражение»;

- найти предметы, способные отражать.

Материалы: 

  • зеркала;
  • ложки;
  • стеклянная вазочка;
  • алюминиевая фольга;
  • новый воздушный шар;
  • сковорода;
  • рабочие листы.

Описание.

Любознательная обезьянка предлагает детям посмотреть в зеркало.

Кого видите? 

Посмотрите в зеркало и скажите, что находится сзади вас? Слева? Справа?

А теперь посмотрите на эти предметы без зеркала и скажите, отличаются они от тех, какие вы видели в зеркале? (Нет, они одинаковые.)

Изображение в зеркале называется отражением.

Зеркало отображает предмет таким, каков он есть на самом деле,

  • Перед детьми различные предметы (ложки, фольга, сковорода, вазочки, воздушный шар).

Обезьянка просит их найти все предметы, в которых можно увидеть свое лицо.

На что вы обратили внимание при выборе предмета? 

Попробуйте каждый предмет на ощупь, гладкий он или шероховатый?

Все ли предметы блестят? 

Посмотрите, одинаково ли ваше отражение во всех этих предметах?

Всегда ли оно одной и той же формы?

Где получается лучшее отражение? 

Лучшее отражение получается в плоских, блестящих и гладких предметах, из них получается хорошие зеркала.

Далее детям предлагается вспомнить, где на улице можно увидеть свое отражение.

(В луже, в речке в витрине магазина.)

  • В рабочих листах дети выполняют задание
  • «Найди и обведи все предметы, в которых можно увидеть отражение

9. Волшебное сито

Задачи: 

- познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита;

- развить самостоятельность.

Материалы: 

  • совки;
  • различные сита;
  • ведерки;
  • миски;
  • крупа манная и рис:
  • песок;
  • мелкие камешки.

Описание. 

К детям приходит Красная Шапочка и сообщает, что собирается в гости к бабушке -отнести ей горшочек манной каши.

Но у нее случилось несчастье.

Она нечаянно уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась.

(Показывает миску с крупой.)

Как отделить рис от манки?

  • Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно.

Как можно это сделать быстрее?

Посмотрите, нет ли в лаборатории каких-то предметов, которые могут помочь нам?

Замечаем, что возле деда Зная лежат сита.

Что это?

Для чего необходимо?

Как этим пользоваться?

Что остаётся в сите?

Что из сита сыпется в миску?

Красная Шапочка рассматривает очищенную манку, благодарит за помощь, спрашивает: «Как еще можно использовать это волшебное сито?»

  • Найдем вещества у нас в лаборатории, которые можно просеять.

Обнаруживаем, что в песке много камешков.

Как отделить песок от камешков? 

Дети самостоятельно просеивают песок.

Что у нас в миске? 

Что осталось в сите? 

Почему крупные вещества остаются в сите, а мелкие попадают в миску?

Для чего необходимо сито?

Есть ли сито дома?

Как его используют мамы, бабушки?

Дети дарят волшебное сито Красной Шапочке.

10. Цветной песок

Задачи: 

- познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом);

- научить пользоваться теркой.

Материалы: цветные мелки;

  • песок;
  • прозрачная ему;
  • мелкие предметы;
  • два мешочка;
  • мелкие терки;
  • миски;
  • ложки или палочки;
  • небольшие банки с крышками.

Описание. 

К детям прилетел галчонок Любознайка.

Он просит детей отгадать, что у него в мешочках.

Дети пробуют определить на ощупь.

(В одном мешочке - песок, а в другом кусочки мела.)

Воспитатель открывает мешочки, дети проверяют свои предположения.

Воспитатель и дети вместе рассматривают содержимое мешочков.

Что это? Какой не

Что с ним можно делать?

Какого цвета мел?

Какой мел наощупь?

Можно ли его сломать?

Для чего он нужен?

Галчонок Любознайка спрашивает:

«Может ли песок быть цветным? Как его сделать цветным? Что будет, если мы перемешаем с мелом? Как сделать, чтобы мел был таким же сыпучим, как песок?» Галчонок Любознайка хвастается, что у него есть инструмент для превращения мела в мелкий порошок

  • Показывает детям терку.

Что это?

Как ею пользоваться? 

Дети по примеру галчонка берут миски, терки и трут мел

Что получилось? 

Какого цвета у тебя (называет имя) порошок? 

(Галчонок спрашивает каждого ребенка.)

Как теперь сделать песок цветным? 

Дети насыпают песок в миску и перемешивают его ложками или палочками.

Дети рассматривают красивый цветной песок.

Как мы можем использовать этот песок?

(Будем в группе делать красивые картинки.)

  • Галчонок предлагает поиграть.

Показывает прозрачную ёмкость, заполненную разноцветными слоями песка, и спрашивает детей:

«Как можно быстро найти спрятанный предмет?»

Дети предлагают свои варианты.

Воспитатель объясняет, что перемешивать песок руками, палочкой или ложкой нельзя, и показывает способ выталкивания из песка предмета путем встряхивания сосуда.

  • Что произошло с разноцветным песком?

Дети отмечают, что таким образом мы и предмет быстро нашли, и песок перемешали.

  • Дети прячут в прозрачные банки мелкие предметы, засыпают их слоями разноцветного песка, закрывают банки крышками и показывают галчонку, как они быстро находят спрятанный предмет и перемешивают песок.

Галчонок на прощание дарит детям коробочку с цветным мелом.

11. Игры с песком

Задачи: 

- закрепить представления детей о свойствах песка;

- развить любознательность, наблюдательность;

- активизировать речь детей;

- развить конструктивные умения.

Материалы: 

  • большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных; игрушки-животные,
  • совки;
  • детские грабли;
  • лейки;
  • план участка для прогулок данной группы.

Описание.

Дети выходят на улицу и осматривают площадку для прогулок.

Воспитатель обращает их внимание на необычные следы в песочнице.

Почему следы так хорошо видны на песке? 

Чьи это следы? 

Почему вы так думаете?

  • Дети находят пластмассовых животных и проверяют свои предположения:

 берут игрушки, ставят лапами на песок и ищут такой же отпечаток.

А какой след останется от ладошки? 

Дети оставляют свои следы.

Чья ладошка больше? Чья меньше? 

Проверяют прикладывая.

  • Воспитатель в лапках медвежонка обнаруживает письмо, достает из него план участка. Что изображено? 

Какое место обведено красным кружком? (Песочница.)

Что там может быть ещё интересного?

Наверное, какой-то сюрприз?

Дети, погрузив руки в песок, отыскивают игрушки.

Кто это?

У каждого животного есть свой дом. У лисы… (нора), у медведя… (берлога), у собачки… (конура).

Давайте построим для каждого животного свой дом из песка.

Из какого песка лучше всего строить? 

Как сделать его влажным?

  • Дети берут лейки, поливают песок.

Куда пропадает водичка?

Почему песок стал влажным? 

Дети строят домики и играют с животными.

12. Фонтанчики

Задачи: 

- развить любознательность, самостоятельность;

- создать радостное настроение.

Материалы: 

  • пластиковые бутылки
  • гвозди
  • спички
  • вода

Описание. 

Дети выходят на прогулку.

Петрушка приносит детям картинки с изображением разных фонтанов.

Что такое фонтан? 

Где вы видели фонтаны? 

Для чего люди устанавливают фонтаны в городах?

Можно ли фонтанчик изготовить самим?

Из чего его можно смастерить?

Воспитатель обращает внимание детей на принесенные Петрушкой бутылки, гвозди, спички.

Можно ли с помощью этих материалов изготовить фонтан? 

Как это лучше сделать? 

Дети протыкают гвоздем дырочки в бутылках, затыкают и спичками, наполняют бутылки водой, выдергивают спички. и получается фонтанчик.

Как у нас получился фонтан? 

Почему вода не выливается, когда в отверстиях стоят спички? 

Дети играют с фонтанчиками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия для детей среднего дошкольного возраста «Весна на ферме»

Обобщить знания детей о весне, весенних  изменениях  в  природе, расширить представления о домашних животных....

Конспект комплексного занятия для детей среднего дошкольного возраста «Весна в деревне»

Цель: Обобщить знания детей о весне, весенних  изменениях  в  природе, расширить представления о домашних животных...

Конспект НОД по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста «Весна»

Конспект НОД   по развитию  речи для детей среднего дошкольного возраста «Весна» с использованием технологии Ефименко Н.Н. «Физкультурная сказка&ra...

конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста "Весна-красна"

конспект радзработан для детей 4-5 лет. В процессе создания аппликации используются традиционные и нетрадиционные материалы....

Сценарий праздника для детей среднего дошкольного возраста "Весна-красна"

Данный сценарий предназначен для детей среднего дошкольного возраста...

Картотека игр-экспериментирований для детей среднего дошкольного возраста (Весна)

Водяная мельницаЗадача:- дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.Материалы:игрушечная водяная мельница;таз;кувшин с водой;тряпка;фартуки по числу детей....