Познавательно-творческий проект «В семейном кругу мы с вами растем, основа основ - родительский дом"
проект (младшая группа)

Бибикова Ксения Олеговна

                                                   

 

                                             «В семейном кругу мы с вами растем, основа основ - родительский дом»

 

 

                                                                              

 

 

 

 

 

 

 Вид проекта:

по доминирующей деятельности: Познавательно-творческий

по количеству участников: групповой

 по продолжительности: среднесрочный ( 01.03.2022-31.03.2022гг.):

Заявитель: дети младшей группы 

 

Пояснительная записка

Проблема

Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей. Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа — привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

  • Актуальность темы (пояснение):

В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни.
Мы не предполагали, что такая близкая лексическая тема «Семья» вызовет большие затруднения. Начав ее изучение , выяснилось, что трудно работать с детьми на опосредованном иллюстративном материале. Проведя небольшое тестирование, мы определили, что не все дети знают о своей собственной семье: как зовут родителей (не разделяют понятия «мама» и «имя мамы»), кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает родственные связи, не понимают кто кому кем приходится, кто старший в семье, кто младший.

 Разрабатываем проект, используя методику «трех вопросов»:

Что мы знаем?

  • Мы дети.
  • У нас есть родители.

Что мы хотим узнать?

  • Семья – что это?
  • Как тебя зовут?
  • Где работают твои родители?
  • Какие праздники ты знаешь?
  • Ты помогаешь взрослым?
  • Из какой сказки герой?

С помощью чего узнаем?

Рассматривание иллюстраций, открыток, посвященных теме «Семья».

Учить устанавливать и обозначать родственные отношения в семье;

Формировать обобщающее понятие «Семья».

Вовлечь родителей в работу над проектом:
Составление генеалогического древа семьи.

  

 

Цель проекта : Формирование у детей первоначальных представлений о семье.

Задачи

 

  • Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;
  • Учить называть членов своей семьи, устанавливать родственные связи;
  • Воспитывать у ребёнка доброжелательное отношение, уважение к своим родителям, желание помогать им.

Методы и формы работы:

-Беседы, направленные  на  реализацию задач  проекта

-Тематические занятия. Изменяются только: содержание, объем познавательного материала и сложность, длительность изучения. Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематических рисунков)

-выставки, презентации, чтение художественной литературы, рассматривание и рассматривание картин и иллюстраций

Целевые ориентиры

  • Ребенок знает свою фамилию, имя, пол, возраст.
  • Узнает дом, квартиру, в которой живет.

 

  • Знает членов своей семьи и ближайших родственников.

 

  • Разговаривает со взрослым о членах своей семьи.
  • Отвечает на вопросы при рассматривании семейного альбома или фотографий.

1 Этап: Подготовительный.

 

  • Сбор и анализ литературы по данной теме
  • Подбор методической и художественной литературы для реализации проекта
  • Подборка иллюстративного материала.
  • Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, упражнений по теме.

 

 

II этап – основной: (примерная форма оформления)

           

День недели, дата

Содержание организованной образовательной деятельности в рамках проекта

(Совместная работа педагога с детьми)

Свободная творческая деятельность детей

 

«Это моя семья»

 

Понедельник

 

 

«ХЭР. Рисование» Тема: «Нарисуйте, кто что хочет красивое»

Цель: Развивать эстетическое восприятие. Учить видеть и выделять красивые предметы, явления.

Интеграция ОО: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Оборудование:  Цветные карандаши, альбомные листы на каждого ребенка

Литература:

Т.С.Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 65.

Беседа «Кто живет в моей семье»

Д/и «Назови ласково»
(учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных)

Подвижные игры: «Грустно – весело» «Найди свое место»,

 

Вторник

 

развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Оборудование: Кукла Катя, фотоальбом с семейными фото детей группы.

Литература:

О.В.Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Тема:3 стр.21

Беседы «Какая у меня мама?» Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага.

«Что мама делает дома? Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг.

 

 

Среда

 

Лепка/аппликация

«ХЭР. Аппликация»   Ладошка (Цветная бумага. Аппликация  из  заготовленных силуэтов предметов)

Цель:Учить детей наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист; сочетать аппликацию с рисованием. Учить громко и четко произносить слова потешки, сопровождая их соответствующими тексту действиями. Воспитывать отзывчивость и доброту

Интеграция ОО: : познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Оборудование: Половинка альбомного листа, цветная бумага, вырезанный из белой бумаги круг размером чуть меньше детской ладошки, простой карандаш, фломастеры, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.

Литература:

Колдина.. Занятие 21. Стр 34

Рассматривание сюжетной картины «Семья», семейных фотографий

Аппликация «Красивое платье для мамы».

 

Четверг

 

Конструирование

Котенок. Конструирование из полосок бумаги. Цель: приобщать к искусству конструирования из бумаги, формировать интерес к этому виду деятельности.

Интеграция ОО: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Оборудование: Цветная бумага, клей, кисть для клея, клеенка-подкладка.

Литература: (Накопительная папка)

 

Беседа о братьях и сёстрах (продолжать учить устанавливать родственные связи в семье;
формировать понимание таких категорий, как старший, младший)

Подвижная игра «С кочки на кочку»,

Пятница

 

Речевое развитие.Чтение художественной литературы.

Речевое развитие. Чтение художественной литературы. «Косточка» Л.Н.Толстой

Цель: Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье.

Интеграция ОО: : познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Оборудование: . Произведение Л.Н.Толстого «Косточка»

Литература:  Л.Н. Толстой «Рассказы»

 

Беседа «Я и мой папа» (познакомить с профессией папы;

 

 

«Нам мама улыбается»

 

Понедельник

 

Рисование

«ХЭР. Рисование» Тема: Занятие 26. Бусы из макарон

(Рисование поролоновым тампоном. Гуашь)

Цель: Учить детей аккуратно закрашивать объемные предметы. Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма. Закреплять умение анализировать и понимать содержание стихотворения.

Интеграция ОО: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Оборудование: Макаронные изделия, кусочки поролона, гуашь,  нитки,клеенка-подкладка

Литература: Д. Н. Колдина

«Рисование для детей 3-4 лет» стр.22

 

 

 

Беседа с детьми о бабушках и дедушках (расширять словарь прилагательных: молодой – старый, добрый, весёлый, красивая, добрая)

Д/и «Отгадай, о ком я говорю»
(закреплять названия родственных отношений, расширять словарь прилагательных: молодой - старый, добрый, веселый, красивая, добрая.)

Вторник

 

ФЦКМ

«СКМ. ФЦКМ»

 Игра-ситуация

Тема:«Поздравим маму»

Цель:  Формировать у детей целостное представление образа матери – хранительнице домашнего очага, играющей большую роль в жизни каждого человека.

Интеграция ОО: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Оборудование: Сумка почтальона, телеграммы.

Литература:

Н.Ф. Губанова Развитие игровой деятельности стр.33

 

Изготовление поздравительных открыток для мам, бабушек.

Оформление выставки «С праздником!» (выполнение поделок детьми, родителей с детьми).

 

 

Четверг

 

Конструирование

Конструирование из бумаги(конуса)

«Собачка»

 Цель: развивать умение делать разные поделки, воспитывать любовь к животным.

Интеграция ОО: ОО художественное творчество, ОО чтение художественной литературы, ОО познание.

Оборудование: Цветная бумага, клей, заготовки из цветной бумаги в виде конуса.

Литература:

(Накопительная папка)

Беседа «домашние животные» Цель: -воспитывать заботливое отношение к животным.

Пятница

 

Речевое развитие. Чтение художественной литературы.

Речевое развитие. Чтение художественной литературы. «Старый дед и внучек» Л.Толстой

 

Цель: Познакомить с произведением Л.Толстого«Старый дед и внучек»

Интеграция ОО:  познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

 

Оборудование: предметные картинки от малыша до дедушки и от малыша до бабушки, текст басни Л. Толстого «Старый дед и внучек».

Литература:

 

Чтение стихов о маме, бабушке,папе.

 

«Семейные традиции»

 

Понедельник

 

Рисование

«ХЭР. Рисование» Забор возле дома

(Рисование кистью.Гуашь)

Цель. Продолжать учить детей рисовать различные предметы, состоящие из сочетаний линий. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации в книге. Развивать речь, мышление.

Интеграция ОО:  познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Оборудование: Альбомный лист, на котором нарисована избушка, гуашь, кисть, баночка с водой.

Литература: Д.Н.Колдина стр.36

 

«Назови как тебя дома ласково называют?»

 

Вторник

 

ФЦКМ

«СКМ. ФЦКМ»

 «Няня моет посуду»

Цель: Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения. Учить называть их по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы»

Интеграция: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Оборудование:Кукла Катя, фотографии

Литература: О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным» Тема: 23. Стр.45

Беседа «Выходной день в моей семье»

Подвижная игра«Кролики»,

Среда

 

Лепка/аппликация

 

«ХЭР. Аппликация»    «Домик»

Цель:Учить складывать квадрат, пополам совмещая стороны квадрата. Аппликацией  дополнить не достающие детали.

Интеграция: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

 

Оборудование: листы бумаги на каждого ребёнка, геометрические фигуры для составления домика, клей, кисточки, клеёнка, тряпочки.

Литература(Накопительная папка)

 

Беседа «День рожденья» Цель: ознакомить детей со смыслом праздника « День рождение» и с творчеством А. Барто, а так же правилами  поведения на праздниках.

Четверг

 

Конструирование

Конструирование из бумаги «Мимоза» Цель:Закреплять умение детей отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.

Интеграция ОО: ОО художественное творчество, ОО чтение художественной литературы, ОО познание.

Оборудование: Цветная бумага, клей, салфетки.

Литература:

(Накопительная папка)

 

С\Р игра:«День рождения Степашки».Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».

 

Пятница

 

Чтение художественной литературы.

 Речевое развитие. Чтение сказок о русских богатырях Цель:расширять кругозор детей; познакомить с героями былин, их подвигами; дать представление об оружии, о снаряжении и их использовании.

Интеграция ОО: ОО художественное творчество, ОО чтение художественной литературы, ОО познание.

Оборудование: Предметные картинки

Литература:(Накопительная папка)

 

Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

 

 

«Помогаем взрослым»

 

Понедельник

 

Рисование

«ХЭР. Рисование» Тема: «Разноцветные платочки сушатся»

Цель: Учить детей рисовать предметы квадратной формы. Закреплять умение аккуратно закрашивать изображения в одном направлении -сверху вниз.

Интеграция: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное

Оборудование: ½ альбомного листа, цветные карандаши.

  Литература:Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа» Тема: 72, стр.93

 

 

беседа«Как мы отдыхаем»

Вторник

 

ФЦКМ

«СКМ. ФЦКМ»

Игра-ситуация Тема «Мама пришла с работы»

Цель: Ознакомление со спецификой игры, развитие понятия, что такое семья, взаимоотношения в семье.

Интеграция: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное

 Оборудование: куклы, коляски, наборы кукольной одежды для разных сезонов, постельные принадлежности. Мебель: столы, стулья, кровати разных размеров, стиральные наборы. Утюги, телефоны, наборы кукольной, чайной и столовой посуды. Сумочки, одежда для ряженья: шляпки, галстуки, косынки, пелеринки. Бытовые приборы (игрушечные):пылесос.

Литература: Н.Ф. Губанова Развитие игровой деятельности стр.16

 

Беседа «Как я помогаю дома»

Беседа «Огород на окне»

 

Среда

 

Лепка/аппликация

«ХЭР. Аппликация»   «Салфетка»

Цель: Учить составлять узор  из кружков и квадратиков на бумажной салфетке квадратной формы. Закреплять умение наклеивать детали аккуратно.

Интеграция: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное

Оборудование:Образец салфетки. Бумажные квадраты со стороной 12см., бумажные кружки диаметром 2см. клей, кисти для клея, салфетки.

Литература:  Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа» Тема: 68, стр.90

 

 

Подвижная игра «Птички в гнездышках».

Четверг

 

Конструирование

Тема: «Большие и маленькие дома для кукол»

Цель: Учить детей изменять конструкцию постройки в длину и ширину. Развивать воображение. Учить, обыгрывать постройку, разбирать свои постройки и аккуратно складывать детали в коробку. Продолжать учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками.

Интеграция ОО: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное

Оборудование: Строительный материал: кирпичики, призмы, перекрытия. Куклы  на каждого ребёнка для обыгрывания. Схемы построек.

Литература: (Накопительная папка)

 

Игра «Чистюля» Цель: Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

«Чистюля» — игра, правила которой таковы: необходимо дать время на то, чтобы ребенок огляделся в комнате и запомнил как можно большее размещение предметов. После чего, малыш уходит в другую комнату, а родитель вносит изменение в расположение некоторых вещей. Зайдя обратно, ребенку следует угадать, что же поменялось в комнате.


 

 

Пятница

 

Чтение художественной литературы

Речевое развитие. Чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»

Цель: познакомить детей с произведением С. Михалкова «А что у вас?»;- познакомить с профессиями

Интеграция ОО: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Оборудование: почтовая бандероль, книга С. Михалкова «А что у вас?»,  иллюстрации с изображением представителей разных профессий.

Литература: Стихотворение С. Михалкова «А что у вас?»


 

Дидактическая игра «Кто скорее уберет?»Цель:Воспитывать чувство уважения к труду взрослых;

 

«Книжкина неделя»

 

Понедельник

 

Рисование

«ХЭР. Рисование» Тема: «Книжки-малышки»

Цель: Учить формообразующим движениям рисования 4-угольных форм непрерывным движением руки слева направо, сверху вниз.

Интеграция ОО: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Оборудование: Альбомные листы, карандаши.

Литература:Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа» Тема: 67, стр.90

Чтение сказок: «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,

 

Вторник

 

ФЦКМ

 

«СКМ. ФЦКМ»

Игра-ситуация «Короб со сказками»

Цель:  активизировать речь детей в процессе решения проблемных ситуаций; закреплять в речи знания о лесе, лесных животных; активизировать и обогащать словарный запас;продолжать знакомить с характерными особенностями времени года весна;

Интеграция ОО: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Оборудование:  коробка «Лес» (наполнитель – цветной рис, манка, весенние деревья, кусты, цветы белого, желтого и голубого цвета, веточки, фигурки диких животных и девочки, домик, корзинка); д/и «Мамы и малыши», картинки с изображением диких животных, музыкальная запись «Шум леса».

Литература: Н.Ф. Губанова Развитие игровой деятельности стр.83

 

 

Е. А. Благинина

Мать;

Вот какая мама;

Наш дедушка;

Научу обуваться и братца.

 

Среда

 

Лепка/аппликация

«ХЭР. Лепка »  

Тема 63: «Неваляшка»

Цель: Учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины. Вызвать стремление украшать предмет мелкими деталями.

Интеграция ОО: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Оборудование: Игрушка неваляшка. Пластилин, доски, палочки для обозначения деталей (на каждого ребенка)

Литература: Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа» Тема: 63, стр.87

 

Дидактические игры «Узнай произведение по отрывку», «Узнай сказку по иллюстрации».

Четверг

 

Конструирование

Изготовление закладок для книг

Цель: учить детей  склеивать из цветной бумаги детали для изготовления закладки из картона и цветной бумаги;

Интеграция ОО: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Оборудование: Картон, цветная бумага, подготовленные шаблоны,  клей, цветные ленточки.

Литература: Накопительная папка.

Ремонт "заболевших" книг в книжном уголке "Книжкина больница"

Пятница

 

Чтение художественной литературы

Речевое развитие. Татьяна Агибалова

В семейном кругу

Что может быть семьи дороже?

Цель: познакомить детей со стихами  Татьяны Агибаловой

В семейном кругу

Что может быть семьи дороже?

Интеграция ОО: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Оборудование: презентация «Дружная семья»

Литература: Стихотворения   Татьяны Агибаловой

В семейном кругу

Что может быть семьи дороже?

 

 

Сюжетно – ролевая игра «Библиотека»

 

Работа с родителями:

 

 

1. Консультация «Рисование нетрадиционными способами»

2. Рекомендации  родителям «Конструктивная деятельность детей»

 

3. Консультация для родителей на тему «Роль книги в жизни ребенка»

 

Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды:

« Центр-Театр»

 

 К занятиям приобрели куклы бибабо.

 Пальчиковый театр

Создали  условия для игры в театр: декорации, сказочные атрибуты, маски, аудиозаписи природных явлений: шума ветра, дождя, реки, моря.

 

 

 

III этап – заключительный (презентационный): подведение итогов работы по проекту.

Видеоролик «Что такое семья?»

Выставки поделок « Семейные фантазии»

«Генеалогическое древо»

Кукольный театр « Теремок»

Отчет по проекту оформить презентацией

 

2. Приложения к проекту

Конспекты занятий

Подбор художественного слова, пословиц  по теме проекта.

Информационная папка «Пословицы о семье»

Подбор стихотворений об имени ребенка.

Информационная папка «Хорошо там и тут, где по имени зовут»

1)Критерии оценки результатов по диагностике……

Оценка уровня развития:

     1 – 1,5 балл – низкий уровень (большинство компонентов недостаточно развиты);

1,6 – 2,5 балла – уровень ниже среднего (отдельные компоненты не развиты); 

2,6 – 3,5 балла – средний уровень (соответствует возрасту);

      3,6 - 4 балла – высокий уровень (одаренный ребенок).

Педагогическая  диагностика детей

                                       

 

2).Информационное обеспечение проекта

3).Методическое обеспечение проекта (использованная литература).

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Вторая младшая группа.- М.: Мозайка-Синтез,2014.-80с.

Колдина Д.Н. Аппликация  с дедьми 3-4 лет. Конспекты занятий.-М.: Мозайка-Синтез,2010.-56с., цв.вкл.

Колдина Д.Н. Лепка  с дедьми 3-4 лет. Конспекты занятий.-М.: Мозайка-Синтез,2010.-56с., цв.вкл.

Колдина Д.Н. Рисование  с дедьми 3-4 лет. Конспекты занятий.-М.: Мозайка-Синтез,2010.-56с., цв.вкл.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа. -М.: Мозайка-Синтез,2015.-112с.:цв.вкл.

 

4) Накопительный материал

    конспекты

5) Продукт реализации проекта

Видеоролик «Что такое семья?»

Выставка поделок « Семейные фантазии»

Кукольный театр « Теремок»

Презентация

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект «В семейном кругу» (средняя, старшая группа)

1. Формирование представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге....

«В семейном кругу мы с вами растем, основа основ - родительский дом»

Вид проекта:по доминирующей деятельности: Познавательно-творческийпо количеству участников: групповой по продолжительности: среднесрочный ( 01.03.2017-31.03.2017гг.):...

Тема проекта: «В семейном кругу, играя, растем»

Долгосрочный проект (1 год)Участники проекта - дети средней, старшей и подготовительной группы, родители, педагоги, врач;Доминирующая в проекте деятельность - игровая, творческая, познавательная, Соде...

Конспект открытого занятия на тему: «В семейном кругу мы с вами растем».

Формировать представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга....

В семейном кругу, мы с вами растем. Основа основ - родительский дом.

В течение тематической недели «Моя семья» была»,  организована совместная работа педагогов, детей и родителей по формированию представлений у младших дошкольников о своей семье,...

«Организация проектной деятельности в ДОУ» на тему «В семейном кругу мы с вами растем» в старшей группе.

Среднесрочный детско-родительский комплексный проект с заданным практическим результатом для детей 5-6 лет....

Паспорт детско-родительского познавательно творческого образовательного проекта: «Зимы очарование».

Познавательно творческий образовательный  проект: «Зимы очарование».Вид проекта: познавательно творческий.Продолжительность: краткосрочный.Участники: дети второй младшей группы, педаг...