Презентация "Музейная педагогика"
презентация

«Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».

Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Музейная педагогика в детском саду является одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika-prezentatsiya_-_kopiya.pptx2.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Митроченкова О.В. МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ДОУ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Азовский детский сад « Тополек »

Слайд 2

хранит, изучает и показывает все , в чем «живет» время .

Слайд 3

Музей –учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов-памятников истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью

Слайд 4

« Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями » . Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Музейная педагогика в детском саду является одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе.

Слайд 5

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно -патриотического и духовно-нравственного воспитания и активизации творческих способностей личности. Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщить детей к истокам народной национальной культуры, способствует сохранению традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности

Слайд 6

Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы её работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно – речевых, познавательных, творческих компетенций ребёнка – дошкольника, его успешной социализации в дошкольном учреждении, далее во взрослом обществе. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать. Актуальность

Слайд 7

Основной целью музейной педагогики является: Приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Приобщение детей и родителей к музейному искусству. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию .

Слайд 8

Задачи Знакомить дошкольников с музеем, его значением и коллекциями. Формировать у детей чувство истории, чувство времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим. Формировать и развивать у воспитанников дошкольного учреждения нравственные ориентиры и патриотические чувства. Развивать творческое мышление, воображение, фантазию. Повышать роль культурно-просветительской работы музеев в образовании и воспитании.

Слайд 9

«Музейная педагогика » Инновационная технология в сфере личностного воспитания детей

Слайд 10

Реализуя государственный образовательный стандарт в дошкольных учреждениях в качестве средства духовно-нравственного развития дошкольника мы используем музейную педагогику, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей. Дети дошкольного возраста усваивают все прочно тогда, когда все слышат, видят и делают сами .

Слайд 11

Принципы музейной педагогики Доступность. Динамичность. Содержательность . Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей. Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями. Гуманизм Активность детей в усвоении музейного наследия. Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Слайд 12

Средства музейной педагогики Художественные средства - это фотографии, фотоальбомы, открытки, репродукции и подлинники картин, печатные издания, художественная литература, диафильмы, видеорепортажи о городе, республике, природе. Социально-средовые средства включают в себя семейную среду (обычаи, традиции, коллекции домашнего музея); среду мини-музея группы, ДОУ; среду музеев города, республики, России, мира; субкультуру, события в жизни ребенка.

Слайд 13

. В чем отличие музея от мини-музея в ДОУ? Мини-музей в детском саду - это особый вид детского музея, который располагается непосредственно в дошкольном учреждении. Почему о музее в детском саду мы говорим «мини -музей»? В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». С лово «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики , своеобразие методов работы музея.

Слайд 14

Создание мини-музея помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.

Слайд 15

Особенности организации мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении. Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки

Слайд 16

Важная особенность мини-музеев ДОУ — участие в их создании детей и родителей (законных представителей). Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших дошкольников, пополнять их своими рисунками

Слайд 17

Алгоритм по созданию мини-музеев выбор темы мини-музея определение места размещения мини-музея планирование экспозиций выбор дизайна оформления мини-музея подбор экспонатов оформление визитной карточки и паспорта мини-музея разработка форм работы с экспозициями мини-музеев разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини- музея планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях ДОУ .

Слайд 18

Принципы создания мини-музея Принцип интеграции Принцип деятельности и интерактивности Принцип природосообразности Принцип научности Принцип гуманизации и партнерства Принцип культуросообразности Принцип динамичности и вариативности Принцип разнообразия Принцип регионального компонента

Слайд 19

Практический этап. Совместная (педагоги, дети, родители) реализация идей первого этапа: оформление и изготовление оборудования, сбор деятельности, изготовление игр, макетов, отдельных экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголков) Работа с детьми и родителями ( реализация перспективного плана, семейных и групповых проектов). Заключительный этап. Этапы создания мини-музея Подготовительный этап: Выбор темы и концепции музея; Определение путей создания мини-музея, подготовка к участию в проекте педагогов , детей и родителей. Оформление мини-музея. Показ презентации

Слайд 20

При определении содержания необходимо заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила « постепенной смены » , что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия. Обязательно выстраивать перспективу работы музея.

Слайд 21

Формы работы мини-музея: Выставки: – Познавательные. Цель: расширять представления детей о разных материалах, о рукотворном мире, знакомить с образцами изделий, профессиями. – Музейно-исторические. Цель – знакомить детей с историческими событиями, приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к родине. – Эколого-краеведческие. Цель: знакомить детей с родной природой, способствовать формированию экологической культуры, воспитывать нравственные и эстетические чувства. – Художественные. Цель: познакомить с произведениями художников, жанрами изобразительного искусства, декоративно-прикладными ремёслами. – Конкурсы. Цель: вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов, укрепление семьи. – Ярмарки. Цель: популяризация предлагаемой темы, обмен опытом в какой-либо области, привлечение спонсорских средств на развитие музея. – Детское творчество. Цель: персональные выставки работ одарённых детей (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация )

Слайд 22

Формы и методы экскурсионной работы в условиях мини-музея : обзорные или тематические экскурсии познавательные беседы организация выставок проведение викторин, дидактических игр выполнение творческих заданий

Слайд 23

Оформление мини-музеев Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Слайд 25

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его семья. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Слайд 26

Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками. Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой . Можно и нужно: задавать вопросы, составлять рассказы и сочинять истории. Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами. Правила поведения в мини-музее: Не перебивай экскурсовода

Слайд 27

Тематика мини-музеев « Чудо-дерево » « Город мастеров » « Лучший друг » Мини-музей «Книги» « Игрушки-забавы » « Мой родной край » « Наша родина – Россия » « Матрешки » Мини-музей народного костюма Картинная галерея Мини-музей природы « Воинской доблести и славы »

Слайд 28

Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, приобретут познавательный интерес к настоящему музею. У детей формируется ценностное отношение к истории, развивается эмоциональный отклик. Умный сильный наш народ, Свою землю бережет! А преданья старины Забывать мы не должны! Историю своей страны, Конечно, дети знать должны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция педагогики и инженерной методологии творчества Зачем ТРИЗ современной педагогике?

Поиск ответа на поставленный вопрос заставил обра­титься к творческому наследию философа, психолога Э.В. Ильенкова, потому что в центре его исследований была проблема универсальности человека как субъ...

Коррекционная педагогика как составная часть педагогики.

История становления человеческого общества свидетельствует, что на ранних этапах своего развития, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, ...

ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАК НАУКЕ. РАСКРЫТЬ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Педагогика (греч . paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая з...

Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идеи и принципы гуманной педагогики

В презентации "Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идуи и принципы гуманной педагогики" представлено краткое описание основной идеи гуманной педагогики. Педагогический процесс рассматри...