Развитие речи дошкольников с использованием техник нетрадиционного рисования
статья (старшая, подготовительная группа)

Лунева Марина Джановна

Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Но все чаще мы сталкиваемся с проблемами в развитии речи детей, что во многом связано и со слабым развитием моторики рук. Большое значение в развитии мелкой моторики рук имеет художественное творчество,  в процессе которого ребёнок осуществляет действия с различными материалами и инструментами, позволяющими овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями, развивающими силу мышечных усилий, ручную умелость, что влияет на речь ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольников с использованием техник нетрадиционного рисования

 Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка.

Целью работы педагога-воспитателя по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится средством общения ребенка с окружающими людьми.

Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одно из направлений развития детей, так как от уровня овладения речью зависит умение выстраивать взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, общее интеллектуальное развитие.

Но все чаще мы сталкиваемся с проблемами в развитии речи детей, что во многом связано и со слабым развитием моторики рук. Предположение о влиянии движений пальцев руки на формирование речевой функции у ребенка небезосновательно. Исследованиями многих ученых (В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, М. М. Кольцовой) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук способствует становлению детской речи.

       Физиологами доказано, что примерно третью часть площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная в непосредственной близости к речевым зонам коры. Именно это позволяет рассматривать кисть руки как «орган речи». Большое значение в развитии мелкой моторики рук имеет художественное творчество,  в процессе которого ребёнок осуществляет действия с различными материалами и инструментами, позволяющими овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями, развивающими силу мышечных усилий, ручную умелость, что влияет на речь ребенка. Чем раньше начать работу по развитию мелкой моторики рук, тем более вероятен успех в развитии речи ребенка.  

     Одним из видов такой деятельности является рисование.

Рисование – одно из самых больших удовольствий для ребёнка.  Оно приносит малышу много радости. В рисовании ребёнок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы, включается в освоение художественного опыта; с другой стороны, он пробует себя в качестве исследователя техник рисования. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Деятельность с красками - это не только сенсорно - двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающем, способствует проявлению умственной и речевой активности. Дети получают возможность упражняться в создании прекрасного, учатся соотносить речь с действием. Создание образа стимулирует развитие воображения: ребёнок   мысленно   " дорисовывает " статичное, иногда бесформенное изображение, придаёт ему динамичность средствами речи, реальных действий и игры.

Все этапы изобразительной деятельности сопровождаются речью. Показ, объяснение - основные приёмы, гарантирующие успешное решение изобразительных задач.

В процессе рисования дети расширяют словарный запас, тренируют мелкую моторику рук, выражают свои мысли и эмоции на бумаге, совершенствуют память и внимание.

        Наряду с обычными материалами изодеятельности, необходимо использовать и нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные техники рисования – это использование не привычных изобразительных материалов, новых технических приёмов, которые требуют точности движений, но не ограничивают пальцы ребёнка фиксированным положением. Вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, пальчики, гелиевые ручки, различные печатки, трафареты, крупу, нитки, а вместо бумаги – картон, ткань различной фактуры, геометрические формы и т.д. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка. Какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Таким образом, используя нетрадиционные техники рисования в работе с детьми, мы решаем целый комплекс задач речевого развития дошкольников:

        активизация и расширение словарного запаса;

        установление грамматических закономерностей в построении предложений при описании своих действий;

        развитие сенсорной сферы не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами;

        стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают ребенка в новом ракурсе);

        развитие наглядно-образного мышления и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности (чем я могу еще рисовать? Что я этим материалом могу еще нарисовать?);

        создание условий для развития мелкой моторики рук, преодоления общей моторной неловкости;

        интерес, положительные эмоции, проявление самостоятельности, развитие творчества и воображения.

           Нетрадиционные техники:

  • рисование точками – посредством данной техники мы развиваем длительный речевой выдох, а также тренируем мышцы губ при удерживании трубочки. Целесообразно проводить с детьми 4-5 лет, на начальном этапе коррекционно-развивающей деятельности;
  • рисование ладошками–техника применялась с ребятами подготовительной группы для составления звуковых схем и при подготовке к обучению грамоте.
  • пластилинография - это рисование (вылепливание объемных изображений) пластилином. Эта нетрадиционная техника рисования, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, способствует развитию мелкой моторики рук, пробуждает интерес к изобразительной деятельности у детей.
  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия;
  • печать по трафарету.

  При этом можно использовать различные игровые технологии:

• технология исследовательской деятельности (экспериментирование), игры с цветом;

• информационно-коммуникационные технологии;

• технология «ТРИЗ»;

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Основная цель - развивать  у  детей  речь, элементы  воображения,  образного мышления, волевые проявления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, даёт полную свободу для самовыражения.

В основе  работы лежит  активизация познавательных функций, развитие необходимых психических процессов, развитие мелкой моторики пальцев рук, необходимых  для наиболее активного и правильного развития речи, обогащение пассивного и активного словаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Использование техник нетрадиционного рисования в развитии творческого потенциала дошкольников

Презентация знакомит с разными нетрадиционными изобразительными техниками...

Опыт работы « Использование техник нетрадиционного рисования в развитии творческого потенциала дошкольников»

Пройдя обучение на авторском семинаре И.А.Лыковой «Педагогика искусства и детское творчество», решила, с целью развития творческих способностей дошкольников  использовать нетрадиционные техники р...

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Кружок: «Веселая акварелька», (использование техник нетрадиционного рисования в развитии дошкольников).

Программа нашего кружка направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования....

: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»

научить детей пользоваться разнообразной техникой рисования, с целью формирования у них положительных эмоций, побуждать активность в обсуждении работ и желании говорить о своих чувствах.научить видеть...

Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»

Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»...