Воспитание ребенка в семье
статья (младшая группа)

Цыбизова Наталья Александровна

Особенности воспитательной деятельности семьи заключается в ее непреднамеренности, естественной включенности в жизнедеятельность этой малой психолого-социальной группы.Содержание семейного воспитания очень разнообразно.Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. Взаимодействие ребенка с миром организуют родители, члены семьи. В этом заложен большой педагогический смысл.В семье начинается приобщение ребенка к  различным видам деятельности:познавательной,предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vospitanie_v_seme.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   Цыбизова Наталья Александровна

                                                                                                   воспитатель

                                                                                                    ГБДОУ ЦРР-ДЕТСКИЙ САД №48

                                                                                                   КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА

                                                                                                    Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

Тема: «Воспитание ребенка в семье»

  1. Семья как фактор воспитания ребенка.

Первое, что характеризует семью как фактор воспитания ребенка - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействия ребенка со средой, и прежде всего с социальной средой, микросредой, усвоение им «созданной человечеством культурой» (А.Н. Леонтьев) играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности. Семейная среда, будучи для ребенка первой культурной нишей, многогранна, она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка. Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание, приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания, заботясь о положительных примерах и образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития. Например, обезопасив предметно-пространственное окружение (убрав из поля зрения лекарства, ножницы, иголки, средства бытовой химии и пр.) родители исключают из арсенала своих воспитательных приемов одергивание, окрики, предупреждения, которые сковывают активность ребенка, делают его нерешительным.

Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: прощания на ночь и приветствие друг друга по утрам, расставание перед уходом на работу, в школу, в  детский сад, сборы на прогулку и т.д. Умение родителей придать целевую направленность той или иной ситуации превращает ее в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: интерьер помещения, расположение предметов, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи и многое другое. Вот, например, день рождения бабушки. Можно ограничиться дежурным звонком по телефону и традиционными поздравлениями, тогда педагогический эффект будет минимальным. А можно заранее вовлечь ребенка в подготовку подарка, обратив при   этом внимание на то, что особенно порадует бабушку, что созвучно ее интересам.

Особенность воспитательной деятельности семьи- в ее непреднамеренности, естественной включенности в жизнедеятельность этой малой психолого-социальной группы. Специальные воспитательные «мероприятия», направленные на развитие, коррекцию каких-либо свойств, качеств личности ребенка, в современной семье занимают незначительное место, хотя в домашнем воспитании утвердились определенные требования, запреты, наказания и поощрения. И тем не менее в каждый момент жизни вплетаются те или иные воздействия взрослых воспитывающего или обучающего характера. Чем младше ребенок тем органичнее сочетаются процессы ухода, присмотра, обучения, воспитания. Эта дает хороший эффект при условии, что родители чувствую настроение ребенка, знают его возможности, видят тенденции развития. Другими словами, домашнее воспитание сугубо индивидуально, конкретно, персонализировано; благодаря этому оно благоприятно для инициирования активности ребенка. А активность самого ребенка, реализуясь в той или иной деятельности, - основа формирования социально-психологических новообразований в структуре его личности, ведь специфически человеческие свойства ребенка со средой, в процессе его собственной активной деятельности.

К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующее:

Принцип целенаправленности;

Принцип научности;

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка;

Принцип планомерности, последовательности, непрерывности;

Принцип комплектности и систематичности;

Принцип согласованности в воспитании.

Построение процесса домашнего воспитания в соответствии с предложенными принципами, поможет родителям грамотно руководить познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и другими деятельностью детей, следовательно, эффективно содействовать их развитию.

 Идеалом воспитания является разностороннее воспитание детей, которое осуществляется как в семье, так и в общественных образовательных учреждениях. Семья, будучи первой воспитательной средой в жизни ребенка, принимает на себя основной труд, обеспечивая определенный уровень развития ребенка.

В семье создаются наиболее благоприятные условия для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре в самом широком понимании этого слова.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание ребенка в семье

Для родителей-золотые правила воспитания своих детей...

" Трудовое воспитание ребенка в семье "

Трудовое воспитание детей не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, дост...

Родительское собрание "Какой хороший папа или роль отца в воспитании ребенка в семье"

На родительском собрании ведется анализ взаимоотношений ребенка и отца, его роли в воспитании ребенка.Представляются типы отцов . Предлагается интервью детей о своем отце и рисунки "Мой папа-самый луч...

"Трудовое воспитание ребенка в семье"

статья для периодического издания детского сада....

"Трудовое воспитание ребенка в семье любящих родителей"

что дает ребенку совместный труд в семьетрудовое воспитание должно проводиться совместно в детском саду и в семье...

Трудовое воспитание ребенка в семье

Консультация для родителей и педагогов по трудовому воспитанию ребенка в семье. Участие родителей в жизни дошкольника....