«Игровые методы и приемы визуального восприятия музыки»
статья (подготовительная группа)

Киселёва Галина Юрьевна

Восприятие музыки – очень сложный эмоциональный, психофизический и интеллектуальный процесс. Для того чтобы ребенок понимал музыкальный язык, а тем более имел способности выражать его в исполнительской деятельности, нужно помочь ребенку « почувствовать и увидеть музыку» – приобрести «живое звучание» в «живом действии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_festival_kiseleva_g.yu_.docx26.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Киселева Галина Юрьевна

музыкальный руководитель

МКДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида «Светлячок»

Новохоперский муниципальный район

«Игровые методы и приемы визуального восприятия музыки»

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Но как понять и обнаружить, какая музыка «звучит в душе ребенка?»– вот главный вопрос.

Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни, но музыка абстрактна. А детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями. Поэтому важно направить юных музыкантов на формирование навыка слушания и оценивания произведения. Умение слышать те созвучия, которые музыка оставляет в душе: волнения, напряжения, творческие переживания, ассоциации, эмпатии.

Восприятие музыки – очень сложный эмоциональный, психофизический и интеллектуальный процесс. Для того чтобы ребенок понимал музыкальный язык, а тем более имел способности выражать его в исполнительской деятельности, нужно помочь ребенку « почувствовать и увидеть музыку» – приобрести «живое звучание» в «живом действии».

Современная практика активизации восприятия музыкальных произведений – это продуктивная деятельность. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Процесс активного восприятия музыки предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных игровых взаимодействий с детьми. Это дает педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития творческих способностей. Целью образовательной практики по визуализации музыкальных впечатлений становится выявление музыкальной ткани, ее интонаций и ритмов, пульсации, а также специфических выразительных красок. Для того чтобы помочь ребенку полнее описать свои состояния и ассоциации, чтобы отзвуки собственной души не сводились к банальной оценке «нравится - не нравится», можно применять традиционные методические средства: карточки и иллюстрации. С их помощью выводятся вовне и переводятся в конкретные образы чувства, переживания, ассоциации, творческие импульсы и замыслы внутреннего мира ребенка.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Развитие у детей осознанности восприятия (эмоционально - оценочного отношения к музыке) ведет к проявлению предпочтений, желания слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность.

В центре активного восприятия музыкального произведения - развитие творческого слышания музыки, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности – музыкальной, музыкально – двигательной, художественной.

Данная практика использования игровых методов и приемов визуального восприятия музыки предполагает и учитывает:

Принцип гуманизма – уважение личности ребенка, построение взаимных отношений на основе общечеловеческих цивилизованных норм и правил;

Принцип психологической комфортности заключается в снятии по возможности всех стрессовых факторов воспитательно-образовательного процесса, и создание в организованной деятельности такой атмосферы, которая помогает ребенку чувствовать себя «как дома»;

Принцип природосообразности – образование в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями восприятия. Сравнение ребенка допускается только с ним самим. Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту;

Принцип кулътуросообразности - воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры приобщение ребенка к национальному и мировому культурному наследию;

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственных действиях и поступках, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Кроме ключевых принципов соблюдается:

Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности; развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализовываться в различных формах и видах художественно-творческой деятельности.

Принцип педагогики сотрудничества. Ребенок учится познанию мира, педагог учится постигать ребенка, от обоих требуется терпимость, чуткость, отзывчивость, коммуникабельность.

Принципы организации организованной деятельности. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, вариативный подход.

Все вышеперечисленные принципы ориентированы:

-на личность ребенка и создание условий для развития его способностей, внутреннего и духовного мира, художественно-эстетического развития;

-на свободное сотрудничество воспитателей и детей, а также детей друг с другом;

-на единство и взаимосвязь содержания образования по всем направлениям.

Современная практика активизации или визуализации восприятия музыкальных произведений – это практическая деятельность, которая реализуется через активные формы, методы и игровые приемы, которые оптимально раскрывают музыкальный образ и визуализируют музыкальные впечатления. На поверхности понятия «визуализация» лежит интеграция и взаимопроникновение музыкальной, исполнительской и изобразительной деятельности. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Практика визуализации музыки реализуется через единую образовательную линию: «музыкальное исполнительство - художественная деятельность – досуги - событийные развлечения – кружковая работа - самостоятельная творческая деятельность».

Дошкольный возраст отличает неотъемлемость восприятия от деятельностного осмысления. Поэтому активная совместная деятельность организуется по принципу: «чувствую – вижу – делаю – понимаю – творю». Для этого как нельзя лучше подходят средства визуализации музыки, которые позволяют увидеть и даже ощутить абстрактные представления, перевести восприятие музыки из созерцательно-интеллектуальной плоскости в практическую. Современное понимание проблемы музыкального развития детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе продуктивной деятельности и музыкально-творческой игры.

Примерные тематические вопросы

организованной совместной деятельности по

формированию музыкальных представлений

Возрастная группа

Вопрос

Задачи

Методы и игровые приемы визуализации

I группа (5-6 лет)

Какие киты живут в музыке?

Постучим, позвеним, погремим?

 

Для чего нужна музыка?

О чем рассказывает музыка?

Развивать представления детей о музыкальных жанрах,

способность различать музыкальные произведения внутри

одного жанра.

Формировать способность соотносить длительность

музыкального звука с его графическим отображением, развивать чувство ритма

Различать и определять разнообразный характер

музыкальных произведений.

 

Развивать умение определять оттенки настроения и

музыкальные средства выразительности

«Музыка и цвет»

«Украшаем музыку»

Коммуникативные, речевые, музыкальные, ритмизированные игры «Осенний огород», «Гусеница», «Паровозик»; «Звучащие жесты».

Этюды - импровизации «Мы видим музыку»

Восприятие музыки соединяется с движением: тактированием, метрированием, создание модель движения, свободное движение в пространстве, в поиске образа,   использование шумовых музыкальных инструментов, цветных платочков, шарфиков, ленточек, шариков, цветов.

Творческие задания: «Слушаем и играем», «Слушаем и украшаем  музыку»

II группа

( 6-7 лет)

Как рассказывает музыка?

Где живет песенка?

Кто живет в музыкальном королевстве?

Какие инструменты звучат?

Закреплять способность определять оттенки характера

музыкальных произведений. Развивать способность

соотносить настроение с цветом.

 

Развивать звуковысотный слух, восприятие звуков в

пределах октавы. Учить различать звуки длинные и 

короткие, изображать их графически.

Развивать представление детей о видах искусств.

Познакомить с искусством балета и оперы. Закреплять

представления: театр, оркестр, дирижер.

Познакомить с понятиями: увертюра, оркестровая яма,

пуанты, пачка, дирижерский пульт, балерина.

Знакомство с группами инструментов симфонического

оркестра.

Игры с пиктограммами

Спонтанных танцы с султанчики, шляпами, лентами, кубиками.

Рисование и выкладывания орнаментов – для формирования представления о

ритме.

Рисование по воздуху – для отображения звуковысотного восприятия, характера  звуковедения, музыкальных 

характеристик;

Спонтанные и пластические этюды.

Метод «Эмпатии»

Метод  уподоблений характеру.

Работа с цветными карточками. Цветовое уподобление.

Танцевальное уподобление.

Метод погружения в ситуацию.

Игровая ситуация «Узнай инструмент»  

Также активизирую музыкальное восприятие и формирую музыкальные представления следующими методами и приемами:

Метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;

  • Метод уподобления характеру звучания (моторно-двигательное, тактильное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое, полихудожественное);
  • Метод моделирования музыкального языка;
  • «Хор рук»;
  • Поэтическое музицирование;
  • Коордиционно - подвижные игры;
  • «Звучащие жесты»

Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, тем гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка.

Внедрение игровых приемов и методов активизации восприятия музыки способствует:

  • выражению личного восприятие музыки в разных видах творческой деятельности: музицирование, танец, рисование;
  • повышению интереса детей к музыкальной деятельности;
  • повышению уровня развития музыкально-сенсорных способностей:

чувство ритма, ладовое чувство, тембровый и динамический слух;

  • сформированности элементарных музыкальных представлений;
  • реализации вариативных форм организации образовательного процесса: «Лаборатория звуков», «Музыкальный вернисаж», «Цветные праздники», «Семейные мастерские».

Данная практика может быть полезна и актуальна музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования, а также преподавателям изобразительной деятельности и воспитателям, так как использует средства, позволяющие организовать совместную исполнительскую и творческую деятельность и находить точки пересечения музыкальной деятельности с разными образовательными практиками.

Список используемой литературы

  1. Алексеева Л.Н., Тютюнникова Т.Э. Музыка: Учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста – М.: ООО Фирма «Издательство  АСТ», 1998 г.
  2. Жилин В.А. Речевые упражнения. Авторское пособие, 1999 г.
  3. Ветлугина Н.А. «Художественное творчество и ребёнок» – М.: Просвещение, 1990 г.  
  4. Каневский В.Н. «Звуки скажут больше, чем слова» журнал «Обруч», №5, 1997 г.
  5. Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и муз, руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1990 г.
  6. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Музыкальные инструменты и игрушки – М.: ТЦ Сфера «Гном и Д», 2000 г.
  7. Синицына Е.И. Умные пальчики. М., 1999 г.
  8. Тютюнникова Т.Э. Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» – М.: АСТ, 1999 г.
  9. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: «Мозаика-синтез», 2010 г.
  10.  Методический комплект авторских пособий Радыновой О.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игровых упражнений по развитию связной речи у детей старшего возраста с применением игровых методов и приемов

Все упражнения представлены по уровням сложности.Разбиты на следующие блоки: 1. Составление рассказов по наблюдаемым действиям2. Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам3. Составление рас...

Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей

Данные игровые приемы помогут улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научат ориентироваться на листе бумаги, подготовят руку к обучению письму, разовьют аккуратность, графические умения, ...

Консультация для педагогов "Игровые методы и приемы на занятиях по формированию элементарных математическиз представлений"

Игровые методы и приемы на занятиях по формированию элементарных математических представлений ...

Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста " Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками".

Краткосрочный образовательный проект  по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том чи...

Игровые методы работы, развивающие фонематическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста.

Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз....

Сборник социо-игровых заданий и упражнений "Эмоциональное восприятие музыки"

В сборнике собраны примеры социо-игровых заданий и упражнений для развития эмоционального восприятия музыки....

Мастер-класс «Современные игровые приемы активного восприятия музыки»

Мастер-класс - краткое представление опыта работы музыкального руководителя на РМО  по теме «Современные игровые приемы активного восприятия музыки» . Восприятие музыки - это важ...