Кружок нетрадиционной техники рисования
материал (старшая группа)

Кружок нетрадиционной техники рисования в старшей группе "Радуга"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhovaya_rabota.docx35.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Усть-Канский детский сад» филиал «Светлячок»»

Утверждаю:

Зам. заведующей

филиалом «Светлячок» МБДОУ

«Усть-Канский детский сад»

/ ____________/А.А.Ачапова

_________________________

Программа кружка нетрадиционной техники рисования

«Радуга»

 Для детей 5 – 6 лет

Срок реализации: 2021 – 2022 гг

Разработала: воспитатель Киндикова Снежана Евгеньевна

С. Усть-Кан

2021 г

Пояснительная записка

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, батик, тампонированием и др. Знакомясь с материалами, техникой и способами рисования дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции.

Нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Цель: развитие художественно – творческих способностей детей средствами нетрадиционной техники рисования

Задачи:

  1. Познакомить детей с нетрадиционными художественными техниками;
  2. Совершенствовать умения детей подбирать и использовать изобразительные техники;
  3. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма;
  4. Формировать интерес, эстетическое отношение и вкус к изобразительному искусству

Срок реализации программы:

Художественно – творческий кружок «Радуга» проводится 1 раз в неделю, во второй половине дня. Длительность занятий 30 минут.Срок реализации программы рассчитан на 1 год.Содержание составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий).

Методы приемы:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ);

- наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ, работа по образцу);

- практический (самостоятельное и совместное выполнение работы).

Формы работы:

- Индивидуальная;

- Фронтальная;

-  Групповая.

Ожидаемый результат:

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как представленный материал способствует:

 - развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению  цветовосприятия;

 -  концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

 -Расширение и обогащение художественного опыта.

-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

-Сформируются навыки трудовой деятельности

-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

-умение находить новые способы для художественного изображения;

-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства.

Для достижения цели имеет место взаимодействие с родителями:

- изготовление;

- сбор;

- фотоотчет;

- папка передвижка «Как научить ребёнка рисовать».

Материально – техническое обеспечение

- материал для рисования:

- гуашь;

- восковые мелки;

- графитные карандаши;

- бумага различной плотности, цвета и размера;

- трафареты, печатки;

- трубочки, ластики, поролоновые губки, зубные щетки, зубочистки;

- палитры;

- кисть «щетина»;

- кисти круглые беличьи;

- банки для промывания ворса ;

- салфетки из ткани впитывающие воду;

- клей ПВА

- шаблоны.

п/п

Месяц

Тема занятий

Нетрадиционная техника

Программное содержание

Оборудование

1

Сентябрь

Вводная беседа:        

«С чего начинается рисование»

Рисование по представлению на тему: «Аленький цветочек»

Познакомить с правилами организации рабочего места, с художественными материалами.

2

Сентябрь

Знакомство со спектрами цвета + вспомогательные тона. Рисование спектра цвета-радуги.

Цветовые решения

-Познакомить с теплыми и холодными цветами.

-Вливание «цвет в цвет».

-Хроматические цвета и их свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.

-Ахроматические цвета: черный, белый, серый.

3

Сентябрь

Монотипия «Дерево осенью»

Рисование листьями

Овладеть техникой печатания листьями

Лист А4, кисти,

гуашь, непроливайки, листья

4

Сентябрь

Ветка рябины

Рисование пальчиками

Учить анализировать натур, выделять её признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, приём примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие.

Лист А4, ветка рябины, гуашь, кисточки, непроливайки

5

Октябрь

«Осенние листья»

Тиснение

Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение из них. По желанию рисовать на общем листе пейзаж осени (без листьев)

Шаблоны листьев разной формы, простой карандаш, цветные карандаши, материал для тиснения, гуашь, кисти.

6

Октябрь

«Астры в вазе»

Восковые мелки

Учить анализировать натуру, выделяя её особенности. Закрепить приёмы рисования восковыми мелками. Развивать чувство композиции.

Букет осенних цветок, лист бумаги темного цвета, восковые мелки.

7

Октябрь

«Я шагаю по ковру из осенних листьев»

Печатание листьями, печать по трафарету

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях.

Листы форма А3 черного цвета, опавшие листья, гуашь, кисти, поролон, трафареты.

8

Октябрь

«Мой любимый свитер»

Оттиск печатками, рисование пальчиками.

Закрепить умение украшать свитер простым узором, используя в центре крупное одиночное украшение (цветок и др,), а по ворсу – мелкий узор в полосе

Свитер. Вырезанный из бумаги, разные печатки, гуашь, рисунки одежды, одежды кукол

9

Ноябрь

«Невидимый зверек»

Освоение техники рисование свечкой

Развивать воображение, творчество.

Совершенствовать технику рисования свечей.    

Продолжать учить рисовать по шаблону. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов.      Воспитывать самостоятельность в выборе сюжета.

Листы а4, гуашь, свечи, кисти

10

Ноябрь

«Унылая пора! Очей очарованье»

Рисование ладошками, пальчиками

Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение. Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого содержания.

Учить детей умению отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам. Использовать различные способы рисования деревьев (пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка, дерево, изображенное кулачком, ладошкой).

Листы а4, гуашь

11

Ноябрь

«Первый снег»

Монотипия, рисование пальчиками

Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Лист формата а4, темно-голубого цвета, черная гуашь, белая гуашь в мисочках, салфетки, эскизы, иллюстрации.

12

Ноябрь

«Натюрморт из овощей «Что нам осень подарила?»

Восковые мелки

Закрепить умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение, упражнять в рисовании торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции.

Овощи, бумага темного цвета, восковые мелки, репродукции натюрморта.

13

Декабрь

«Снегири на ветках»

Освоение техники рисования тычком сухой, жесткой кистью

Познакомить детей с техникой рисования тычок жесткой полусухой кистью.

  Учить рисовать снегирей. Закрепить знания о зимующих птицах нашей родины.

  Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир.

Лист формата а4, гуашь, жесткая кисть

14

Декабрь

«Мои любимые снежинки»

Учить украшать тарелочки узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать в мисочке белую гуашь с синей. Развивать воображение, чувство композиции.

Тарелочки вырезанные из черной бумаги, белая, синяя гуашь, иллюстрации

15

Декабрь

«Елочка нарядная»

Рисование пальчиками

Учить изготовлять плоскостные ёлочные игрушки (обрывание). Украшать ёлку узором: бусами, используя рисование пальчиками.

Различные вырезанные из бумаги формы, ёлочка, акварель, восковые мелки, ёлочные игрушки.

16

Декабрь

«По замыслу»

Различные

Совершенствовать умение и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся в наличии.

17

Январь

«Волшебница зима»

Совершенствование техники рисования - набрызг.

Закрепить нетрадиционную технику рисования -набрызг.

Учить получать изображения, используя новые способы.

 Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.

Воспитывать аккуратность при работе.

Лист формата а4. Кисти, гуашь

18

Январь

«Филин»

Тычок полусухой жесткой кистью

Учить создавать образ филина, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами.

Бумага а3, уголь, жесткая и мягкая кисти, черная гуашь, иллюстрации, эскизы

19

Январь

«Сказочный зимний лес»

Освоение техники оттиск (капустный лист)

Развивать интерес детей к изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техник рисования.  

Продолжать учить детей самостоятельно передавать сюжет зимнего пейзажа с использованием нетрадиционных техник рисования.

Учить рисовать оттиском капустного листа. Учить задумывать и включать в рисунок знакомые предметы (елочки, снеговиков).

Бумага формата а4, гуашь, кисти, капустный лист

20

Январь

«Сказочные цветы»

Закрепить умение и навыки рисовать необычные цветы, используя разные приемы работы восковыми мелками. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие.

21

Февраль

«Я в подводном мире»

Рисование ладошкой, восковые мелки и акварель.

Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции.

Голубой лист А3, восковые мелки, акварель, кисти, салфетки, эскизы, иллюстрации.

22

Февраль

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Все имеющиеся в наличии

23

Февраль

«Семеновские матрешки»

Рисование пальчиками

Знакомство с семеновскими матрешками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках нарисованных матрешек. Развиватьцветовосприятие.

Семеновские матрешки, гуашь, акварель, салфетки

24

Февраль

«Ветка с первыми листьями»

Оттиск печатками

Продолжать учить анализировать натуру, определять в рисунке форму и величину вазы, веточки. Закрепить умение рисовать печатками, передавать цвет листвы.

Лист а3, гуашь, кисти, печатки, зеленая гуашь в мисочках, веточки с полураспустившимися зелеными листьями в вазе, эскизы

25

Март

«Открытка для мамы»

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Учить украшать цветами и рисовать пальчиками открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по разному.

Лист а3, согнутый пополам, гуашь в мисочках, зеленая гуашь в банке, кисти. Трафареты цветов, поролон, салфетки, иллюстрации, открытки.

26

Март

«Превращение ладошки»

Рисование – отпечаток от ладошки.

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа.

Развивать воображение и творчество.

Продолжать совершенствовать умение детей применять разные нетрадиционные способы рисования.

 Воспитывать инициативность, интерес к рисованию.

Лист а4, гуашь, кисти

27

Март

«Подснежники для моей мамы»

Акварель + восковые мелки

Учить рисовать подснежниками восковыми мелками, обращая особое внимание на склоненную голову подснежника. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.

Лист а4, акварель, восковые мелки и кисти

28

Март

«Фрукты на блюде»

Акварель + восковые мелки

Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании восковыми мелками фруктов, создании созвучного тона с помощью акварели.

Фрукты, тарелка, бумага а4, восковые мелки, кисти, акварель. эскизы

29

Апрель

«Моя воспитательница»

Продолжать учить пользоваться различными графическими средствами для создания выразительными образа человека. Закрепить умение передавать настроение человека в рисунке.

Все имеющиеся материалы

30

Апрель

«Звездное небо»

Набрызг, печать поролоном по трафарету

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Бумага а3, кисти, гуашь, трафареты, поролон, жесткая кисть, картонка для набрызга, эскизы, иллюстрации

31

Апрель

«Чудесный букет»

Монотипия

Закрепить знания детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии.

Бумага а3, а4, гуашь, кисти, иллюстрации. Эскизы, рисунки

32

Апрель

«Праздничная верба»

Рисование пастелью.

Рассказать почему верба является символом Пасхи, пополнить знания о празднике. Совершенствовать умение рисовать пастелью.

Учить рисовать вербу по затонированой бумаге пастелью.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Бумага а4, пастель

33

Май

«Праздничный салют»

Освоение техники рисования – восковые мелки + акварель.

Познакомить детей с новой техникой рисования – восковые мелки + акварель. Уточнить и пополнить знания детей о предстоящих праздниках (1, 9 мая), учить рисовать праздничный салют, соблюдать правила композиции и цветовой колорит.

Бумага, а4, восковые мелки кисти и акварель

34

Май

«Березовая роща»

Рисование свечой

Закрепить умение рисовать свечой, акварелью. Учить создавать образ березовой рощи. Развивать чувство композиции.

Бумага а3, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукции пейзажей

35

Май

«Одуванчики - пушистое чудо природы»

Продолжить осваивать технику – набрызг (многослойный).

Продолжить развивать у детей художественно-творческие способности с помощью техники - «набрызг». Обучать особенностям изображения объектов с помощью техники «набрызг», развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетическое восприятие.

Воспитывать бережное отношение к природе средствами искусства.

Бумага а4, кисти, гуашь

36

Май

«Вот и лето пришло»

Совершенствование

освоенных НТР.

Самостоятельная работа, техника рисования по выбору детей.

Закреплять умение использовать для создания изображения понравившиеся техники.

 Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Все имеющиеся материалы

   

Список используемой литературы.

  • Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
  • Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть II – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
  • Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.; Мозаика-Синтез, 2008г.
  • Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником – М.; ТЦ Сфера, 2008г.
  • Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.; Педагогическое общество России, 2005г.
  • Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.; КАРО, 2008г.
  • Новалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. – М.; АРКТН, 2008г.
  • Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. – СПб.; КАРО, 2007г.
  • Утробина К. К. , Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.; «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.
  •  Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль; Академия развития: Академия холдинг, 2004г.
  • Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.; ТЦ Сфера, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок ВЕСЕЛЫЕ КЛЯКСЫ (нетрадиционная техника рисования)

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Потребность ...

Рабочая программа по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 6-7 лет Кружок «Волшебные краски»

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредс...

Кружок "Радуга красок" во 2 младшей группе (нетрадиционные техники рисования)

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала ...

Кружок по нетрадиционной технике рисования в младшей группе:«Юные волшебники»

….Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стенеИ в трамвае на окне….Э.УспенскийСпособность к изобразительной деятельности зарождается в раннем в...

Кружок «Волшебный мир красок» (нетрадиционные техники рисования).

Рабочая программа кружка «Волшебный мир красок»(нетрадиционные техники рисования)ГБОУ Школа №2092 дошкольное подразделение «Надежда»Рабочая программа дополнительной образовательной услуги – кружка «Во...

Кружок по нетрадиционной технике рисования во второй младшей группе

благодаря этому кружку у детей будет развиваться мелкая моторика рук, творческое воображение...