Мастер-класс "Гимнастика для глаз. Динамические паузы"
консультация (старшая группа)

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

В век информационных технологий организм детей подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Не секрет, что неотъемлемой частью жизни дошкольника стали телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры, которые ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей, даже младшего дошкольного возраста. Мы не будем говорить о вреде цифровой техники, а постараемся приспособиться к сложившимся обстоятельствам. Именно в таких условиях и необходимо научиться беречь зрение. Поэтому профилактическая и корригирующая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности ДОУ.

Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом.

Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика, которая относится к современным здоровьесберегающим технологиям (наряду с динамическими паузами, самомассажем, дыхательной гимнастикой и пр.).

Гимнастика для глаз имеет очень важное значение, поскольку выполняет целый ряд задач:

  1. Общее оздоровление зрительного аппарата, профилактика различных нарушений в работе органов зрения: укрепление глазных мышц, снятие напряжения, предупреждение утомления, улучшение кровообращения в глазах.
  2. Является эффективным дополнением в лечении уже имеющихся заболеваний: детской близорукости, дальнозоркости, астигматизма.
  3. Формирует у воспитанников представления о важности заботы о своём здоровье, в частности, об органах зрения. Ребята узнают о ценности зрения.
  4. Имеет обучающее значение. Выполняя зрительные упражнения, дети учатся ориентироваться в пространстве: закрепляют понятия «право» и «лево», «верх» и «низ», «поворот». Помимо этого, проведение гимнастики способствует развитию связной речи, обогащению словаря, закрепляет знакомые понятия об устройстве окружающего мира.

В детском саду практикуется несколько видов зрительной гимнастики:

  1. Без атрибутов (просто выполняются упражнения по словесному указанию воспитателя) и с предметами и наглядными пособиями (дети следят взглядом за перемещающейся игрушкой, «пробегают» глазами по указанной траектории и пр.).
  2. Профилактическая (направленная на предотвращение развития заболеваний глаз) и корригирующая (замедляет развитие близорукости, дальнозоркости, астигматизма и пр.).
  3. Пассивная (только упражнения для глаз) и активная (сочетается с выполнением общеразвивающих упражнений, задействует мышцы рук, ног, спины и пр.).

Воспитателю желательно проводить с дошкольниками различные виды гимнастики для глаз, разумно их чередуя.

Проводится зрительная гимнастика с самого раннего дошкольного возраста. Делать с детьми полезные упражнения следует два-три раза в день. Продолжительность занятий в младшей и средней группе — две-три минуты, в старшем же звене — четыре-пять минут.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые правила:

  1. Ребята должны стоять или сидеть. При этом не следует напрягать тело.
  2. Голова занимает фиксированное положение (если, конечно, гимнастика не активная — не сочетается с поворотами головы для укрепления мышц шеи).
  3. Если некоторые дети носят очки, то их следует обязательно снять.
  4. Детское дыхание должно быть равномерным и глубоким.
  5. Последним упражнением лучше всего сделать моргание, а после окончания гимнастики малышам желательно хорошенько потянуться.

Чтобы вызвать максимальный интерес дошкольников к зарядке для глаз, её следует проводить в игровой форме, использовать образность. Например, можно не просто предложить детям крепко зажмуриться, а превратиться в филинов или кошечек, которые только что проснулись. Кроме того, ребятам всегда нравится выполнять упражнения под весёлые стихотворения.

Проводить зрительную гимнастику можно в любое время: на прогулке, в свободное время, органично включать её в любые занятия (познание, развитие речи, продуктивная деятельность). При этом тема зарядки связывается с темой образовательной деятельности. Например, если ребята изучают насекомых, то ребята могут проследить глазами полёт игрушечной пчёлки. Если во время образовательной деятельности речь идёт о транспорте, то можно предложить упражнение под коротенькое стихотворение:

  • По городу мчатся с утра и до ночи (закрыть глаза)
  • Машины всех марок, красивые очень.
  • Поедут налево, направо, кругом –
  • Свободны машины и ночью и днём. (моргание)

Если занятие связано со зрительным напряжением (продуктивная деятельность), то гимнастика для глаз проводится в середине занятия. Если же образовательная деятельность не предполагает нагрузки на зрение (развитие речи, чтение художественной литературы), то отдельное упражнение для глаз можно сделать во второй половине занятия: ребята получат своего рода разрядку, смогут немного отвлечься.

Массу идей для проведения зрительной гимнастики можно найти во время прогулки. Например, воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть вниз на траву, потом вверх — на небо, поискать там птичек, потом вновь на травку. В тёплое время года можно понаблюдать за бабочкой, которая машет крылышками, и предложить так помахать ресничками.

Тренировать детские глазки можно и в свободное время, утром или вечером. Педагог предлагает ребятам офтальмологические тренажёры или специально чередует определённые игры: сортировка мелких предметов по форме или цвету (работают мышцы глаза, отвечающие за ближнее зрение) и бросание мячиков в корзину или кегли (при этом ребёнок смотрит вдаль). В солнечную погоду можно воспользоваться обычным зеркальцем и погонять по комнате солнечных зайчиков: малыши будут следить за ними взглядом.

При организации гимнастики важно учитывать возраст дошкольников.

Предлагаю вместе со мной сделать упражнения. Я читаю текст, а вы

выполняйте движения, согласно текста.

А сейчас, а сейчас,

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Влево посмотри,

Вправо погляди.

Глаза влево, глаза вправо -

Упражнение на славу.

Глаза вверх, глаза вниз,

Поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите.

Прямо, ровно посидите.

Физминутки и динамические паузы как малые формы активного отдыха

Физкультминутки – это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей, проводятся для снятия утомления, переключения внимания с одной деятельности на другую, профилактика нарушений осанки, зрения. Комплекс состоит из 3-5 упражнений, продолжаются не более 1- 2 минут.

Физкультурные паузы отличаются от физкультминуток длительностью и проводятся в течение 5 -10 минут (6-8упражнений). При проведении физкультурных пауз (их еще называют динамические паузы) обеспечивается некоторое снижение умственного утомления, нервного напряжения. Рекомендуется подбирать такие упражнения, в которые включаются движения, воздействующие на крупные группы мышц. Уместно и целесообразно физминутки проводить в середине занятия, а в перерывах между занятиями - физкультпаузы.

Физминутки  и динамические паузы   бывают:

Танцевальные

Ритмические

Двигательно – речевые

Игровые

Имитационные

Упражнения для глаз     Релаксационные упражнения

При подготовке и проведении физминуток и физпауз необходимо помнить:

- перед началом физминутки важно, чтобы дети расположились удобно, не мешали друг другу и приняли исходное положение;

- периодически использовать различный инвентарь, пособия, а также музыкальное сопровождение;

- при подборе речевого материала для физкультминуток и физкультпауз необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей, а также время года и тематику занятия.

Содержанием физминуток и физпауз могут быть не только физические упражнения, а также: логоритмические упражнения, пальчиковые упражнения, игры  на развитие физиологического и речевого дыхания, малоподвижные и подвижные игры, игры  и упражнения с речевым сопровождением, с рифмовками, самомассаж, гимнастика для глаз, игры на внимание и пространственную ориентировку, на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.

Упражнения должны быть согласованы с видом и тематикой занятий, характером  деятельности. На занятиях по ФМП – с элементами счета, на обучении грамоте-насыщена изучаемым звуком.

На занятиях изобразительной деятельности и письма у детей утомляются мышцы рук. Поэтому необходимо включать упражнения для кистей рук и пальчиковые игры. Физкультминутки во время рисования  целесообразно проводить стоя за столами или около них. Пальчиковые игры необходимо сочетать с общеразвивающими упражнениями: интенсивным потягиванием, выпрямлением позвоночника, раскрытием грудной клетки в сочетании с движениями рук вверх. Полезно объединять с общеразвивающими упражнения гимнастику для глаз.

В конце каждой физминутки следует включать спокойную ходьбу и упражнения на расслабление, восстановление дыхания

Дидактические игры в движении – такие физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, по математике: «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам», «Вершки и корешки», «Где мы были – мы не скажем, а что делали - покажем» и т. д.

Динамические (физкультурные) паузы

От содержания и организации отдыха между занятиями зависит работоспособность детей в течение дня. Динамические паузы можно проводить в спортивном зале, групповой комнате или на площадке.

В комплекс физпауз рекомендуется включать упражнения, например, с мячом, через скакалку, предлагается активно использовать разные упражнения с подлезанием, пролезанием, лазанием и ползанием, которые способствуют развитию мышц туловища, гибкости и подвижности позвоночника.

Физпаузы могут быть и комбинированными и составляться из комплекса общеразвивающих упражнений и подвижных игр, уже знакомых детям. Например: сначала выполняется 6-7 упражнений (дозировка 5-8 раз в зависимости от возраста детей), а потом проводится игра большой или средней подвижности (1-2 проигрывания). В конце комплекса обязательно выполнить упражнения на расслабление.

В комплексах физпауз можно использовать пантомиму, двигательные шарады ( изобразить движения животных, инопланетянина). В конце физпаузы физическую нагрузку следует снизить, предложив детям упражнения на расслабление и восстановление дыхания и игры малой подвижности. Динамическая пауза должна заканчиваться за 2-3 минуты до начала следующего занятия, чтобы дети смогли успокоиться и своевременно к нему подготовиться.

Предлагаю вместе со мной сделать упражнения. Я читаю текст, а вы

выполняйте движения, согласно текста.

Быть спортсменом я хочу.

На скакалке поскачу.

Я на стадион пойду, очень быстро побегу.

(Бегут на месте)

Я до пола дотянусь, обязательно коснусь

Аккуратно распрямлюсь.

Руки вверх я подниму (Дети поднимают руки вверх).

Где же небо – не пойму! (плечами вверх-вниз)

Раз присяду, два присяду.

(Приседают).

И зарядку каждый день, буду делать, мне не лень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Динамические паузы в логопедической работе

Подборка динамическх упражнений  на все звуки родного языка...

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ. ВЕСЕЛАЯ ЗАРЯДКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Данная подборка динамических пауз и упражнений по различным тематикам удобна для использования на занятиях различных типов и предусматривает смену деятельности в различных видах деятельности....

Динамические паузы.

Физкультминутки для детей....

Физминутки и динамические паузы для детей дошкольного возраста

Физминутки для детей дошкольного возраста, с использование стихов о картошке....

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми с изпользованием элементами экспериментирования,с введением динамических пауз,дыхательной и пальчиковой гимнастики ,гимнастика для глаз в младшей группе. НОД»Я И МОЕ ТЕЛО» ЦЕЛЬ:

» ЦЕЛЬ:Познакомить детей с понятием:Я-человек. ЗАДАЧИ:1.Познакомить детей с одним из признаков живого ростом,закрепить название частей тела и их фунуций.2.Развивать слуховое внимание,н...

Авторский конспект занятия по художесввенно-эстетическому развитию в средней группе «Золотые подсолнушки» с использованием здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастика, динамическая пауза «Желтый подсолнух», гимнастика для глаз «Подсолнухи и сол

Задачи.Образовательные: учить детей создавать красивый образ подсолнуха из разных материалов. Продолжать учить проявлять аккуратность в работе. Формировать  аппликативные умения в приложении к тв...

КОНСПЕКТ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СКАЗКИ В ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЕ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТНР

КОНСПЕКТ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СКАЗКИ В ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЕ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТНР...