Методика раннего развития ребенка и интеллектуальные игры Никитиных
консультация

Каширина Светлана Сергеевна

Нетрадиционная система воспитания и развивающие игры для детей в семье Никитиных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 «Ласточка» общеразвивающего вида

городского поселения – г. Семилуки Воронежской области

Доклад на тему:

«Методика раннего развития ребенка и интеллектуальные игры Никитиных»

https://4istorii.ru/wp-content/uploads/2020/02/d17d3c0c877d8e4eb5649976b49e4d6a.png

Каширина Светлана Сергеевна,

старший воспитатель

г. Семилуки

2021 год

Методика раннего развития ребенка и интеллектуальные игры Никитиных

«Расскажи мне - и я забуду.

Покажи мне - и я запомню. 

Дай мне сделать самому - и я пойму».

Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины по праву считаются советскими педагогами-новаторами. На примере собственной многодетной семьи они продемонстрировали нетрадиционную систему воспитания.

Впервые о Никитиных начали говорить в конце 50-х годов XX века. Именно они заложили основы родительской педагогики. По мнению Никитиных, роль родителей в их системе воспитания, как части педагогики сотрудничества, должна сводиться к наставничеству, умному наблюдательству, созданию в обыденной жизни развивающей и обучающей среды, которая подтолкнет ребенка к саморазвитию. Их педагогика сознательного родительства была нацелена на всемерное развитие интеллектуальных, творческих, физических и трудовых способностей детей с самого раннего возраста.

Борис Никитин разработал систему РРР (раннего разностороннего развития детей), открыл закон НУВЭРС (необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей), создал множество развивающих игр,  выдвинул концепцию новой трудовой школы, написал книги по своей методике. Методика Никитиных рождалась не научно, а жизнью. В основе ее лежит труд, близость к природе, творчество. Постулат методики: «Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать самому — и я пойму». Идеи и практический опыт Никитиных перекликаются с педагогикой Я.А. Коменского, Л.C. Выготского, А.С. Макаренко, Я. Корчака, М. Монтессори.

Основные педагогические принципы  Б.П. Никитина

  • Предельно раннее начало развития ребенка, начиная с внутриутробного.
  • Максимально разностороннее развитие сенсорной и скелетно-мышечной системы организма.
  • Тщательная отработка развивающих методик и стимулов до начала применения.
  • Создание разнообразной среды для деятельности с рождения ребенка (с учетом увлеченности).
  • Работа на наивысший конечный результат в развитии ребенка: физические параметры — на рекорд, психические — без предела.
  • Полная свобода и самостоятельность детей во всем.
  • Заинтересованность взрослых во всех детских делах.

Среди многообразия педагогических разработок, развивающих методик, детских пособий, обучающих игр, методика раннего развития Никитиных и сегодня заслуживает особого внимания. Она проста, доступна и с успехом используется педагогами России  и других стран мира.

Развивающие игры Никитиных

Так как  эффективное развитие способностей ребенка возможно только через игру, Б.П. Никитин разработал целый ряд развивающих игр для детей любого возраста, которые впоследствии стали базой его системы.

Главными отличительными особенностями этих игр являются многофункциональность и безграничный простор для творчества. Развивающие игры активно используют родители, учителя, воспитатели и психологи. Их применяют для реабилитации больных и продления интеллектуальной активности пожилых людей.  Игры одинаково интересны детям и взрослым. Они доступны каждому и удивительно эффективны.

При этом каждая игра не только развивает разные стороны интеллекта, но и воспитывает самостоятельность, целеустремленность, аккуратность, умение концентрироваться. А еще они хорошо учат выстраивать совместную деятельность взрослого и ребенка, выявляют проблемные зоны во взаимоотношениях и помогают их решить.

Каждая игра - это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора. Задачи предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации. Задания расположены от простого к сложному. Уровней сложности несколько: от доступных двух-трехлетнему ребенку до непосильных для среднего взрослого.  Поэтому развивающие игры Никитиных могут возбуждать интерес в течение многих лет.

Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов.

Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем ребенок  может заниматься уже самостоятельно. Так кроха естественным образом выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. При этом малышу нельзя подсказывать. Ему надо предоставить возможность думать самостоятельно. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. Если заметно, что ребенок достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить.

Борис Павлович Никитин называл свои педагогические разработки «играми для ума», так как в игровой развивающей деятельности ставил на первое место самостоятельный поиск творческих решений и стимулирование новых достижений в развивающей среде, а не применение ребенком алгоритма известного решения интеллектуальных задач. По его мнению, дети должны учиться находить выход из игровой ситуации без инструкций педагога: в этом будет заключаться развитие интеллектуальных способностей. И это утверждение, воплощенное в развивающих играх Никитина для дошкольников, соответствует задачам современной педагогической науки.

Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется – «Интеллектуальные игры». Вот лишь несколько примеров самых популярных из них.

Описание основных интеллектуальных игр Никитиных

  • «Сложи узор» — от 1,5 лет, математическое мышление.
  • «Сложи квадрат» — с 9-10 мес., пространственное воображение, логическое мышление, способность к анализу и синтезу.
  • «Дроби» — от 3 -5лет, математическое мышление.
  • «Кубики для всех» — с 3 лет, пространственное воображение, объемные фигуры (для  черчения, стереометрии, начертательной геометрии).
  • «Уникуб» — с 2-15 лет, пространственное воображение, внимание, четкость (для  черчения, стереометрии, начертательной геометрии).
  • «Точечки» — с 5 лет, математическое мышление, изучение двузначных чисел (на основании этой игры созданы математические таблицы Зайцева).
  • «Рамки и вкладыши» — от 10 мес., сенсорное развитие.

Игра «Сложи узор»

В нашем дошкольном образовательном учреждении широко используется игра «Сложи узор».

http://vospitatelyu.ru/wp-content/uploads/2020/11/кубики-Никитина-1024x751.jpg

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.

Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

С малышами ясельного возраста можно играть в «Сложи узор», используя сначала 4 кубика, составляя одноцветные картинки, затем постепенно вводить следующие кубики, усложняя узор. Можно предложить составить самому простой узор и придумать ему название.

Воспитанникам старшего дошкольного возраста можно устроить увлекательные соревнования по игре «Сложи узор». Если разделить их на несколько команд, раздать по комплекту кубиков, то дети с удовольствием будут ждать от ведущего новое задание и складывать узоры по схеме. А воспитатель может подводить итоги в таблице, какая команда сложила быстрее, какая правильнее, а какая придумала больше новых узоров.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.

Заключение

Методика раннего развития,  интеллектуальные игры для детей сегодня не только не утратили свою актуальность, они получили большое распространение у современных производителей товаров для детей. Их выпускают в разных вариантах, модернизируют, используют в детских дошкольных учреждениях, развивающих центрах.

Исследования и опыт Никитиных — это источник идей для  новой интегрированной педагогики. Секрет ее успешности в игровом подходе к обучению.

Играйте вместе со своими детьми, общайтесь с ними, развивайте и узнавайте их!

Интернет-ресурсы

https://www.7ya.ru/article/Metodika-rannego-razvitiya-semi-Nikitinyh 

https://igrynikitinyh.ru/o-nas.html 

https://vospitatelyu.ru/pedagogika/igry-nikitina-dlja-doshkolnikov 

http://nikitiny.ru/slozhi-usor  

https://my-happybaby.ru/metodika-nikitiny-h-i-razvivayushhie-igry 

https://pedsovet.su/pedagog/6005_systema_vospitania_nikitinyh 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальные игры Никитин Б.П.

Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но ... не опаздывайте и, помогая ... думайте сами. Нет тайны рождения, есть т...

Консультация для родителей «Обзор методик раннего развития ребенка: основные достоинства и недостатки»

Эта консультация предназначена для родителейдетей раннего возраста...

Методика раннего развития семьи Никитиных.

Методика раннего развития семьи Никитиных.Сейчас Борис и Елена Никитины известны многим как классики отечественной педагогики. Такой известности они достигли благодаря своей методике, к...

Методика раннего развития семьи Никитиных.

Методика раннего развития семьи Никитиных.Сейчас Борис и Елена Никитины известны многим как классики отечественной педагогики. Такой известности они достигли благодаря своей методике, к...

Презентация "Методика раннего развития детей - методика Марии Монтессори"

Посмотрев эту презентацию, вы познакомитесь с самыми простыми и интересными играми по методике Марии Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными детей раннего дошкольного возраста....

Мастер-класс «Музыкальные игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике раннего развития Железновых)

Мастер-класс построен с использованием элементов развивающей методики Железновых, основанной на музыкально-ритмической деятельности и игровой форме подачи материала, развивающем память, слуховые, зрит...

Консультация для родителей «Развитие ребенка с помощью кубиков Никитина»

Замечательный двигатель в развитии ребёнка это "Кубики Никитина"- широко известная развивающая игра. Каждая игра представляет собой некий набор задач, в которую играют тысячи ...