Дополнительное образование
методическая разработка (старшая группа)

Реализация системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. “Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом”. (С. Михалков). В основе педагогического процесса лежит развитие патриотических чувств у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodina_moya.doc451 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

“Как у маленького деревца, еле поднявшегося
над землёй, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь
растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной
любви к Родине»

                                                                                                    В. А. Сухомлинский.

         Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2011-2015», принятая 05.10.2010 года  ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.

        В рамках реализации ФГОС образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» предполагает включение содержания по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

 Ориентир старших дошкольников на:

  1. Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине,  служение Отечеству.
  2. Социальную солидарность – свобода личное и национальная,  доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство.
  3. Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.

 

Таким образом, применительно к ребенку 5-7 лет, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

     Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития, и могут быть сформулированы следующим образом:

       - нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;

       - понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;

       - нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;

       - в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;

        - истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.

Актуальность проблемы

Реализация системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. “Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом”. (С. Михалков). В основе педагогического процесса лежит развитие патриотических чувств у старших дошкольников.

Интеграция образовательных областей:

Образовательная                область

Методические приемы

  1. «Социально-коммуникативное развитие»

- игры-инсценировки;

-показ всех видов театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый);

-оформление уголков  (предметы русского костюма) посещение выездных театров

 2. «Художественно-эстетическое развитие»

-музыкальный фольклор (детский, обрядовый, бытовой, военно-бытовой, строевой, плясовой, хороводный, исторический);

-беседы об изобразительном искусстве города, страны: об орнаменте и декорах;

-беседы, компьютерные мини — презентации о творчестве городского художника;

-рассматривание репродукций картин, слайдов, открыток, буклетов.

 3. «Речевое развитие»

Чтение художественной литературы:

-беседы, викторины;

 - фольклор: пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, чистоговорки;

-выставки тематические, посвящённые творчеству того или иного писателя, поэта.

  1. «Познавательное развитие»

Ознакомление с природой:

-опытническая и экспериментальная работа;

-проектная деятельность.

Формирование целостной картины мира (ознакомление с ближайшим окружением):

-Экскурсия:

-Беседы: -ознакомление с символикой страны,  флаг, герб; портреты руководителей.

Ознакомление с прошлым родного края:

-встречи с родителями: посиделки.

-просмотр фрагментов исторического кино, старых фотографий.

 -празднование всех государственных и региональных праздников.

  1. «Физическое развитие»

Накапливать двигательный опыт ребенка посредством пальчиковой гимнастики с использованием стихов, чистоговорок.

Цель -  Усвоение опыта общественной жизни, активное познание дошкольником истории родного государства.

Задачи:

Ожидаемые результаты:

1.Содействовать воспитанию у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку.

2.Воспитывать уважительное отношение к труду;

3. Расширять представление о России, ее столице; знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

4.Прививать чувства ответственности и гордости за достижения Отечества;

6. - прививать любви к природе родного края и чувства сопричастности с ней; 

1.Дети с теплотой  рассказывают о своей семье, доме, детском саде, улице, поселке; с удовольствием идут в детский сад;

2.Осознают о значимости труда, испытывают гордость и уважение к труду взрослых.  Берегут личное и общественное имущество, стимулируют других; принимают участие в работе по своим силам и помогает товарищам;

3.  Особенности представлений о России  стали более существенными. С гордостью называют столицу нашей Родины – Москву. Детский интерес отразился в творчестве: рассказах, рисунках, поделках.

4 интересуются и гордятся историческим прошлым и достижениями  Отечества, рассказывают об этом другим;

6. любят и берегут природу, побуждают к бережному отношению других;

Новизна данной программы заключается в том, что она формирует у детей чувства национальной гордости, гражданского достоинства через игровую деятельность, праздники, развлечения. Программой предусмотрено не только патриотическое просвещение детей дошкольного возраста, но и формирование толерантности, симпатии и уважения к другим народам, их праздникам и традициям. 

 

  Сроки реализации дополнительной программы 1 год.

  Расписание кружка: 1 раз в неделю –  30 минут.

 

  Форма занятий: игровое занятие

Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы  проводятся открытые занятия, совместные праздники с родителями и развлечения.

Образовательно  – тематический план дополнительной образовательной  (кружковой) программы

наименование темы (раздела)

количество часов

содержание (темы занятий, формы работы)

сроки реализации

Моя семья

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

  1. Беседа «Родственные связи»
  2. Беседа – «Моя семья».
  3. Занятие «Правила жизни в семье».
  4. Занятие «Мой дом»
  5. Семейный досуг «Бабушка рядом с дедушкой»
  6. Занятие «7Я»
  7. Проект «Мое генеалогическое древо»
  8. Утренник «Хорошо осенью в России»

сентябрь – первая неделя ноября

Мой город

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

  1. Занятие «Мой поселок - моя малая Родина»
  2. Занятие «История возникновения родного поселка»
  3. Рассматривание альбома “поселок Маяк”
  4. Проект «Мой двор»
  5. Беседа о достопримечательностях поселка
  6. Игра - путешествие по родному поселку
  7. Экскурсия в музей города
  8. Промышленность города Новокуйбышевска
  9. Занятие «Ознакомление детей с гербом города»
  10. Конкурс стихотворений «Мой город»

вторая неделя ноября – первая неделя февраля

Моя Родина

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

  1. Занятие «Наша Родина — Россия»
  2. Викторина «Неофициальные символы России»
  3. Занятие «Моя страна – мой дом».
  4. Занятие «Наша страна - Россия»
  5. Утренник «Хорошо осенью в России»
  6. Конкурс стихов о русской природе
  7. Беседа: «Какие люди живут на земле?»
  8. Занятие «Разноцветные люди»
  9. Беседа: «Какие народы живут в России»
  10. КВН «Что мы знаем о Родине?»
  11. Беседа с детьми на тему: “Наша Родина”, чтение стихотворения Н. Забилы “Наша Родина”, рассматривание изображений природы России.
  12. Провести беседу на тему: “Наша Родина - Россия, наш язык – русский
  13. Беседа с детьми о национальностях находящихся на территории России.
  14.  Занятие «История России»
  15.  Открытое мероприятие «Петр 1»
  16.  Занятие «Символика страны - герб, флаг, гимн.»
  17. Викторина “Колесо истории”
  18. Занятие - обсуждение «С чего начинается Родина?»
  19.   Занятие «Государственный флаг России»
  20. Развлечение “Россия – Родина моя!” (государственные символы России.)
  21. Беседа «Что значит быть гражданином»

вторая неделя февраля - май

Региональные компоненты нравственно — патриотического воспитания детей дошкольного возраста в образовательной организации на примере ознакомления с малой родиной - Самарская область,

Информационно-содержательный

(представления ребёнка об окружающем мире)

 

Эмоционально—побудительный

(эмоционально-положительные чувства ребёнка к окружающему миру)

 Деятельностный

(отражение отношения к миру в деятельности)

-культура народа, его традиции, народное творчество;

-природа родного края и страны, деятельность человека в природе;

-история страны, отражённая в названиях улиц, учреждений, памятниках;

-символика родного города, родного края и страны (герб, флаг, гимн).

-любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;

-интерес к жизни родного города, края и страны;

-гордость за достижения своей страны;

-уважение к культуре и традициям народов, населяющих  город; к историческому прошлому;

-восхищение народным творчеством, выдающимися и знаменитыми людьми культуры и искусства, спорта;

-любовь к родной природе, к родному языку;

-уважение к человеку —труженику и желание принимать посильное участие в труде.

-трудовая;

-игровая;

-художественно-продуктивная;

-художественно — музыкальная;

-коммуникативная;

-поисково-экспериментальная;

-конструктивная;

-проектная;

-двигательная;

-познавательная.

 

Педагогами ДОО разработано планирование по нравственно — патриотическому и духовному воспитанию детей: День поселка, День образования Самарской области,  проекты нравственно-патриотической направленности, сценарии фольклорных детских праздников и др.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной (кружковой) программы «Как не любить тебя, о, Родина моя!»

  • Комплексная программа Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева | ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
  • Программа «Мы живем в России» Н.Г. Зеленовой и Л.Е. Осиповой

Беседа на тему: « Наша Родина – Россия.»

Цель. Дать детям представление о родине – России, её столице; развивать умение ориентироваться по карте. Познакомить с символами государства. Воспитывать любовь, гордость и уважение к Родине.

Материалы. Карта России, изображения герба и флага России; аудиозапись песни «С чего начинается Родина?». муз. В. Баспера, сл. М. Матусовского и гимна России.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанника

Ожидаемые результаты

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Воспитатель задает вопрос:

-Как называется наша страна?

Воспитатель предлагает посмотреть на карту нашей страны.

Воспитатель задает вопрос:

-Какая она, наша Россия?

Воспитатель читает рассказ из книги Н.Ф. Виноградовой «Что такое родина?», и

предлагает .послушайте отрывок из песни «С чего начинается родина?».

Воспитатель задает вопрос детям:

-Что же такое Родина? С чего она начинается?

Воспитатель предлагает детям послушать, как (имя ребёнка) расскажет о Родине

Воспитатель спрашивает у детей:

 -Как ласково называют Россию русские люди? и почему?

Воспитатель обращается к детям:

-Как можно ещё назвать Россию? Какая она?

-Народ придумал много пословиц о Родине. Послушайте и запомните их. «Одна у человека мать, одна у него и Родина».

«Родина любимая – мать родная».

Воспитатель спрашивает у детей как они поняли смысл этой фразы?

-Воспитатель показывает плакат с изображением герба России и рассказывает, что у каждого государства есть свои символы. Свой герб, флаг, гимн и предлагает детям послушать стихотворение.

 

-Воспитатель рассказывает, о Гербе России.

-Герб России представляет темно-красный щит, на котором изображён двуглавый орёл. На груди орла помещён герб Москвы. Это означает, что Москва  - столица могучего Российского государства. Форма герба напоминает щит. На груди орла тоже изображён щит. Щит – это вооружение древнего воина в виде округлой или прямоугольной плоскости (из дерева, металла, кожи) для предохранения от ударов, стрел».

-Воспитатель просит ребенка рассказать о российском флаге.

- Воспитатель рассказывает что у каждого государства есть гимн и предлагает  послушать гимн Российской Федерации.

Воспитатель обращается к детям:

-Нам посчастливилось жить в замечательной стране, в мире больше нет такой. Не случайно о ней сложено много стихов. Послушайте ,стихотворение Н. Забила «Наша Родина».

Мы много говорили сегодня о России, о нашей родине.

-А как надо относиться к родине?

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие –

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

О. Фокина

-Занятие окончено. !!! Вы молодцы! Вы очень хорошо работали. Звучит музыка песни «С чего начинается Родина?»

1Дети отвечают:

.-Россия.

2. Дети смотрят и отвечают: -Большая, огромная, сильная, любимая, красивая, богатая.

3. Дети отвечают:

-Это наша Родина. Родина – страна, в которой человек родился и живёт.

5.-С родного дома, улицы, парка, города, столицы нашего государства и т.д. – всё это Родина.

6.Ребёнок читает стихотворение «Моя Родина» М.Лисянского.

7.Дети отвечают:

- Россия-матушка. Она для нас как мать. А маму все любят. Она нас кормит, поит, защищает, бережёт от врагов. Дорогая, любимая, единственная, родная….

9.-Мы к Родине относимся, как к родной маме. Мы маму бережём, любим, жалеем. И так же относимся к Родине.

-Ребёнок рассказывает стихотворение В. Степанова «Герб России».

(Ребёнок читает стихотворение В Степанова «Флаг России» и рассказывает об особенностях флага России).

О нём рассказывает ребёнок.

Знают   символы государства.  Имеют представление о родине – России, её столице. Ориентируются по карте. Знакомо чувство любви, гордости и уважение к Родине.

 

Предварительная работа.

Чтение «Слово «Родина» Ю.Яковвлев

«Наша Родина» С. Соловейчик.

«Русь» С. Романовский

Стихи. «Родина» К. Симонов

«Родина» М.Пляцковский

Д\и «Подскажи словечко»(родина, отчизна, отечество).

Знакомство с пословицами.

Человек без Родины-соловей без песни.

Береги землю родную, как мать любимую.

Жить-Родине служить.

Литература.

  1. Т.И. Подрезова. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ, стр.55.
  2. О.Ф. Горбатенко. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, стр.73.
  3. Н.Г. Зеленова «Мы живём в России», стр.70.

Литературный материал к занятию.

«Моя Родина». М. Лисянский.

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём.

Герб России. В. Степанов.

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Флаг России.   В. Степанов

Белый цвет-берёзка,

Синий-неба цвет.

Красная полоска-

Солнечный рассвет.

Наша Родина.  Н. Забила.

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и горы!

Раскинулась моя страна

От севера до юга

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше, чем за десять дней –

И то едва домчится.

Что такое Родина?  Н.Ф. Виноградова.

Каждый, услышав слово «родина», представляет что-то своё, самое родное и близкое. Родина объединяет всех людей, живущих в одной стране: они говорят на одном языке, имеют одинаковые паспорта, работают, отмечают общие праздники, и если это необходимо, защищают свою Родину от врагов.

Список используемой литературы

  1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ « Сфера»,  2004
  2. Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю.Александрова и др. -  Волгоград: изд. «Учитель», 2007
  3. С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. -  М.: ТЦ  « Сфера»,2005
  4. Шорыгина Т.А. Беседы о правах  ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008
  5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.. Мы живем в России. - М., 2010
  6. Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей. - М.: Школьная прессе,  2011
  7.   «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой
  8.  система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной
  9.  «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук
  10.   «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой
  11.   «С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондрыкинской
  12.   «Патриотическое воспитание детей 4-6 и 6-7 лет» Н.Г.Комратовой, Л.Ф. Грибовой и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...

Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития»

Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития&raqu...

Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....

Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования

Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...