Творческо-информационный проект «Защитники Отечества – герои Саратова».
проект (подготовительная группа)

Пищулина Наталия Викторовна

    Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Поэтому необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zashchitniki_otechestva-geroi_saratova.docx36.58 КБ

Предварительный просмотр:

Творческо-информационный  проект

в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР)

на тему:

 «Защитники  Отечества – герои Саратова».

Тип проекта: творческо– информационный .

Вид проекта: познавательно – игровой.

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта: воспитатели, учитель-логопед, дети подготовительной группы, родители.

Цель: воспитание патриотизма, приобщение к истории своей страны.

Задачи:

1. Развивать интерес к событиям прошлого и настоящего.

2. Развивать чувство гордости, бережное отношение к людям, прославившим нашу Родину.

3. Познакомить детей с жизнью некоторых знаменитых людей города Саратова.

4. Привлечь родителей к совместной деятельности.

Актуальность проекта:

    Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Поэтому необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

        В каждой стране, в каждом городе, в каждом населенном пункте  есть свои герои, и именно на их опыте, на их подвигах воспитывается молодое поколение. Наша Родина, Россия, - страна героическая. В тысячелетней её истории военных лет в общей сложности было больше, чем годов мирных. Но, какие бы враги не бросали нам вызов, мы выстояли. И надо, чтобы молодёжь в любых условиях была готова встать на защиту страны – нужны примеры героизма, не показного, не показушного, а истинного.

Герой это, прежде всего, труженик войны, где ему для этого ратная судьба не назначила место – в окопе или в Генеральном штабе. Если он командир, то, прежде всего, такой, который бережет своих солдат, выполняет поставленные задачи не числом, а умением, не только личной храбростью, но и за счёт опыта, настойчивости, самых скрупулёзных расчётов в период подготовки к сражению.

      В 2020 году исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.

     Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у детей любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. 

    Проект «Защитники  Отечества – герои Саратова» направлен на воспитание у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 75-летия Победы. 

   Этот праздник очень важен для современной России, ведь он концентрирует в себе весь исторический опыт и славные ратные традиции наших Вооружённых сил; объединяет историю воинских подвигов и героев армии России со дня её создания и до сегодняшних дней.

Содержание: проект «Защитники  Отечества – герои Саратова» даёт возможность изучить одну из важнейших страниц в истории страны.

Поможет детям познакомиться не только с защитниками Отечества, но и с людьми, прославившими Отечество в мирное время.

Познакомить детей с высокими наградами, которыми награждались за выдающиеся деяния и подвиги на поле боя офицеры и генералы, за самоотверженное служение своей Родине.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций о войне, дне Победы, космонавтов, военных моряков и испытателей морской техники, участников Афганской войны, ликвидаторов Чернобыльской катастрофы, участников экспедиций в Арктике и Антарктике, и других.

2. Чтение художественных произведений о Великой Отечественной войне, о пограничниках, о героях – пожарниках, о космонавтах и других героях, слушание песен, вальсов, заучивание стихов и песен.

Принципы образовательного процесса:

1. Индивидуальный подход к каждому ребёнку.

2. Рациональное сочетание разных видов деятельности.

3. Развивающий характер обучения.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный.

• Выявление первоначальных знаний детей о героях.

• Информация родителей о предстоящем проекте.

• Подбор литературы, презентаций, фотографий, плакатов.

2 этап. Введение детей в проблемную ситуацию.

• Совместная деятельность родителей, детей и педагогов.

• Проведение НОД, бесед о ВОВ, победе в войне, людях прославивших Отечество в мирное время.

• Чтение художественной литературы.

• Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.

• Разучивание стихотворений.

• Практическая деятельность детей, педагогов и родителей.

• Экскурсия в библиотеку.

• Прослушивание аудиозаписей, просмотр презентаций.

• Рассказы воспитателей и родителей.

3 этап. Основной-реализация проекта.

• Презентация «День героя»

• Презентация «Памятники ВОВ Саратова и Саратовской области»

  • Презентация «Памятники Заводского района города Саратова»

Формы проведения:

Беседы с презентациями:

• «О космосе»

• «Маленькие герои большой войны»

• «Города - герои»

• «Москва – город герой»

  •  «День Героев Отечества. Маленькие Герои нашего времени»

Знакомство с художественной литературой:

•Е. Благинина «Шинель»;

•С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»;

•Л.Толстой «Пожарные собаки»;

•чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»;

•С. Михалков «Приезд героя», «Быль для детей»;

•А. Митяев «Сегодня праздник. Апрель. День космонавтики».

•Л. Кассиль из книги «Твои защитники».

•Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы».

План работы на год.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Работа с детьми

Сентябрь

1. Беседа «Что такое война?» Детям о ВОВ простыми словами.

Цель: Сформировать представление детей о понятиях «война» и «мир»; выяснить представления детей о ВОВ: что им читали, какие фильмы смотрели, рассказывали им о войне и кто.

2. Рисование «Какой я вижу войну».

3. Беседа «10 Саратовцев, которые завоевали Победу».

Цель: Познакомить детей с героями саратовцами, которые участвовали в ВОВ.

4. Д/и:«Подбери картинку».

Стенд «Война глазами детей».

Выставка детских работ

Октябрь

1.Посещение Музея воинской славы в СОШ № 38 2. Беседа «Дети и война».

 3.Чтение из сборника рассказов «Дети — герои Великой Отечественной войны»;

4. Просмотр презентации: «Знаменитые саратовцы, именами которых названы улицы».

5. Д/и:«Воину солдату своё оружие».

Рассматривание репродукций. Плакат «Освободи!»;                              графика «За водой», «Раненый мальчик»;                              ст.К.Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете».

Ноябрь

1.Тематическое занятие «Природа и ВОВ».

2.Прослушивание видео-рассказа Ю.Знабацкова «Щедрый ёжик». Рассказы о войне для детей

3.Рассказывание о письмах с фронта, приходящих в годы ВОВ в семьи воспитанников.

4. Просмотр презентации: «Памятники ВОВ в Саратове и Саратовской области».

5.Д/и:«Чья форма».

Репродукции художников (картина Пластова «Фашист пролетел»,; ст. Н.Домовитов «На пепелище».)

Просмотр видео-рассказа.

Изготовление писем-треугольников.

Декабрь

1. Просмотр презентации «Города-герои»

2. Выставка художественной литературы о ВОВ.

3. Беседа: «День героев Отечества».

4. Д/ игра «Что нужно артиллеристу, танкисту, летчику, разведчику и т.д» 

Цель: Закрепить знания детей о военных профессиях; развивать зрительное внимание; воспитывать гордость за нашу Армию.

  Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Фото-выставка «Моё путешествие по городам-героям»

Фото-выставка « Мой папа- воин РФ»

Январь

1. Мини-музей военной техники.

2.Просмотр презентации «Боевая техника войны»

3.Просмотры:                                                                                      фильмов о войне в соответствии с возрастом (отрывки)                                                                                                     презентаций                                                                                         мультфильмов

4. Д/и: "Военный транспорт».

Создание мини-музея военной техники.

Подборка фильмов, презентаций на тему ВОВ для детей.

Февраль

1. Блок «Геральдика-детям»

«Великая Отечественная война глазами художников»

- «Художники-живописцы о войне»

- «Художники блокадного Ленинграда»

«Боевая графика войны» (плакаты, карикатуры)

- «Великая Отечественная война в скульптуре и архитектуре»

2. НОД «Главные праздники России».

3. Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества».

4.НОД. Лепка «Отважные парашутисты», «Корабли».

5. С-р/ и: «На границе»

Рассматривание плакатов, памятников, скульптур ВОВ.

Знакомить детей с достопримечательностями нашего города.

Экскурсия к памятникам героев с родителями,

Праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.

Март

1. Блок «Геральдика-детям»

«Далёкий голос войны»

-Прослушивание  в аудиозаписи композиции «Как звучала война».

-Литературно-музыкальные композиции: «Священная война», «День Победы», "Песни войны», «Песни о войне».

2. Познавательный час: Русские полководцы-Кутузов, Жуков, Суворов

3. Презентация «Дети-герои войны».

4. Просмотр презентации: «Памятники Заводского района г.Саратова».

5. П/и: «Попади в цель»

Цель: продолжать учить сочетать замах с броском при метании. Соблюдать очередность в игре.

Разучивание военных песен.

Презентация о русских полководцах.

Фото-выставка «Дети-герои войны»

Апрель

1.  Просмотр видео фильмов: «Минута памяти»,

2. Мини-музей «Мы память бережно храним!»

3. НОД « Города-герои» .

4. Беседа: «Ими гордится Саратовская область».- (рассматривание «Книги памяти» созданную из архивных документов воспитателями и родителями).

5. Беседа: «Знакомство с женщиной – космонавтом В. Терешковой», «Наша армия».

6. П/и: «Меткий стрелок».

Цель: формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.

Фото-отчёт мини-музея.

Экскурсия групп д/с в мини-музей.

Май

1. Блок «Геральдика-детям»

«Надевают наши деды боевые ордена»

- «Из истории боевых наград»

- «Ордена ВОВ»

- «Слушание в аудиозаписи рассказа «Медаль за отвагу»

-Беседа по картине «Медаль за отвагу»

2. Беседа о празднике «День Победы». 

3.НОД посвящённый Дню Победы                                     4. Презентация «Награды» 

5. П/и: «Разведка»

Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность, четность.

 «Встречные перебежки» 

Цель: закрепить умение детей бега наперегонки.

Праздник, посвященный Дню Победы».

Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. (совместно с родителями)

Сентябрь - май

Чтение произведений художественной литературы 

 А. Гайдар «Сказка о военной тайне»,                                         А. Митяев «Родина»,                                                                          А. Прокофьев «Нет на свете родины красивее»,                      С. Маршак «Пограничник»                                                                 С. Алексеев «Первая колонна», «Первый ночной таран»                                                                                                  Е. Благинина «Шинель»                                                               Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»                                         М. Пляцковский «Май сорок пятого года»                                  А. Митяев «Мешок овсянки»                                                        А. Твардовский «Рассказ танкиста» и др.                                         «Истории для детей о Великой Отечественно войне»

Информация для родительского уголка.

Работа с семьёй

Сентябрь

Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»

Фото-выставка «Моё любимое место в городе Саратове»

Октябрь

Консультация «Семья — убежище души».                    Духовно-нравственное воспитание детей.

Оформление тематической выставки в книжном уголке

Информация для родительского уголка.

Ноябрь

Консультация « Как рассказать ребёнку о войне?».

Квест – игра «Дорогами бессмертного полка»

Информация для родительского уголка.

Помощь в организации и подготовке к Квест – игре

Февраль

Изготовление макетов военной техники и оформление выставки.

 Фото-отчёт.

Выставка.

Март

Практикум «Как знакомить детей с ВОВ»:                         -«История страны и история рода» (как пережили войну прадедушки и прабабушки).                                                               - «Наш помощник-телевизор» (какие фильмы и передачи смотреть, как обсуждать их содержание с детьми)                                                                               -Памятники нашего города.

Информация на стенде для родителей.

Апрель

"Книга памяти»                                                                             Рассказ о члене семьи, участнике ВОВ (воевавшем на фронте или трудившемся в тылу), желательно с приложением фотографий.

Консультация «Что рассказать детям о Дне Победы?»

Оформление стенда «Герои Отечества»

Изготовление «Книги памяти»- «Семейный герой»

Сбор документов и фотографий из семейных архивов об участниках войны.

Информация на стенде для родителей.

Май

Выставка семейных плакатов «Нет войне!»                       

Консультация для родителей на тему: «Знакомьте детей с героическим прошлым России».

Активное участие родителей и детей в городских мероприятиях, посвященных 9 мая.

Фото-выставка «Бессмертный полк»

4 этап. Заключительный.

Изготовление писем-треугольников.

Создание мини-музея «Мы память бережно храним!».

Изготовление «Книги памяти»- «Семейный герой».                                                                    Изготовление макетов военной техники и оформление выставки.                                                                   Праздник, посвященный Дню Победы».

Список литературы.

1. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. . // Преподавания истории и обществознания // 2011. №7

2. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания // 2012. №4

3. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание. – М., Айрис-пресс, 2012 – 224 с.

5. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика – 2010 - №5 – С. 52

6. Лихачёв Д.С. Краеведение как наука и как деятельность//Русская культура. – М.: Искусство, 2010.

7. Вардугин В. И. Саратовская азбука: великие земляки и достопримечательности родного края - слава и гордость нашей губернии / В. И. Вардугин. - Саратов : 2013. - 64 с. : ил.

8. Связаны одной судьбой: Страницы истории.  - Саратов : регион. Приволж. изд-во 2010. - 168 с. : фот. - (К 60-летию образования Саратов. р-на). 

9. Энциклопедия Саратовского края: В очерках, событиях, фактах, именах. - Саратов : Приволж. кн. изд-во, 2010. - 688 с. 

Интернет – ресурсы

  1. http://64.fsin.su/sovet-veteranov/
  2. http://bb-saratov.ru/
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по сотрудничеству с КВЦ "Радуга" г. Саратова

Примерный план работы составлен для реализации экспериментальной  сетевой опорной площадки по теме «Оптимизация процесса развития художественно-творческой активности детей 5-7 лет» на базе ...

Результаты работы педагогического коллектива МДОУ «Детский сад № 202» Ленинского района г. Саратова по реализации экологообразовательного проекта «Растем вместе с комнатными растениями» в рамках участия в опытно-экспериментальной деятельности.

С начала 2010 учебного года на базе МДОУ «Детский сад № 202» «Колобок» совместно с педагогическим институтом СГУ им. Н.Г.Чернышевского» успешно реализуется программа эксперимента «Формирование э...

Сценарий экологической сказки "Весеннее путешествие гнома Васи по городу Саратову" в подготовительной группе.

Целью данного мероприятия является формирование нравственного отношения к природе через театрализацию экологической сказки, развитие эмоционального осознания взаимосвязи и взаимозавис...

#ПисьмоСолдату #ЗащитникиОтечества

Участвуем с детками в акции "Zащитникам Отечества"! Написали письма с тёплыми словами и пожеланиями солдатам и офицерам, которые сейчас участвует в спецоперации на Украине. #ПисьмоСолдату #За...

Проект: «Героями не рождаются – героями становятся. Герои СВО живущие рядом с нами».

Проект:«Героями не рождаются – героями становятся.Герои СВО живущие рядом с нами»....