Моя педагогическая находка
методическая разработка

Гричкоcей Наталья Николаевна

Здравствуйте, уважаемое жюри, предлагаю вашему вниманию мою педагогическую находку.

Главная задача дошкольных образовательных учреждений состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для интеллектуального, духовного, творческого, социального, эмоционального и физического развития ребёнка, то есть способствовать всестороннему развитию его личности. C введением ФГОС эта задача стала более реализуемой, так как данный стандарт во главу угла ставит не передачу знаний детям, а развитие у детей инициативности, самостоятельности, любознательности, уверенности в своих силах, способности выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности.

Слайд 2

ФГОС требует от воспитателя переосмысления и переоценки своей деятельности. Педагогу необходимо создать условия для проявления способностей каждого ребенка, помочь раскрытию личного потенциала дошкольника. Дошкольник – это увлечённый исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети дошкольного возраста удивительны, неповторимы; это возраст почемучек, исследования мира, активного познания. Для того, чтобы отвечать на сто тысяч «Почему?», воспитателю необходимо много знать об окружающем мире, о том, что происходит в стране, ближайшем окружении, интересоваться литературой, искусством, повышать общий культурный уровень. Слайд 3

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире — важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем — это его естественное состояние.   Познавательный интерес является фундаментом для развития у ребенка мышления, речи, психических процессов. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. Задача педагога – стимулировать любознательность ребенка, активно развивать малыша в этот период. На помощь воспитателю приходят различные педагогические технологии. Одной из них является технология проблемного обучения.

Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность находить средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Каким же образом мы можем стимулировать познавательную активность у дошкольников? Исходя из опыта своей работы, я сделала вывод, что одним из эффективных направлений повышения познавательной активности у дошкольников являются дидактические игры, но не обычные дидактические игры, а с использованием нетрадиционных пособий, выполненных своими руками. Слайд 4

Как уже было сказано, дошкольник – это увлечённый исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, побуждает к вопросу, догадкам.

Причем, объектом, побуждающим стремление детей к исследованию, поиску ответов, может стать даже обычная ложка. Не верите? Попробую вам это доказать.

Наблюдая за игрой детей, я часто замечаю, что привычные предметы не вызывают у них познавательного интереса. Ну что может быть интересного в столе, стуле или обычной столовой ложке?

Свой педагогический «эксперимент» я начала с игры «Чудесный мешочек».  Дети стали делать предположения, что же в нем может быть? Варианты ответов были разные и вот, наконец, предмет угадан. Торжественно достаю ложку из «волшебного мешочка». И вижу некоторое разочарование в глазах детей. Задаю проблемную задачу: где в детском саду можно использовать ложку? Практически все дети отвечают, что ложка нужна нам для еды.

Договариваемся с детьми, что они подумают, спросят у родителей, где еще можно найти применение этому предмету. На следующий день ребята уже с порога делились тем, что нового они узнали. Лиза сказала, что на ложках можно играть, Егор заявил, что ложку можно использовать в эстафетах, Айлина рассказала, что из пластмассовых ложек можно сделать цветок. Карим предположил, что ложки можно считать, то есть использовать в качестве счетного материала. Слайд 5

В ходе образовательной деятельности мы убедились, что Карим был прав. Действительно, ложки можно посчитать, с ними удобно закреплять цвет, можно даже сравнить их по количеству. Было принято решение опытным путем проверить все варианты использования ложки.

Например, попробовать вместо хлопков отстукивать ложками количество слогов в слове.

Слайд 6 Необычное решение. Берем деревянные ложки и …стучим. Действительно, интересно. Дети просят задавать им как можно больше слов. И такое, ранее не очень любимое задание: определить количество слогов в слове, становится чуть ли ни самым любимым в группе.

Оказывается, с ложками можно экспериментировать. Слайд 7

Предлагаю детям две ложки: металлическую и деревянную. Задаю вопрос: какая из ложек дольше держит тепло? Какая ложка не утонет или они утонут обе, а может, будут плавать? Дети начинают предлагать варианты ответов. Проверяем опытным путем: прикладываем ложки к телу – оказывается, дерево дольше держит тепло; а если погрузить эти предметы в воду, то металлическая ложка утонет сразу, деревянная будет плавать. Дети задумываются, почему так происходит. Предлагаю искать объяснение. Оказывается, дерево теплее и легче металла и не тонет в воде.

Дальше – больше, Настя увидела в соседней группе кукольный театр из ложек. Слайд 8 С утра первым делом она поделилась с ребятами этой новостью. Если взять ложку, прикрепить к ней личико, косички и бантик, а также нарядное платьице, то у нас получится куколка. И вот опять работа кипит: дети рассматривают примеры такого театра, обсуждают. Без помощи родителей не обойтись, они тоже с удовольствием трудятся, мастерят, перевоплощают ложки в различных персонажей.

А знали ли вы, что ложку можно использовать в изобразительной деятельности, самостоятельно придумывать узор и расписывать ее, как настоящие художники? А еще в рисовании мыльными пузырями ложка просто необходима. Слайд 9 Для такой работы нам понадобятся материалы: вода, жидкое мыло, гуашь, плотная бумага, трубочки для коктейля, ложка.

В небольшом количестве воды растворяем гуашь. Чем больше краски добавим, тем ярче получится цвет пузырей. Затем берём трубочку для коктейля и начинаем пенить раствор (дуем в трубочку, чтобы образовались пузыри). Поднявшиеся пузыри аккуратно снимаем ложкой и выкладываем на лист. Ну а дальше мы фантазируем, на что же похожи наши изображения. У одних – на цветы, у других – на рыб, у третьих - на причудливые облака. Такой вид рисования развивает у детей творческое воображение. А еще это очень весело! Что может быть интересней игры с мыльными пузырями?

Пришло время проверить предположение Айлины, что из пластмассовых ложек можно сделать цветы, тем более и повод нашелся: День мам. Слайд 10 Стали решать, какой цветок будем делать, предложения детей были разные: тюльпаны, розы, белые ромашки. В итоге ребята выбрали цветок. И вот уже красивые букеты ждут любимых мам.

Слайд 11 А как не порадовать бабушек и мам праздничным выступлением оркестра! Тем более и ложки деревянные, расписные у нас есть. Мы с детьми попробовали играть на ложках в ритм музыке, и получилось неплохо, а еще и весело!

Слайд 12 Ложки, оказывается, могут быть использованы инструктором по физической культуре для проведения упражнений с предметами, эстафет.

Слайд 13 Наш учитель – логопед Елена Михайловна раскрыла секрет, что ложками можно выполнять логопедический массаж. Удивлению детей не было предела. Мы попробовали… и нам понравилось. Дети с восторгом рассказывали родителям вечером о таком необычном использовании ложки.

В итоге наши ребята узнали очень многое об использовании этого удивительного предмета. Можно сказать, что обычная ложка стала универсальным средством всестороннего развития ребенка. Таким образом, ложку можно использовать:

Слайд 14 В дидактических играх «Сочини сказку»,

Слайд 15 «Одень куклу»,

Слайд 16 «Футбол»,

Слайд 17 как пособия для занятий,

Слайд 18 разложи цифры,

Слайд 19 эмоции,

Слайд 20 цветы,

Слайд 21, 22, 23 как атрибуты к праздникам (веера, ложки),

Слайд 24, 25, 26 а также для декора интерьера (светильник, картина, павлин).

Таким образом, с использованием элементов проблемного обучения мной было отмечено, что существенно повысился интеллектуальный уровень детей, обогатился их опыт, дети стали более любознательными. Все знания были получены детьми самостоятельно и проверены опытным путем. Наблюдая за работой воспитанников, могу отметить, что дети были заинтересованы решением проблемной задачи, активно включались в работу, у них горели глаза, каждый подтвержденный способ применения ложки вызывал у них восторг и желание рассказать об этом всем: педагогам, детям, родителям.

Ребята стали более целеустремленными, самостоятельными, прибрели неоценимый опыт общения со сверстниками.

Дети раскрыли свои способности и реализовали через театрализованную, изобразительную, музыкальную деятельность свой творческий потенциал.

Одновременно происходило и духовное развитие детей. Они приобщались к народной культуре, знакомились с ложкой как народным музыкальным инструментом, что очень важно в наш век популяризации информационных технологий.

Не осталось в стороне и физическое развитие детей. Развивались такие физические качества как ловкость, быстрота, координация.

Таким образом, этот простой, на первый взгляд, предмет – ложка, может использоваться в разных дидактических играх, применяться в различных видах деятельности с детьми дошкольного возраста для достижения многих целей.

Моя педагогическая находка рекомендуется воспитателям, педагогам-психологам, учителям –логопедам, музыкальным руководителям.

Давайте же будем поддерживать в маленьких исследователях интерес к познанию даже внешне простых и понятных предметов!

Спасибо за внимание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grichkosey_n.n._prezentatsiya_k_nahodke.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

воспитатель Гричкосей Наталья Николаевна МБДОУ «Д/с № 5 «Теремок» ГО ЗАТО Комаровский Конкурсное испытание «Моя педагогическая находка» «Ложка как универсальный предмет для всестороннего развития дошкольников»

Слайд 2

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи: - предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; - формирование познавательных действий, становление сознания; - развитие воображения и творческой активности; - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

Слайд 5

Давайте посчитаем

Слайд 7

Эксперимент с ложками

Слайд 8

Сочиняем сказки…..

Слайд 9

Если дунуть посильней, будет много пузырей.

Слайд 10

Для любимых мам и бабушек.

Слайд 12

Донеси мяч в ложке

Слайд 13

Массаж для язычка

Слайд 14

Для дидактических игр

Слайд 17

Демонстрационный материал

Слайд 21

Атрибуты к праздникам

Слайд 24

Для декора интерьера

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...