Опыт работы по теме «Развитие интеллектуальных способностей детей через организацию игр в шахматы»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Герасимова Оксана Валерьевна

Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления игры в шахматы.

Задачи программы:

а) образовательные:

-Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.

- Познакомить с основными шахматными понятиями, терминами.

-Учить детей свободно ориентироваться на шахматной доске, разыгрывать шахматные партии.

-Обеспечить успешное овладение детьми основополагающими принципами ведения шахматной партии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_gerasimova_ov.docx38.26 КБ
Файл opyt_raboty_po_shahmatam.pptx2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Опыт работы по теме

«Развитие интеллектуальных способностей детей через организацию игр в шахматы»

подготовила воспитатель

Герасимова Оксана Валерьевна

п. Малиновский, 2022г.

 «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти… шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память». 

В.А. Сухомлинский

«Шахматы — это игра – пробный камень человеческого ума». 

Иоганн Вольфганг Гете.

Мир шахмат прочно вошел в жизнь Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Это движение стало массовым. Наш округ – один из лидирующих регионов мира по проведению шахматных турниров, том числе в Интернете. В них ежегодно участвуют около 1,5 тысяч шахматистов всего света: от Перу и США до Китая и Индии.

В Декларации Европарламента, директор департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры Л.Н. Ковешникова отметила: «Организация шахматного образования это вовлечение ребят в процесс изучения шахмат и в новый процесс мыслительной деятельности, что является эффективным способом сопровождения развития мышления ребенка. Сегодня система образования обязана обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка с помощью «умных» технологий. Шахматное образование – это и есть технология индивидуального сопровождения каждого ребенка!».

Что такое шахматы - спорт, игра, наука, искусство? О шахматах можно говорить очень много.

Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Мудрая игра была изобретена не одним человеком, а целым народом в Индии в шестом веке нашей эры.

Шахматы — это не просто игра, шахматы - это увлекательный мир, одна из популярных интеллектуальных игр. Польза от занятий шахматами очевидна и доказана многочисленными примерами и результатами.

Сегодня шахматы самая распространённая настольная игра, сочетающая в себе элементы спортивного мастерства, науки просчитывать многоходовые комбинации и искусства психологического владения игрой и молчаливого воздействия на противника. Безусловно, игра в шахматы имеет большое воспитательное значение, она учит логически мыслить, развивает усидчивость и концентрацию внимания, учит проявлять выдержку и не поддаваться панике во время игры, планировать свои действия на 3-5 шагов вперёд, способствует становлению настоящей творческой личности. Во время игры в шахматы у игроков проявляется характер, и открываются многие особенности личности, о которых они даже не подозревали.

Для чего нужны шахматы …Нужно ли учить дошкольников этой игре? Многие исследования показали, что обязательно надо учить детей шахматной игре. Это самая гениальная игра, которую придумало человечество. Шахматы содержат в себе воспитательную, образовательную, физическую и эстетическую функцию. Шахматы - спорт, но не физический, а умственный. Шахматы — это отличная подготовка к школе.

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому обучение игре в шахматы необходимо начинать как можно раньше. Об этом говорят педагогические и физиологические исследования ученых всего мира. Мы знаем о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-6 лет высоки.

Такое авторитетное заключение о функциональных возможностях организма 5-6 летних детей дает все основания широко популяризовать шахматы в дошкольных образовательных учреждениях. Из своего опыта работы могу сделать вывод, что у детей дошкольного возраста действительно имеется громадный потенциал возможностей обучения игре в шахматы.

Актуальность.  Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».

Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.

Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Я очень люблю игру шахматы и в неё играю. По этой причине выбрала тему самообразования «Развитие интеллектуальных способностей детей через организацию игр в шахматы». В 2018 году разработала комплексно-тематическое планирование по шахматам для детей старшего возраста. В совместной деятельности мы с ребятами знакомились с шахматными фигурами, разновидностью ходов в игре, а затем учились играть, устраивали турниры. В 2019 году разработала дополнительную развивающую программу познавательной направленности «шахматы» по обучению игре шахматам детей старшего дошкольного возраста на два года  обучения (5-6 и 6-7 лет).

Программа опирается на Принципы обучения:

- принцип развивающего обучения, направленный на всестороннее развитие личности и индивидуальности ребёнка;

- принцип интеграции образовательных областей (познание, коммуникация, социализация) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

- принцип связи обучения с жизнью, практикой, предусматривающий решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной экспериментальной деятельности ребёнка;

- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода.

Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления игры в шахматы.

Задачи программы:

а) образовательные:

-Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.

- Познакомить с основными шахматными понятиями, терминами.

-Учить детей свободно ориентироваться на шахматной доске, разыгрывать шахматные партии.

-Обеспечить успешное овладение детьми основополагающими принципами ведения шахматной партии.

 б) развивающие:

-формировать стремление ребенка к самостоятельному решению логических задач.

- развивать мыслительные операции.

в) воспитывающие:

-воспитывать, усидчивость, целеустремленность.

-учить анализировать свои и чужие ошибки, планировать свою деятельность, выбирать правильное решение.

-прививать культуру общения, уважение к взрослым и детям.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 5-6 и 6-7 лет.

Сроки реализации:

- 1 год обучения  5-6

- 2 год обучения 6-7 лет.

В неделю проводятся 2 раз продолжительностью 25 минут для детей 5-6 лет и 30 минут для детей 6-7 лет.

Направления работы:

  • Знакомство с шахматами (фигурами).
  • Самостоятельная игра в шахматы.

Основной формой работы является групповые занятия, включая индивидуальную работу, 2 раза в неделю.

 Технологии:

- технология сотрудничества;

- технология проблемно – диалогового обучения;

- технология индивидуального обучения;

- личностно – ориентированная технология;

- модульная технология;

- технология работы со схемой;

- технология на основе учебных ситуаций;

- технология «ситуации успеха».

Содержание работы. Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятия. Постепенно происходит усложнение. Процесс обучения шахматам проводится в форме увлекательной игры: рассматриваются рисунков в книгах, чтение сказок, придумывание своих, заучивание стихов и загадок.. В работе учитываются дидактические принципы: от простого к сложному, от легкого к более трудному, от неизвестного к известному, внося элемент занимательности и новизны, для того чтобы шахматы дарили детям радость, обогащали их духовный мир. Эта игра при умелом руководстве становится средством воспитания и обучения

Важным условием успешного обучения является визуальный контакт т. к. игра в шахматы развивает наглядно- образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Все дети изначально талантливы. Ребенку и воспитателям надо усвоить известную истину: шахматы дело занимательное, но и сложное, шахматы – каждодневный труд, труд упорный и настойчивый.

В работе используются различные методы и приемы:

  • Метод обследования, наглядности (рассматривание шахматных фигур, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов и других наглядных пособий по шахматам);
  • Словесный (беседа, использование художественного слова. Указания, пояснения);
  • Практический (самостоятельное выполнение игровой комбинации, игры);
  • Эвристический (развитие находчивости и активности);
  • Частично-поисковый;
  • Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
  • Мотивационный (убеждения, поощрения).

Этапы работы. Весь образовательный процесс делится на два этапа:

I этап – подготовительный, когда дети знакомятся с шахматами, их особенностями, способам и приемам игры в шахматы и т.д.)

II этап – практический, когда дети самостоятельно применяют свои знания в игре шахматы.

Для успешной реализации поставленных задач программа определяет тесное взаимодействие с родителями. Такое сотрудничество определяет познавательный характер процесса, обуславливает его результативность.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные беседы и консультации, рекомендации, папки-раскладки, информационный стенд, семинары-практикумы, мастер-классы, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам шахматного развития детей.

В программе широко используются технические средства обучения: проектор, интерактивная доска, музыкальный центр, ноутбуки, фотоаппарат, видеокамера, музыкальный центр и др.

Ожидаемый результат.

Первый год обучения:

Воспитанник:

  • имеет представление о шахматной доске;
  • правильно размещает доску между партнерами;
  • ориентируется на шахматной доске;
  • различает и называет шахматные фигуры;
  • правильно расставляет шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение перед партией;
  • умеет играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;
  • имеет представление об элементарных правилах игры в шахматы;
  • умеет перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
  • знает правила хода, взятие каждой фигуры;
  • владеет основными шахматными терминами;
  • умеет делать рокировку;
  • умеет объявлять шах;
  • умеет ставить мат;
  • умеет решать задачи на мат в один ход.

Второй год обучения:

Воспитанник:

  • определяет ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур;
  • владеет основными тактическими приемами;
  • знает, что означают следующие термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль;
  • умеет матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
  • проводит элементарные шахматные комбинации;
  • решает простейшие шахматные задачи в 1-2 хода;
  • разыгрывает шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры.

Форма подведения итогов: участие детей в конкурсах, викторинах различного уровня, мероприятий для родителей. Турниры между детьми группы приводиться 3 раза в год.

Итоги реализации программы.

Оформлен кабинет «Шахматы», где имеется все необходимое оборудование, оформлена выставка детского творчества «Шахматное королевство».

Подобраны мультфильмы, где шахматные фигуры и пешки оживают и с ними происходят приключения, оформлены картотеки сказок, стихов, загадок про шахматы, изготовлен лепбук «Шахматы».

Проведены квест-игры: «Спасение белой Пешки», «Путь ладьи», «Там клетки черно-белые чудес и тайн полны».

Подготовлен раздаточный материал: раскраски, разрезные картинки по шахматам, иллюстрационный материал с изображением шахматного поля и шахматных задач.

Подготовлены игры на развитие логического мышления: «Ящик ощущений», «Что изменилось», «Правильно-неправильно», «Найди сходство и разницу», «Узнай по описанию», «Шахматная лесенка», «Домино», «Узнай фигуру по силуэту», «Собери шахматную доску», «Четвертый лишний», «Адрес полей».

Игры на решение шахматных задач: «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Сними часовых», «Выиграй фигуру».

Для  родителей оформлены папки-передвижки: «Шахматы», «Чемпионы мира по шахматам»; проведены консультации: «Шахматы в дошкольном возрасте», «Компьютерная программа «Динозаврик учит шахматам»», «Игра шахматы»; мастер-класс онлайн «Занимательная игра «Шахматы». С детьми приняли участие с выступлением на общем родительском собрании по презентации дополнительных платных образовательных услуг детском саду, показали инсценировку с использованием художественного слова, загадок о шахматах.

Для педагогов подготовлены: консультация «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию игр в шахматы»;  презентации: «Шахматные фигуры», «Как ходят шахматные фигуры»; мастер-класс  «Играем в шахматы».

Участие детей в конкурсах.

Муниципальный творческий конкурс «Юный шахматист» среди детей старшего дошкольного возраста дошкольных образовательных организаций Советского района Вольхина Виктория, диплом победителя в номинации «Поделки из бумаги и картона» (2019г.); Галиев Иван, Пушкарева Ксения, участники (2021г.); международный конкурс «Рисунок» «Шахматная фигура – Ферзь» Аширов Савелий, 1 место (2021), международный конкурс «Декоративно-прикладное творчество» «Шах белому Королю» Титова Таня, 1 место (2021), международный конкурс «Рисунок» «Шахматная фигура – пешка», Япаева Карина, 1 место (2022), международный конкурс для детей и молодежи «Радость творчества» галиев Иван, победитель (2 место), (2021), международный конкурс «Планета знаний» Игошева Вера, 1 место (2022), всероссийский конкурс поделок Галиев Иван, диплом победителя (2022г), всероссийская олимпиада «Битва слонов в клубе «Четыре ферзя» Бегункова Яна, 1 место (2022),  X Всероссийская викторина «Окно в шахматный мир» Обийко Рома, Мартин Слава. 1 место (2022) .

Пушкарев Тимофей, Вольхина Виктория, участники шахматного турнира (4 место), 2019г.

Достижение педагога. Личное участие в шахматном турнире, дипломом 2 степени (2019г.); муниципальный конкурс  методических разработок по развитию шахматного образования в Советском районе в номинации «Лучшее внеурочное мероприятие» диплом III степени (2020г), международный конкурс для детей и молодежи «Творческий поиск»  номинация: «Презентация» конкурсная работа «Как шахматные фигуры ходят» 1 место (2020).

Второй год являюсь руководителем  платной дополнительной услуги с обучающимся по дополнительной общеразвивающей программе «Шахматы».

Заключение. Важным достижением работы можно считать возросший у детей и их родителей интерес к шахматной игре и желание научиться играть в эту развивающую, дисциплинирующую игру. Дети научились рассуждать, делать выводы, у них стало более развито логическое мышление, умение работать в паре, умение поддерживать командный дух и играть за себя.

Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и поэтому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.

Научить играть в шахматы можно каждого, но для этого необходимо запастись терпением. Наша цель не воспитывать чемпионов, а прививать интерес к мудрой игре. Шахматы – это целый мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и несчастьями. В наших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир.

Методическое обеспечение

1. Методическая литература под редакцией И. Г. Сухина «Там клетки чёрно белые чудес и тайн полны» 1 и 2 часть, специально разработанная для дошкольников.

2. Рабочие программы 1-4 годы обучения «Шахматы школе» под редакцией И. Г. Сухина

3. Сухин  И.Г. Удивительные приключения в Шахматной стране. -Ростов н/Д: Феникс, 2004.

     4.  Сухин  И.Г. Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей-М.: Астрель: АСТ:Полиграфиздат, 2012.

    5  . Сухин  И.Г. Шахматы, первый год или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Часть 1.- 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2016

    6. Сухин  И.Г. Шахматы, первый год или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Часть 2.- 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2016

    7.  Сухин И.Г. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

    8. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. – М.: «Астрель», 2000.

    9.   Трофимова А.С. Учебник юного шахматиста/– Ростов на Дону: Феникс, 2014г.

   10. Шахматы для детей. Шахматы для будущих чемпионов: пер с англ. /Тед Ноттингем, Боб Уйэд, Эл Лоуренс. – М.: Астрель; АСТ, 2010г.

   11. Шахматная тетрадь - раскраска: рисуем, учимся, играем/ А. С.Трофимова. – Ростов на Дону: Феникс, 2015г.

12. В.Г. Гришин Малыши играют в шахматы.

Интернет-ресурсы

1. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт] URL http://www.chess-master.net/articles/3.html

2. Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru /

3. Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook /


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт работы « Развитие интеллектуальных способностей детей через организацию игр в шахматы» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад «Улыбка» п. Малиновский» Автор: Герасимова Оксана Валерьевна. воспитатель Таёжный , 2022

Слайд 2

«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти … шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память » В. А. Сухомлинский «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти… шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память». В.А. Сухомлинский

Слайд 3

«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти … шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память » В. А. Сухомлинский Принципы обучения: - принцип развивающего обучения; - принцип интеграции образовательных областей; - принцип связи обучения с жизнью, практикой; - принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей; - принцип систематичности и последовательности; - принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного.

Слайд 4

Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления игры в шахматы. Задачи : а) образовательные: -Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы. - Познакомить с основными шахматными понятиями, терминами. -Учить детей свободно ориентироваться на шахматной доске, разыгрывать шахматные партии. -Обеспечить успешное овладение детьми основополагающими принципами ведения шахматной партии. б) развивающие: -формировать стремление ребенка к самостоятельному решению логических задач. - развивать мыслительные операции. в) воспитывающие: -воспитывать, усидчивость, целеустремленность. -учить анализировать свои и чужие ошибки, планировать свою деятельность, выбирать правильное решение. - прививать культуру общения, уважение к взрослым и детям.

Слайд 5

методы и приемы : Метод обследования, наглядности (рассматривание шахматных фигур, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов и других наглядных пособий по шахматам ); Словесный (беседа, использование художественного слова, у казания , пояснения); Практический (самостоятельное выполнение игровой комбинации, игры); Эвристический (развитие находчивости и активности) ; Частично-поисковый ; Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); Мотивационный (убеждения, поощрения).

Слайд 6

Итоги реализации программы Оформление кабинета

Слайд 8

Л епбук на решение шахматных задач

Слайд 9

Игры на развитие логического мышления

Слайд 10

Работа с детьми

Слайд 11

Материал для родителей и педагогов

Слайд 12

Представление опыта работа в образовательной организации

Слайд 13

Муниципальный конкурс «Юный шахматист»

Слайд 14

Достижения детей

Слайд 16

Достижения педагога Оксана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»

Опыт работы  по теме:  «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»...

«Опыт работы по теме «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность с использованием ИКТ технологий»

Средний дошкольный возраст – замечательное время для развития творческих талантов. Малыши этого с удовольствием примеряют на себя различные роли, проникаясь переживаниями вымышленных героев, при...

Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики»

laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры,сказки, рисунка, фантазии и творчества».В. А. Сухомлинский....