«Опыт работы по теме «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность с использованием ИКТ технологий»
статья (средняя группа)

Луиза Габдразаковна Султанова

Средний дошкольный возраст – замечательное время для развития творческих талантов. Малыши этого с удовольствием примеряют на себя различные роли, проникаясь переживаниями вымышленных героев, при этом раскрепощаясь и постигая природу человеческих взаимоотношений. Включая в свою работу Работа по театрализованную деятельность можно решить множество задач, способствуя, прежде всего, гармоничному развитию ребёнка.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_2020-2021g.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Опыт работы по теме «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность с использованием ИКТ технологий»

в средней группе № 3 «Паровозик» за 2020-2021 уч.г

Воспитатель: Султанова Л. Г

«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных артистов».

                                                                                        К.С.Станиславского 

Что такое театр для детей – это сказочная страна, где фантазии становятся реальностью, предметы оживают, животные начинают разговаривать, а добро всегда побеждает зло. Всё это разновидность игры, которая является частью жизни дошкольника. Театрализованная деятельность оказывает на ребёнка огромное эмоциональное влияние, пробуждают его воображение, активность.    

Средний дошкольный возраст – замечательное время для развития творческих талантов. Малыши этого с удовольствием примеряют на себя различные роли, проникаясь переживаниями вымышленных героев, при этом раскрепощаясь и постигая природу человеческих взаимоотношений. Включая в свою работу Работа по театрализованную деятельность можно решить множество задач, способствуя, прежде всего, гармоничному развитию ребёнка.  

Среди основных задач хочу выделить следующие:

 – совершенствование умения ориентироваться в сценическом пространстве, перемещаться по площадке;

– развитие умения воплощать в игре конкретные чувства, переживания, создавать определённый образ посредством интонации, мимики и пантомимики;

– становление речевого дыхания, правильной артикуляции, чёткой дикции, развитие умения изменять интонацию;

– привитие навыков публичного выступления;

– активизация словаря, обогащение словарного запаса, совершенствование интонационного строя, развитие диалогической речи.

            Работу по театрализованной деятельности в средней группе можно разграничить на две ключевые группы: игры-драматизации (театр драмы) и режиссёрские игры. В своей работе я широко использую игры-драматизации, где дети сами становятся действующими лицами спектакля: облачаются в костюмы, играют роли персонажей, передавая их движения и переживания с помощью интонации, мимики и пантомимики. \

Разновидностью драматического театра является театр масок, который также имеет место в средней группе. По размерам детской головки с помощью родителей изготавливаем шапочки-маски. Они могут быть сшитыми или вязаными, также можно использовать картонное изображение, которое фиксируется вокруг головы резиночкой. Все дети хотят играть в сказку, но многим мешают страх, неуверенность, неудачи.

        Опыт работы подсказал мне необходимые методиче-ские приемы, стимулирующие творческое вооб¬ражение детей. Так, наряду с показом взрослого и с показом упражнения одним ребенком я практикую коллективные показы-упражнения. При анализе показа-упражнения одного из ребят я отмечаю достоинства и находки исполнителя и обращается ко всем: «Кто хочет показать, как движется и рычит медведь, крадется лукавая рыжая лиса, задорно поет храбрый петух?». Гла¬за ребят говорят об огромном желании играть, но многим мешает внутренняя скованность, страх. И тогда выручают коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с вами в лесу и все мы зайчики – прыгаем на полянке!» или «Мы квакающие лягушки». Момен¬тально группа наполняется ожившими персона¬жами сказки. Пассивных нет – все дети изобра¬жают злого волка, смелого петуха, хозяюшку лягушку и т.д. Я сопереживаю вме¬сте с детьми, повторяю движения и голоса ге¬роев сказки. Проявлению творческих способностей детей помогает прослушивание и анализ записи их игр, рассматривание фотографий. Слушая за¬писи своих спектаклей, дети забывают об окружающих, входят в образ, и мы наблюдаем инте¬ресные зрелища оживших персонажей сказки. Анализируя фотографии, где дети запечатлены во время игры, я направляю их внимание на удачные мизансценические решения, на выра¬жения лиц персонажей, на наличие новых кра¬сок в позе, лице, движениях. Дети учатся пра¬вильно оценивать исполнение ролей у товарищей и сами пытаются украшать игру новыми решениями. В ходе режиссёрской игры ребёнок только создаёт сцену, управляя игрушечным героем – объёмным или плоским. В своей работе я использую следующие виды театра: – настольный театр. Это манипуляции с самыми обычными игрушками (матрёшками, фигурками животных и пр.) и плоскими изображениями, при этом сценической площадкой является детский стол. Содержание таких спектаклей обычно подбирается предельно простое, отсутствуют замысловатые движения и действия. Вместе с детьми придумываем небольшой сюжет и обыгрываем его; – театр на магнитной доске. Малышей обычно увлекает сам процесс игрового действия: ведь картинки не падают, а словно приклеены к доске, будто волшебные. Можно легко изготовить множество персонажей для таких спектаклей: изображение можно нарисовать либо же вырезать из открыток, журналов, старых книг; – пальчиковый театр – это маленькие куколки, сшитые из материала (лучше фетр), связанные из пряжи либо склеенные из бумаги. Личико оформляется с помощью пуговиц, бисера, бусин, ниточек и пр. Дети надевают игрушки на пальчики и с помощью ширмы показывают спектакль. Пальчиковый театр способствует эффективному развитию мелкой моторики дошкольников, что влияет на формирование речи детей. Он является незаменимым помощник в общении с ребятами; – театр на палочках. Для изготовления этого театра мне понадобились деревянные палочки и силуэты персонажей, изготовленные из картона или бумаги. Секрет игрушек в том, что каждый силуэт прикрепляется к палочке и персонаж приводится в действие благодаря ее повороту. Театр на палочке интересен для детей не только тем, что он очень легок в изготовлении, но и тем, что действия можно изображать и за ширмой, и свободно передвигаясь по комнате; – бибабо (или театр «Петрушки») представляет собой набор из кукол, которые надеваются на руки подобно перчатке. Во время показа этюда головка куклы насаживается на указательный палец, а руки (или лапы животного) – на большой и средний. При этом сценой театра бибабо является ширма, на которую ставятся декорации. Маленькие кукловоды находятся за ширмой и управляют куколками. Такой театр обычно вызывает у малышей восторг и море ярких эмоций.

         В группе оформлен уголок театра, где представлены самые разные виды театра, костюмы, шапочки-маски и различный театральный реквизит. С помощью всей этой атрибутики в свободное время малыши развивают свои актёрские способности, разыгрывая небольшие спектакли, воображая себя различными персонажами. Театрализованная деятельность в средней группе – само по себе очень увлекательное для детей занятие, тем более, если придумать для них интригующую мотивацию. Например, показываю малышам красивый сундучок и говорю, что нашла его по дороге в детский сад. Там находятся персонажи сказки (это может быть «Теремок» или «Колобок», «Курочка Ряба» или «Заюшкина избушка» и др.). Чтобы сундучок открылся, дети должны отгадать загадки или произнести заклинания «Чек,чек,чек открывайся сундучек» Другой вариант начала занятия – держу в руках клубок ниток и объясняю детям, что он не простой, а волшебный, может привести в сказку. Клубочек катится и приводит ребят к игрушечному персоонажу. Он сообщает детям, что они, действительно, оказались в сказке, где разговаривают звери и птицы, а добро всегда побеждает зло. Чтобы заинтересовать детей театрализованной деятельностью, можно нарядиться в сказочницу и пригласить ребят поиграть с ней. Для того чтобы творческая активность не стала обыденной меняю набор приёмов в работе с детьми. – просмотр сценок кукольного театра. Разыгрываю разные сказки с пальчиковыми куклами, куклами бибабо, куклами на палочках и другими; – разыгрывание сказок и инсценировок. Беру хорошо известные сюжеты, чтобы не было проблем с заучиванием небольшого текста; – беседы о театре (знакомлю ребят с театром, показываю презентации фотографии красивых зданий. Дошкольники узнают, что бывают драматические и кукольные театры, знакомятся с профессией актёра); – выполнение упражнений, направленных на формирование выразительности исполнительского мастерства; – психогимнастика. Этот приём помогает ребятам прислушаться к своим ощущениям, провести рефлексию. Задания обычно представляют собой сочетание инструкций и музыки. Чаще всего это звуки природы и просьба представить себя на берегу моря, в лесу, а затем проиграть разные эмоции, связанные с этой ситуацией: зашли в море, приятно, потом тревожно, ведь не знаем морское дно – хмуримся, подплыли рыбки, удивились, испугались – что-то незнакомое, обрадовались новым друзьям – морским жителям.

            Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально-чувственного опыта – длительная работа, потребовалось участие родителей. Для них я проводила консультации, давала советы, рекомендации. Обновляла материал в уголке для родителей, стараясь подобрать интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома. Так же организовывала выставки игр, упражнений, заданий на развитие моторики, развитие речи, интонационной выразительности, воображения, мышления, памяти. Основы драматизации и актёрского мастерства закреплялись и раскрывались на музыкальных занятиях, в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях.

           Таким образом, театрализованная деятельность формирует у детей целеустремлённость, собранность, взаимовыручку. Театральные импровизации способствуют эмоциональному воспитанию детей, умению выплеснуть свою энергию, передать своё видение мира. Работая с детьми, я не ставлю перед собой задачу воспитать профессиональных артистов. Но кем бы ни были в будущем дети, я верю, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеюсь, что искренность, доброта, чистота помыслов и поступков будет присутствовать с ними всегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педагогического совета на тему: "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность"

Вашему вниманию предлагается сценарий педагогического совета на тему: "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность"...

опыт работы по теме "Развитие творческих способностей в музыкально-театрализованной деятельности"

Предлагаю свой опыт работы по теме " Развитие творческих способностей детей в музыкально-театрализованной деятельности"...

План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

План профессионального самообразования воспитателя старшей группы.Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».Цель:повышение ...

План работы по самообразованию « Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность».

План работы по самообразованию « Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»....

Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности"

Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности"...