Практико-ориентированный семинар « Формирование нравственных представлений средствами материнского фольклора»
методическая разработка (младшая группа)

Что такое материнский фольклор? Как можно отобразить фольклор в образовательной среде? Представляем наш опыт работы по формированию нравственных качеств через материнский фольклор в  детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практико-ориентированный семинар « Формирование нравственных представлений средствами материнского фольклора»

Провели: Епифанова С.Ю.-зам по ВМР, Гуреева Н.В., Здорова М.Г, Тюрина Е.В., Мишина Л.А., Соколова И.В., Гущина Ю.В.- воспитатели групп раннего возраста.

Цель: представить опыт работы педагогов групп раннего возраста в рамках инновационной деятельности.

План:

1.Презентация опыта работы.

2.Видеоролик по созданию лэпбука по потешкам.

1сл.

Что такое материнский фольклор? Как можно отобразить  фольклор в образовательной среде?  Сегодня мы хотим поделиться опытом работы по формированию нравственных качеств через материнский фольклор в нашем детском саду.

2 сл.

Прежде всего разберемся , что такое материнский фольклор. Под материнским фольклором  мы понимаем те жанры детского фольклора, которые используются в процессе пестования , взращивания ребенка.Это колыбельные песни, пестушки, сопровождающие телесный контакт матери и ребенка в процессе ухода, потешки, прибаутки.

 3 сл.

Материнский фольклор- это основной инструмент развития ребенка в период грудного вскармливания и до перехода ребенка в детское сообщество.

Произведения фольклора всегда близки природе ребенка: простота этих произведений, легкость запоминания, возможность обыгрывания привлекают детей. Отражение в играх, песнях, сказках, жизни и деятельности людей многих поколений позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

Народные песенки, частушки, потешки, прибаутки представляют собой ценный материал для воспитания детей раннего возраста: формируется восприимчивость к звучащей ритмической, музыкальной речи, песенки, потешки помогают им учиться говорить, побуждая к подражанию словам и звукам. Дети принимают их живо, кроме того, создают предпосылки для воспитания интереса к явлениям жизни, доступные их пониманию. Фольклор вызывает положительные эмоции у детей, формируется внутренняя готовность к восприятию русской народной культуры.

Большой педагогический потенциал, заложенный в этих простых по форме произведениях, необходим и востребован в современном образовании.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закреплённый в произведениях народного искусства.

Анализ народного педагогического опыта, проведенный в последнее время специалистами в разных областях знания, показывает, что одновременно со становлением психических функций ребенка, освоением им двигательных навыков, очень рано, еще в младенческом возрасте, через материнский фольклор ребенку даются первые представления о мире.

4 сл.

Не смотря на то , что материнский фольклор относится к устному народному творчеству, свою работу мы начали с обогащения предметно- пространственной среды. Не для кого не секрет, что малыши лучше воспринимают материал, когда у них есть опора на наглядность.

В игровых центрах появились разнообразные народные игрушки (Богородские деревянные игрушки, дымковские), пополнили разные виды театра, шапки- масочки и театрализованные костюмы для обыгрывания потешек, песен- попевок, музыкальных и хороводных игр.

5 сл.

Так же мы разнообразили предметно-развивающую среду дидактическими пособиями, которые очень полюбились малышам. Это 3д книжки по потешкам, игровые поля с прикладом, дидактические пособия «Расскажи сказку». Данные пособия мы используем как для первоначального знакомства детей с фольклором в совместной деятельности, так для самостоятельной деятельности детей.

Нами была создана картотека потешек на каждый день. А также Лэпбук. С его содержимым мы хотим Вас познакомить в небольшом видеоролике в конце презентации.

6 сл.

Для ознакомления детей с малыми фольклорными формами, а также ознакомления с бытом русского народа используем музейную педагогику на основе  мини-музеев  «Музей народной игрушки», «Музей матрешки», Мини-музей «Курочка ряба», «Куклы из бабушкиного сундука» и музея «Русской избы».

7сл.

Разнообразие фольклорного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям деятельности позволяет с успехом решать задачи нравственного воспитания детей. С помощью фольклора мы воспитываем у ребенка аккуратность, внимательность, доброту, взаимопощь, показываем любовь к ближнему.

Материнский фольклор мы интегрируем во все образовательные области.

Большой потенциал кроется в данном материале для физического развития детей. Так для создания положительной установки на предстоящий режимный момент используем потешки, песенки. Удачно использованная потешка, песенка помогает воспитателю во время кормления, умывания, во процессе одевания- раздевания, укладывания спать ( приобщают к здоровому образу жизни). Хороводные, подвижные, пальчиковые игры соответственно используются для развития крупной и мелкой моторики, физических качеств.

8 сл.

Играя с народной игрушкой, осмысливая и проживая сюжет сказки ребенок более глубоко понимает понятия -дом, семья, дружба трудолюбие, забота.

9 сл.

С помощью фольклора мы можем решать задачи познавательного и речевого развития. Для расширения детского опыта и поддержки культурных практик мы проводим беседы, обыгрывания, дидактические игры с 3Д книгами, лэпбуком, книжками с картинками на липучках, развлечения. С помощью бесед и практической деятельности со взрослым создаются такие условия, в которых дети «открывают» смысл понятий на практическом уровне. Знакомятся со старинными предметами и традициями.

10 сл.

Понимание нравственных понятий невозможно без эмоционального отношения ребенка. И в этом нам помогает изобразительная деятельность. Понимание красоты вещей, красоты русского народного слова, приобщение к народному искусству- это очень важно для детей раннего возраста.

Вообще каждое игровое занятие предусматривает интеграцию видов детской деятельности на основе комплексирования  видов и жанров народной культуры ( потешки, сказки, народные игры и игрушки, подвижные игры, театр и другое).

Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды деятельности, насколько это возможно. Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей.

Формы организации работы с детьми

1.Чтение сказок, пальчиковый, теневой, настольный театр, просмотр альбома по русским народным сказкам, знакомство со сказочным персонажем, имитационные движения, элементам драматизации.

2.Непосредственно образовательная деятельность.

3.Специально организованные занятия по фольклору.

4.Совместная деятельность с детьми (режимные моменты, наблюдения, игра, индивидуальная работа).

5.Досуговая деятельность.

6.Использование фольклора на занятиях:

Это чей, это чей,

Домик, чей из кирпичей?

Это дети строят дом,

Чтобы куклы жили в нем!

Или в режимных моментах:

Водичка, водичка, Умой, мое личико...

Чистая водичка, Моет Саше личико,

Анечке - ладошки, А пальчики - Антошке.

Аи, лады, лады, лады, Не боимся мы воды,

Чисто умываемся, Деткам улыбаемся.

В адаптационный период использую такие потешки, как, например:

Кто у нас хороший? Наша деточка в дому

Кто у нас пригожий? Что оладышек в меду,

Ванечка хороший, Красно яблоко в саду.

Ванечка пригожий.

8.Знакомство с православными праздниками, обычаями и обрядами, связанными с ними.

9.Постоянное использование русских народных игр и сказок в воспитательно-образовательном процессе.

10.Прослушивание музыкальных произведений.

Таким образом, выбранные формы работы позволяют мне осуществить живое общение, учитывая особенности возрастного восприятия, и индивидуального реагирования. Занятия на фольклорном материале очень интересны детям, малыши активно, эмоционально включаются в работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РАБОТА Тема: «Дымковская игрушка, как средство развития творческих способностей детей 4-5 лет »

Задачи данного поекта:- дать представление о промысле, содержании, назначении предметов, материалах, характерных  для  дымковской игрушки;- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, ...

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".

Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Тайны русского Севера»

Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине. Формирование интереса к творческой познавательно-исследова...

Информационный практико-ориентированный проект по формированию целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей среднего дошкольного возраста «Хлеб– всему голова» (4-5лет)

Паспорт проекта№ОглавлениеСтр.1Актуальность22Паспорт проекта23Проблема24Информационная карта проекта «Хлеб -всему голова»55Этапы реализации проекта66Тематическое планирование проекта77Прил...