Проект "Познаём играя"
проект (младшая группа)

Руденко Виктория Валентиновна

Формирование и развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Познаём играя26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 2 городского округа города Райчихинска

Проект

«Познаем играя»

для второй младшей группы.

                                                                                Выполнила: воспитатель

Руденко Виктория Валентиновна

2021-2022 г.

Актуальность проекта

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.

Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, так как сенсорные способности детей закладываются в раннем возрасте. Дошкольники быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

Всестороннее развитие дошкольников осуществляется на основе игровой деятельности, в процессе которой у детей формируются воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе.

Именно поэтому большинство дидактических игр в данном направлении рассчитаны именно на детей в возрасте от 3 до 4 лет.

Следует также сказать, что дидактические игры являются одним из наиболее важных занятий для развития детей этого возраста. Потому как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Этим же и обосновывается то, что в ходе дидактической игры можно не только наблюдать за развитием его определенных качеств и умений. Но также и корректировать их и направлять в более правильное русло. Иногда в большей, иногда в меньшей степени.

Итак, актуальна эта тема потому что:

успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов;

дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей;

дидактические игры выполняют функции – контроля за состоянием сенсорного развития детей;

дидактические игры являются одним из наиболее важных занятий для развития детей дошкольного возраста, потому как ребенок практически все в этом мире познает через игру.

Процесс модернизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста.

Возникает необходимость использования современных педагогических технологий образования.

Одной из таких технологий является технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста «Сказочные лабиринты игры» Воскобович.

Проблема: наблюдая за детьми по развитию сенсорных способностей в нашей группе, мы выделили недостаточный уровень сенсорного развития. В результате возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорного развития детей

Цель проекта: формирование и развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.

Задачи:

  • Создание предметно-развивающей среды для обогащения и накопления сенсорного опыта детей.
  • Использование дидактических игр в  образовательной деятельности.
  • Применение сенсорных эталонов в практической деятельности детей.
  • Взаимодействие с родителями по изготовлению дидактических игр для развития сенсорных способностей.

Принципы построения проекта:

  • системность
  • учёт возрастных особенностей детей
  • дифференцированный подход
  • принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний,       постепенного и постоянного усложнения материала
  • поэтапное использование игр
  • гуманное сотрудничество педагога и детей

Формы организации детской деятельности.

  • логико-математические игры.
  • интегрированные игровые занятия.
  • совместная деятельность педагога и детей.
  • самостоятельная игровая деятельность

  Сроки проекта: август 2021– май 2022 год

Вид проекта: познавательно – игровой.

Участники проекта:

  • воспитатели
  • дети II младшей группы
  • родители

Ожидаемый результат:

  • повышение уровня сенсорного развития детей
  • пополнение уголка дидактическими играми и играми В. Воскобовича

Этапы реализации проекта

I этап подготовительный (август)

Содержание работы: постановка проблемы, изучение литературы, составление плана дальнейшей работы.

II этап практический (сентябрь-апрель)

Задачи:

-Ознакомление детей с дидактическими играми по сенсорике;

-Формировать у детей умение различать и называть цвет и форму (игрушку, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

-Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.

Содержание работы:

Совместная образовательная деятельность педагога с детьми;

Подбор и изготовление дидактических игр;

Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорике и почему ее так важно развивать?»;

Консультации для родителей: «Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 3- 4 лет»;

Дидактические игры:

«Геометрические фигуры», «Найди пару», «Что катится», «Подбери по цвету», «Разложи по форме», «Разложи по величине», «Найди свой домик», «Назови правильно», «Игры с пробками», «Собери бусы», «Открой коробочку».

Проведение с детьми ОД по сенсорному развитию детей: «Зайка к нам пришел»;

«Художественно - эстетическое развитие. Лепка: «Зёрнышки для петушка»

«Художественно - эстетическое развитие. Рисование: «Лучики для солнышка»

«Ознакомление с художественной литературой: Потешка «Петушок, петушок…», стихотворение А.Барто «Смотрит солнышко в окошко»

III этап итоговый. (май)

Содержание работы: создание в группе центра по развитию сенсорных способностей у детей.

Перспективный план по реализации проекта 2021-2022 учебный год

Месяц

Дидактические игры

Сентябрь

1. «Найди окошко» определение формы, размера предмета.

2. «Угадай, на что похоже» Нахождение сходства геометрических фигур с реальными предметами.

3.  «Цветные кубики» Восприятие цвета.

4. «Выложи дорожку для машин» Определение величины.

5. Двухцветный квадрат В.В.Воскобовича. Знакомство.

Октябрь

1. «Катится – не катится» Определение формы.

2. «Собери пирамидку» Зрительное определение величины.

3. «Цветок для бабочки» Восприятие цвета.

4. «Составь цепочку» Чередование геометрических фигур.

5. Двухцветный квадрат В.В.Воскобовича. «Домик».

Ноябрь.

1. «Дорисуй картинку» Определение цвета, формы геометрических фигур.

2. «Привяжи ленточки к бабочкам» Восприятие цвета.

3. «Собери целое» Умение выделять части, соединять в целое.

4. «На что похоже» Определение формы предметов.

5. Двухцветный квадрат В.В.Воскобовича.

«Конверт»

Декабрь

1. «Найди пару» Определение цвета, формы, величины.

2. «Хлоп- хлоп» Выполнение соответствующих движений по словесной инструкции и цветовому сигналу.

3. «Разрезные картинки» Развитие зрительного восприятия.

4. «Раскрась предмет» На развитие произвольного внимания, восприятия цвета.

5. Двухцветный квадрат В.В.Воскобовича

«Конфета»

Январь

1. «Сделай елочку» Зрительное определение величины.

2. «Лото» Нахождение формы.

3. «Составь целое из частей»

4. «Чудо – соты»

5. « Гусеница» (составь по образцу)

Февраль

1. «Забывчивый художник» развитие зрительной памяти, умение находить недостающие элементы в рисунке.

2. «Где лежит кубик» Ориентировка в пространстве.

3. «Лото вкладыш» На формирование целостного образа предмета, умение находить недостающий элемент.

4. «Холодно-тепло-горячо» На формирование различных тактильных свойств.

5. «Где лежит кубик» Ориентировка в пространстве.

Март

1. «Найди форму в предмете» Определение геометрических форм.

2. «Матрешки» Зрительное определение величины.

3. «Подарим кукле бусы» Чередование цвета по заданному образцу.

4. «Красивая салфетка» Определение геометрических фигур. Ориентировка на плоскости листа.

5. «Где лежит кубик» Ориентировка в пространстве.

Апрель

1. «Три медведя» Умение соотносить величину предметов.

2. «Что нарисовано» Умение переносить пространственные отношения с плоскостного на объемное.

3 «Цветные автомобили» Ориентировка на цветовой сигнал.

4. «Чудесный мешочек» На развитие тактильных ощущений.

5.«Рисование палочками» Выкладывание геометрических фигур из счетных палочек.

План работы с родителями

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Консультация для родителей «Что такое сенсорное развитие, и почему его так важно развивать»

Ноябрь

Папка передвижка «Сенсорное развитие посредством дидактических игр»

Январь

Консультации для родителей «Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 3- 4 лет»

Март

Мастер-класс

«Сенсорное развитие детей через дидактические игры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...