Развитие познавательно-речевой активности дошкольников с ОНР средствами сказкотерапии и театрализованной деятельности
консультация

Рящина Лидия Викторовна

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников с ОНР средствами сказкотерапии и театрализованной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие познавательно-речевой активности дошкольников с ОНР средствами сказкотерапии и театрализованной деятельности»

    Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности

дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Сказка, при творческом подходе к ней, позволяет решать задачи формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

Театрализованные игры и логосказки способствуют развитию многих сторон личности дошкольника. Они решают следующие задачи:

коррекционные задачи

  • совершенствованию звуковой стороны речи и исправление звукопроизношения;
  • развитие связной (диалогической и монологической) речи;
  • -усвоение богатства родного языка;
  • усвоение элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации);
  • активизация, пополнение и обогащение словаря;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • развитие артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики;
  • работа над интонационной выразительностью речи;
  • коррекция и развитие психологической базы речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов.

воспитательно-образовательные:

  • обогащение знаниями, умениями, навыками;
  • развитие интереса к литературе и театру;

-повышение эффективности мотивации речи, её художественно-эстетической направленности и наполненности;

  • приобщение детей к красоте, точности и глубине художественного слова;
  • приобщение к речевой культуре, народному фольклору.

Логосказки могут представлять собой дидактическую игру, театрализован ное представление или выступать как их часть.

Выделяют несколько видов логосказок:

  • Артикуляционные (на развитие дыхания, артикуляционной моторики).
  • Пальчиковые (на развитие мелкой моторики, графических навыков).
  • Фонематические (на уточнение артикуляции заданного звука).
  • Лексико-грамматические (на обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).
  • Сказки, способствующие формированию связной речи.
  • Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).

Если ваш ребёнок интересуется исключительно мультфильмами и книги мало привлекают его, можно попробовать начать чтение с книг о любимых муль- типликационных героях – Винни Пухе, или Карлсоне, можно даже с тех, которые написаны по следам мультфильмов, т.е. полноценной книгой не являются и до- вольно примитивны, но это всё же текст и книга, а не только подвижная картинка. Постепенно после этого можно попробовать заинтересовать и другими историями, которые уже больше похожи на книги в привычном смысле слова.

Одним из известных приёмов является прекращение чтения на самом интересном и интригующем месте. Ребёнок помладше, скорее всего, не отстанет от вас, пока вы не дочитаете ему историю до конца, а для детей, которые уже знакомы с алфавитом и первыми навыками чтения, это хороший стимул взять книгу и попробовать дочитать самостоятельно.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте для чтения лучше использовать книги с крупным шрифтом и красочными картинками. Толщина книг не так важна. Важно заинтересовать ребенка содержанием книги. Для этого можно охарактеризовать героев, фигурирующих в книге. Можно раскрыть книгу в середине и увлечь ребенка картинкой, а потом предложить вернуться к началу книги и узнать, в чем дело, почему герой находится в море (или в лодке, или на горе и пр.).

Начинать чтение необходимо тогда, когда у ребенка хорошее настроение. Ни в коем случае чтение не должно быть наказанием. Этим формируется негативное восприятие чтения, и никакая красочная книга не поможет его преодолеть. Надо готовить малыша к чтению. Здесь важна психологическая готовность ребенка к трудному действию. Если он играл, прыгал и кричал, необходимо дать время для успокоения. Можно что-то интересное рассказать. «Подвести» к чтению, заинтересовать этим действием.

Можно использовать книжки-малышки. Это книги маленького формата, которые легко и быстро можно прочитать. Они также должны быть красочными и по содержанию несложными. Дети-первоклассники больше всего любят читать сказки. Этот жанр им близок и нетруден для усвоения. Конечно, лучше начинать с простых сказок - народных. Потом можно переходить и к другим жанрам.

Интересен такой прием, когда книгу читают по очереди — ребенок и родитель. По одной страничке или по одному отрывку. Или еще один совет. Можно начать интересную книгу взрослому, потом остановиться на самом интересном месте и предложить ребенку прочитать дальше.

Когда ребенок читает, необходимо очень внимательно его слушать. Ни в коем случае не делать каких-то, пусть и важных для взрослого, дел. Все внимание

ребенку. Только так вы можете показать ему, что чтение очень важное дело для всей семьи.

Еще один прием. Можно рассказать ребенку часть сказки или рассказа (самый интригующий кусочек), а потом сделать вид, что что-то забылось, и попросить ребенка прочитать, напомнить.

Конечно, после прочтения обязательно надо поговорить с ребенком о прочитанном. Это очень важно и для усвоения содержания, и для развития интереса к чтению, и для формирования нравственных качеств малыша, поскольку книги несут в себе обязательно нравственную нагрузку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение для педагогов ДОУ "Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами поисково-исследовательской деятельности"

Педагогические  исследования показывают, что главная проблема современного образования – потеря живости, притягательности процесса познания.Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный пе...

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников с ОНР средствами сказкотерапии и театрализованной деятельности.

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников  с ОНР средствами сказкотерапии и театрализованной деятельности. Акиншина Наталья Сергеевнаучитель-логопед , МБДОУ д/с № 70  г. Бе...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы младшего дошкольника»

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного кол...

Методическая разработка «Развитие творческих способностей старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности»

Организация работы по театрализованной деятельности со старшими дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи. Конспект совместной деятельности со старшими дошкольниками по русской народной сказке «...

Консультация для педагогов «Развитие познавательно – речевых способностей у дошкольников с применением метода «дидактический синквейн»

Развитие познавательно – речевых способностей у детей - это одна из главных задач дошкольного образования.Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызвал у меня необход...