Формы проведения родительского собрания
консультация

Усачёва Елена Сергеевна

Формы проведения родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx35.58 КБ

Предварительный просмотр:

Формы проведения родительского собрания

2.1 Традиционные формы проведения родительского собрания в ДОУ

Родительские собрания в детском саду играют важную роль в установлении взаимодействия между воспитателем и родителями, а также между самими родителями. Это своеобразная форма обратной связи, возможность обсудить предстоящие планы обучения и воспитания детей в детском саду и поговорить об индивидуальных особенностях развития детей. На родительские собрания воспитатели приглашают и узких специалистов: логопедов, психологов, методистов, врачей. Они в доступной форме разъясняют родителям, какие трудности могут быть в физическом, личностном, психологическом и эмоциональном развитии у детей определенного возраста и как дома необходимо себя вести, чтобы их преодолеть. Далее поговорим о том, как грамотно подготовить и провести родительское собрание в детском саду.

На протяжении каждого учебного года в группах детского сада обычно проводят два-три родительских собрания по плану. Иногда бывает необходимость провести внеочередное дополнительное родительское собрание, в том случае, если в детском саду произошло какое-либо неординарное событие и его необходимо обсудить с родителями. Когда детей готовят к выпуску, так же может понадобиться дополнительная встреча воспитателя группы с родителями, чтобы обсудить все нюансы этого мероприятия.

Основные темы родительских собраний в детском саду на год связаны с особенностями протекания учебного года.

Первое родительское собрание обычно проводится в сентябре. На нем воспитатель знакомится с родителями, если ранее они не были знакомы, и обсуждает перспективный план работы на год. На этом собрании избирается родительский комитет, который на протяжении учебного года будет помогать воспитателю решать все проблемы в группе. Также на первое родительское собрание в детском саду обычно приглашают методиста и психолога. Они рассказывают об особенностях развития детей соответствующей возрастной группы и дают советы, как родителям заниматься дома с детьми для закрепления материала, как их воспитывать в домашней обстановке.

Следующее родительское собрание в детском саду проводится в середине года. Как правило, это период острых респираторных вирусных инфекций, поэтому на этом собрании обязательно обсуждаются вопросы здорового образа жизни: как детей закалять, как защищать от вирусных респираторных заболеваний. На такое родительское собрание моет быть приглашен врач, чтобы он более компетентно ответил на вопросы о здоровье детей. Так же обсуждаются промежуточные образовательные результаты, темп развития детей, возникающие трудности.

Заключительное - итоговое родительское собрание в ДОУ в конце года проходит весной, поскольку именно тогда, как и у школьников, заканчивается учебный год у дошколят. На нем обсуждаются достигнутые результаты. На встречу с родителями можно пригласить логопеда или психолога. Они расскажут, как можно в домашних условиях подготовить детей к школе.

Форма проведения родительского собрания в детском саду выбирается в зависимости от цели и задач встречи, профессионализма воспитателя и особенностей его взаимодействия с родителями. Если обсуждаются серьезные наболевшие вопросы, то родительское собрание можно провести в форме обсуждения этого вопроса. Если педагогу не хватает квалификации, то на первых порах, он может применять традиционную форму проведения собраний и вставлять в него элементы нетрадиционных родительских собраний. Это позволит ему постепенно оттачивать педагогическое мастерство. Если родители при знакомстве ведут себя сдержанно, трудно идут на контакт с педагогом или друг с другом, правильное применение элементов нетрадиционных форм родительских собраний поможет раскрепостить их.

 Традиционные формы родительских собраний представляют собой встречу, на которой есть основной докладчик – воспитатель и несколько содокладчиков, узкие специалисты детского сада или представители родительского комитета. Также воспитатель может провести анкетирование или небольшое совместное с родителями обсуждение какого-либо вопроса из жизни детского коллектива.

Особенности организации и проведения традиционного родительского собрания в ДОУ

  1. Необходимо заранее предупредить родителей о проведении родительского собрания в детском саду и о теме, которая будет обсуждаться. Воспитатель должен поместить объявление о дате и теме родительского собрания на информационной доске. Еще лучше, если каждый родитель получит личное приглашение на родительское собрание.
  2. К родительскому собранию необходимо заранее хорошо подготовиться. Написать план, подготовить наглядные и информационные материалы, распечатать необходимое количество анкет для родителей.
  3. Необходимо согласовать с  другими специалистами детского сада тему родительского собрания, их роль на этом собрании и дать время на подготовку.
  4. Начинать родительское собрание всегда надо с информации об успехах детей, рассказать, что они научились делать. Нельзя в коллективе родителей обсуждать проблемы отдельного ребенка. Для этого попросите этих родителей остаться после собрания.

Обогащение родителей педагогическими знаниями и опытом – вот основная задача любого родительского собрания в детском саду. Воспитатели и узкие специалисты детского сада должны помочь родителям научиться понимать потребности ребенка. Продуманная и хорошо организованная работа с родителями будет способствовать более успешному достижению результатов учебно-воспитательной работы в детском саду.

 

2.2 Нетрадиционные формы проведения родительского собрания в ДОУ

Наряду с традиционными формами проведения родительских собраний в ДОУ также существуют и нетрадиционные формы, которые очень популярны в дошкольном педагогическом сообществе последнее время.

«СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ». На собрании могут выступать воспитатель, родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему «Роль игры в речевом развитии детей». Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду. Подумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в детстве и которым они могут обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи.

«МАСТЕР – КЛАСС». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Собрание имеет подготовительный этап: педагог предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по развитию у детей, например, связной речи. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку или игру, например, составление загадок «Узнай по описанию». В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде « Копилка родительского опыта».

«ЗАПИСЬ НА ЛИСТАХ». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

«ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ». За 2 недели родителям сообщается тема собрания, предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, с какого возраста следует обращаться за помощью к логопеду. Предлагается несколько высказываний, и родители комментируют, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.

«АУКЦИОН». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, формирование фонематического восприятия. Педагог дает понятие – фонематическое восприятие. Совместно с родителями он анализирует, почему так важно развивать его у ребенка, затем предлагает родителям поделиться советами, своим опытом, какие игры, приемы можно использовать для его формирования. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд «Сундучок с родительским опытом».

«ДУШЕВНЫЙ РАЗГОВОР». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенности их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка: слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ». К ним относятся 7 ключевых вопросов: Кто?, Что?, Где?, Как?, Чем?, Когда? (Почему?). Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вариант. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешанные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

«СПИСОК ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Какой бы вы хотели видеть речь вашего ребенка на пороге школы?». Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения цели.

«ТОК – ШОУ». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатели, специалисты. К примеру, возьмем кризис 3-х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3-х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«ВЕЧЕРА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ». Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.

На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.

«РЕВЕРСИОННАЯ МОЗГОВАЯ АТАКА, ИЛИ РАЗНОС». Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка решения, направленного на преодоление недостатков.

«КОЛЛЕКТИВНАЯ ЗАПИСЬ». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».

Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли, - смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации?

Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.

ТРЕНИНГОВЫЕ ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными

(вместо «Почему ты опять не убрал свои игрушки?» - «Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина»). Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: «Стыдно», «Меня не устраивают твои «хочу», мало ли, что ты хочешь!», «Что бы ты без меня делал(а)?», «Как ты можешь поступать так со мной!» и др.

Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: «Хорошо учиться в школе - это значит...» или «Для меня диалог с ребенком - это...». Мать или отец должны закончить предложение.

Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.

ОБРАЩЕНИЕ К ОПЫТУ РОДИТЕЛЕЙ. Педагог предлагает: «Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?» Или: «Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста», или: «Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний» и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.

Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.

Предложенные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется.

Об эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
  • ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач 

Использование интерактивных методов на родительских собраниях

Стержнем активных работ с родителями является активное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию с оппонентами, т.е. соревнуются умы и таланты. Психологическая наука считает, что каждый коллектив обладает различными неповторимыми особенностями, скрытыми возможностями.

Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.

Самые активные формы работы - родительские собрания, где родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками разговора.

На родительском собрании можно применять различные интерактивные методы: работа в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры и др.


Приложение №1

ДЕСЯТЬ СЕКРЕТОВ УСПЕШНОГО ПРОВЕДЕНИЯ

РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

  1. Выберите самый благоприятный день и час для проведения родительского собрания, постарайтесь, чтобы на это время не было запланировано никаких других важных дел, интересных телепередач и т.п.
  2. Определите одну наиболее важную проблему и на основе ее обсуждения постройте разговор с родителями.
  3. Расставьте столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
  4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
  5. Берегите время родителей. С этой целью установите регламент собрания и строго следите за его соблюдением.
  6. Используйте игровые элементы, групповые формы и способы организации взаимодействия и общения.
  7. Организуйте разговор за чашкой чая, что помогает сделать общение более непринужденным и откровенным.
  8. Опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитарных родителей, на мнение членов родительского комитета.
  9. Стремитесь к тому, чтобы на собрании было принято конкретное решение.
  10. Придумайте вместе с родителями свои правила для одежду обязательно; не молчать; отвергая предложение (мнение), вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству).

Приложение №2

ПОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГА ДОУ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

  1. Снимите собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
  2. Дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
  3. Убедите родителей в том, что у детского сада и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
  4. Постарайтесь понять родителей, правильно определите наиболее волнующие их проблемы.
  5. Словом и делом помогите родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формируйте у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других педагогов детского сада.

Приложение №3

ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ.

  1. Собрание должно запомниться.
  2. Собрание должно заставить задуматься.
  3. Собрание должно настроить родителей на позитивный, конструктивный лад.
  4. Информационный блок должен быть хорошо подготовлен.
  5. В присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, высказывать критику в адрес ребенка следует только в разговоре наедине с родителем.
  6. На каждого родителя должно хватить времени.
  7. Собрание – не лекция и не урок, привлекайте родителей к диалогу.
  8. Уважайте свое время и время родителей - собрание не должно длиться более 1ч 20 мин:
  9. 20 мин.- донести новую информацию,
  10. 15-20 мин – выслушать вопросы и ответить на них,
  11. 20 мин – индивидуальные вопросы. Индивидуальные беседы с родителями могут занять несколько больше времени. Если родителям понадобится время на организационные вопросы, учтите это и предоставьте возможность для их обсуждения.
  12. Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.
  13. Будьте изобретательны - проводите каждое собрание по-новому.

Приложение №4

Чего не стоит делать на собрании?

  • Осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание.
  • Сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.
  • Давать негативную оценку всей группе.
  • Использовать для общения с родителями назидательный тон.

Как сделать собрание запоминающимся?

Для этого надо:

  • приводить интересные факты;
  • спрашивать мнение родителей по тому или иному вопросу;
  • рекомендовать упражнения, книги, пособия;
  • менять формы собраний.

Как настроить родителей на позитивный, конструктивный лад?

Это значит:

  • Сообщать положительную информацию о группе в целом, хвалить детей за достижения, поведение, поступки;
  • Приглашать на ближайшие мероприятия и просить помощи и участия;
  • Всегда поощрять наиболее активных родителей.
  • Чаще смотреть на аудиторию, обращаться к родителям жестом, взглядом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Нетрадиционные формы проведения родительских собраний"

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников....

Нестандартные формы проведения родительских собраний и работа с родителями.

Родительское собрание и 100% посещаемости. Возможно такое? Да, если подойти к этому мероприятию с выдумкой, компьютером и интернетом....

Нетрадиционные формы проведения родительского собрания "КВН По дорогам сказок"

Детство-самое счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений детства остаётся в памяти человека  навсегда. Вот почему необходимо воспитывать любовь к чтению и к книге с раннего детства. В...

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний

«Педагогическая лаборатория»«Читательская конференция»«Аукцион»«Семинар – практикум»«Душевный разговор»«Мастер – класс» «Ток – шоу» «Вечера вопросов и ответов»...

Нетрадиционная форма проведения родительского собрания Тема: «Об игрушках – серьезно!»

Форма проведения – родительский тренинг – выработка единой стратегии поведения родителей в выборе игрушек....

Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ через нетрадиционные формы проведения родительских собраний

Методические рекомендации из опыта работы  по проведению родительских собраний с использованием нетрадиционных форм работы с родителями. В разработке также представлены примеры игр, упражнений, т...

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний

В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей Существуют традиционные и нетрадиционн...