Методы и приемы работы с леворукими детьми в условиях ДОО
статья

Керимова Марина Сергеевна

В статье отображены общие тезисы и содержание видов деятельности в индивидуальной работе с данной категорией детей, даны методические рекомендации для родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_raboty_s_levorukimi_detmi.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ЛЕВОРУКИМИ ДЕТЬМИ

В УСЛОВИЯХ ДОО

Проблема адаптации ребенка в жизни всегда волнует родителей. Любое отклонение от общепринятых норм (необязательно патологическое) вызывает у них опасения. Взрослые стремятся подстроить ребенка под общие стандарты, для его же удобства. Чаще других под подобную «перековку» попадают леворукие дети. В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьёзным недостатком, другие проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности такого явления. Большая часть человечества – праворукие. Левшей гораздо меньше, по данным исследований – от 5 до 30%. Число левшей сокращается по мере взросления. Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей.

Леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга. С 2 до 4 лет руки малыша одинаково активны, и только с 4 – 4,5 лет формируется стойкое предпочтение одной из них.  

Одной из острых проблем леворукости является насильственное переучивание. В одной из первых работ по леворукости в 1905 году, английский невропатолог Джон Джексон, придерживаясь социальной теории леворукости, считал, что это результат привычки, а значит, всех детей – левшей надо учить пользоваться обеими руками попеременно.  

На сегодняшний день ясно, что стремление заставить ребёнка действовать правой рукой приводит к нарушению процесса его развития. В необходимости переучивания убеждены чаще всего родители. Причиной желания переучивать является страх, что ребёнок станет «белой вороной», ему будет трудно учиться, он будет привлекать к себе, а значит, и к семье излишнее внимание, у ребёнка будет плохой, неаккуратный почерк, а в будущем он не сможет овладеть престижной профессией.

К сожалению, еще нет научно разработанной методики обучения леворуких детей, но эти дети нуждаются в оказании психолого-педагогической помощи, поддержки всех специалистов детского сада, так как они отличаются от подавляющего большинства праворуких детей.  

В настоящее время, в аспекте инклюзивного образования перед педагогами стоит задача – разработать целостную систему методических рекомендаций для успешного обучения и воспитания леворуких детей.

Леворукие дети ранимы и чувствительны, а также подвержены резким перепадам настроения, имеют богатое воображение, любят фантазировать, это художественно одаренные и эмоциональные дети. Уже с трех лет они намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина. Необходимо отметить и их большие музыкальные способности, для них характерен абсолютный музыкальный слух, но в то же время – задержка речи и затруднительность в произношении различных звуков.

Педагогам следует построить общение с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности.

Левшам полезно заниматься декоративным рисованием и аппликацией. Также ребёнок левша нуждается в наглядных средствах обучения. Необходимо включать в образовательный процесс работу с моделями, макетами, картинками. В старшем дошкольном возрасте нельзя навязывать ребёнку традиционные способы решения познавательных задач. Левши не любят решать проблемные ситуации, пользуясь заданным алгоритмом. Леворукие дети значительно тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят отличия между предметами даже тогда, когда праворукие считают их абсолютно одинаковыми.  

Скорость деятельности у леворуких детей ниже, чем у их сверстников в 1,5 раза. Дети могут работать качественно, но медленно. Требование увеличить темп толкает детей на снижение качества работы. Это свидетельствует о бесполезности попыток торопить левшу.  

Левшам трудно работать в больших группах, лучше организовывать индивидуальную работу, в которой ребёнок сможет проявить собственную инициативу и интуицию.  

Все занятия с левоворуким ребенком должны проводиться систематически, но занимать не более 20 минут, затем необходимо предоставлять время для отдыха и после восстановления сил можно занятие  продолжить.

Индивидуальная работа с такими детьми должна включать следующие виды деятельности:

  • вырезание ножницами по контуру;
  • нанизывание бисера;
  • конструирование из мелких и крупных деталей, Легоконструирование;
  • развязывание и завязывание узелков;
  • игры в мяч;
  • ориентировка на листе бумаги (графические диктанты);
  • штрихование и обводка по контуру, разукрашивание;
  • вышивание;
  • шнурование (дидактические пособия).

Методические рекомендации для родителей по воспитанию леворукого ребёнка:

  • постарайтесь понять, каковы истинные причины трудностей ребёнка;
  • ребенок никогда, не должен чувствовать негативное отношение к тому, что он левша;
  • не драматизируйте ситуацию, когда малыша постигает неудача;
  • занимайтесь с ребенком ежедневно по 15 – 20 минут. Вместе делайте аппликации, плетите из бисера, лепите и рисуйте. Помогут все занятия, развивающие координацию движений пальцев рук;
  • не стоит ругать ребенка, если он возбуждён, или сам расстроен совершённым им поступком;
  • не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Некоторые методы и приемы работы в коррекционных группах с детьми с диагнозом ОНР (из опыта работы)

В статье изложены некоторые методы и приемы, разработанные мною, совместно с Рачеевой Н.В. Они помогают нашим воспитанникам  с интересом осваивать новый и закреплять старый образовательный матери...

Тьюторское сопровождение в условиях ДОУ. Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ.

В условиях инклюзивного образования мы должны помнить, что дети с ОВЗ и дети с нормой развития находятся в равных условиях, должны получать равное воспитание и обучение, но все же специфика работы с о...

"Методы и приемы работы с агрессивными детьми"

Отклонения в поведении детей – одна из главных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов отрицательно вли...

Методы и приемы работы с гиперактивными детьми

В последнее время родители, воспитатели и учителя всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке. Большинство детей раннего и...

Педагогические технологии, методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха из опыта работы учителя-дефектолога.

На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, педагогических технологий, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучен...

Консультация для воспитателей: «Педагогические методы и приемы работы воспитателя с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период в развитииребенка. Поэтому своевременное выявление и коррекция нарушения должныосуществляться как можно раньше, когда такая работа наиболее продуктив...