Информационный творческий проект «Зимующие птицы»
материал (средняя группа)

Дорошауп Айна Кахимовна

Экологический проект на тему Зимующие птицы",целью которого является углубленное изучение птиц нашего края,живущих в суровых условиях зимы,также воспитание у детей бережного отношения и стремление помочь им.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_v_sredney_gruppe_detskogo_sada.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Информационный творческий  проект «Зимующие птицы»

Средняя группа (4-5 лет)

Паспорт проекта

Вид проекта: информационно-творческий.
Продолжительность: средней длительности (декабрь-январь)

Автор проекта: Дорошауп А.К.
Участники проекта : дети средней группы МБДОУ «Детский сад № 8 с. Кривояр» ,воспитатель, родители.
Актуальность темы проекта:
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. А каково приходится нашим пернатым соседям в зимнее время? Туго приходится птицам зимой. Ведь найти корм под снегом нелегко. Никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время из-за отсутствия корма. Да и кому придет в голову считать их? Обычно многие не замечают их, просто не обращают внимания на наших маленьких соседей. А ведь они тоже жители нашего села – часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Проблема: недостаточные представления детей о зимующих птицах (особенности внешнего вида, место обитания, пища).
Цель проекта: формирование экологических знаний о зимующих птицах нашего края и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи проекта:
• формировать у детей начальные представления о зимующих птицах родного края, особенностях их образа жизни, питания;
• расширить кругозор детей о зимующих птицах;
• развивать интерес к объектам живой природы;
• продолжать работу над развитием творческих способностей детей;
• воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, потребность в заботе о птицах;
• привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях(изготовление кормушек для птиц).
Ожидаемые результаты проекта:
Дети получат начальные знания о зимующих птицах, особенности их существования, будут иметь представление о способах помощи им, научаться заботиться о живой природе, получат опыт совместной деятельности с родителями и ребятами.
Продукты проекта:
• Лепка «Воробушки и снегири»
• Альбом «Зимующие птицы»
• Коллективная работа «Птицы – наши друзья»
• Выставка кормушек.
• Презентация «Пернатые друзья»

Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный.
• подбор методической и художественной литературы по теме;
• разработка форм воспитательной работы с детьми;
• взаимодействие педагогов с родителями по вопросам формирования начал экологического воспитания у детей.
2 этап. Основной.
Беседы
«Зимующие птицы»
«Как живут птицы зимой?»
«Как помогать птицам зимой?»
Наблюдения
Наблюдение 1. «Какие птицы прилетают на участок?»
Наблюдение 2. «Как птицы передвигаются?»
Наблюдение 3. «Наблюдение за вороной».
Наблюдение 4. «Наблюдение за воробьями».
Наблюдение 5. «Следы птиц на снегу».
Чтение художественной литературы
«Воробей» Л. Воронкова;
«О чем плачет синичка» В.Сухомлинский;
«Синичкины кладовки» И.Поленов;
«Берегите птиц» Г. Скребицкий;
«Воробьишко» М. Горький.
Чтение стихотворений о птицах.
Отгадывание загадок.
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры: «Птичья столовая», «Птица с птенчиками».
Дидактические игры: ««Назови птицу» «Кто где живёт?», «Когда это бывает», «Кто как кричит?», «Кого не стало?».
Подвижные игры: «Совушка», «Зимующие  птицы», «Воробушки».
Игровые упражнения: «Воробышки летают» «Синички ищут зернышки» «Важная ворона»
Музыкальная деятельность
Прослушивание аудиоматериала «Кто как поёт?» с сопровождением презентации «Наши пернатые друзья»
Художественное творчество
Лепка «Воробушки и снегири».
Коллективная работа «Птицы – наши друзья».
Рисование «Воробей».

Труд
Трудовое поручение: «В зимней столовой» 
(покормить птиц).
Чистка кормушек от снега.
Изготовление кормушек для птиц совместно с родителями.
Работа с родителями
• рекомендовать родителям понаблюдать с детьми во время совместных прогулок за птицами;
• привлечение родителей к изготовлению кормушек;
• акция «Покормите птиц зимой!»;
• организация работы по сбору корма для птиц;
• консультации «Птицы нашего края», «Чем кормить птиц зимой?».

3 этап. Заключительный
• выполнение коллективной работы «Птицы – наши друзья»;
• оформление выставки кормушек созданные детьми совместно с родителями;
• оформление результата проекта в виде презентации «Пернатые друзья».
Результаты проекта:
• расширился кругозор детей о зимующих птицах;
• у детей сформировалась любознательность, развиты творческие способности, коммуникативные навыки;
• воспитанники и родители совместно изготовили кормушки;
• родители- активные участники проекта, способные воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Беседы
«Зимующие птицы»
Цель: Рассказать детям о зимующих птицах, которые остались в наших краях.
Снегирь - красногрудый красавец, украшение бескрайних российских просторов. Эта птица всегда рядом с нами. Снегири обычно держатся небольшими стайками по 7-10 птичек в каждой. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует, скрытая в ветках.
Снегирь - доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь.
Толстым клювом снегирь разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Он питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает.
Синица
Синица– подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки.
Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать. Гнездо синица любит закрытое. Особенно ей нравится дом-дупло, выдолбленное дятлом.
Но иногда синицы гнездятся в стволах или пнях гнилых, трухлявых деревьев, под крышей домов. Нередко синицы проявляют агрессию: изгоняют из своих гнезд довольно наглых воробьёв.

Воробей
Воробьи встречаются повсюду. Обычный домовой воробей — не перелётная птица, по земле передвигается скачками, людей не боится. Внешний вид — самый обычный, верх головы серый, горло и верхняя часть груди чернопестрая. Плавать, бегать по земле, петь воробьи не умеют. Но они мило чирикают.
Воробьи неплохо летают. Воробьи выкармливают ежегодно один-два выводка птенцов насекомыми, уничтожая в день не по одной сотне вредных мушек, комаров, бабочек, жуков, гусениц. То есть выходит, что пользы от них для наших садов, огородов и полей куда больше, чем вреда. Иногда воробьи начинают просто разбойничать.

Сорока
У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом.
Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. В природе сороку можно безошибочно определить по голосу с типичным звучанием "ча, ча, ча". Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока обычно селится в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Она избегает густого леса.
Корм сорок разнообразен. Во время выкармливания птенцов сорока не только ест мелких млекопитающих, насекомых, гусениц и разных других мелких животных, но и разоряет гнёзда других птиц. Кроме того, она охотно употребляет в пищу различные ягоды, фрукты, злаки.

Ворона
Эту птицу, наверное, видели все и слышали ее громкий, пронзительный голос. Ворона - довольно крупная птица. По земле она важно вышагивает, но иногда смешно подпрыгивает.
Наряд у вороны скромный: черная голова, крылья и хвост. Остальное - серое. Клюв большой, крепкий.
Их большие гнезда можно увидеть на высоких деревьях . Питаются всем, что найдут на улице.
Можно сказать, что вороны - "санитары": подберут все отходы и отбросы. Но кормятся вороны не только тем, что раскопают в мусорных баках. Они уничтожают вредных насекомых, мышей. Умеют даже ловить рыбу. Не прочь полакомиться яйцами из чужих гнезд.
Всем знакомо воронье карканье. Часто говорят: "Ворона каркает зимой к морозу, а летом к ненастью".
Оказывается, вороны могут подражать голосам других птиц, стуку дятла. Могут мяукать, лаять и даже скрипеть, как дверь. Прирученные вороны не хуже попугаев произносят слова человеческой речи.
Вороны очень умны. Они размачивают в лужах сухие корки хлеба, разбивают орехи, бросая их с высоты на асфальт. Ученые установили, что вороны умеют считать до пяти! И легко отличают человека с ружьем от человека с обычной палкой.
А еще вороны неравнодушны к блестящим вещам - часам, серьгам, украшениям, частенько воруют их, прячут в гнездах или в других тайниках.
Для ночевки вороны собираются в стаи и летят в парк или на опушку леса. И долго устраиваются на ветках, каркают, словно рассказывая друг дружке, что интересного произошло за день.
Гнезда у них большие и прочные. Вместе с ветками вороны вплетают в гнезда кусочки проволоки. Утепляют гнезда пухом, мхом, тряпками и шерстью, которую ловко выклевывают из шкур лохматых собак.

Дятел
Зимой в лесу тихо, но где-то вдали раздаётся короткий, отрывистый стук - это работает в своей "кузнице" пёстрый дятел. Найдёт дятел в лесу дерево с расщелиной и устроит в ней свою "кузницу". Таскает туда еловые и сосновые шишки, засовывает их в расщелину, а потом раздалбливает шишки и достаёт языком из-под чешуек семена. Расклюёт одну шишку - летит за другой. Поэтому на снегу под "кузницей" дятла валяется целая куча пустых шишек.
Питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине, на ветках. Дятла называют лесным доктором. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые-вредители - и лес будет жить.
Дятел клювом-долотом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей. Своим крепким клювом дятел несколько дней долбит дерево, пока не получится дупло. Дупла, выдолбленные им, долгие годы служат для гнездования других птиц.

Голубь
Голубь — это птица с небольшой головой, тонким клювом, короткими ногами, но очень цепкими когтями на них. Когтями он крепко цепляется за деревья, чтобы не упасть. Еще у этой птицы красивые, длинные и острые крылья.
Голуби могут жить не только на воле, то есть на улицах, в лесу, скалах, но еще и у человека. Человек строит птицам хороший дом — голубятню или клетку. Люди, которые разводят голубей, называются голубеводами. А вот городские голуби живут под крышами домов, на чердаках или строят себе гнезда на деревьях.
Существует много разных пород голубей, но те, которые обитают в городе, называются сизарями. Они красивого голубоватого цвета — сизого, хотя нам кажется, что они серые. А как красиво переливаются цвета на их шее — и изумрудный и лиловый.
Бывают почтовые голуби. Раньше они разносили почту. Домашнего голубя брали с собой в дальнюю дорогу, а если нужно было написать письмо домой, то к его лапке привязывали письмо, свернутое в трубочку, и отпускали. Голубь прилетал домой вместе с письмом.
Кроме семечек и хлеба, голуби едят разные зерна, семена, растения, ягоды. А в городе все, что найдут съедобного на улице.  Птицам очень тяжело зимой, потому, что вся еда осталась под снегом — поэтому так важно кормить птиц зимой. Еще голуби пьют много воды, чтобы быстрее размягчалась твердая пища.

Беседа «Как живут птицы зимой?»

Цель: рассказать детям о том, как готовятся птицы к приходу зимы.
Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме, как и люди! Как люди готовятся к зиме? 
(Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье). А кто еще переодевается зимой в теплые зимние шубки? (Звери – зайцы, лисы, волки) И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они!
Наверное, ты часто видел, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. 
(Попросить детей показать, как сидят нахохлившиеся птички на веточках) Они распушатся, приумолкнут.
Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? 
(Выслушать предположения детей, а потом уточните их представления.) Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.
Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.
А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. 
(дети пробуют показать, как она это делает). Зачем же птичке это нужно? Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.
Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках – холодно им там! Они прячутся в дупле, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла.
Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше чем летом.
Отчего греет печка? Оттого что в ней дрова горят. Так и у птиц. Пища их греет как дрова греют печку. «Сытому морозы не страшны» — так можно сказать о птицах. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом. Как ты думаешь, каким, да, поиск еды – главное занятие для птиц зимой. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с солнышком и целый день ищут себе еду. А уж кто не нашел еды и остался голодным – пропадет ночью, замерзнет! Поэтому люди подкармливают птиц на кормушках, чтобы помочь
им выжить.
Беседа «Как помочь птицам зимой?»

Цель: вызвать стремление детей помочь птицам пережить зиму.
Как помогать птицам зимой?
Просто - нужно устраивать для зимующих птиц столовые - кормушки. И обязательно подкармливать этих пернатых зимой. Спросить у ребят, каких птиц видели они у кормушек, попросить назвать их, закрепить знания о внешнем виде, их особенностях и отличиях.
А могут ли остаться с нами зимовать ласточка или стриж? Нет, эти птички кушают насекомых, а зимой все насекомые спрятались в почву или в трещинки коры. Они спят и птичкам их не найти. Вот и улетают наши летние певцы на юг, туда, где насекомые не прячутся. А когда у нас настанут снова теплые дни, возвратятся они сюда выводить птенцов.
 «Как сделать кормушку для птиц?»
Вот сидят зимой на ветках воробышки. Нахохлились, надулись они словно шарики. Так берегут птицы тепло. Между перышками воздух и морозу труднее добраться до тельца. Вот и сидят они на ветках хохлятся от мороза, поджимают лапки или теснятся к теплым трубам у домов.
Наши зимующие птицы едят зернышки. Когда снега мало, им легко найти корм, а вот когда выпадает снег и его становится много, то птичкам уже не раскопать его, не найти зернышек. А зимой дни коротки, немного времени остается у птичек на поиски корма. Нужно построить для наших пернатых друзей зимние столовые – кормушки и постоянно заботиться о том, чтобы у них всегда был корм.
Наблюдения
Наблюдение 1. «Какие птицы прилетают на участок?»
Цель: обогащать представление детей о птицах родного края.
Ход наблюдения:
Вопросы:
1. Кто сидит на кормушке?
2. Все ли птицы садятся на кормушку?
3. Где вы еще видите птиц?
4. Что они делают?
5. Как вы думаете, почему они не подлетают к кормушке?
6. А как ведут себя воробьи?
7. Как ведут себя птицы на кормушке?
8. Каких птиц вы знаете?
9. Можно ли узнать по следам на снегу, кто прилетал к кормушке?
10. Как называются птицы?
Словарная работа: птица, кормушка, клюют, прилетают, перелетают, взъерошенный, нахохлился.

Наблюдение 2. «Как птицы передвигаются?»
Цель: замечать, как птицы передвигаются 
(летают, ходят, прыгают, клюют корм).
Ход наблюдения:
Вопросы:
1. Сколько ног у птиц?
2. Чем они отличаются от ног животных?
3. Для чего нужны птицам ноги?
4. Сколько пальцев на их ногах?
Активизация словаря: птицы, когти, крючком, передвигаются, летают, ходят, прыгают, клюют корм, разгребают, добывают корм, цепляются.

Наблюдение 3. «Наблюдение за вороной».
Цель: уточнять и расширять представления о разнообразии птиц.
Ход наблюдения:
Вопросы:
1. Кто это? Ворона это птица или животное?
2. Что есть у вороны? Какое туловище, голова, хвост, крылья?
3. Какого цвета у нее оперение, перышки ?
4. Как передвигается ворона?
5. Зимующая или перелетная эта птица? Почему?
6. Как ворона кричит?
7. Чем она питается?
8. Где живет ворона?
Активизация словаря: птицы, воробьи, ворона, питается, хитрая, находчивая, оперение, предпочитает.

Наблюдение 4. «Наблюдение за воробьями».
Цель: углублять знания об особенностях внешнего вида воробья,
Ход наблюдения:
Вопросы:
1. Кто это? Воробей это птица или животное?
2. Что есть у воробья? Какое туловище, голова, хвост, крылья?
3. Какого она цвета оперение, перышки ?
4. Как передвигается воробей?
5. Зимующая или перелетная эта птица? Почему?
6. Как воробей кричит?
7. Чем она питается?
8. Где живет воробей?
Активизация словаря: птицы, воробьи, бойкая, продольными, проворная, клюет.

Наблюдение 5. «Следы птиц на снегу».
Цель: закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу.
Ход наблюдения
Загадываю детям загадку, предлагаю ответить на вопросы.
Кто прошелся по дорожке
И оставил здесь свой след?
Это птичка-невеличка,
А зовут ее ... 
(синичка).
Предложить детям рассмотреть следы на снегу возле кормушки.
• Как вы думаете, чьи это следы животных или птиц?
• Что такое след? 
(Отпечаток, оставшийся на снегу.)
• Почему на снегу остаются птичьи следы? 
(Под лапками, от тяжести тела птицы, ломаются лучики холодных снежинок.)
Раздать детям карточки с нарисованными следами птиц. Предложить определить, каким птицам принадлежат следы на рисунке, и найти подобные на снегу.
• Как вы думаете, что можно узнать о птице по ее следу? 
(Размер птицы; как она передвигалась, в каком направлении; делала ли остановки.)

Чтение художественной литературы
Л. Воронкова «Воробей»
Стихи о птицах
Е. Чарушин «Воробышки…»
В. Звягина «Воробей»
Н. Рубцов «Синички»
Загадки о птицах
Сама вся сероватая,
Походка мешковатая,
Важная персона-
Зовут ее… 
(ворона)

Черная шапочка
И полоска шарфика
У желтогрудой птички
По имени… 
(синичка)

Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-Чирик». 
(воробей)

Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут! 
(снегирь)

Все деревья я лечу
По деревьям я стучу.
Их спасаю от врагов
Вредных, маленьких жуков. 
(дятел)

Выносливая птица,
Усердно ищет корм,
И крошки подбирает,
Воркуя под окном! 
(голубь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация совместной деятельности педагога с детьми младшего дошкольного возраста 2-3 лет с использованием технологий :(здоровьесберегающая, информационно- коммуникационная, игровая) "Зимующие птицы"

Цели:ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ-знакомить детей с явлениями зимнего времени года: холодно, дует ветер, идёт снег, мороз.-обратить внимание на поведение птиц зимой.РАЗВИВАЮЩИЕ-развивать мышление детей-обогащать с...

Информационно - творческий экологический проект "Зимующие птицы"

Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах....

Информационно-творческий проект "Зимующие птицы"

Данный  проект способствует  формированию у детей младших групп  элементарных представлений  о жизни зимующих птиц, их внешнем виде,  повадках, образе жизни. Учит бережн...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе с использованием современных технологий Информационно-коммуникативная технология Тема "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Уточнять и расширять представления детей о разнообразии зимующих птиц, формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Учить видеть особенности строения и пове...

Конспект НОД с использованием информационно-коммуникативных технологий. Тема: «Зимующие птицы.

Конспект НОД с использованием информационно-коммуникативных технологий. Тип занятия: фронтальное.Вид занятия: лексико-грамматическое.Занятие рассчитано на детей 5-6 летнего возраста, имеющих обще...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке в старшей группе с использованием информационно коммуникативных технологий «Зимующие птицы»

Программное содержание:Формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику рук, внимание, речь, воображение, творчество, развивать эстетическое восприятие и бережное отношение к птиц...