Мастер класс для педагогов «Вопросы взаимоотношений детей в группе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья»
учебно-методический материал

Широбоких Елена Владимировна

Вопросы взаимоотношений детей в группе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс для педагогов «Вопросы взаимоотношений детей в группе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья»

«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
Кофи Аннан (1998)

 По данным ЮНЕСКО на сегодняшний день насчитывается более 500 млн. людей с моторными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями. Они чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, а также препятствуют их активному участию в развитии социума.

Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, даёт возможность посещения дошкольниками и младшими школьниками образовательного учреждения любого вида, где ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья.

В последние годы в сфере образования заметно возрос интерес к использованию детского творчества и игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками и младшими школьниками. Актуальность такой работы заключена в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, т.е. инициирует резервные возможности как нормативно развивающихся детей, так и детей с особыми возможностями здоровья. А игра и совместное творческая деятельность позволяет решать проблемы социализации детей с ОВЗ.

«Единственно настоящая роскошь –

это роскошь человеческого общения…».

Антуан де Сент-Экзюпери.

 Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. В процессе социализации ребенок осваивает основные виды деятельности и первым видом социальной активности является общение.

Первый социальный опыт приобретается очень рано. Ребенок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими, и эти отношения со временем все более усложняются и преобразуются.

В последнее время педагоги все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Казалось бы, цивилизация влечет за собой развитие общительности людей, но, как показывают наблюдения, наоборот «…происходит расщепление людского общения, растет количество одиноких и изолированных индивидов, ослабляются семейные узы.» Зачастую в семьях общение с детьми заменено просмотром всех программ по телевизору, либо многочасовыми играми на компьютере.

Цель мастер-класса:

Обучение участников мастер – класса  игровым  упражнениям, способствующим   развитию коммуникативных навыков  у детей с ОВЗ

Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике игровых упражнений с дошкольниками по развитию коммуникативных навыков;

- вызвать у воспитателей  интерес к игровым  упражнениям, способствующим  развитие коммуникативных навыков у дошкольников;

- развивать творческую активность педагогического коллектива.

Этапы мастер-класса:

Теоретическая часть

Практическая часть

Заключительная часть (рефлексия)

Причины

Причин возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста может быть несколько:

высокая тревожность

слабая социальная рефлексия

неудовлетворённая потребность в общении

низкий социальный статус ребёнка

недостаточное развитие эмоциональной сферы

различные формы детской нервозности (невропатии, страхи).

А в случае, когда у ребенка затруднена коммуникативная деятельность в связи с нарушением речевого развития, процесс межличностного общения ребенка со сверстниками имеет определенные особенности. Дети, имеющие нарушения речи, не способны к длительной игровой деятельности, они упрямы, в отдельных случаях проявляется негативизм. У них отмечаются склонность к колебаниям настроения, переходы от импульсивного состояния к заторможенному.

Эти дети чаще всего оказываются среди «непринятых» и «изолированных». Игровые умения, как правило, развиты слабо, игра сводится к манипуляции с предметами. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».

Также отмечается, что: речевые контакты, включенные в деятельность, сводятся к минимуму; практическая деятельность и поведение ребенка остаются непосредственными, невербальными; наблюдается сниженный уровень понимания того, как достичь цели, предвидеть возможные препятствия и продумывать пути решения проблемы; обнаруживается низкий уровень эмоциональной эмпатии.

У детей с тяжелыми нарушениями речи обычно заниженная самооценка. Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях.

Формирование коммуникативной способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Чтобы помочь таким детям необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников. В своей педагогической деятельности , решая выше перечисленные проблемы, мы используем следующие игры на развитие коммуникативных навыков:

Слепец и поводырь

Игры-ситуации

Волшебные водоросли

Разговор через стекло

Пресс-конференция

Пойми меня

Без маски

Волшебная коробочка

Изобрази пословицу

Совместная «Лепка»

Вежливые слова

Подарок на всех

Руки знакомятся, руки

ссорятся, руки мирятся

Гусеница

Коврик примирения

Волшебная полянка

Клеевой ручеёк

Давайте по здороваемся.

Все эти игры направлены на развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми, умению разрешать конфликты ,доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению, делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами, учитывать интересы других детей.

Таким образом, данная игровая технология способствовала созданию благоприятного климата для конструктивного общения детей, развитию коммуникативных умений и навыков сотрудничества и сплочению коллектива группы. Дети стали чаще и легче включаться в игры друг с другом, самостоятельно организовывать различные игры, придерживаясь определенных правил, стали более успешно разрешать возникающие конфликты, принимать помощь других и, в связи с этим наблюдалось хорошее самочувствие детей в обществе сверстников.

Практическая часть

Слепец и поводырь

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: «слепец» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему? 

Закорючка

Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.

Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились – помири их..

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

Изобрази пословицу

Цель:развить умение использовать невербальные средства общения.

Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

.Как аукнется, так и откликнется”

Будешь много знать — скоро состаришься.

Будешь рыть другим яму — сам в неё упадёшь.

Будете друг за дружку держаться — можете ничего не бояться.

В тесноте люди песни поют, на просторе волки воют.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

В тихом омуте черти водятся.

Разговор через стекло

Цель: развить мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

Без маски

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

«Чего мне по-настоящему хочется, так это…»

«Особенно мне не нравится, когда…»

«Однажды меня очень напугало то, что…»

«Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я…»

«Мне бывает очень обидно, когда…»

«Я очень часто вспоминаю счастливый случай, когда…»

«Я хочу признаться, что …»

Заключительная часть (рефлексия)

Игра «Волшебная коробочка»

Цель: развитие эмпатии.

Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…

Примеры высказывания детей:

• пусть они избавятся от болезней

• пусть никогда не умирают

• пусть все долго живут

• пусть у всех будет дом

• пусть у всех будет обед

• пусть все хорошо живут

• пусть все дружно живут

• пусть все будут счастливы

И ТОГДА ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ!

Уважаемые коллеги, мы надеемся, что представленный нами материал пригодится в вашей дальнейшей работе.

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«НА ПОРОГЕ СКАЗКИ» Проект социальной реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей, испытывающих трудности в социальной адаптации (с ограниченными возможностями здоровья), их родителей (законных представителей), находящихся на краткосрочном ку

Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида,сталкивается с трудностями в решении педагогических...

Консультация для родителей: "Если в вашей группе есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья"

Данная консультация вам подскажет чего не нужно делать, если в группе. в которую ходи ваш ребенок, есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья....

Конспект релаксационного занятия в сенсорной комнате для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Сказочный лес"

Цель: обучение детей навыкам психофизического расслабления.Задачи:- формирование умения произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц;- формирование навыка управлять мышцами тела: расс...

Особенности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в том числе с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий.

Особенности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в том числе с  ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий.А...