Социально значимый проект «Русские матрёшки»! в 1-й младшей группе
проект (младшая группа)

Татьяна Анатольевна Белашова

Пояснительная записка.

Тема проекта: «Русская матрёшка»

 Вид проекта: социально значимый

Продолжительность проекта: два месяца 19.02.2022 – 19.04.2022г

Участники проекта: дети первой младшей группы, педагоги, родители.

Актуальность: Народная игрушка матрёшка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития. Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку. Проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, зародить интерес к игрушкам старины : Матрешке. Проект направлен на просвещение родителей, вовлечение в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе.

Цель проекта:

  • Создать необходимые условия для знакомства детей с русской матрёшкой.
  • Содействовать созданию эмоционально - положительного климата в группе.
  • Познакомить детей с народными игрушками и материалом, из которого они выполнены; привлечь детей к играм с ними.

 

Проблема:

  • Недостаточное количество русских народных игрушек в группе при ознакомлении детей с русским народным творчеством,
  • Отсутствие знаний о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушки – Матрешки.

 

Задачи проекта:

 

Воспитательные:

  • Привлекать детей к посильному участию в играх, развлечениях, подражая взрослым.
  • Формировать интерес детей к играм с народными игрушками.
  • Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность.
  • Воспитывать навыки аккуратного пользования с матрёшкой.

Обучающие:

  • Способствовать формированию интереса к народным игрушкам.
  • Создать необходимые условия для знакомства детей с видами матрёшек.
  • Содействовать созданию эмоционально - положительного климата в группе.
  • Формировать интерес детей к дидактическим играм с матрёшками.

Развивающие:

  • Развивать элементы детского творчества в продуктивной деятельности.
  • Активизировать взаимодействие детей, родителей и педагогов в процессе проекта.

 

Ожидаемые результаты:

 

Для детей:

 

  • Дети начнут проявлять интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству.
  • В процессе ознакомления с матрёшкой активизируется речь детей.
  • У детей появится интерес к играм, развлечениям.
  • В книжном уголке появится новый герой "Матрёшка - Матрёна".

Для родителей:

 

  • Активное участие родителей в проектной деятельности.
  • Участие родителей в творческой выставке «Пухленькие щёчки, русские матрёшки».
  •  Консультация " Русские народные игры с матрёшками в развитии речи ребенка".

 

Для педагога:

 

  • Изготовить лепбук «Русская матрёшка»
  • Оформить фотовыставку «Дети играют дома с народными игрушками».
  • Распечатать консультации для родителей по данной теме.
  • Изготовить папку передвижку «Матрёшка – детская развивающая игрушка»
  • Организовать творческую выставку с родителями «Пухленькие щёчки, русские матрёшки».
  • Изготовить книжки о матрёшках «Какие мы разные»
  • Изготовить дидактические игры: «Найди пару», «Укрась матрёшку фигурами», «Подбери по росту матрёшку», «Укрась сарафан матрёшки»

 

Содержание проекта строится на принципах:

 

  • Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

 

  • Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.

 

  • Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.

 

Этапы проекта:

I этап – мотивация

Воспитатель принесла в группу  матрёшку – Матрёну и спросила детей: "Кто это? Давайте знакомиться, это матрёшка – куколка с сюрпризом? Хотите узнать, что внутри у матрёшки? О том какой она бывает, для чего нужна? Матрёшка – Матрёна нам расскажет о своих секретах".

 

 

II Этап - Подготовительный (разработка проекта).  

                                          

  • Определение проблемы.                                                                               
  • Постановка цели, задач.                                                                               
  • Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
  • Составление перспективного плана работы.

 

 

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

1.Консультации для родителей: «Народная игрушка», «История народной игрушки Матрешки»;

2. Беседы: «Моя любимая игрушка», «Как мы играем с игрушками», «Береги игрушки»;

3. Рассматривание картин, иллюстраций с изображением народных игрушек (матрешек, деревянных игрушек-забав)

4.Просмотр презентации: «Русская народная игрушка»;

5.Беседа: «Народная игрушка»;

6.Рассматривание игрушек и разного материала;

7. Чтение художественной литературы А. Барто — «Игрушки», «Мишка», «Мяч», «Лошадка»;

 

 

1.Рисование: «Узоры», «Неваляшка»;

2.Раскрашивание «Матрешки»;

3.Рисование с элементами лепки  «Неваляшка»; «Матрешка»;

4.Раскрашивание раскрасок: «Подружки — матрёшки», «Петушок»;

5.Лепка: «Угощение для матрешки»;

6.Отгадывание загадок об игрушках;

7.Разучивание русских народных потешек и песенок;

8.Конструирование: «Домик для матрёшки»;

9.Слушание музыкальных произведений из «Детского альбома» П. Чайковского, «Ой, да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина;

1.Совместные игры родителей

с детьми в игрушки (дома);

2.Сбор «Народных игрушек»

 к выставке;

Изготовление игрушек-самоделок

к выставке «Народная игрушка»

 совместно с детьми.

3.Творческая выставка родителей и детей «Пухленькие щёчки, русские матрёшки».

 

III. Этап – Исследовательский.

 

  • Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
  •   Выполнение проекта.

 

Развивающая предметно-пространственная среда оформлена в соответствии с темой проекта.

 

Центр книги:

  • Книги о матрёшках «Какие мы разные»
  • Стихотворения И. Черницкой «Матрёшки», Л. Некрасовой «Веселые матрешки»; Г. Лагздынь «Семь красавиц расписных», стихи их серии «Игрушки» А. Барто.
  • Лепбук «Русская матрёшка»
  • «Мы матрешки, вот такие крошки», «Веселые подружки», «Мишка косолапый», «Лошадка», «Бычок и пастушок»
  • Новый персонаж "Матрёшка - Матрёна".

 

Центр физкультуры:

 

  • Маски матрёшки
  • Погремушки, ложки-шумелки
  • Мячи
  • Дидактические и подвижные игры «Шли матрешки по дорожке», «Бегите к матрешке!», «Хлопают в ладошки дружные матрешки», «У меня матрешка есть»
  • Разноцветные ленточки

 

Центр экспериментирования:

  • Песок
  • Мыльные пузыри
  • Природный материал

 

Центр игры:

 

Дидактические и

  • «Собери матрешку»,
  • «Собери красивую пирамидку»,
  • «Какой игрушки не стало»,
  • «Чудесный мешочек»,
  •  «Домик для матрешки»,
  •  разрезанные картинки «Русские узоры»;
  • «Найди пару»,
  • «Укрась матрёшку фигурами»,
  • «Подбери по росту матрёшку»,
  • «Укрась сарафан матрёшки»

 

Центр музыки:

 

  • Подборка песен и музыки для прослушивания и танцевальных движений
  • Ноутбук с подбором презентаций о матрёшках
  • Подборка дисков для пальчиковой гимнастики.

Центр искусства:

 

  • Карандаши
  • Краски
  • Мелки
  • Разукрашки матрёшек
  • Пластилин и досточки
  • Бумажные салфетки
  • Тычки, ватные палочки, ватные диски

Взаимодействие с семьей:

  • Папки – передвижки:
  •  « Матрёшка – самая известная игрушка»
  • Консультации для родителей:
  • Консультация для родителей «"Народная игрушка — русская матрёшка"»
  • Консультация для родителей «Матрёшка в жизни ребёнка».
  • Консультация для родителей «Как играть с матрёшкой»
  • Консультация для родителей «О роли Матрёшки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

 

IV – Итоговый

 

Итоговым мероприятием стал совместный показ кукольного театра «Как матрёшка дом искала» детьми подготовительной группы.                   

 

Полученные результаты проекта:

 

  • У детей повысился интерес к играм с матрёшкой, дети стали называть «большая», «маленькая», «красивая»      
  • Дети проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации о матрёшках, участвуют в беседах.
  • С удовольствием рисуют, используя   нетрадиционную технику рисования, лепят, играют в разные игры.
  • Совместная выставка "Пухленькие щёчки, русские матрёшки»".
  • Совместно с родителями собрали библиотеку книжек-малышек.
  • Игра-забава «Найди матрёшку»
  • С/игра «Угости матрёшку чаем»
  • Информация для родителей «Значение русской матрёшки в развитии детей»
  • Взаимодействие с библиотекой: обмен художественной литературы для родителей и детей.

 

Продукт проектной деятельности:

 

  • Выставка совместного творчества детей, родителей и воспитателя, изготовление дидактических игр. «Собери матрешку», «Собери красивую пирамидку», «Какой игрушки не стало», «Чудесный мешочек», «Домик для матрешки», разрезанные картинки «Русские узоры», «Найди пару», «Укрась матрёшку фигурами», «Подбери по росту матрёшку», «Укрась сарафан матрёшки »
  • с/игра «Напои матрёшку чаем »
  • Оформление альбома «Мы такие разные».
  • Взаимодействие с центральной детской библиотекой.
  • Творческая выставка «Пухленькие щёчки, русские матрёшки.»
  • Изготовлен лепбук с играми «Русская матрёшка.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский проект "Русская народная сказка "Колобок" 1-я младшая группа

Мир сказки чудесен: он увлекателен и неповторим. Восприятие текста произведения становится более действенным, если его и прочитали, и рассмотрели  иллюстрации, а также, если в сказку поигра...

Детско-родительский проект «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группе.

Мир сказки чудесен: он увлекателен и неповторим. Восприятие текста произведения становится более действенным, если его и прочитали, и рассмотрели, а так же, если в сказку поиграли....

Социально значимый проект «Цветные фантазии»! в 1-й младшей группе

Пояснительная записка.Тема проекта: «Цветные фантазии» Вид проекта: социально значимыйПродолжительность проекта: два месяца 10.11.2022 – 10.01.2023гУчастники проекта: дети перво...

Социально-значимый проект «Русский человек, прославивший Россию»

Цель проекта: воспитывать любовь к Родине, вызвать гордость за своих соотечественников, повлиявших на ход истории....