Доклад на РМО воспитателей
материал

Горяйнова Татьяна Ивановна

Тема "Гендерное воспитание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

на заседании РМО педагогов ДОУ

Тема:

«Гендерный подход в процессе воспитания детей в детском саду

в соответствии с требованиями ФГОС»

(из опыта работы)

                                                   

                                                                           Выполнила : Горяйнова Т.И.

Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково  способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной  задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующее положение среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность  играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в  «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

            На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми , я заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывало тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с  с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Диагностическое обследование  по определению уровня сформированности  полоролевой социализации детей выявило ,то что уровень знаний по данному вопросу, нужно повышать. Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек не очень понятны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали  меня»

 Я уверена: социальное осознанное воспитание необходимо начинать с детского сада, с момента, когда ребёнок начинает различать пол. Сложность такой работы заключается в том, что педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях  физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек.

Выстраивание модели образовательного пространства ведётся  по 4 направлениям:

  1. Знакомство  с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
  2. Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в педагогическом процессе;
  3. Построение соответствующей развивающей среды;
  4. Построение модели педагогического процесса;

     На начальном этапе главная цель-это изучение психолого- педагогической литературы по теме «Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста».Собран материал по темам«Гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников»; «Дифференцированный  подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек»; «Игры мальчиков и девочек», «Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста».  «Приобщение старших дошкольников к азам трудовой деятельности взрослых»

Работа с родителями должна носить информационно – практический характер. Для полноценного  воспитания  ребёнка  важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью нами проводятся различные формы работы с родителями:  консультации, беседы, наглядная информация по таким темам как: «Мальчики и девочки – любить по-разному, воспитывать по разному »,   «Как и во что играют мальчики и девочки» и др.

На родительских собраниях производился обмен опытом по воспитанию детей в семье..  В группе проведены  конкурсы среди родителей « Руки  папы, ручки мамы и мои ручонки»; «Трудятся –мальчики, трудятся девочки» (оборудование для различных видов труда», « Играют- мальчики, играют -девочки» ( оснащение сюжетно-ролевых игр)   Совместно с родителями в ДОУ проводятся культурно- досуговые мероприятия:  «День матери» , « А ну-ка, девочки»,  «Вперёд, мальчишки», спортивные праздники. Родители  активные участники проводимых в детском саду мероприятий.

Реализация программы «От рождения до школы»  требует организации в ДОУ материальной развивающей среды. Образовательную среду в детском саду создаём с учётом  возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируем её таким образом, чтобы  ребёнок в  течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.

Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно- пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных  особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование  отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.

В группе осуществляется полоролевая социализация детей.  Ведётся она планомерно, с должным педагогическим вниманием, с учётом дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек в разных видах деятельности.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают  игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В группе созданы условия для игр «строителей» «военных» др. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаю преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки- женские.

 Для реализации гендерного подхода в  приобщении старших дошкольников к  азам трудовой деятельности взрослых  оснастили   необходимым оборудованием  и инструментами  и материалами детскую кухню и магазин.

   Конструктивная деятельность  одно из любимых занятий как мальчиков так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки. Каких только конструкторов нет: начиная от крупных напольных до мелких различных видов и назначений

 В оформлении помещений  можно использовать простейшие маркеры гендерных различий:

  • Дифференцировать на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков; ( для девочек – цветы, куклы; для мальчиков – машинки, самолёты и т.п)

Педагогический процесс выстроен таким образом что при обучении и воспитании  мальчиков и девочек в разных видах деятельности нужно использовать дифференцированный подход. При организации и проведении занятий педагогам следует учитывать психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам давать типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, при анализе занятий оценивать их знания, а не поведение.

Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно- бытовой и нравственно- этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания. Я считаю , что накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках,  играх, пословицах, традициях и обрядах способствует овладению ребёнком ценностями и способами полоролевого поведения.  Мы знакомим детей с русскими народными играми, пословицами и поговорками о женских и мужских качествах, о семье, труде, проводим   беседы  на темы:  «Семейные традиции и обычаи русского народа», «Как трудились и отдыхали в старину»

Одним из приоритетных направлений развития является  физическое развитие воспитанников. Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, следует осуществлять дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются  физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими.

 На таких занятиях следует использовать следующие методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников:

  • Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем)
  • Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки -5)
  • Различия а обучении сложным двигательным движениям ( метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам)
  • Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки)
  • Различия в оценке деятельности  (для мальчиков важно. Что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как)
  • Акцентрирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.

Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используем при театрализации.  

Гендерный подход  находит своё отражение в нашей группе и в организации трудового воспитания дошкольников.  

              Наша работа по созданию условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень психолого- педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал.  Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного  пола. Выросла культура поведения  и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам. Наработанный опыт будет углубляться и совершенствоваться  в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Тема: «Взаимодействие воспитателя и ребенка на занятиях»

(в рамках проблемного семинара «Взаимодействия с детьми в процессе воспитания и обучения»)...

Доклад. Речевая деятельность воспитателя на оод "Физическая культура"

В данном докладе я собрала материалл, для граммотного обучения дошкольников физической культуре....

Доклад для РМО воспитателей дошкольных групп "Роль декоративного рисования при подготовке детей к школе."

В процессе творчества мы можем развить дошкольнику качества необходимые для успешного обучения в школе. ...

Доклад для РМО воспитателей дошкольных групп"Нетрадиционные техники рисования "

Одна из главных задач воспитания является развитие творчества.а одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционных техник на занятиях по рисованию....

Доклад на РМО воспитателей

Здоровьесберегающие технологии в педагогике + тренинг с дыхательной гимнастикой....

Доклад на РМО воспитателей

Здоровьесберегающие технологии в педагогике + тренинг с дыхательной гимнастикой....

Доклад на РМО воспитателей разновозрастных групп по теме: "Система мониторинга реализации ООП ДОУ"

презентация в которой раскрываются цели, задачи, формы, результаты, мониторинга в ДОУ....