Доклад Тема: «Взаимодействие воспитателя и ребенка на занятиях»
материал по теме

Галушко Людмила Степановна

 

(в рамках проблемного семинара «Взаимодействия с детьми в процессе воспитания и обучения»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vzaimod.v-lya_i_r-ka_na_zanyatiyah.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Тема: «Взаимодействие воспитателя и ребенка  на занятиях»

(в рамках проблемного семинара «Взаимодействия с детьми в процессе воспитания и обучения»)

Взрослые, хорошо понимая необходимость внедрения принципов гуманного подхода к детям, далеко не всегда могут сразу преодолеть административно-командные методы воспитания и обучения, утвердившиеся в дошкольных учреждениях.

Педагогам может потребоваться много сил и времени, чтобы изменить привычно-традиционную форму взаимодействия с детьми, основной тактикой которой зачастую был диктат («Делай, как я!»), а способами общения – требования, наставления, наказания и т.д. одно из важнейших условий преодоления этого – осознание воспитателем необходимости изменения стиля общения с детьми. Занимаясь развитием способностей детей, он сам проходит путь развития – самоизменения.

Позиция воспитания, в основе которой принцип: действовать не как функционер, а как человек, обязательно повлечет за собой изменение психологического климата в группе.

Очень важно, чтобы дети чувствовали себя в детском саду свободно и раскованно, не боялись воспитателя, могли обратиться к нему за помощью и советом, принять в свою игру, задавать вопросы, не опасаясь услышать: «Погоди, мне некогда».

Очень хотелось бы, чтобы порядок в группе достигался не дисциплинарными методами, а индивидуальным обращением к ребенку, поощрением его деятельности, помощью в ее выполнении (если есть в этом необходимость), переключением внимания ребенка (когда это требуется) на другую деятельность или какой-то новый объект. Другими словами, умение детей вести себя так, чтобы всем в группе было хорошо и комфортно, достигается не системой специальных мероприятий в этой области, а общей организацией жизни группы, насыщением ее эмоционально привлекательной деятельностью, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку и взаимоотношениям между детьми.

Постепенно на смену приказаниям и запретам будет приходить принятие личности ребенка, умение учесть его индивидуальность, его точку зрения, его чувства, эмоции. Только на фоне таких теплых, доверительных отношений между воспитателями и детьми можно наиболее успешно проводить развивающие занятия.

Проведение большинства занятий по подгруппам, естественно, создает трудности, поскольку дети, занятые свободной деятельностью, могут шуметь, отвлекать тех, кто участвует в занятии.

При правильном отношении воспитателя (не пресекать грубо безобидные шалости, не кричать, не наказывать и пр.) можно постепенно приучить детей считаться с тем, что делают другие, не мешать им, уметь занять себя интересной деятельностью (игрой с товарищами, игрушками, настольно-печатными играми, строительством).

Привыкая к определенному ритму и стилю жизни группы, дети со временем будут все меньше нуждаться в опеке взрослых.

Занятия, развивающие интеллектуальные и творческие способности детей, дающие им способы успешного выполнения разного вида деятельностей, очень скоро могут изменить картину поведения дошкольников. Детям уже не захочется бездумно бегать, кричать, мешать всем, потому что они смогут придумывать интересные игры, разыгрывать любимые сказки, возводить сложные постройки и т.д.

При реализации программы «Развитие» воспитатель может работать в режиме проектирования. Для воспитателя это прежде всего самостоятельный анализ ситуации: определение, на каком уровне находятся дети данной группы, как «входят» в программу. Затем выбирается стратегия, т.е. конкретные способы реализации программы.

    Имея планы занятий, где определена последовательность проведения программы, воспитатель проектирует различные развивающие ситуации, в которых будет претворяться программа. Другими словами, он определяет для себя предположительный ход занятий.

Реализуя задуманное, педагог осуществляет гибкое руководство, постоянно ориентируется на ребенка. Никогда не надо теряться, если дети не отвечают, не рассуждают так, как предположим воспитатель. Необходимо поощрять поиск детей: ни одно высказывание не должно быть оставлено без внимания или  оценено негативно.

Проект занятия всегда носит нежесткий гибкий характер.

Работа в режиме проектирования дает воспитателю ту свободу творчества, без которой невозможно развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.

Педагог ищет и задает ситуации на занятии, эмоционально значимые и проблемно интересные для детей. Например, в игре где спрятан мяч,  «Достань мяч!» (ребенку нужно найти и достать спрятанный мяч, выделив и адекватно оценив при этом параметр высоты того объекта, где спрятан мяч, мяч прячут вначале так, чтобы его можно было свободно достать, а затем – на высоком шкафу).

Наглядно-действенное мышление, которое возникает в практической деятельности детей (бытовой, предметно-игровой), позволяет им свободно ориентироваться в условиях практических задач, самостоятельно находить выход в проблемно-игровых ситуациях. Под проблемной ситуацией мы понимаем такую, в которой нельзя действовать привычными способами. Что бы найти выход из проблемной ситуации, нужно преобразовать свой прошлый опыт, найти новые пути его использования или «открыть» для себя новый способ.

В каждой проблемной ситуации есть цель и условия, которые препятствуют достижению цели. В приведенном примере, когда мяч лежит высоко, перед ребенком – мыслительная задача.  В ней есть цель – достать мяч и условия, которое препятствует достижению цели – мяч лежит высоко, рукой до него не достать.

Необходимо проанализировать условия, т.е. понять, что мяч лежит высоко и что рост ребенка (даже с вытянутой рукой) слишком мал, чтобы достать мяч. Добиваясь цели, надо найти какое-то вспомогательное средство. Следовательно, надо приспособить какое-то орудие, имеющее другое назначение, например палку.

Всю эту линию четко держит воспитатель для себя. Для детей же он партнер по игре. он мягко направляет поиск детей: дает возможность попробовать (встать на цыпочки и дотянуться, подпрыгнуть и т.д.). Пробуя, ребенок сам отбрасывает ошибочные варианты действия, ищет новые(находить палку и с ее помощью достает мяч, подставляет стул и т.д.), фиксирует и запоминает те действия, которые ведут к достижению цели. Здесь как раз и вырабатывается самостоятельность мышления.  

         Проектируя ситуации, которые были бы эмонационально значимы  для ребенка, когда мотивом усвоения знаний является собственная потребность ребенка, а не требования со стороны взрослого, воспитатель обеспечивает условия для творческого его развития.

Очень важно, чтобы ребенок ощутил удовольствие и радость от общения с взрослым, оттого, что решил новую для него задачу, нашел выход из той или иной ситуации путем практических проб.

 В дошкольном возрасте дети начинают осваивать пространственные отношения между предметами. Это трудно, и, чтобы облегчить детям задачу, педагог подбирает эмоционально значимые, проблемно интересные ситуации, в которых умение пользоваться планом необходимо ребенку для какого-то увлекательного игрового действия. Например, в игре «Кукла Маша купила мебель», воспитатель рассказывает о том, как Маша купила мебель и расставила ее в своей комнате: «Посередине она поставила стол, рядом с ним стул, у стены под окном – диван».Такая завязка занятия сразу обеспечивает живой интерес детей и тесный контакт с ними взрослого.

Игра может усложняться. Могут добавляться предметы в игрушечной комнате. То есть эта игра,  которая очень увлекает детей, может продолжаться от занятия к занятию. Макет кукольной комнаты привлекает детей. Они с удовольствием играют, все заинтересованы. Не нужны дополнительные умения для организации внимания. Ребенок не ощущает, что его учат. Воспитатель – заинтересованный участник игры и в тоже время старший товарищ, который приходит на помощь каждый раз, когда что-то не получается.

Видя занятие,  воспитатель фиксирует, как действует каждый из детей. Деление детей на подгруппы дает такую возможность.

Осуществляя индивидуальную работу с детьми, можно использовать различные приемы. Например, в работе с планами воспитатель может намеренно создать ситуацию, когда он «ошибается» (например, не может найти по плану спрятанную игрушку). Дети его поправляют, объясняют, как надо было, пользуясь планом, искать игрушку.

Кому-то он может предложить искать игрушку вместе, кого-то взять «проводником» в путешествие за «кладом» (нахождение клада указано на плане) и т.п.

Развивающие обучение в первую очередь характеризуется самостоятельным поиском ребенка при решении различных проблем, осмысленным усвоением знаний, развитием активности, самостоятельности. Позиция воспитателя в таких занятиях можно определить так: «Вместе с ребенком!» он вместе с детьми проделывает сложный путь самостоятельного «открытия», не торопя их, не навязывая своего мнения, не пытаясь ответить вместо ребенка, мягко направляя поиск в нужное русло. Когда дети уже на пороге самостоятельного открытия, когда сами испытывают потребность познания нового способа, педагог, как бы уточняя и конкретизируя их «неясные знания», дает им четкий способ соизмерения с помощью условной мерки.

Итак, на первый план выдвигается собственная активность ребенка. Ему не преподносятся готовые знания.

Активное включение детей в поисковую ситуацию способствует организации совместной деятельности детей. Наблюдая за действиями товарищей, они замечают ошибки раньше, чем свои, помогая друг другу, дают советы, спорят, осмысливая, таким образом, не только цель, но и условия, и средства для достижения  цели.

Переосмыслив все, что касается сотрудничества взрослого с ребенком развивающих занятиях, каждый воспитатель придет к выводу о неприемлемости прежней формы организации занятий, когда дети всегда сидели за столами, поднимали руки и вставали только по вызову воспитателя, а воспитатель возвышался над ними, выдавая готовые знания «сверху» и требуя неукоснительного их условия.

Большинство занятий, особенно в младшей и средней группах, проводится в достаточно свободной форме: дети могут ходить по комнате, работать сидя или стоя за столами, располагаться вокруг одного стола и т.д.

Часто воспитателю удобнее всего расположить детей  на ковре, максимально приближая их к месту действия, например, при рассматривании модели кукольной комнаты, при чтении сказки, когда всем хочется послушать, получше рассмотреть картинки в книге. Такое расположение способствует созданию спокойной домашней атмосферы, когда каждый из детей рядом с воспитателем, может подойти поближе, если что-то не видно, взять в руки и рассмотреть интересующий его предмет и т.д.

Такая организация занятий дает простор для выдумок и творчества детей, позволяет им быть свободными и утверждаться в своих силах.                                      

                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Памятка для воспитателей «Пути эффективного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях»

Памятка для воспитателей «Пути эффективного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя  на музыкальных занятиях»...

Консультация для воспитателей "Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальном занятии"

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников....

Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях. Правила профессионального поведения»

Консультация для воспитателей«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях. Правила профессионального поведения»...

Памятка для воспитателей "Правила взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя на музыкальном занятии в детском саду"

Памятка "Правила взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя на музыкальном занятии в детсом саду"...