Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях. Правила профессионального поведения»
консультация (старшая группа)

Макаренко София Александровна

Консультация для воспитателей

«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях.
 Правила профессионального поведения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4vzaimodeystvie_vospit_i_muz_ruk_microsoft_word.docx454.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях.
 Правила профессионального поведения»

D:\Консультации с педагогами 20-21 год\osnovnye-oshibki-kotorye-sovershayut-materi-pri-rannem-razvitii-rebenka_3.jpg

Подготовила музыкальный руководитель

МБДОУ ЦРР № 5

Макаренко С.А.

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.

Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребенок, вам все интересно, и вы вместе с детьми весело поете песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идет педагогический процесс, который необходимо контролировать.

А теперь от эстетики перейдем к организационным вопросам, касающимся музыкального занятия. Для кого-то я приведу прописные истины, но в нашем коллективе много начинающих педагогов, которые еще не знакомы со спецификой музыкальных занятий.

Итак:

  1. На музыкальном занятии дети должны быть опрятно одетыми, на ногах удобная обувь-чешки, девочки обязательно в юбочках, мальчики в шортах выше колен.
  2. Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.
  3. На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.
  4. Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать музыку, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.
  5. В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.
  6. Одежда воспитателя лёгкая, удобная, не сковывающая движения –юбка (платье) и обувь без каблука.

Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей:

  • Умственное: дети получают знания о различных сторонах  и явлениях окружающей действительности, т.е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный  опыт.
  • Нравственное - волевое: воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно  заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности
  • Физическое: в танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.
  • Эстетические: чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно  ее  чувствовать, познают прекрасное.
  • Певческие навыки:  чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:

  • Вводная часть:  движения в различных построениях  (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.
  • Слушание музыки
  • Пение и песенное творчество -
  • Обучение игре на детских музыкальных инструментах  (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах
  • Танец
  • Игра

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не  снижает активности воспитателя.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

  • Воспитатель сидит с безучастным видом.
  • Воспитатель перебивает исполнение.
  • Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может).
  • Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:

  • Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул  перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
  • При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)
  • Направляет  самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.
  • Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.
  • Повторяет движения танцев.

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются  в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте».

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем  меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно  с детьми.

«Инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в контексте ФГОС ДОУ»

В современной системе дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС приоритетное значение отдаётся личностному развитию ребёнка. Стремление к творчеству характерно для современных детей, а детский сад – это мир детства, радости, ежедневных открытий, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна.
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

По поему мнению, совместная работа музыкального руководителя и воспитателя приносят огромную пользу в воспитании детей. Материал, даваемый на музыкальных занятиях, должен быть согласован с воспитателями групп и отражать собою содержание текущей педагогической работы. Взаимное понимание воспитательных целей, единств методов работы, взаимопомощь – все это необходимо для того, чтобы успешно осуществить задачу музыкального воспитания.

Хорошим, товарищеским взаимоотношениям музыкального руководителя с воспитателями я придаю большое значение, так как они благотворно влияют на детей и создают здоровую творческую атмосферу, одинаково необходимую как для ведущих занятие взрослых, так и для детей, воспринимающий музыкальный материал.

Конкретные пути такой совместной работы сводятся к следующему: понимание целей и задач музыкального воспитания в детском саду и путей их осуществления, знакомство с планом работы музыкального руководителя. Подобранный для музыкальных занятий материал воспитатели вносят в свои рабочие планы, проводят учет его усвоения и учет индивидуального развития детей.

В свою очередь музыкальный руководитель интересуется планами воспитательной работы. Очень ценно участие воспитателя в организации и проведении музыкальных занятий; например, через воспитателя я добивалась всегда, чтобы у детей была всегда мягкая обувь, легкая одежда, вместе с воспитателями я решала и вопросы, относящиеся к организации самого занятия. Так, например, мы сочли наиболее удобным размещение на музыкальных занятиях детей на стульях, расставленных не рядами, а полукругом. Это значительно облегчает процесс рассаживания, дает детям возможность после игры легко находить свои места, а воспитателю и мне лучше видеть друг друга.

На занятиях по слушанию я использую вокальные данные воспитателя, умение показывать музыкально-ритмические движения, умение играть на музыкальных инструментах.

Игра на муз. инструментах.
При наличии в группах современной аппаратуры воспитатель может прослушать музыкальный материал или совершенствовать танцевальные движения.

Наличие тесного контакта музыкального руководителя с воспитателем требуется и для проведения детских праздников. Продуманная работа, предшествующая празднику, ясность установок, усвоение музыкального материала, которая является содержанием успешного выступления, четкое знание каждым воспитателем своей роли на празднике, продуманность сюрпризных моментов – вот условия, гарантирующие удачное проведение праздника.

Если перейти к другим разделам воспитательной работы детского сада: игре, родному языку, знакомству с окружающей средой, то связь музыкальных занятий с этими разделами также очевидна. Музыкальная игра – одно из средств всестороннего музыкального развития, она помогает ребенку эмоционально воспринимать музыку, воспитывать его чувства, развивает мышление, воображение, волю. Чем больше у ребенка представлений об окружающей жизни, а также представлений, вынесенных им в ходе педагогической работы по развитию речи, тем легче и лучше он сможет отразить музыкальное содержание игры в конкретном двигательном образе. И здесь снова нужна тесная связь между музыкальным руководителем и воспитателем.

В свою очередь, использование песен в занятиях по другим разделам программы детского сада (на занятиях по природе, на прогулках, в беседах) помогает воспитанию у детей художественного вкуса, углубляет получаемые ими представления и повышает их жизненный тонус. В успешном внедрении песни, игры с песней и пляски в быт детского сада большую роль играет воспитатель. При этом важным является не только техническое умение воспитателя правильно преподнести детям ту или иную песню или игру, но и его желание сделать это и умение найти удачный момент для использования знакомого музыкального материала в своей работе. Воспитатель, обладающий такими данными, с большим успехом включает песню в игру, в беседу, в моменты знакомства с окружающей жизнью, в режимные моменты.

Существенно, чтобы воспитатель был чуток и к проявлению детской инициативы в области музыки. Неоценимую услугу оказывают те воспитатели, которые делятся с ними своими наблюдениями над проявлением у детей интереса и любви к музыке. Интерес к музыкальным занятиям воспитателя положительно сказывается на повышении интереса к ним у детей.

Активность воспитателя зависит от трех факторов:
- От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
- От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании
- От программного материала: в зависимости новый или старый материал

Существует 2 формы работы музыкального руководителя с воспитателем
Индивидуальные консультации:
-Знакомство с задачами предстоящих занятий
-Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские песни, пляски)
-Продумывание форм индивидуальной работы с детьми
-Продумывание внесения музыки в быт
Групповые консультации:
-Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах)
-Составление сцен праздника
-Обдумывание сюрпризных моментов
-Обсуждение различных вопросов

В своей работе я активно привлекаю воспитателей к пению, танцам, театральным постановкам. И в этом также воспитатели принимают активное участие.

Особое внимание я уделяю актерской игре воспитателей на праздниках. Дети очень ждут праздников, потому что им обязательно будет интересно. Распределяя роли для взрослых, я конечно учитываю таланты воспитателей. Кто- то поет, кто - то танцует, кто -то может выучить огромное количество стихотворного текста, кто- то обладает яркой внешностью и харизмой, а у кого- то очень хорошие организаторские способности. Конечно, все работают по своему таланту и по силам, и когда все это совпадает, получаются интересные детские праздники. После очередного спектакля родители сказали нам, что у нас как в ТЮЗе, что и говорить, слышать это приятно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для воспитателей «Пути эффективного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях»

Памятка для воспитателей «Пути эффективного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя  на музыкальных занятиях»...

Консультация для воспитателей. Роль воспитателя в совместной деятельности с музыкальным руководителем в развитии музыкального воспитания на основе народной педагогике.

Роль воспитателя в совместной деятельности с музыкальным руководителем в развитии музыкального воспитания на основе народной педагогике....

Консультация для воспитателей "Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальном занятии"

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников....

Консультация «Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)

Консультация«Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)...

Консультация для музыкальных руководителей " Развитие музыкальности дошкольника посредством музыкально-дидактической игры"

Музыкально-дидактическая игра – является эффективным  средством развития музыкально-сенсорных способностей у детей (формированию звуковысотного, тембрового, динамического, ритмического слух...