«Развитие творческих и конструктивных способностей у детей с ОНР средствами конструирования из бумаги»
материал (старшая группа)

Елена Сергеевна

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №22

города Ейска муниципального образования Ейский район

«Развитие творческих и конструктивных способностей у детей с ОНР средствами конструирования из бумаги»

Воспитатель:

Савченкова Е.С.


Направление: художественно - эстетическое развитие(конструирование из бумаги)

Группа: старшая компенсирующей направленности

Дата начало работы над темой: сентябрь 2020г.

Дата окончания работы: май 2022г.

Цель:

- повысить свой теоретический, методический и профессиональный уровень путем использования нетрадиционных технологий в процесс обучения и воспитания художественно - эстетическому творчеству;

- создать комплексную систему работы с детьми, направленной на развитие интереса у детей к оригами с учетом требований ФГОС;

- формировать у родителей и педагогов значимости конструирования из бумаги.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

- изучить литературу по данной теме;

-творчески применять профессионально-педагогические знания с учетом возрастных, индивидуальных особенностей дошкольников;

- формировать интерес детей к занятиям, а также расширять творческий опыт у детей 5-6 лет посредством овладения новыми конструктивными качествами на занятиях в свободной деятельности;

- разработать и составить конспекты занятий художественно - эстетического направления с использованием техники оригами;

- разработать перспективный план работы с детьми;

- привлечь педагогов к использованию приемов оригами.

Для реализации поставленной цели в работе с детьми определены следующие задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с историей возникновения техники оригами, с видами и свойствами бумаги;

- изучить базовые формы (треугольник, книжка, дверь, воздушный змей, двойной треугольник, блинчик); - формировать умение ориентироваться на листе бумаги: вверх, низ, стороны, углы, сгиб;

-закреплять знания геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;

- обучать детей складывать поделку по простым схемам, по памяти и используя свой полученный опыт в умении составлений тематических композиций;

- учить детей дополнять работы в технике оригами аппликацией, рисованием, создавать тематические композиции;

Развивающие:

- развивать координацию тонких движений пальцев;

- способствовать развитию логического мышления, умения в точной последовательности выполнять задание, пространственного и творческого воображения; художественного вкуса;

- развивать выразительность устной речи, обогащать словарный запас детей, умение выражать словами действия, которые выполняет с бумагой;

- формирование художественно-творческих умений.

Воспитательные:

- формировать коммуникативные качества детей, потребность и способность к сотрудничеству;

- формировать навыки бережного и экономного отношения к материалу;

- коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения;

- воспитывать усидчивость, старательность, стремление к положительному результату;

- воспитывать эстетический вкус, умение украшать свою поделку, аккуратность при выполнении работ.

Форма работы с детьми:

фронтальная, подгрупповая, индивидуальная

Приёмы и методы:

• Словесный

• Практический

• Наглядный

• Продуктивный

• Проблемный

• Частично-поисковый

• Метод формирования сознания (рассказ, беседа)

• Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, пример)

Ожидаемые результаты:

- создание образовательной среды, формирующей интерес к художественному творчеству;

- привлечение детей к выполнению поделок из бумаги по технике оригами;

- положительная динамика показателей сенсорного развития детей и художественного вкуса;

- использование методов оригами другими педагогами.

У педагога формируются следующие основы педагогического мастерства:

умение анализировать научно-методическую литературу;

умение применять полученные знания на практике;

активизировать творческие способности и делится опытом с другими педагогами.

Пояснительная записка

Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает разные виды художественно-эстетической направленности. Одним из видов такого направления является оригами - создание фигурок из бумаги - доступный и универсальный материал для ребенка в художественном конструировании.

Поскольку целью современного образования, в соответствии с ФГОС, является воспитание и развитие личности ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов, то занятия оригами в развитии детей имеют огромное актуальное значение.

Это интересное и доступное им искусство. Оригами помогает развивать художественный вкус и логику, способствует формированию пространственного воображения, развивает память, активизирует мыслительные процессы, способствует концентрации внимания и самодисциплине. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер. Использование занятий по складыванию из бумаги способствует развитию индивидуальных творческих способностей.

Занятия оригами занимают малую часть в программе воспитания и обучения в детском саду, поэтому автор остановилась на выборе данной работы, поскольку оригами способствует разностороннему развитию детей.

Последовательная и целенаправленная реализация данного плана будет способствовать более успешной подготовке ребенка к процессу обучения его в школе.

В процессе складывания из бумаги птиц, животных, цветов и использование художественной литературы у ребенка дошкольного возраста формируются такие качества как понимание, доброта, любовь ко всему живому; знакомится с растительным и животным миром.

Работая с бумагой и инструментами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков. Они узнают такие способы обработки бумаги «как сгибание, складывание пополам и в несколько раз в определенной последовательности, закрепляют приемы вырезания декоративных элементов, учатся склеивать их и скреплять на поверхности поделки.

Овладение дошкольниками приемами конструирования различных поделок из бумаги дает возможность организовать работу по созданию сюжетно-тематических композиций на плоской основе, панно, ширмы или объемных изображений в виде декорации и фигур для настольного театра.

В изготовлении тематических композиций очень важен эффект, когда каждый ребенок, принимая участие, активно вкладывает свой опыт в общее дело и видит возникшую на глазах сложную фигуру, сделанную усилиями многих людей, в том числе и его, а это формирует чувство коллективизма.

Занятия оригами дают возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использоваться в играх инсценировках, в оформлении группы, уголка, праздников, а так же в изготовлении сувениров, открыток.

Данный план художественно-эстетической направленности (оригами) предполагает проведение занятий в старшей группе, которые учитывают индивидуальные и возрастные особенности детей, 1 раза в неделю по 20 минут.

В течение года предусматриваются итоговые мероприятия, которые могут проводиться в самой разнообразной форме: выставка, беседы.

План реализации программы по самообразованию.

Этапы

Сроки проведения

Содержание деятельности

Форма отчета

1

Подготовительный

Сентябрь 2020 г.

Чтение методической, педагогической ипредметной литературы; ознакомление в печатных изданиях с новыми подходами по теме, обзор в интернете информации по теме самообразования.

Анализ найденной информации

Консультация для родителей «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей у детей»; «Что такое оригами»

2

Аналитико- диагностический

Октябрь ноябрь

2020 г

Проведение диагностирования по теме (дети, педагоги, родители) в области развития художественного творчества посредством оригами).

 Разработка календарно –тематического планирования, конспектов занятий по конструированию из бумаги.

Выяснить актуальность темы в условиях ДОУ.

1.Анкеты по данной теме среди педагогов в группах младшего и среднего возраста.

2. Создание альбома «Оригами».

3. Создание художественно – творческого центра (схемы конструирования из бумаги, бумага в доступном использовании)

3

Основной

Декабрь 2020г.

Изучение условий реализации, основных базовых форм оригами, ознакомление детей с историей возникновения и развития искусства оригами.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

1.Выставка детских работ.

2.Пополнить «методическую копилку» материалом по данной теме

Январь, февраль, март 2021 г.

Внедрение в образовательный процесс откорректированной в ходе первых двух этапах, системы занятий по художественно-эстетическому творчеству.

1.Оформление родительского уголка, информация для родителей.

2. Система занятий по конструированию из бумаги детей старшей группы.

3. Использование опыта на практике (методы, приёмы, технологии)

4. Участие в конкурсах, размещение опыта и материала на сайте.

Апрель 2021 г.

Обобщение и распространение опыта среди педагогов ДОУ.

1.Привлечение родителей к выполнению работ в технике оригами.

2.Консультация для педагогов, мастер-класс, презентация опыта работы для воспитателей групп младшего и среднего возраста.

3.Выставка детско-родительских работ.

4

Заключительный

Май 2021г

Провести исследование по результатам усвоения техники оригами. Анализ результатов исследования. Папка-передвижка для родителей и детей (поиск интересной информации о конструировании из бумаги).

1.Итоговая диагностика эффективности педагогических воздействий по конструированию из бумаги.

2.Оформить фотоотчет для родителей по использованию техники оригами.

План работы по самообразованию на 2021 – 2022 учебный год

1

Подготовительный

Сентябрь 2021г.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, желание

включаться в творческую активность.

Мастер - класс для родителей  

2

Аналитико- диагностический

Октябрь-ноябрь 2021г.

Учить детей самостоятельно создавать продукты ручного творчества

Из различных материалов в том числе бросового.

Организация фото-выставок

3

Основной

Декабрь 2021г – апрель 2022г.

Учить детей самостоятельно создавать продукты ручного творчества

Из различных материалов в том числе бросового.

Развивать и совершенствовать творческие способности у детей, оригинальность подхода к решению задач.

Совершенствовать мелкую моторику рук.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, желание

включаться в творческую активность.

Пополнение материала и пособий

Консультация для родителей «Разнообразие ручного труда и его влияние на развитие творческих способностей ребенка»

Выставки детских поделок для родителей

Консультация: Влияние нетрадиционных методов рисования на положительные эмоции детей»

4

Заключительный

Май 2022г.

Анализ результатов проекта

Выставки детских поделок для родителей

Список используемой литературы

1.Кайе В.А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет.М.: Сфера,2016. - 128 c.

2.Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 168 c.

3.Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. М.: Сфера,2015.- 240 c.

4.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие / Под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С. Комаровой. – М.,2009.272 с.

5.Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Теория, практические рекомендации, конспекты занятий для слушателей курсов повышения квалификации и читателей, интересующихся темой детского конструирования, // Дошкольное образование. -2008. №17, 18 (233).

6.Парамонова Л.А. Творческое художественное конструирование // Дошкольное воспитание. -2004.№ 10.

7.Пойда О. Детское творчество. Для детей 4-5 лет.М.: Олма Медиа Групп, 2014. - 813 c.

8.Сивцева И.А. Конспекты уроков по художественному конструированию. 1 класс. М.: Владис,2006- 112 c.

9.Удовиченко Н.Л. Конструирование из бумаги. Игрушки-подарки. Для детей 3-5 лет.М.: Сфера, Кругозор, 2013. - 718 c.

10.Уотт Ф. Академия детского творчества М.: Робинс, 2013. - 128 c.

11.И.В. Рябкова, О.А.Дюрлюкова.Оригами.Волглград.2015.-96с.

12. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Всё об оригами. Справочник.С-Пб: «Кристалл»,М: «Оникс», 2005 г.

13. Афонькин С. Ю. Библиотека оригами. Игрушки. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 128 с., илл.

14. Долженко Г. И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 199.

15. Мусиенко С. И., Бутылкина Г. Б. Оригами в детском саду.

16. Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих и креативных способностей у детей дошкольного возраста

       Дети в пятилетнем возрасте дают до 90 % оригинальных ответов, в 7- летнем- 20%, а взрослые лишь 2 %. Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческо...

Проект: «Синквейн как средство развития творческих и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста».

Развитие речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»».

Семинар-практикум для педагогов «Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»»....

Презентация к Семинару-практикуму для педагогов «Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»».

Презентация к Семинару-практикуму для педагогов «Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»»....

Развитие творческих и конструктивных способностей детей посредством оригами

сентябрь С детьми : 1. Беседа с детьми на тему: «Что такое оригами»2. показ фотопрезентации «Искусство оригами»3. Д/и по ориентированию на плоскос...