СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Вострикова Елена Николаевна

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обще-стве, в котором он живет, учится взаимодействию, умению строить отно-шения вначале в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_syuzh.rolevaya.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обще-стве, в котором он живет, учится взаимодействию, умению строить отно-шения вначале в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.

Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить взаимоотношения, учатся обще-нию, не всегда гладко, но это путь обучения, иного нет.

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человече-ских отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Что конечно, ему не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого про-тиворечия рождается игра - самостоятельная деятельность моделирую-щая жизнь взрослых.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игро-вой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и мик-роклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Дошкольный возраст- это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, высокая вос-приимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благо-даря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможно-сти для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. При создании вооб-ражаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются ва-рианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобре-ние, дети поддерживают друг друга - то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся взаимодействовать.

Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра, но и занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков - все это становится кирпичиками, из которых складывается личность чело-века. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное - значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродук-ции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею.

Социальное развитие способствует не только развитию личности, но и развитию интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность работать в команде. Находить способы взаимодействия, вза-имопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, ду-шевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотноше-ния с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя будет ощущать, и наша задача - правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специаль-ное игровое пространство, в котором ребенок бы мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками, близкими взрослыми, но и ак-тивно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами фор-мироваться как социально-компетентная личность.

Для этого в игровой комнате оформлены игровые зоны, имеются те-атрализованные, настольные игры, дидактические. Оборудованы различ-ные зоны для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Это моторно-двигательная, строительная, для девочек - зона игры с куклами, зона игры с машинами для мальчиков.

Регулярное проведение совместных игр обогатит детей новыми впе-чатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития личности.

Цель: воспитывать дружеские отношения в детском коллективе по-средством совместных игр, развивать эмоционально-положительное от-ношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сю-жетно-ролевых игр.

Задачи:

1. Развитие игровой деятельности детей;

2. Сформировать основы «игровой культуры», развить коммуника-тивные способности детей.

3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежно-сти.

4. Создать условия для активизации форм партнерского сотрудни-чества между детьми.

5. Расширить кругозор ребенка посредством игры.

6. Развивать речевую активность у детей.

7. Формировать художественно – эстетический вкус детей дошколь-ного возраста.

План работы

Сентябрь

1. Изучение литературы по теме самообразования.

2. Написание плана работы на год.

3. Пополнение предметно-развивающей среды по сюжетно-ролевым играм.

4. Разработка проекта «Сюжетно-ролевая игра в младшем дошколь-ном возрасте».

5. Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте».

6. Подборка детских художественных произведений.

Октябрь

1. Игровая ситуация: «Кто такой друг? и почему с ним нужно де-литься».

2. Разучивание с детьми игр на создание бесконфликтной обста-новки в группе: «Прости меня, друг», «Мы любим друг друга».

3. Консультация для родителей «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью».

4. Драматизация русской народной сказки «Репка». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к сказке.

Ноябрь

1. Консультация для родителей «Учим ребёнка общаться».

2. Просмотр мультфильма «Бабушкин день рождения».

3. Игровое упражнение: «Накрой на стол».

4. Игровая ситуация: «Как правильно встречать гостей».

Декабрь

1. Беседа-рассуждение с детьми: «Что такое хорошо и что такое плохо».

2. Разучивание с детьми игры-упражнения на создание бескон-фликтной обстановки в группе: «Обратись к товарищу вежливо».

3. Сюжетно-ролевая игра: «Магазин игрушек».

Январь

1. Беседа на тему: «В тесноте, да не в обиде».

2. Моя любимая сказка. Воспитывать любознательность к русским народным сказкам. Драматизация сказки «Теремок» детьми группы.

Февраль

1. Развлечение «Мы быстрые и смелые, мы дружные, умелые».

2. Сюжетно-ролевая игра: «Спасатели». Взаимодействие с родите-лями по созданию атрибутов к игре.

3. Интервью с детьми: «Каким должен быть вежливый человек»

Март

1. Взаимодействие с родителями. Выставка книжек-малышек: «Я люблю свою семью».

2. Сюжетно-ролевая игра: «Дочки-матери».

3. Семинар-практикум для родителей «Игры, в которые мы играем».

Апрель

1. Беседа-размышление: «Кому важно быть внимательным на до-роге?»

2. Просмотр мультипликационного фильма по ПДД «Уроки те-тушки Совы».

3. Экскурсия по улице Республики (наблюдения за пешеходным пе-реходом, перекрестком, светофором, транспортом, пешеходами).

4. Сюжетно-ролевая игра: «Я - шофер, вы – пешеходы». Взаимодей-ствие с родителями по созданию атрибутов к игре.

Май

1. Итоговый анализ результатов работы по социализации детей че-рез сюжетно-ролевую игру (отчет по самообразованию).

2. Проведение итогового мероприятия по теме: «Социализация де-тей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру« (пре-зентация).

Средства и методы деятельности:

- изучить и проанализировать подборку методической литературы;

- наблюдение в ходе игровой деятельности;

- беседы;

- игровая деятельность;

- определить перечень сюжетно-ролевых игр;

- разработать циклы развития сюжетно-ролевых игр по возрастам.

Перспективно-тематическое планирование по сюжетно-ролевой игре в разных возрастных группах (к каждой игре прописана цель, под-готовительная работа, краткое содержание игры, оборудование, связь с другими видами деятельности).

Сюжетно-ролевая игра младших дошкольников развивается не спонтанно, а постепенно и характеризуется следующими особенностями:

На 1-м этапе ребёнок в совместной игре с взрослыми подражает его действиям с игрушками.

2-й этап: дети самостоятельно начинают выполнять усвоенные дей-ствия с игрушками, а затем усвоенные действия переносятся на другие предметы.

3-й этап: появление изобразительной игры. Её содержание - условно-орудийные действия. Ребёнок подражает действиям с предме-тами, которые он наблюдал в повседневной жизни.

В содержание работы вошла подборка игр и упражнений:

- по созданию образа «Я», направленные на повышение самоуваже-ния, своей индивидуальности, на улучшение взаимоотношений с окружа-ющими;

- игры на развитие социальной уверенности.

При организации сюжетно-ролевых игр учитывала индивидуальные и личностные особенности каждого ребенка, даю детям максимальную степень свободы и ни в коем случае не подавляю их фантазию. Моя за-дача – уметь начать игру, заинтересовать детей, направить в нужное русло.

Свои действия в игре сопровождаю речью и средствами выразитель-ности: показом, мимикой, жестом. В ходе обучения игре выполняю глав-ные роли (врач, мама). Использую прямые указания (разъяснения, оказа-ние помощи, совет по ходу игры). Далее переходила на второстепенные роли. Являясь участником игры, всегда направляю действия детей. Учи-тывая способности детей при распределении ролей, даю советы по ходу игры.

Особенность социального развития детей заключается в усвоении социального опыта через взаимодействие ребенок - взрослый, в котором каждый оказывает влияние и модифицирует поведение другого. Ребенок постоянно наблюдает, имитирует и подражает отношениям, поведению и деятельности окружающих его взрослых. Такое моделирование оказы-вает гораздо большее влияние на социальное развитие ребенка, чем сло-весные инструкции и поучения. В ней через роль взрослого, которую бе-рет на себя ребенок, происходит освоение отношений между людьми.

Коллективная игра не возможна без общения детей друг с другом. Контактируя со сверстниками во время игры, дошкольники стремятся наладить между собой деловое сотрудничество, у них появляется общее дело, они стараются согласовать свои действия для достижения общей цели.

В большинстве игр отражается труд взрослых: дети подражают до-машним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шо-фера и т.д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим прини-мать в нем участие. Игра и труд часто естественно объединяются. В игре формируется моральные качества: ответственность, чувства товарище-ства и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, уме-ние справедливо разрешать спорные вопросы.

В игре ребенок использует разнообразные игровые предметы: иг-рушки, атрибуты, предметы-заместители. О последней группе следует сказать особо. Замещение возникает в проблемной ситуации: что делать, когда кукла хочет есть, а ложки нет? С помощью взрослого ребенок нахо-дит подходящий предмет - палочка будет вместо ложки. Истинное заме-щение возникает только в том случае, когда ребенок называет предмет-заместитель в соответствии с его новой функцией, т.е. наделяет созна-тельно новым значением. Закономерен вопрос: где границы замещения? Все ли может быть всем в детской игре? Оказывается, что нет. Главное условие состоит в том, чтобы с предметом-заместителем можно было вы-полнять ту же функцию, что и с замещаемым. Поэтому ложкой может быть палочка, карандаш, даже градусник. А вот мяч нельзя использовать вместо ложки, так как им не зачерпнуть пищу. Использование предметов-заместителей обогащает детскую игру, расширяет возможности модели-рования действительности и способствует развитию знаково-символиче-ской функции сознания. Проводятся игры на эмоциональное сближение детей: «Назови ласково», «Мы любим друг друга».

На развитие социальных способностей и навыков: «Накроем стол», «Помоги другу», «Мы помощники» и др. При проведении игр занимаю равную позицию ребенка (на диване, на полу). Во время обучения игре, учу брать на себя роль, использовать различные обращения друг к другу и тактильно-эмоциональные способы воздействия. Работа направлена на развитие социальной уверенности, устранение тревожности, на повыше-ние своей самооценки. Даю представления о способах и нормах поведе-ния в общественных местах.

Содержание работы потребовало пересмотра, пополнение и обога-щение предметно-развивающей среды в соответствии с возрастными осо-бенностями детей. В ходе работы стала обогащать предметно-игровую среду, так как это является важным условием для саморазвития и прояв-ления творчества детей.

Были организованы такие сюжетно-ролевые игры, как «Магазин», «Шофер и пешеходы», «Дочки-матери», «Больница», «Парикмахерская». Изготовлены атрибуты к этим и другим играм. Предметно-игровая среда организована так, что дети могут участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, конструктивных, театральных и др. Созданная игро-вая среда, на наш взгляд, будит познавательную активность, самостоя-тельность, инициативу.

Еще одним условием для развития игровой деятельности является взаимодействие ДОУ и семьи к организации детской игры. Проводила традиционные консультации:

«Что такое игра?»,

«Сколько можно играть?»,

«Стратегия игрового взаимодействия родителей с ребенком»

«Что такое сюжетно-ролевая игра»

Анкетирование: «Во что играют дети дома?»

Давала советы и рекомендации по выбору игрушек и игр в соответ-ствии с возрастом, по организации различных игр с детьми дома.

На родительских собраниях демонстрировала инсценировки сказок: «Теремок». «Репка».

Провела семинар-практикум «Игры, в которые мы играем».

Привлекла родителей к обогащению предметно-игровой среды: из-готовление и подбор игровых атрибутов.

Подобраны практические материалы в помощь педагогам и родите-лям: «Игры в социально-личностном развитии дошкольников», «Как спо-собствовать социальному развитию дошкольника», «Сюжетно-ролевые игры в жизни детей», «Развитие ребенка в игровой деятельности».

Для того чтобы оценить эффективность реализации своей работы, я разработала критерии оценки, куда вошли следующие параметры:

- уровень социального развития ребенка (идет на контакт, действует сообща, принимает помощь, действует под руководством, контролирует свое поведение, конфликтует, соблюдает очередь).

- уровень развития игровых умений (содержание игровых действий, разнообразие сюжетов, наличие интереса к игрушке, понятие замысла, планирование игры, соблюдение правил, принятие роли, участие в рас-пределении ролей, отношение между детьми в игре).

- уровень развития коммуникативно-речевых навыков (отношение партнера в игре, взаимодействие со сверстниками, контакты со взрос-лыми в процессе игры, наличие конфликтов в игре, сопровождение игры речью, особенности ролевого диалога).

В рамках данной работы наблюдается активное усвоение дошколь-никами социально нравственных отношений в процессе творческого вза-имодействия со сверстниками и взрослыми. По результатам диагностики следует отметить, что уровень социальных знаний повысился:

Приобретается детьми положительный социальный опыт в сложной игровой ситуации.

Создаются предпосылки для целенаправленного творческого по-строения желаемых ситуаций в совместной деятельности дошкольников. По результатам диагностики следует отметить, что уровень развития иг-ровых умений значительно повысился.

Действуя в игре, совершая те или иные поступки, ребенок проявляет свои интересы, качества личности, чувства. Поэтому в социально-разви-вающей игре, как ни в одной другой деятельности, можно узнать особен-ности и возможности ребенка.

В процессе сюжетно-ролевых игр дети овладевают жизненно необ-ходимыми навыками общения, у них развивается познавательная, эмоци-ональная и личностная сфера, формируются способности выражать отно-шение к окружающей действительности. Таким образом, осуществляется развитие детей, подготовка их к обучению в школе, а в целом проходит их первичная социализация.

Игра позволяет ребенку посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы. Игра имеет неоцени-мое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она рас-крывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Ро-левую игру невозможно заменить какой-либо другой деятельностью.

Если ребенок не играет, значит, у него не развивается социальная моти-вация, не формируются социальные позиции. А это, в свою очередь, ве-дет к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неуме-нию общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудностей в учебе и обще-нии.

В дальнейшем планирую вести работу по расширению предметно -игровой среды используя для этого: чтение художественной литературы, просмотр детских научно-популярных фильмов, прослушивания аудио кассет рассматривание иллюстраций, изготовление новых атрибутов к играм вместе с детьми и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация дошкольника через сюжетно-ролевую игру.

ВведениеДошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно pасшиpяются: pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества ...

Консультация для родителей «Социализация детей через сюжетно-ролевую игру»

Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь....

Консультация для воспитателей «Социализация детей через сюжетно-ролевую игру»

Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь....

Рекомендации для родителей на тему: "Социализация детей через сюжетно-ролевую игру"

Игра-это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, "примеряя" на себя взрослую жизнь....

Консультация для педагогов ДОУ «Социализация дошкольника через сюжетно-ролевую игру»

Социализация – это процесс, который происходит в жизни детей с самого ее начала и длится всю жизнь. Социальное развитие детей происходит на первых порах с мамой и папой и близкими родственниками...

Консультация для родителей. Социализация детей через сюжетно-ролевую игру.

Игра, как ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь....