ТИКО -конструирование
учебно-методический материал

ТИКО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tiko_-konstruirovanie.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                        ТИКО -Конструирование

Выполнила воспитатель МАДОУ № 62

Гунзенова Маргарита Цыреновна

                                                                                                            Расскажи мне - и я забуду.

                                                                                                       Покажи мне - и я запомню.

                                                                                                       Дай мне сделать - и я пойму.

                                                                                                       Конфуций

Детство - это страна чудес, полная открытий, первых ярких впечатлений. Здесь многое можно узнать, многому научиться: думать и чувствовать, читать и писать, считать и создавать, фантазировать и творить.

Одной из технологий деятельностного типа является конструирование. Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала. 

Конструирование – процесс творческий, осуществляемый через самостоятельную и совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду. При этом дети через развивающие практические задания учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее действенный способ достижения цели. В процессе конструирования для ребенка важно, чтобы результат его деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, восприятия формы и габаритов объекта, пространства. 

В процессе целенаправленного обучения у дошкольников, наряду с техническими навыками, развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышление, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности. Всё это позволяет рассматривать конструирование как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе.

Одним из инструментов развития творческих и логических способностей детей выступают игры с конструктором ТИКО для плоскостного и объёмного моделирования.

       Технология ТИКО-моделирования имеет широкий спектр возможностей и областей применения. Использование обучающих конструкторов ТИКО (Трансформируемый Игровым Конструктором для Обучения) - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка»«двери»«глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д.

В игре с конструктором «ТИКО», ребенок выучивает названия и облик плоскостных фигур: треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники, детям открывается мир призм, пирамид.

Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения («ТИКО») состоит из 10 наборов, рассчитанных для детей дошкольного и школьного возраста.

Конструктор ТИКО помогает развивать -

Т - творческие умения

И – интеллектуальные умения

К - коммуникативные умения

О - организаторские и оценочные умения

Игры с конструктором ТИКО помогут: занять ребенка активной творческой деятельностью; укрепить пальцы и кисти, развить мелкую моторику рук; активизировать развитие левого и правого полушарий головного мозга ребенка за счет необходимости управлять руками и пространственно мыслить при создании объёмных фигур; познакомить ребенка с различными геометрическими телами.

Работая с конструктором ТИКО, мы можем решить сразу несколько проблем:

1) создание развивающей среды;

2) организация развивающих занятий;

3) реализация проектной деятельности в детском саду.

     

Конструктор можно использовать в различных направлениях:

1) в театральном уголке можно конструировать из ТИКО-деталей декорации и персонажи для сказок;

2) в физкультурном уголке – для спортивных игр и соревнований можно использовать различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;

3) кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью можно сконструировать из ТИКО;

4) в уголках с сюжетно-ролевыми играми

5) в уголке лепки и изодеятельности также можно сконструировать красочные узоры и орнаменты из ТИКО;

6) уголок чтения оснастить набором «Эрудит» - дети могут брать оттуда буквы и составляют нужные им для игр слова;

7) для детей с математическим складом ума набор «Геометрия» из ТИКО – деталей которого собирают фантазийные и геометрические фигуры, сконструировать двузначные числа, числовые выражения на сложение, вычитание с помощью набора «Арифметика»;

8) в строительном уголке построить из ТИКО дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.

Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.

Развивающие занятия в детском саду помогают детям в освоении письма, чтения, математики, в целом способствуют интеллектуальному развитию детей.

Конструирование с ТИКО :

1. по полной схеме

2. с помощью слухового диктанта

      В ходе дидактических игр с ТИКО-конструктором, в специально созданных игровых ситуациях у детей формируются такие навыки как: умение ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, понимание пространственных представлений между предметами. Например, игры, развивающие пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, по принципу «от простого к сложному».

 Детям предлагаем сконструировать 4 домика разных цветов (из квадрата и треугольника). На листе бумаги красный домик разместите вверху, синий внизу, зеленый справа, желтый слева. А теперь предлагаем поменять домики местами и прокомментировать, как расположили домики, используя в своей речи понятия пространственной ориентировки (вверху, внизу, слева, верхний правый угол и т. д.).

Более сложным заданием для детей является конструирование по словесной инструкции, где дети заранее готовят детали. Например: красный пятиугольник – 1, зеленый прямоугольник - 1, зеленый маленький равносторонний треугольник - 1, 4 маленьких квадрата одного цвета) (предложить участникам попробовать выполнить упражнение)

1. Расположите прямоугольник вертикально

2. К прямоугольнику сверху прикрепите пятиугольник

3. К каждой стороне пятиугольника прикрепите по квадрату

4. К прямоугольнику справа внизу прикрепите треугольник.

Что у вас получилось? ( самолет) Запомните и сложите из конструктора копию.

А вот любимая детская игра – «Ходилки». Дети самостоятельно могут приготовить поле для игры и придумать сюжет. Например, задание: чей зайчик быстрее добежит до морковки? По очереди кидаете кубик и делаете ходы по дорожке. По ходу проговаривайте направление движения. То есть даем установку на словесное описание каждого хода.

Данные игры развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач

Несколько примеров заданий на развитие логического мышления с использованием деталей конструктора.

1 задание, самое элементарное для детей младшей-средней группы: разложи правильно детали по корзиночкам. Как Вы считаете, на развитие какого логического приема мышления направлено это задание? (классификация) Количество корзиночек может увеличиваться в зависимости от количества фигур, с которыми знакомы дети.

2 задание, какая понадобится фигура, чтобы получился дом?

3 задание, какие фигуры можно использовать, чтобы получился танк?

4 задание, какие фигуры понадобятся для создания самолета?

5 задание, найди лишнюю фигуру, раскрась её.

6 задание, для детей старшего дошкольного возраста:

- какая фигура находится справа от, слева от….;

- какая фигура находится между ….

7 задание «Запомни расположение» для детей старшего дошкольного возраста. Перед вами появится схема, в течение 30 сек. Вы её рассматриваете и запоминаете, после схема убирается, и вы по представлению создаете данную фигуру.

Предлагаю проанализировать полученные фигуры:

- какие геометрические фигуры использовали для постройки?

- какая геометрическая фигура находится справа от нижнего четырехугольника?

- какая геометрическая фигура находится слева от нижнего четырехугольника?

- какие геометрические фигуры находятся над пятиугольником?

- какая геометрическая фигура находится под пятиугольником?

Вот таким образом, через анализ сконструированной фигуры, через анализ схемы проходит работа над формированием логического пространственного мышления.

8 задание. Работа по развитию логического мышления осуществляется в процессе конструирования.

• конструирование по схеме

• конструирование по образцу

• конструирование по замыслу

(расставлены 3 стола с необходимым материалом)

Сейчас Ваша задача сконструировать фигуры, у каждого стола своё задание:

• 1 стол конструируют по схеме (сравнивать, анализировать, синтезировать)

 • 2 стол конструирует по образцу (сравнивать, анализировать)

 • 3 стол конструирует по замыслу (синтез, представлять в умственном плане задуманное, умозаключение, т. е. путем ошибок в постройке сделали умозаключение о том, чтобы получалась так, как мне надо необходима эта деталь, а не та)

Возможности ТИКО-конструктора неограниченны это не только развитие мелкой моторики, знакомство с геометрическими фигурами и телами, но и знакомство с основным спектром цветов, развитие познавательных процессов, пространственных представлений, развитие фантазии, творческих способностей. Поэтому данный конструктор приобретает в последнее время популярность в дошкольном образовании, начальном и основном общем образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Тико-мастера» "Тико-конструирование"

1.Программа  дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие»   «Тико-мастера»  (для детей 3-4 лет)2.Программа дополнительного образован...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ТИКО-конструированию «Знакомство с Тико-страной» для детей 5–6 лет

Знакомство детей с ТИКО-конструктором, со способами соединения ТИКО-деталей при создании фигуры....

Сборник практических задний по "ТИКО" - конструированию, как средство развития навыков конструирования у детей младшего дошкольного возраста

Сборник практических заданий по «ТИКО» конструированию как средство развития навыков конструирования у детей младшего дошкольного возраста В сборнике дано описание практических заданий по ...

Конспект занятия по Тико конструированию "Новая мебель для домика зайчонка Тико"

Цель: способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием «ТИКО-конструктора». Задачи:- развитие конструкторских способностей, ...

ПРОГРАММА «ТИКО - мастер» дополнительной платной услуги «Проведение занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей с применением технологии ТИКО-конструирования» для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет

Программа «ТИКО - мастер» дополнительной платной услуги «Проведение занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей с применением технологии ТИКО-конструирования...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТИКО-моделированию (НОД) для детей средней группы (4-5 лет) ТИКО - конструирование на тему: «Космическая ракета»

Раз, два, три — сложи детали,Чтоб они машиной стали.Собери гараж. ПотомНе забудь построить дом.Можно к самому порогуПроложить еще дорогу,Выбрать место для моста —То-то будет крас...