Перспективный план работы с детьми по теме: «Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений» в средней, старшей, подготовительной группах на 2018-2021 учебный год.
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

 Бочкарёва Надежда Викторовна

Перспективный план работы с детьми по теме: «Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений» в средней, старшей, подготовительной группах на 2018-2021 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_raboty_s_detmi_2019-2020g.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                         детский сад комбинированного вида № 8 «Сказка»

                              Карасукского района Новосибирской области

 

  Перспективный план работы с детьми по теме: «Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений» в средней, старшей, подготовительной группах на 2018-2021 учебный год.

                                             Воспитатель: Бочкарёва Н.В.

                                           г. Карасук  2022г.

Перспективный план работы с детьми по теме: «Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений» в  средней   группе на 2018-2019 учебный год.

Дата

Обучающие формы работы

Материальное обеспечение

Сентябрь

1. Игра «Кто в каком домике живет?»

Цель. Развивать умение классифицировать предметы по двум признакам или свойствам.

 2. Игровое упражнение:

«Кто назовет как можно больше признаков отличия?»

Цель. Развивать умение видеть характерные признаки предметов, сравнивать.

3. Игра «Соберем букет»

Цель. Развивать умение группировать одни и те же предметы по разным признакам.

4. Игра «Конструктор»

Цель. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

Обручи, наборы геометрических фигур.

 

2-3 пары картинок, отличающихся 4-5 признаками.

Плоскостные изображения цветов.

 

Набор геометрических фигур.

Октябрь

1. Игра «Угадай, что спрятано»

Цель. Развивать аналитические способности.

2. Игра «Телевизоры»

Цель. Развивать умение делать логические выводы.

3. Игра «Орнаменты» (логическая цепочка)

Цель. Развивать умение делать логические выводы.

4. Игра «Кто быстрее соберет пирамидку?»

Цель. Развивать умение упорядочивать предметы по выделенным признакам.

 

«Чудесный мешочек» с различными предметами.

Карточки с изображением телевизоров.

 Образцы орнаментов (ритмичных и с нарушением ритма).

Пирамидки с шестью цветными кольцами.

Ноябрь

1. Игровое упражнение:

«Кто назовет как можно больше признаков отличия?»

Цель. Развивать умение видеть характерные признаки предметов, сравнивать.

2. Игровое упражнение: «Исключение лишнего»

Цель. Развивать аналитические способности, умение обобщать, выделяя существенные признаки.

3. Игровое упражнение:

«Поможем Хрюше собрать разбросанные игрушки»

Цель. Развивать умение группировать предметы по признаку величины и формы.

 4. Игра «Вопрос – ответ»

Цель. Развивать смекалку, фантазию, умение рассуждать.

Примеры вопросов: «Что у птиц по два?», «Сколько хвостов у двух слонов?» и т.д.

 2-3 пары картинок, отличающихся 4-5 признаками.

 Набор картинок, например, на трех из них нарисованы цветы, а на четвертой – ленточка.

 

Набор игрушек разной формы и величины.

Набор картинок с изображением «ответов».

Декабрь

1.Игровое упражнение:

«Помоги Матроскину сделать покупки»

Цель. Развивать умение сравнивать, классифицировать по одному признаку.

2. Игра «Танграм» (знакомство)

Цель. Развивать умение сравнивать, анализировать, объединять части в целое.

3. Игра «Орнаменты» (логическая цепочка)

Цель. Развивать умение делать логические выводы.

4. Игра «Составь фигуру»

Цель. Развивать умение сравнивать и обобщать по одному существенному признаку.

 Набор муляжей овощей и фруктов, две корзины.

Набор геометрических фигур игры «Танграм»

Образцы орнаментов (ритмичных и с нарушением ритма).

Набор геометрических фигур.

Январь

1. Игра «Кто быстрее соберет гирлянду?»

Цель. Развивать умение обобщать.

 

2. Игра «Украсим елочки»

Цель. Развивать умение группировать предметы по двум признакам (величине и цвету, форме и цвету), распознавать условные обозначения 

3. Игра «Орнаменты» (логическая цепочка)

Цель. Развивать умение делать логические выводы.

4. Игра «Составь фигуру»

Цель. Развивать умение сравнивать и обобщать по одному существенному признаку.

 

 

Набор кружков-символов («огоньков») и карточек с изображением начала гирлянды.

Плоскостные фигурки елочек, «елочные украшения» различного цвета, формы и величины

 Образцы орнаментов (ритмичных и с нарушением ритма).

Набор геометрических фигур.

Февраль

Игра «Заполни квадрат»

Цель. Развивать умение сравнивать, анализировать, делать логические выводы.

 

 

2. Игра «Волшебные фигуры»

Цель. Развивать аналитические способности.

3. Игра «Найди предмет непохожий на другие»

Цель. Развивать умение обобщать и сравнивать.

4. Игра «Животные, рыбы, растения, птицы»

Цель. Развивать умение классифицировать по одному признаку, свойству.

 

Таблица (3х3 клетки) с изображением круга, квадрата, треугольника разного цвета; 4 карточки с изображением геометрических фигур разного цвета.

Набор геометрических фигур, рисунки-схемы.

Карточки со схематическим изображением предметов.

4 карты разного цвета; карточки с изображением животных, рыб, растений, птиц.

Март

1. Игра «Угадай, что спрятано»

Цель. Развивать аналитические способности.

2. Игровое упражнение: «Разложи по порядку»

Цель. Развивать умение располагать предметы по возрастанию или убыванию степени проявления заданного свойства.

3. Игра «Кто, где живет?»

Цель. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по одному характерному признаку.

4. Игра «Конструктор»

Цель. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

 

«Чудесный мешочек» с различными предметами.

 

Набор мисочек, цилиндров, колец и др.

 

Обручи, игрушки, отличающиеся по цвету, величине, форме.

 

Набор геометрических фигур.

Апрель

1. Игра «Кто в каком домике живет?»

Цель. Развивать умение классифицировать предметы по двум признакам или свойствам.

2. Игра «Телевизоры»

Цель. Развивать умение делать логические выводы.

3. Игра «Соберем букет»

Цель. Развивать умение группировать одни и те же предметы по разным признакам.

4. Игра «Кто быстрее соберет пирамидку?»

Цель. Развивать умение упорядочивать предметы по выделенным признакам.

 

Обручи, наборы геометрических фигур.

 

Карточки с изображением телевизоров.

 

Плоскостные изображения цветов.

 

Пирамидки с шестью цветными кольцами.

Май

1. Игровое упражнение: «Дом»

Цель. Развивать умение сравнивать; представление о целом и части.

 

2. Игровое упражнение:

«Что неправильно нарисовал художник?»

Цель. Развивать умение устанавливать последовательность событий.

3. Игра «Соберем букет»

Цель. Развивать умение группировать одни и те же предметы по разным признакам.

4. Игра «Кто быстрее соберет пирамидку?»

Цель. Развивать умение упорядочивать предметы по выделенным признакам.

4 нарисованных дома (9х8см): 1-й – образец;2-й – разделен на 2 части; 3-й – разделен на 3 части;4-й – разделен на 4 части.

Сюжетные картинки.

Плоскостные изображения цветов.

 

Пирамидки с шестью цветными кольцами.

 

Перспективный план работы с детьми  по теме: «Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений» в   старшей   группе на 2019-2020 учебный год.

Месяц

№ п\п

Название игры

Программное содержание

                   Октябрь.

1

«Лоскутное одеяло».

Закрепить умение собирать целое из частей, развивать логическое мышление, усидчивость.

2

«Путаница».

Учить находить место цифры в числовом ряду; развивать внимание, зрительную память, логическое мышление.

3

«Найди, что пропущено».

Умение находить признаки, сходство и различие, воссоздавать силуэты, выделять закономерности.

4

«Кто быстрее?»

Закреплять умение раскладывать цифры по порядку, развивать логическое мышление.

5

«Танграм».

Развитие умения работать со схемой, сравнивать, анализировать, делать выводы. Развивать аналитические способности, сообразительность, логику.

6

«Прозрачный квадрат»

Знакомство с величиной, формой, соотношением части и целого, развитие логического мышления, памяти.

                  Ноябрь.

1

«Лабиринт»

Определение расположения предметов на, над, под, справа, слева.

2

«Кто знает -  пусть дальше считает».

Закреплять прямой и обратный счет в пределах 8; называть два соседних числа заданному, развитие логического мышления.

3

«Кто быстрее найдет все ошибки».

Развивать внимание, зрительную память, логическое мышление

4

«Веселые палочки».

Ориентировка по схеме, выкладывание символических изображений предметов из счетных палочек, развитие внимания, логического мышления.

5

«Убираем цифры по заданию».

Развивать внимание, умение ориентироваться в числовом ряду; закреплять понятие, что каждая последующая цифра больше на 1 предыдущей цифры и наоборот; развивать логическое мышление.

6

«Колумбовое яйцо».

Овладение практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей.

        Декабрь.

1

«Что изменилось?».

Развивать логическое мышления, внимание, память

2

«Считай не ошибись».

Побуждать детей придумывать разные задания; использовать цифры, загадки, количество окружающих предметов; обозначать заданное количество предметов, игрушек цифрой, развитие логического мышления.

3

«Логические блоки Дьенеша»

Развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, абстрагировать, обобщать. Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.

4

«Цвет и форма».

Определение цвета и формы, нахождение похожих предметов в окружающем мире.

5

«Найди клад».

Учить детей ориентироваться по карте, закрепить понятие слева, справа, над, под, счет, развивать логическое мышление.

6

«Живая неделя».

Закрепить названия и порядок дней недели, умение выполнять задания воспитателя и детей.

                    Январь

1

«Пойди туда – не знаю куда».

Закрепить умение ориентироваться в пространстве; понятия «влево», «вправо», «назад»; учить внимательно, слушать и выполнять команды ведущего.

2

«Сложи квадрат».

Закрепление сенсорных эталонов формы, цвета и величины. Складывание фигуры из частей.

3

«Угадай задуманное число»

Учить детей угадывать задуманное число с помощью задаваемых вопросов к ведущему.

4

«Найди различия».

Учить находить различия путем сравнения.

5

«Найди столько же».

Учить детей находить в окружающей обстановке такие группы предметов, где их столько же, сколько показывает его цифра; развивать внимание, речь, память.

6

Деловая игра «Строители».

Измерение величины предметов с помощью условной мерки (полосок бумаги, ниток, веревочек); формировать навыки самостоятельной работы.

            Февраль.

1

«Чудесный мешочек».

Закрепление знаний о геометрических фигурах; формировать умение определять геометрические фигуры на ощупь.

2

«Волшебные дощечки».

Воссоздание силуэтов по схеме, придумывание своих вариантов, развитие логического мышления.

3

«Пифагор».

Развитие пространственных представлений, образного и логического мышления, сообразительности, смекалки.

4

«Что такое?».

Учить сравнивать предметы «на глаз» по величине; находить между сравниваемыми предметами сходство и различие.

5

«Строим два высотных дома».

Учить детей сравнивать дома по высоте и количеству этажей; построение числовой лесенки.

          Март.

1

«Кто быстрее разложит цифры».

Учить детей пользоваться терминами  «последующее» и  «предыдущее» число. Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь.

2

«Измени количество».

Обучать детей простейшему арифметическому действию: сложение, вычитание, путем прибавления или уменьшения  количества игрушек на один; воспитывать умение работать в коллективе.

3

«Убираем числа по заданию»

Развитие пространственной ориентировки.  Развивать пространственные представления понятия «справа», «слева», «между», «сзади»  внимание, память, речь.

4

«Волшебный круг»

Развитие пространственных представлений, образного и логического мышления, сообразительности, смекалки.

5

«Сколько» 

Закрепить знания детей о цифрах от 1 до 10.

6

«Найди столько же».

Закрепить количественный счет предметов, соотношение цифры к числу предметов; развивать память, логическое мышление.

                       Апрель.

1

«Волшебный мешочек».

Учить детей умению считать предметы на ощупь; обозначать их количество соответствующей цифрой карточкой.

2

«Найди фигуру».

Исследовать из каких фигур состоит поверхность треугольной и четырехугольной призмы и пирамиды; развивать мыслительные операции.

3

«Жадные медвежата».

Формировать навыки практического изменения объемов, сыпучих тел; развитие самостоятельности.

4

«Геометрическое лото»

Закреплять знанием свойств предметов, геометрических фигур; развивать пространственные представления, речь, внимание, зрительную память.

5

«Точечки».

Развивать математическое мышление, обучать навыкам классификации, счета и нумерации.

6

«Считай, не ошибись».

Учить ориентироваться в числовом ряду в пределах 10; закрепить умение отсчитывать игрушки, предметы по заданному числу или на 1 больше, на 1 меньше заданного числа.

                            Май.

1

«Геометрическое лото».

Закрепляет знания свойств предметов, геометрических фигур; развивать пространственные представления, мыслительные операции, внимание, зрительную память.

2

«Веселый распорядок».

Помочь детям осмыслить понятие времени; познакомить с видами и особенностями часов (циферблат со стрелками и цифровая форма часов); научить детей правильному построению распорядка дня, дисциплине.

3

«Сравни и подбери»,

Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление; научить детей сравнивать предметы по величине; закрепить знания об основных цветах и геометрических фигурах.

4

«Логика и цифры».

Развитие внимания, памяти, логического мышления, сенсорных способностей

Перспективный план работы с детьми по теме: «Формирование логического мышления детей дошкольного возраста по средствам дидактических игр и упражнений.»  в подготовительной группе на 2020-2021 год

Дата

Содержание деятельности

Материал

Сентябрь

Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь»

Игра «Антонимы»

Загадка

Задание на сравнение

      5    Логические задачи

Развивалки», стр. 174

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 7, № 3;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр. 5.

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.5

Октябрь

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь»

2.Игра «Антонимы»

3.Загадка

4Задание на сравнение

5Логические задачи

«Развивалки», стр. 174

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 7, № 3;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр. 5.

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.5

Ноябрь

Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту».

Загадка

Задание на сравнение

Логические задачи

«Развивалки», стр. 182

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 10, № 6;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.8.

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.8

Декабрь

Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

Задания по Блокам Дьенеша

Логические задачи

Задание на сравнение

«Развивалки», стр. 223

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 11, № 8;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.10.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 11

январь

Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

Задания по Блокам Дьенеша

Логические задачи

Задание на сравнение

«Развивалки», стр. 223

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 11, № 8;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.10.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ.», стр. 11

Февраль

Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

Задания по Блокам Дьенеша и палочкам Кьюизенера

Логические задачи

Задание на сравнение

«Развивалки», стр. 223,

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 22, № 21;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.11, 12.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ. Старший возраст», стр. 14

Март

Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

Загадка

Задание на классификацию

Логические задачи

«Развивалки», стр. 227

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.18,19.

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.36,37

Апрель

Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

Работаем с блоками Дьенеша

Задание на умозаключения

Задания на внимание

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.42,43.

«Вся дошкольная программа. Внимание», стр.19,20.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 25

Май

Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

Задание на умозаключения

Задания на внимание

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.46,47,48.

«Вся дошкольная программа. Внимание», стр.23,24,25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя работа. Аналитический отчет Анализ результатов педагогической деятельности за период 2015-2020 год Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Аналитический отчет. Анализ результатов педагогической деятельности за период 2015-2020 год Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактическ...

Система работы по теме "Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений"

Представлена система работы по теме "Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений"...

Модель взаимодействия с родителями по теме "Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений"

Модель взаимодействия с родителями по теме "Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений"...

Перспективный план работы с родителями по теме: " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." на 2019-2021 учебный год.

Перспективный план работы с родителями по теме:  " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." на 2019-2021 учебный год....

Перспективный план работы с детьми по теме: «Формирование логического мышления детей дошкольного возраста по средствам дидактических игр и упражнений.» в подготовительной группе на 2020-2021 год

Перспективный план работы с детьми по теме: «Формирование логического мышления детей дошкольного возраста по средствам дидактических игр и упражнений.»    в подготовительной...

Перспективный план работы с детьми по теме: «Формирование логического мышления детей дошкольного возраста по средствам дидактических игр и упражнений.» в старшей группе на 2019-2020 год

ерспективный план работы с детьми по теме: «Формирование логического мышления детей дошкольного возраста по средствам дидактических игр и упражнений.»    в старшей  группе н...

Перспективный план работы с родителями по теме: " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." средний, старший, подготовительный возраст.

Перспективный план   работы с родителями по теме:  " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." средний, старший...