Сказкотерапия как инструмент коррекции поведения воспитанников в работе воспитателя
статья

Ткачёва Дина Викторовна
В последнее время особую тревогу среди психологов вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность, требующие адекватного и эффективного преобразующего взаимодействия. 
В статье рассмотривается вопрос использования одного из инструментов коррекции поведенческих реакций - сказкотерапия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия как инструмент коррекции поведения воспитанников в работе воспитателя

Сказкотерапия является инструментом для корректировки поведенческих реакций у дошкольников.

Одной из задач в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОСДО) является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Важным моментом является социализации личности. Но социальная, экономическая, экологическая обстановка, настоящее время в нашей стране, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. По мнению В. И. Долговой особую тревогу среди психологов вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность, требующие адекватного и эффективного преобразующего взаимодействия.

Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами: 1) ошибками воспитания или 2) определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы. 

Зачастую оба эти фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют (а иногда и вовсе не знают) те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются "исправить" ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями. Очень важно уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним. Самое главное определить причины симптоматики, приводящие к нарушениям психического развития детей, знание которой позволит педагогу совместно с психологом не только правильно построить работу с ребенком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требующие квалифицированной медицинской помощи.

Одним из инструментов коррекции поведенческих реакций является сказкотерапия.

Дошкольники очень любят сказки, сюжет которой проживают совместно. Сравнивают себя с героями сказок, оценивают как тот или иной персонаж поступил в данной ситуации. Определив причину агрессивного поведения и правильно подобрав сказку, происходит коррекция поведенческих реакций у дошкольников.

Сказкотерапия - это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия - это способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил. Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Слушая и воспринимая сказки дошкольник, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его, «примеряет» его к себе.

Работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), дошкольник анализирует ситуации и находит ответы на интересующие его вопросы.

Таким образом, с помощью сказкотерапии дошкольник формирует свое мировоззрение, которое корректирует и развивает  педагог - психолог в своей работе.

Список литературы:

  1. Детская практическая психология: алгоритмы работы педагога - психолога ДОО [Текст]/ Ю. А. Афонькина. – М.: АРКТИ, 2016 – 144 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Основы сказкотерапии [Текст] Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.:  ООО «Речь», 2007 – 170 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии [Текст]  Т. Д.  Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.:  Речь, 2005 – 310 с.
  4. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст]: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. – СПб.: Речь, 2006  
  5. Психологическая коррекция агрессивного поведения [Текст] / Т. П. Смирнова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 – 154с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игровые методы по коррекции недостатков звукопроизношения в работе воспитателя логопедической группы ДОУ

ТЕМА: “Игры по коррекции недостатков звукопроизношения в работе воспитателя логопедической группы ДОУ»....

MIMIO как инструмент коррекции и развития в работе современного психолога дошкольного образования

Но как говорил один мудрец: «Лучший способ избавиться от врага - сделать его другом». Руководствуясь именно этим принципом, должна быть организованна деятельность с использованием компьюте...

Методы и приемы формирования у детей навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)

В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка — научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приоб...

Современные технологии формирования у детей старшей группы ДОО навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя)

В материале описаны современные технологии формирования у детей  старшей группы ДОО навыков безопасного поведения....

Сообщение "Коррекция поведения воспитанников приёмами арт-терапии"

Сообщение "Коррекция поведения воспитанников приёмами арт-терапии"...